Basketball Jerseys  Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе PDF Печать E-mail

Журнал "Муниципальное образование:инновации и эксперимент" № 2 (2011)
Раздел: Теория и практика управления инновациями, стр. 3-9

Лазарев Валерий Семенович
академик РАО
доктор психологических наук
директор Института инновационной деятельности
в образовании РАО
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе

 

Отечественное общее образование входит в период смены принципи-альной модели своего функционирования. Необходимость этого назрела давно, уже несколько десятилетий теоретики констатируют кризисное состояние школы, однако практики упорно не соглашается с этим. И хотя в 1990-е годы и первое десятилетие 2000-х годов в школах происходили изменения, но ни их темп, ни содержание не отвечали объективным потребностям общества и государства. Результаты международных сравнительных исследований по программам TIMS и PISA, результаты сдачи ЕГЭ по-прежнему свидетельствуют о кризисном состоянии российской школы.

Сегодня все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может. Она по-прежнему реализует ассоциативно-репродуктивный принцип обучения и не развивает у учащихся деятельные способности, необходи-мые выпускникам школы, чтобы познавать этот динамично изменяющийся мир, осмысленно самоопределяться в нем, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда. Этот порок массового образования, детально проанализированный отечественными учеными еще несколько десятилетий назад, остается неизжитым и по сей день.

Современное состояние школы не удовлетворяет общество и государство. От нее требуют качественного обновления, не удовлетворяясь ни ее сегодняшним состоянием, ни происходящими в ней переменами. В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" определены стратегические цели и задачи развития образования к 2025 году. Предусматривается, что российское образование должно выйти на принципиально новый уровень, соответствующий запросам высокоразвитого постиндустриального общества. Однако в массовом сознании педагогической общественности нет понимания необходимости качественного изменения в своей деятельности. Опросы директоров школ показывают, что только около пятой части из них считают, что в системе школьного образования нужны крупные качественные изменения, а остальные не видят необходимости в этом, причем чуть менее трети считают, что нужны лишь небольшие "косметические" улучшения. С принятием нового Федерального государственного образовательного стан-дарта (в последующем ФГОС) общего образования ситуация радикально изменяется. Введение нового стандарта ставит школы перед необходимо-стью принципиального изменения своей образовательной деятельности.

В отличие от действовавшего прежде, новый стандарт устанавливает требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным;
  • к структуре основной образовательной программы;
  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт ориентирует на достижение качественно иных результатов образования и переход от ассоциативно-репродуктивной модели обучения к модели, построенной на деятельностных принципах.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]
  • Разработка частных внедренческих проектов.
  • Осуществление преобразований.
  • Оценка и институализация изменений.
  •  

    Стадия проблемно-ориентированного анализа образовательной системы школы. В ходе ее выполнения должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого должно быть определено, какие изменения требуется произвести в целях образования, в учебном плане, в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности, в образовательных технологиях, в условиях реализации образовательных программ, в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

    В результате сравнения требований стандарта к каждому названному компоненту образовательной системы с тем, что имеется фактически, долж-ны быть сделаны выводы:

    • какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
    • какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
    • какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
    • какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

     

    На первом шаге анализа определяются необходимые изменения в образовательных целях. При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

    • какие из них ранее не ставились;
    • какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
    • какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

    Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

    Чтобы план внедрения новшества мог эффективнее выполнять свое назначение, он должен отвечать определенным требованиям:

    1. обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленной цели;
    2. устанавливать связи между действиями и тем самым обеспечивать их скоординированность и согласованность по содержанию и срокам выполнения;
    3. быть реалистичным с точки зрения ресурсного обеспечения и сроков реализации;
    4. обладать чувствительностью к сбоям, т.е. возможным отклонени-ям от запланированных целей за счет контролируемости процесса по промежуточным результатам;
    5. быть рационально детализированным, т.е. устанавливать такой временной интервал между контролируемыми промежуточными целями, когда оптимизируется соотношение между затратами усилий на контроль и его результативностью.

    Наиболее сложно при планировании инновационных процессов достичь полноты состава действий. "Забывание" каких-то действий приводит к значительному увеличению длительности реализации нововведений. По мере выполнения работы, неполнота действий обнаруживается, и план существенно дорабатывается и изменяется по ходу выполнения. Например, если осваивается новая педагогическая технология, но в плане забыта необходимость обучения учителей на специальных курсах, то внедрение новшества может быть отложено на целый год, так как нужно подстраиваться под сроки проведения соответствующих курсов.

    В ходе введения ФГОС потребуется параллельно выполнить много изменений, которые должны быть согласованы по содержанию и срокам. Без тщательно проработанного плана добиться этого будет невозможно.
    В табл. 2 приведен фрагмент плана–графика изменений в предметной области "Математика", представленный в табличной формой. План может быть представлен также в форме ленточной диаграммы Ганта. С помощью планирования по методике Гантта можно добиться не только реалистичности плана по срокам, но и сокращения сроков исполнения планов. Ленточная диаграмма обладает тем преимуществом по сравнению с табличной формой, что позволяет видеть связи между действиями.

    Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

    Реализация описанной модели введения ФГОС предполагает включение в этот процесс всех педагогов, чью деятельность это будет затрагивать. Чтобы такое включение было эффективным, оно должно быть хорошо организованным. Для этого нужно построить соответствующую организационную структуру, в которой будет определено кто, за что отвечает, кто с кем взаимодействует. Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких структур проектного типа. Они действую на время реализации инновационных проектов, а по окончании расформируются.

    Администрации школы, целесообразно создать Совет по введению ФГОС нового поколения, призванный обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива. Одновременно следует создать рабочую группу по разработке и реализации программы введения ФГОС. В состав этой рабочей группы следует включить всех педагогов, работающих в начальных классах. Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Они должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. Внутри рабочей группы на разных стадиях работы целесообразно вы-делять микрогруппы из 2-3 человек. Микрогруппы в рамках разработки программы введения ФГОС могут разрабатывать программы частных инновационных проектов, например модернизация системы преподавания в предметной области "Математика" или какой-то другой.

    Реализация описанной принципиальной модели введения ФГОС позволяет сделать работу педагогического коллектива школы целенаправленной и организованной, но не жестко алгоритмизированной. Она предполагает творческий подход к созданию обновленной образовательной системы школы. Она также предполагает, что участники этого процесса обладают необходимыми компетенциями.

    ***

    Апробация описанной модели введения ФГОС показала, что персонал школ испытывает значительные трудности, обусловленные, во-первых, невладением технологиями инновационной деятельности, а во-вторых, невладением образовательными технологиями, применение кото-рых предполагает стандарт. Как отмечают учителя, даже когда они на курсах повышения квалификации получают информацию о каких-то новых технологиях образования, эта информация дает лишь самые общие представления об этих технологиях. Она недостаточна для овладения ими. Если процесс введения ФГОС будет плохо организован и обеспечен методически, возникнет соблазн (учитывая давление сверху) свести дело к подготовке нужных "бумаг" и "покраске фасадов". Если это произойдет, то противоречия между школой и обществом будут только обостряться. Развивающемуся обществу нужна соответствующая школа.


    1Анализ практики инновационной деятельности школ см. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М.:Центр педагогического образования, 2008, глава 2.

    2См. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002; он же Управление инновациями в школе. – М.: Центр педагогического образования, 2008

     
    Инновации и эксперимент в образовании