Инновации и эксперимент в образовании

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" №3 (2010) PDF Печать E-mail

Журнал для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ

В номере:

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

Андриади И.П., Темина С.Ю. Основные направления применения кейстехнологий в профессиональной подготовке учителя

В статье рассматриваются различные кейстехнологии и важнейшие пути их реализации в педагогическом образовании. Особое внимание уделяется методу конкретных ситуаций и ситуационно-моделирующим играм.

Паршуков В.Г. К проблеме качества современного образования

Автор обсуждает проблему качества современного ВУЗовского образования, предлагает подходы к ее решению через создание развивающейся модели образовательной системы, основанной на концепции гуманитарного образования, реализуемой в зарождении научно-гуманистической системы образования, в возможности реального осуществления одного из неотъемлемых прав человека – права выбора родителями и самими учащимися такого типа учреждения и такой технологии обучения, при которых наилучшим образом смогут раскрыться потенциальные способности ребёнка и подростка; в изменении учебных планов школ и программ по различным предметам; в постепенном переходе на технологии развивающего обучения.

Шефер О.Р., Шахматова В.В. Требования, предъявляемые к учителю, организующему подготовку учащихся к олимпиаде по астрономии

В статье представлена научная концепция подготовки учителей физики к организации работы с учащимися – участниками различных этапов олимпиады по астрономии, которая содержит теоретическое обоснование работы учителя с олимпиадной командой, структуру рабочей программы элективного курса и требования к учителю реализующего эту концепцию.

Инновации в школе

Бакшеева Т.Н. Детская неуспешность в учебной деятельности

В статье рассмотрена попытка систематизации деятельности учителя по созданию условий ликвидации затруднений детей «группы риска» в познавательной деятельности, описаны СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Овсяник Л.В. О производности (членимости ) суффиксоидов

В статье затрагивается вопрос членимости суффиксоидов, морфем переходного характера. Раскрываются функции составных элементов суффиксоидов.

Ниматулаев Ш.М. Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка

Автор предоставляет опыт работы по экологии в образовательном процессе высших учебных заведений, который способствует повышению качества образования студентов технологического факультета.

Тараканова В.В. Здоровье человека в условиях окружающей среды

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении английского языка» посвящена перспективным методам изучения английского языка основанной на внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационного потенциала Интернет технологий. Рассмотрены дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при изучении английского языка. Отмечены основные направления использования ИКТ в процессе обучения английскому языку. Обоснована идея использования учебных проектов организованных между учащимися различных регионов (стран) на основе использования Интернет сообществ, для организации совместной учебной деятельности.

Жегин П.А. Проблематика работы с педагогическим персоналом ведущих образовательных систем в отечественных и зарубежных источниках

Автор характеризует и анализирует работы отечественных исследователей, посвященные работе с педагогическим персоналом. Определяет их дефициты и предлагает источники их восполнения.

Эксперимент в школе

Ефимов В.Н., Рыжков В.И. ЕГЭ и система дидактического контроля: некоторые результаты

Редакция продолжает публикацию материалов Ефимова  В.Н. и Рыжкова В.И. Вопросы, связанные с ЕГЭ, сегодня в преддверье очередной государственной аттестации школьников не утратили своей актуальности и носят дискуссионный характер.

Грищенко В.Н. Профессиональноориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения и воспитания

Автор раскрывает одно из главных направлений работы классного руководителя старших классов в условиях профильного обучения, описывает технологию профессиональной ориентации школьников.

Кабинет практического психолога

Зимняя И.А. Развитие личности как субъекта деятельности

В статье рассматриваются развитие личности как процесс, фазы жизненного пути, социальная ситуация развития; адаптация, индивидуализация, интеграция, которые выступают как механизмы взаимодействия человека и общности; раскрываются механизмы его социализации и личностного развития («Я» – концепции, «Я» – системы); проводится анализ пяти возрастных периодов личностного развития ребенка.

Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения

В статье анализируется развитие психических процессов учеников начальной школы, дается определение младшего школьного возраста, рассматривается игровая форма деятельности как ведущая в процессе обучения обосновывается выбор игры как формы обучения в начальной школе.

Беккер В.А. Одарённость в детском возрасте

Автор рассматривает проблему одаренности детей, выделяет виды одаренности, раскрывает причины трудностей работы учителя с одаренными детьми, делится опытом их преодоления.

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Воронцов А.Б. Риски и затруднения введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Автор рассматривает риски и затруднения, возникающие при введении Стандартов нового поколения. Критически конструктивно относится к структуре и наполнению основной образовательной Программы школы, предлагает один из вариантов решения.

Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности

Автор предлагает приемы работы с учителями начальной школы, стремящимися разобраться в том, что такое универсальные учебные действия и для чего они нужны учащимся. Материал может быть полезен завучу или руководителю методического объединения учителей начальной школы.

Мастер-класс

Кадыкова О.М. Отречение Николая II: конспект урока истории

В статье представлен конспект урока, в котором реализован деятельностный подход в обучении. Приведён пример организации развивающей учебной деятельности на историческом материале.

Боякинова Г.Н. Освоение способа измерения длины

В статье представлен сценарий урока математики в 1 классе по теме «Величины. Длина». Автор делится опытом, как организовать деятельность обучающихся на уроке введения новых знаний.

Матюшина Л.Е. Интенсификация музыкально-образовательной деятельности как педагогическая проблема

В этой статье автор обращает внимание на проблему интенсификации музыкально-образовательной деятельности, на её структуру и развитие.

Дубровка А.М. Технология развития критического мышления учащихся на уроках химии как средство формирования умений самообразования и повышения качества образования

Автор определяет задачи своей педагогической деятельности, проектирует создание авторской технологии развития критического мышления (при обучении химии) посредством формирования умений самообразования через организацию поэтапного формирования умственных действий, что влияет на повышение качества образования.

Информация

Жихов А. В Белгороде подведены итоги всероссийской олимпиады по физике

 
Инновации и эксперимент в образовании