Инновации и эксперимент в образовании

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 5 (2010)

Журнал для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ

В номере:

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

Лутцева Е.А. Развитие через открытия

Автор раскрывает сущность нового учебного предмета «технология» в начальной ступени образования, показывает на каких теоретических основаниях может строиться урок технологии, чтобы обучение было не трудно, а интересно.

Шустова О.А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся

Данная статья посвящена проблемам формирования окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся на примере деятельности лаборатории методического сопровождения работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях Окружного методического центра Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. В статье раскрываются направления работы лаборатории, предлагаются к рассмотрению основные окружные проекты, являющиеся основополагающими для формирования единого образовательного пространства Западного учебного округа для данной категории учащихся.

Тимофеева О.Ю. Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения

В статье автор обращает свое внимание на главные механизмы качества образования путем реализации дистанционного обучения в широком формате. Особое внимание в статье уделено роли дистанционного тьютора в образовательном процессе согласно ФГОС общего образования второго поколения.

Инновации в школе

Карпец И.В. Адаптивные технологии индивидуально-ориентированной системы обучения

Автор рассматривает способ построения индивидуально-ориентированной системы обучения на основе применения адаптивных технологий обучения. Предла гает построение личной «траектории» развития ученика через реализацию принципов построения адаптивной технологии.

Курушкина С.А. Повышение качества обучения предмету с помощью элективного курса

В статье представлен фрагмент авторского элективного курса «Учимся видеть» для учащихся 9-х классов. Раскрывается актуальность, методологическая основа курса, основные подходы к организации занятий, предполагаемые результаты.

Ужанова А.Л. Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности

В статье рассматривается механизм применения в учебном процессе специальных дидактических единиц, способствующих формированию нравственных и эстетических качеств личности.

Ившин А.Н. Учебный предмет Информатики и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности

В статье рассматривается место предмета Информатика и ИКТ в школьном курсе, его роль в формировании информационной компетентности личности. Показываются широчайшие возможности интеграции данного учебного предмета в рамках школьного курса.

Эксперимент в школе

Юшина О.П. Профильное обучение по индивидуальным учебным планам

В статье рассматривается модель профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП). Автор описывает структуру управления образовательным учреждением и делится опытом организации информационно-организационного этапа в условиях перехода на профильное обучение по ИУП.

Пивоварова С.Н. Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся школы

Статья посвящена проблеме оценивания результатов учебной деятельности учащихся школы. Автор рассматривает разработанную систему оценки знаний, умений, навыков, необходимость приведения системы в соответствие с поставленными целями образования, предлагает признать необходимость оценивать содержательное движение ученика к цели.

Дегтева Г.А. Проектировочная деятельность учащихся

В статье предлагаются материалы из рабочей тетради Дегтевой Г.А., в которой рассматривается технология проектирования, ключевые понятия проектировочной деятельности. Обстоятельное и последовательное изложение материала позволит учителю использовать его в качестве алгоритма при организации проектной деятельности учащихся.

Абрамова Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье рассказывается, как можно сделать урок русского и литературы интересным, используя современные педагогические технологии, такие как: ИКТ, технологию опережающего обучения, коммуникативную, технологию развития критического мышления и др.

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»

В данной статье мы продолжаем публикацию интерактивного занятия на тему «Инновационная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС второго по коления» по материалам мастер-классов, проведенных в Елабуге, Смоленске, Калуге и других городах на выездных семинарах. В  статье рассматриваются приемы целеполагания.

Мусихина С.Ю. Формирование естественнонаучной компетентности учащихся при помощи заданий нового типа

Статья посвящена проблеме качества контрольно-из мерительных материалов по биологии. Автор предлагает сравнительный анализ КИМов на примере ЕГЭ и международного тестирования PISA и ТРИЗ, а также авторские варианты заданий нового образца.

Дубровка А.М., Бурдыко Л.В. Педагогические технологии как средство развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла

Авторы предлагают использовать современные технологии, посредством которых повысится уровень информационно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла.

Синюк О.А. Организация воспитательной работы в школе с использованием информационно-коммуникационных технологий

В статье автор показывает возможные пути ИКТ – сопровождения воспитательного процесса для повышения эффективности внеклассной и внеурочной работы в школе. Создание единого информационного пространства школы путем применения ИКТ в учебной, внеучебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей.

Кабинет практического психолога

Рязанцева Т.В. Психологический КВН

В статье представлен сценарий организации работы Клуба Веселых и Находчивых (КВН). Данное мероприятие адресовано психологам, педагогам, воспитателям. В нём раскрыты методы и практические приёмы психолого-педагогической работы в группе. Направлено на успешное развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ученика.

Адамов В.П. Психолого-педагогическое обоснование деятельности школьного стрелкового кружка Военно-спортивного клуба «Атлант»

В статье рассматриваются психолого-педагогические обоснования успешной деятельности школьного стрелкового кружка военно-спортивного клуба «Атлант».

Мастер-класс

Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка

Автор делится опытом работы по использованию моделей ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, приводит примеры заданий, которые позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения.

Русецкая О.А. Технология «дебаты» – интерактивная форма обучения на уроках развития речи

В данной работе рассматриваются активные и интерактивные методы обучения и, в частности, использование технологии «Дебаты» как одной из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии. Автор подробно описывает подготовку и проведение дебатов, а также предлагает элемент урока развития речи с использованием данной технологии.

Лисина Г.А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности

В статье рассматривается развитие интеллектуальной и творческой личности на основе применения здоровьесберегающих технологий. Автор приводит оценку современных технологий, которые позволяют говорить об их здоровьесберегающей и развивающей направленности.

Никулаева С.М. Экозанятие по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром «В гости к солнышку»

Автор в сценарии занятия с детьми показывает, как можно учить детей не только любить природу, но и беречь ее, воспитывать любовь к своей Родине через сказку. В процессе таких занятий дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллекту альные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что музыкальное сопровождение на экозанятиях способствует эстетическому развитию.