О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий |
О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенкаДвадцатый век стал переломным в судьбе отечественного образования. Смена парадигмы, возрождение многообразия образовательных программ, пересмотр теоретических оснований традиционной дидактики, интеграция в мировое образовательное пространство, привели к тому, что проблема социальной адаптации ребенка в процессе школьного образования, обеспечивающей ему успешность и в жизни, и в обществе, приобрела значимость и актуальность. Вал терминов оглушил педагогическую общественность: технологии, проектирование, образовательные модели, адаптивные школы, компетентностный подход, информатизация образовательного поля, профильное обучение. Есть от чего растеряться. Частнометодический подход, как оказалось, не способен гарантировать ни качества образования, ни конкретных результатов, ни развития личности, как таковой. Поиск же направлен на решение одной из самых ключевых задач: обеспечить индивидуально-личностное развитие ребенка в процессе его образования. Этот путь способен обеспечить как качество обучения, так и развитие уникальности ребенка, формирование устойчивого мотива к познанию мира. Проблема индивидуализации обучения всегда присутствовала в той или иной форме в любом обучении (школьном, профессиональном, вузовском), но классно – урочная система образования не могла, и никогда не сможет, учесть индивидуальные потребности личности ребенка как в его удовлетворении содержанием обучения, так и в реализации его темпов. Но, главное, возможности проявления активности самой личности сводятся к минимуму. А этот фактор, в конечном счете, снижает острую потребность к самоутверждению детей. Перегрузка детей в такой системе обусловлена «валом информации», которую следует усвоить. Как следствие, страдают процессы ее переработки, а значит, тормозится развитие мыслительных процессов, снижается их качество. Человек постепенно превращается «в схему действий по образцу», нарушается естественный процесс развития его творчества. Проблема индивидуализации обучения заявлена как доминирующая во всех системах обучения, подкреплена всеми нормативными документами развития сферы образования, но пути выбора реализации данного процесса принадлежат профессиональным ее сотрудникам. Решение проблемы индивидуализации в образовательном процессе реализуется на основе трех основных позиций, которые отражены в схеме 1. {mosregread} Авторская модель индивидуализации обучения базируется на определенных теоретических позициях группы ученых. Исходя из высказывания Э. Ильенкова «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо», важно учителю любой предметной области понять, что ребенок будет счастливым и успешным в жизни только при условии комплексного, системного подхода к его развитию в образовательной деятельности. Рассмотрим главные положения авторских концепций индивидуализации обучения (схема 2).
Технология индивидуализации обучения, в которой учитываются индивидуально-типологические особенности учащегося осуществляется на основе комплекса дидактических условий. К ним относятся:
Авторская технология, предлагаемая вниманию читателей, основывается на теоретических положениях развивающего обучения (В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, В.Э. Штейнберга и др.). Это современная образовательная технология, ориентированная на развитие «Я – концепции» личности учащегося, способной к самоактуализации, самореализации в социальном обществе. Она универсальна и апробирована в разных предметных областях (физика, биология, история, обществознание и черчение). Результаты апробации позитивны. Они показали высокий уровень достижений учащихся. К достоинствам технологии обучения относится и то, что она позволяет решать проблему индивидуализации вариативно. Первый путь начинается с формирования «Блок-концепта», который представлен ключевым объемом информации по изучаемой темы или части темы. «Блок-концепт» – это своеобразный кластер информации, содержащий не более 6–7 единиц информации, соответствующих архетипу развития памяти большинства учащихся. Он содержит рациональное соотношение как образной (визуальной), так и логической (вербальной) организации изучаемого материала. В нем раскрываются взаимосвязи информационных элементов. Его основа конструируется на шести принципах развивающего обучения В.В. Давыдова. Второй путь начинается с подготовки учителем материала, изучаемого по конкретной теме, для индивидуальной деятельности учащихся, объединенных в типологические группы. Основа формирования групп - соотношение образной и логической компонент мышления. Предполагается, что предварительно учитель получил данные о доминирующем типе мышления школьников. Структура модулей и логическая последовательность действий, по которым строится практическая деятельность обучающихся, изображены в данной статье в виде схем. Третий путь – это организация индивидуальной деятельности учащихся, в основу которой положены знания об индивидуально–психологических особенностях школьников и разработанные индивидуальные задания. На этом этапе учитывается «зона ближайшего развития ученика». Задания разрабатываются адекватно их возможностям, в двух вариантах: в актуальной зоне развития и на шаг сложнее. Как учитывать зону затруднений – решает учитель. Четвертый путь – это организация индивидуальной работы в малых группах на основе конструктивного сотрудничества. Задания разрабатываются для каждого ребенка на основе глубокого знания его индивидуальных особенностей (и свойств, и комплекса навыков организации деятельности, и зоны ближайшего развития ребенка, и индивидуально-психологических особенностей). Организационные основы данного метода заложены у В.К Дьяченко. Способы их адаптации могут быть разными. Этот путь очень эффективен, хотя и требует значительных трудозатрат со стороны учителя. Зато какой простор для творчества учителя! Пятый путь – это использование всего комплекса предложенных путей. Он требует глубокой теоретической подготовки учителя, знания возрастной психологии, союза учителя и психолога, использование теоретических оснований развивающего обучения, овладение технологией разработки «блок – концепта», умения проектировать образовательный процесс, прогнозировать развитие ребенка, и многое другое. Рассмотрим модули обучения. Основной учебно-дидактический модуль № 1 (базовый)
Учебный модуль № 2, предлагаемый учащимся с доминирующей образной компонентой мышления
{/mosregread} Учебный модуль № 3, предлагаемый учащимся с доминирующей логической компонентой мышления
Е.М. Свиридова, Литература
|