Инновации и эксперимент в образовании

Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений PDF Печать E-mail
Добавил(а) Давыдова Н. Н.   

В работе представлены подходы к формированию внутришкольной системы менеджмента качества в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса.

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперименты в школе №1 /2010
Раздел: Теория и практика управления инновациями, стр. 3

Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений

Может ли сетевое взаимодействие образовательных учреждений повлиять на качество инновационной деятельности в регионе?

Идея создания сети образовательных учреждений (ОУ), реализующих инновационные образовательные программы, возникла в Уральском отделении Российской академии образования (УрО РАО) в 2007 году в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и Комплексной программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». Проект, реализуемый в УрО РАО уже 2 года, направлен на повышение качества образования в Уральском федеральном округе на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями региона через информационные возможности УрО РАО.

Понятие инновационно-активная школа еще находится в стадии понятийного оформления. Но уже очевидно, что это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности, оказывающий влияние на идеи и развитие других образовательных учреждений. Представление о задачах инновационно-активных школ в системе муниципального образования отражает основные концепции, выдвигаемые сегодня обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей и как на самоценность, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала. В этой связи главными критериями в определении понятийного поля инновационно-активной школы можно считать :

  • стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;
  • высокий уровень качества образования;
  • значительный воспитательный потенциал;
  • корпоративный дух педагогического коллектива;
  • авторитет образовательного учреждения в сообществе.

Значение появления подобных учреждений для социально-педагогического окружения определяется прежде всего тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений и источником абитуриентов, наделенных умением и стремлением учиться и заниматься самообразованием для системы профессионального образования; расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути.

Таким образом, сегодня инновационно-активная школа - это:

  • школа новых воспитательных и образовательных технологий;
  • школа, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения;
  • школа, которая является социальным институтом и открыта для эффективного взаимодействия с бизнес - сообществом в сфере образования и воспитания;
  • школа, которая развивается вместе с российским государством;
  • школа, в которой интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;
  • стартовая площадка для конкурентноспособной и творческой личности, обладающей лидерскими качествами;
  • школа, в которой успешным становится каждый школьник;
  • школа, которая помогает каждому учащемуся реализовать свой потенциал и дает возможность для самоутверждения и самореализации;
  • школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит школьников к активной жизни;
  • школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;
  • школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.

В нашем проекте под инновационно-активной школой понимается школа, осваивающая новые технологии образовательной, социокультурной, финансово-экономической, управленческой деятельности с целью достижения нового качества образования, обеспечения доступности качественного образования, эффективного использования ресурсов образовательного учреждения «здесь и сейчас».

В рамках проекта идет поиск адекватной требованиям времени модели сетевой распределенной структуры инновационно-активных ОУ Уральского региона по внедрению результатов инновационных образовательных программ Разработанная модель учитывает имеющийся в России опыт организации сетевого взаимодействия ОУ [1, 2, 3].

Понимая, что опыт, в том числе и инновационный, нельзя просто передать, и что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед инновационным образовательным сообществом сегодня встаёт задача обустройства этих пространств. Наиболее эффективным способом обустройства пространств переноса оснований инновационной деятельности становится организация сетевого взаимодействия коллективных субъектов образовательной деятельности. Разработка организационно-управленческих схем сетевого взаимодействия образовательных учреждений основана на понимании сущности сети и сетевого взаимодействия. Обычно под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей.

Анализируя понятие «сеть», «сетевое», нельзя не обратиться к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [4]. Нельзя не согласиться с основными характеристиками сетевой организации, выделенными М.М.Чучкевичем.

  • Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети - конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами. Относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.
  • Множественность уровней взаимодействия - совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.
  • Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.
  • Независимость членов сети - представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.
  • Множественность лидеров - понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе - это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно , параллельно с реализацией собственных задач. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей.

В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к последней четверти 20 века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику Ю.А. Конаржевским. А.И. Адам-ский применительно к сфере образования выделил следующие характеристики сетевого взаимодействия. В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а «персона» (актор) и «событие» (артефакт).

Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент - «событие» - предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими, таким образом, об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующего в современной системе образования, так как нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ [1].

В реальной педагогической практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей, которые условно можно объединить в два основных типа: концентрированная и распределенная сети. Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. В распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития.

Наш проект имеет в своей основе именно распределенную сеть инновационно-активных ОУ. Механизмы взаимодействия между узлами сети - инновационно-активными ОУ определяют принципы саморегуляции. Каждое инновационно-активное ОУ несёт в себе вполне определённый функционал и содержание, которые, согласно закону синергии, могут усиливаться в сетевом взаимодействии. Основой функционирования сети являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи. При этом вертикальные связи и соподчинения узлов сети могут меняться в зависимости от решаемой задачи. Таким образом, инновационно-активные школы являются уникальными узлами сети, которые вступают во взаимодействие «по определенному поводу» - по поводу создания совместной программы, организации распределенного обучения, выполнения научного проекта, проведения научно-практической конференции по проблеме и т.д. Решение задачи будет сопровождаться изменениями в механизмах взаимоотношений между элементами сети: каждая новая задача может привести к формированию временной иерархической структуры или некоторого соподчинения.

Данная методология объясняет принципы функционирования создаваемой в регионе распределенной структуры сетевого взаимодействия и определяет функционал узлов сети - ИА ОУ. В рамках предлагаемой модели сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий. Выбор такого подхода основан на имеющемся опыте применения сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т. п. Таким образом, в нашем проекте сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Ключевыми понятиями для организации сетевого варианта взаимодействия ОУ являются: доверие, кооперация, адаптация, обязательства, сетевая позиция. Сетевое взаимодействие в нашем случае привело к формированию устойчивой взаимозависимости тех ОУ, которые в него включены. Образовательные учреждения нашей «сети» независимы, отношения между ними устанавливаются в рамках долгосрочных договорных обязательств, а информацию о внешней среде «сеть» получает через постоянный интерактивный процесс обмена (взаимодействия) с другими участниками проекта. Ключевой задачей становления сети становится обеспечение лояльности участников и улучшение инвестиционной привлекательности сети. Организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия в рамках проекта зависят от направления обмена ресурсами и услугами. В практике работы ОУ - членов академической площадки УрО РАО можно выделить две основные организационно-управленческие схемы: паритетного взаимодействия и донорского взаимодействия.

В случае паритетного взаимодействия обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный.

При донорском взаимодействии одна из школ, имеющих наиболее сильные позиции в реализуемом направлении предоставляет ресурсы и/или услуги, а остальные ими пользуются на безвозмездной или возмездной основе. Организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия выстраиваются относительно конкретной школы, интегрированной в сеть, реализующей инновационную деятельность.

Состав системы управления инновационной деятельностью у каждого учреждения, входящего в сеть инновационно-активных ОУ определен его местом, ролью, функциями и целями вхождения в поле сетевого взаимодействия.

Регламент управления сетевым взаимодействием включает в себя порядок, этапы и сроки проектирования сети. Проектирование сетевого взаимодействия для обмена инновационным опытом включает проведение следующих определенных, логически взаимообусловленных действий:

  • обследование инновационной образовательной среды с целью определения ключевых направлений научно-методической работы на уровне отдельных образовательных учреждений;
  • определение внутренних ресурсов и внешних связей с другими образовательными ресурсами для расширения и развития инновационного потенциала;
  • создание пакета документов организационного, методического, нормативно-правового характера, обеспечивающего функционирования сети ИА ОУ;
  • формирование кадровых резервов и учебно-методических ресурсов;
  • распределение функций и полномочий между всеми участниками сети;
  • определение критериев и показателей эффективности работы сети

В настоящее время деятельность инновационно-активных ОУ, работающих с УрО РАО, ведется по широкому спектру направлений развития образования до 2020 года:

  • Перевод ОУ в статус инновационно-активного образовательного учреждения;
  • Информационно-методическое сопровождение разработки моделей профильного обучения в ОУ;
  • Теория и практика ноосферного образования в парадигме интеграции естественных и гуманитарных наук XXI века;
  • Теоретические и технологические основы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • Дидактико-технологическое обеспечение комплексного развития творческих способностей человека;
  • Социализация и гражданское становление личности в образовательном пространстве;
  • Стратегия интеграции педагогической науки и образовательной практики в социально-экономических условиях Уральского региона;
  • Информационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия ОУ разных типов и видов в рамках университетских комплексов.

В качестве примера возьмем последнее направление. Так, в рамках реализации положения «Концепции модернизации образования РФ» о развитии университетских комплексов ведется информационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия по проблемам:

  • Создание, апробация и внедрение модели управления качеством обучения школьников (на основе бенчмаркинга и Интернет-технологий и путем интеграции сетевых компьютерных технологий тестирования и прогрессивных технологий управления качеством на базе сетевого взаимодействия учреждений системы профессионального образования, бизнес-сообщества региона, органов управления образованием разного уровня и ОУ
  • Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия учреждений системы профессионального и общего образования. Модель сетевого взаимодействия учреждений профессионального и общего образования Свердловской области на позициях образовательного инжиниринга Инновационные технологии профессионального самоопределения старшеклассников в области сервиса и туризма
  • Моделирование процесса формирования готовности к межкультурной коммуникации
  • Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ЕГЭ

Результаты деятельности инновационно-активных ОУ УО РАО многократно обсуждались в ходе информационно-аналитических мероприятий разного уровня обсуждены, получили одобрение участников 7 Международной научно-практической конференции «Педагогические систнемы развития творчества», которая проходила в Екатеринбурге в ноябре 2008 года, Международной научно-практической конференции «Инновационные направления в образовании», прошедшей в апреле 2009 года в рамках ШОС в Екатеринбурге, Международной научно-практической конференции «Образование через всю жизнь. Непрерывное образование для устойчивого развития», апрель, 2009 (г.Челябинск). Весной 2009 года УрО РАО совместно с Отделом образования Октябрьского района Екатеринбурга провело региональную научно-практическую конференцию « Развитие детской одаренности в гимназическом образовании», которой участвовало более 200 представителей ОУ Уральского региона. В октябре 2009 года УрО РАО была проведена Первая международная НПК «Ноосферное образование как феномен социокультурного пространства». Участвовало 137 представителей педагогической и научной общественности региона. Силами педагогических коллективов инновационно-активных школ проведено более 270 учебно-методических семинаров, Круглых столов, мастер-классов, педагогических гостиных, презентаций передового опыта в ходе конференций и педагогических чтений разного уровня. Педагогическими работниками инновационно-активных ОУ только в 2009 году успешно защищено 2 кандидатские диссертации по педагогике.

Мы считаем, что результаты проекта имеют большое значение для формирования открытой сети инновационно-активных ОУ региона, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования лучших практик и трансферт инновационных результатов, полученных образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы.

Давыдова Наталия Николаевна,
начальник отдела инновационных проектов
Уральского отделения РАО г. Екатеринбург

Список информационных источников:

  1. Адамский А.И. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений.www.eureka.com
  2. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИПУ РАН, 2003.
  3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю http://www.soobshestva.ru/wiki/Sozdanie Professional%5C'nogoSetevogoSoobshhestva?v=1dhl
  4. Чучкевич М. Основы управления сетевыми организация­ми. М.: Институт социологии РАН, 1999.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании

Работы победителей конкурса "2013 год - год России в Нидерландах и Нидерландов в России"

n7.jpg