Методика создания мультимедийных пособий и программ

Методика создания мультимедийных пособий и программ. Искусство цвета.

Занятие 6. Искусство цвета в мультимедийных программах

«Цвет — это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет — это дитя света, и свет — его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу. Ничто не могло бы так поразить человеческий разум, как появление в небесах гигантского цветового венца. Гром и молния пугают нас, но цвета радуги и северного сияния успокаивают и как бы возвышают нас. Радуга считается символом мира».

http://sreda.boom.ru/libr/color/libr_itten_1.htm

(Иоханесс Иттен)

Что же такое цвет?

Мы смотрим на предметы и, характеризуя их, говорим примерно следующее: он большой, мягкий, светло-голубого цвета. При описании чего-либо в большинстве случаев упоминается цвет, так как он несет огромное количество информации. На самом деле тело не имеет определенного цвета.

Если говорить о дневном освещении, то это белый свет. Попадая на предмет, он частично поглощается, а частично отражается, так вот именно отраженный спектр и видит человек.

Видимыми являются волны, лежащие в диапазоне от 760 до 380 миллимикрон, хотя некоторые животные видят и в областях ультрафиолетовых и ультракрасных волн.

Длина световой волны
(милимикроны)
Цвет
760-720 Красный
620-590 Оранжевый
590-560 Желтый
560-530 Желто-зеленый
530-500 Зеленый
500-470 Голубой
470-430 Синий
430-370 Фиолетовый

{mosregread}Первый, кто сумел разложить свет на различные составляющие, был Ньютон. Он заметил, что при пропускании света через призму он раскладывается на лучи разных цветов, после чего снова собирается воедино.

призма Ньютона

Цвет — это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом и тем, что возникает в сознании человека. Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета взаимосвязаны. Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими — основа эстетического учения о цвете.

Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И.Гете, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

И.Гете любил рассматривать один и тот же пейзаж через стекла зеленого, желтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Как чистые, незатемнённые цвета, так и все смеси с другими цветами обладают ясно выраженным характером. Так, например, зелёный цвет может быть смешан с жёлтым, оранжевым, красным, фиолетовым, синим, белым и чёрным цветом, причём в каждом случае он приобретает специфический, единственный в своём роде характер.

Методика создания мультимедийных пособий и программКаждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создаёт новый, особый его характер. Тон цвета может быть изменён двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, чёрным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.

Цветовое воздействие — это психофизиологическая реальность цвета. Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

На белом фоне жёлтый квадрат кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном фоне становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

На белом красный цвет кажется очень тёмным и его яркость едва заметна. Но на чёрном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и чёрном фоне, то на белом он будет выглядеть тёмным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с жёлтым квадратом. На чёрном же фоне синий цвет посветлеет и приобретёт яркий, глубокий и светящийся тон. Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого — синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Цветовая гармония

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения» (К. Петров-Водкин)

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов.

Гармония — это равновесие, симметрия сил.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с одностороннеэкспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, с точки зрения выше изложенного, не является гармоничной.

Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета.

Сочетания цветов играют важную роль в создании мультимедийных программ. Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие просто “режут” глаз (например, оранжевый и бордовый). При создании мультимедиа программ следует позаботиться о согласовании цвета, гармонии колорита. Надо стремиться к созданию цветовых аккордов, гармонических созвучий. Строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания позволяют добиться различных эффектов в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а также от размеров и формы фигур на слайде. Тщательно подбирайте цвета для композиции. Лучше использовать небольшое количество цветов, чем перенасытить дизайн цветом. Определите разумные на ваш взгляд лимиты для каждого конкретного случая. Использование чрезмерного количества оттенков разных цветов — признак любительского дизайна. Цвет автофигур, стрелок, других элементов должен восприниматься в гармонии с содержанием текста, т.к. любой цвет тоже несет информацию. Если вы хотите выделить какую либо область вашего дизайна — используйте цвет, который не встречается больше нигде в композиции. Это позволит привлечь внимание к данной области. Не забывайте, что фон слайда тоже несет информацию (можно использовать тематические картинки, фотографии). Повторение цвета фона или элементов слайда акцентирует внимание слушателя на определенном блоке информации.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Цвет — очень мощное средство воздействия на человека. Информация, передаваемая цветом, воспринимается человеком на уровне подсознания. Происходит это мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне — так называемая «память предков». Потом следуют более тонкие слои личных ассоциаций и цветовых воспоминаний. Возможности цвета безграничны: он способен не только вызвать определенные эмоции — радость и уныние, счастье и печаль, но и создать ощущения тепла или холода, тесноты или большого пространства.

Основные, первичные цвета спектра: красный, желтый и синий нельзя разделить на составляющие. Составные же цвета оранжевый, фиолетовый и зеленый потому так и называют, что получают каждый из них путем смешения двух основных цветов.

Основное деление спектра происходит в области зеленого цвета — это деление на теплую и холодную его части. В теплой части спектра — цвета от зеленого влево до красного (в них преобладают красные и желтые тона), а в холодной — от зеленого вправо до фиолетового (преобладают зеленые и синие тона).

Методика создания мультимедийных пособий и программ«Температура» зеленого определяется соотношением в нем теплого желтого и холодного синего цветов.

Желто-зеленый оживляет, несет положительную информацию, а сине-зеленый — это цвет моря, успокаивает.

Зеленые тона всегда спокойны, расслабляют, снимают усталость, хорошо воспринимаются.

Действие желтого и оранжевого — тонизирующее по мере приближения к красному переходит в возбуждающее.

Красный — идеальный раздражитель, не зря он используется во время корриды. Это цвет огня, цвет, который первым видит младенец с пробуждающимся цветоощущением. Он вселяет в человека радость, силу и уверенность. В одних языках «красный» синоним понятия «красивый», в других — «богатый». Но не стоит забывать, что это также и самый агрессивный цвет, в больших количествах он раздражает и утомляет.

Акценты красного в оформлении мультимедиа программы помогают выделить главное, обратить внимание на что-то важное, так же в умелом сочетании с другими цветами придут яркость Вашей презентации.

Желтый цвет — солнечный и легкий. Он создает оптимистическое, бодрое настроение и прекрасно сочетается в презентации с другими цветами. При этом теплые, солнечные оттенки никогда не несут в себе отрицательного заряда, влияющего на эмоциональное состояние человека. Итак, теплые тона тонизируют, создают ощущение бодрости и хорошего настроения, обычно в оформлении несут положительную информацию.

Холодная часть спектра помогает сосредоточиться, но в то же время , заострить на чем-то внимание.

Голубой — позволяет сосредоточиться. Это самый «деловой» цвет, он заставляет задуматься, погрузиться в себя, символизирует совершенство и бесконечность.

Фиолетовый — самый противоречивый цвет, уже потому, что он состоит из двух антагонистов: горячего красного и холодного синего, своеобразное «лед и пламень». Это самый загадочный цвет, он появился в искусстве самым последним. Фиолетовый не был известен первобытному человеку, не употреблялся он и древними греками.

В христианской символике фиолетовый — цвет духовного страдания. Это сложный и многоликий цвет. Он способен вызвать даже депрессию, так как угнетающе действует на психику. Его можно использовать при передаче на слайде негативной информации.

Белый — сосредоточение всех цветов с физической точки зрения, так как именно белый свет, преломляясь в гранях стеклянной пирамиды, разлагается на все цвета спектра. А с философской точки зрения - это цвет, доведенный до абсолюта - сияния. Белый сочетается с любым цветом, он универсален, и в этом сочетании придает элемент нарядности.

Если белый можно представить как совокупность всех цветов, то черный — это как бы отсутствие цвета.

Черный цвет незаменим для контрастного подчеркивания и выделения других цветов, придавая им яркость и выразительность. Он делает объект графичным и четким, и, вместе с тем, очень стильным.

Серый, который тоже как бы и не цвет, зря принято считать невыразительным. Серый способен в сочетании с другими цветами давать множество сложных оттенков: спокойный серо-голубой, изысканный серо-сиреневый, приглушенный серо-зеленый и, наконец, жемчужно-серый цвет. В сочетании с другими цветами серый способен придать им благородство.

Техника цвета — это высшая математика для художника; у каждого мастера свои методы решения задач, но без “арифметики”, то есть без знаний строгих закономерностей теории цвета, совершенства не достичь.

Основной фактор цветовой гармонии - равновесие цветовых тонов. Сочетать можно любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов.

Для определения гармоничного сочетания различных цветов пользуются цветовыми (колориметрическими) кругами.
Обозначение цветов и их название в цветовом круге:

Цветовой круг

Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. Однако не все контрастные цвета гармоничны. К двум гармоничным родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий — главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственноконтрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты. К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный.

У разных народов, в разных культурах разные представления о цвете и сочетаемости цветов.

http://www.maxios.ru/lib/design/design-0042.shtml

Самыми древними всеми выделяемыми считаются три цвета: белый, черный и красный. Для каждого народа они несут совершенно разную, часто противоположную символическую смысловую нагрузку, однако это сочетание цветов будет всегда классическим, им можно выразить все, что угодно.

Это давно заметили и художники и дизайнеры. Вот слова дизайнера Роджера Блэка: «The First Color is White, The Second Color is Black, The Third Color is Red». (Первый цвет белый, второй — черный, третий — красный).

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Интересно поучиться чувству цвета и у модельеров-кутюрье. В одежде существуют уже давно выверенные «классические» сочетания цветов, они выглядят примерно так:

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Любой яркий цвет: оранжевый, бирюзовый, золотистый, розовый. Не советуют модельеры располагать рядом теплые и холодные оттенки одного цвета. Грубо и крикливо выглядят рядом: желтый и бордо, лиловый и оранжевый, синий, зеленый, красный с желтым цветом. То, что в одежде «грубо» в создании мультимедиа программ может привлечь внимание, придать яркую индивидуальность Вашей презентации. Если перед Вами не стоит задача создать спокойное, «классическое» произведение, то поэкспериментируйте с предложенными «крикливыми» цветовыми схемами. К ним можно добавить и такие сочетания: темно-синий, ярко-зеленый, ярко-фиолетовый, светло-голубой и т.д.

Посмотрите на примеры хороших сочетаний цветов от известного дизайнера А.Лебедева:

Методика создания мультимедийных пособий и программ

хорошо смотрятся рядом светлый и темный оттенок одного цвета, однако при таком цветовом решении слайд может стать слишком скучным, невыразительным, его можно оживить за счет введения в композицию элементов яркого, контрастного к общему тону цвета, а также изображений, анимационных картинок.{/mosregread}

Посмотрите еще раз на цветовой круг - не очень хорошо смотрятся рядом и максимально удаленные цвета. Они чересчур разные: красный на голубом фоне или фиолетовый на зеленом (исключение составляет желтый на синем - вполне уместное сочетание).

Белый и черный лишены тона и поэтому совместимы практически с любым цветом, за редким исключением. Оттенки серого, также ахроматичны (бесцветны) и могут быть с успехом использованы в сочетании с другими цветами, однако здесь надо действовать немного осторожнее, не каждый цвет на сером будет выглядеть достаточно контрастным.

Для мультимедиа программы обычно характерно наличие текста, а для текста важно, чтобы он был «читаемым», хорошо смотрелся. Немаловажную роль при этом играет контраст. Вообще цвет любого предмета воспринимается в зависимости от цвета фона, если менять фон, то нам будет казаться, что меняется и оттенок предмета, например желтый предмет на синем фоне будет казаться желтее, чем на красном:

желтый   желтый

текст желтого цвета совершенно не читается на бирюзовом фоне:

желтый

избегайте таких сочетаний цветов.

Идеально смотрится черный шрифт на светлых фонах, для наибольшей выразительности можно шрифт оттенить.

черный


Вопросы и творческое задание: тест на подбор цвета для оформления слайдов.

Создайте два образца в холодной и теплой цветовой гамме.

Сологуб Валентина Александровна,
зав. УМК мультимедиатехнологий
АПК и ППРО