Повышение мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика» |
Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего мира. В современной школе, на мой взгляд, нет более трудной профессии. Необходимость каждые два года начинать все с нуля не знакома преподавателям других дисциплин. Учитель информатики вынужден непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними. Но существует и другая проблема. С момента введения в базовый учебный план предмета «Информатика» перед каждым учителем встала проблема: «чему учить и как учить». За практически двадцатилетний период менялись не только содержание предмета, стандарты, методики, основные методы и формы обучения, но принципы и подходы к обучению школьников основам такой разносторонней науки. И все же, несмотря на все эти изменения, основным разделом предмета оставался и остается «Алгоритмизация и программирование», а развитие мышления – основной задачей обучения информатике. {mosregread}Однако в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения объема изучаемого материала по теме «Алгоритмизация и программирование», несмотря на его учебно-воспитательную значимость (развивается умение предвидеть, прогнозировать, планировать, управлять). Наблюдается и снижение уровня мотивации к освоению данного материала. Почему это происходит? Наличие большого количества интересных прикладных программ значительно уменьшает интерес учащихся к изучению программирования. Проблема становится острее также в связи с тем, что традиционно олимпиады по информатике включают в себя задания по программированию, требующие от учащихся соответствующей подготовки. Поэтому возникает необходимость в поиске наиболее эффективных форм и методов обучения программированию, которые в то же время могли бы способствовать повышению мотивации учащихся. Данную проблему я решаю следующим образом. Во-первых, повышаю эффективность обучения за счет использования мультимедиа-презентации на различных этапах урока. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса усвоения материала учащимися. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффективные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную. Исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% информации, если он видит и слышит одновременно. Обладая таким свойством, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала и мотивирует ученика. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
При изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» каждую тему урока я сопровождаю компьютерной презентацией или ее элементами. Так, например, по теме «Операторы цикла» во время объяснения нового материала учащимся предлагаются следующие слайды:
Сумма пяти произвольных чисел, введенных с клавиатуры. Для учащихся раздел алгоритмизации и программирования, требующий анализа ситуации и поиска решения, всегда считался и считается самой сложной частью курса информатики. Поэтому с целью увеличения эффек-тивности усвоения учебного материала мною, помимо компьютерной презентации, используется метод базовых (опорных) задач. Основу метода составляет разделение всех задач изучаемой темы на две категории: опорные задачи или базовые и задачи, решаемые на основе опорных. Рассмотрим пример: 1. Задача проверки, является ли заданное число А делителем данного числа В, является опорной задачей для следующих задач:
2. Задача вычисления суммы или произведения натурального ряда чисел является опорной для следующих задач:
Методика изучения программирования на основе метода опорных задач основывается на том, что учитель подробно разбирает опорную задачу, начиная с этапа постановки задачи и заканчивая этапом сопроводительной документации. Из опорных задач составляется специальная библиотека. К этой библиотеке учащийся всегда может обратиться и посмотреть подробное решение опор-ной задачи. Главная цель учителя -показать, где именно в решении встречается опорная задача и тем самым наглядно продемонстрировать, что решение любой сложной задачи основано на решении простых. Изучение каждой опорной задачи проводится согласно следующей схеме:
Рассмотрим пример изучения следующей опорной задачи: Является ли заданное число А делителем данного числа В? Составляем таблицу набора тестов.
При описании модели решения необходимо вспомнить, что делителем числа В в математике называется такое число А, на которое В делится без остатка. Моделью решения задачи будем считать проверку условия: В mod A=0 и А<>0. Алгоритм решения задачи: Выделенная часть блок-схемы показывается другим цветом, чтобы в дальнейшем этот блок можно было использовать в других задачах. В методике преподавания информатики данный метод много раз появлялся в предлагаемых учебниках, но почему-то не получил широкого распространения, хотя, на мой взгляд, является эффективным. Я демонстрирую учащимся возможности разработки алгоритма по одному и тому же «сценарию». Поэтому при его постоянном применении процесс решения задач уже не вызывает у учащихся значительных затруднений. Над проблемой повышения внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» я работаю в течение последних двух лет. Мною проведена диагностика учебной мотивации по методу кандидата психологических наук Т.Д. Дубовицкой и выявлена положительная динамика (приложение 1). {/mosregread} Приложение 1 Уровень внутренней мотивации при изучении темы: «Алгоритмизация и программирование» 2006-2007 уч. год и 2007-2008 уч. годИспользование компьютерных презентаций и метода опорных задач в процессе изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» дает мне возможность проводить занятия на качественно новом уровне, интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и сделать процесс обучения для них более увлекательным и информативным, что способствует также успешному выступлению учащихся на олимпиадах по информатике (приложение 2). Приложение 2 Победители олимпиад по информатикеПетрикевич Н.О., |