Воспитательные системы класса

Кому нужен этот Дон Кихот?

Я хочу рассказать Вам о своих учениках, о двух поколениях донкихотовцев, о нашем становлении как единого коллектива, единой команды.

Все началось в 1999 году, когда меня назначили классным руководителем 7-«Д» класса, вновь сформированного из учащихся трех седьмых классов и пришедших новых ребят в нашу школу: всего 28 человек – 17 мальчиков и 11 девочек в возрасте 12-13 лет. Все очень разные по успеваемости, интересам, воспитанности, но страстно жаждущие занять свое место «под солнцем» для начала хотя бы школы. Было очень трудно: мне не хватало педагогического опыта, но институтские знания, жизненный опыт, внутреннее чутье подсказали мне о необходимости создания общего классного дела, какой-то общей увлеченности. Так возникла сначала идея коллективного чтения вслух на классных часах, после уроков. Первой такой книгой стала книга Сервантеса «Дон Кихот», которая буквально заворожила ребят, что очень удивило родителей, посчитавших её сложной и может быть, где-то несовременной.

А дальше идеи, действия рождались как бы сами собой, но на самом деле под влиянием прочитанного и обсуждаемого. Мальчишки решили смастерить на уроках труда двухметровую мельницу, которая и сегодня является неотъемлемой частью нашего класса, как и портрет Дон Кихота, нарисованный во всю стену дедушкой одной из учениц. Затем ребята решили разработать устав, девиз, эмблему класса; возникло желание учить испанский язык, заниматься фехтованием. Рождение этих мыслей, идей, понятных каждому, говорило о нашем духовном единении, которое закрепилось в создании донкихотовского братства. Всегда рядом с нами были родители, они не просто были рядом, а были активными участниками. В день посвящения в донкихотовцы (23 февраля 2000 г.) все вместе отправились на спектакль «Дон Кихот», где главную роль играл А.Калягин, а годом позже двое наших учеников переехали на ПМЖ в Испанию и прислали нам с родины Сервантеса статуэтку Дон Кихота и Санчо.

{mosregread}Вот так мы прожили пять школьных лет. Сегодня они уже третьекурсники, с которыми у меня и моих новых учеников сложились очень теплые человеческие отношения, построенные на преемственности традиций донкихотовского движения. Когда я достаточно тяжело заболела, они (старшие и младшие) нарисовали плакат из своих больших и маленьких ладошек с двумя словами «Мы вместе» и встали с ним под моим окном. Я думаю, что не надо особенно объяснять, что я тогда чувствовала…

Сегодня у меня семиклассники и, конечно, я посвятила их в историю классной жизни своих старших ребят, они познакомились с ними заочно по большой фотографии, которая висит в классе. Сначала классная комната для них была как музей, хранящий в уставе, в мельнице, в портрете Дон Кихота память о тех, кто был до них, но спустя год у них возникло желание также вслух прочитать эту волшебную книгу, принять их устав, т.к. он был им понятен, те же значки, с тем же девизом «Вера, Любовь, Справедливость». Это явилось подтверждением того, что несмотря на смену поколений остаются одни и те же ценности, в которых разуверились, может быть, взрослые, но очень верят еще дети и это надо закреплять.

В 2007 году состоялось новое посвящение поколения моих учеников в донкихотовцы. На этом мероприятии присутствовали мои коллеги, учителя, работающие не только на классе, родители, старшие ребята. Они и посвящали ребят. И снова был спектакль, правда уже в театре Российской Армии «Человек из Ламанчи» с В.Зельдиным в главной роли, а затем встреча с ним за кулисами, беседа с ним и автограф со словами «Прекрасному настоящему». Было участие в районном конкурсе «Классный классный» и было II место и, я думаю, много чего еще будет.

А сейчас класс изо дня в день живет своими буднями и, как положено, в жизни со своими радостями и бедами. Но есть у нас одно преимущество, это чувство одной команды и уверенности, что каждый может рассчитывать друг на друга. Сегодня у ребят появились новые дела, которые со временем перерастают или отступают, что говорит о том, что наше движение – это живой организм, в котором соблюдаются такие принципы, как: демократичность в выборе дела, возможность отойти от дела, если не чувствуешь к нему интерес, поиск своего, ответственность перед самим собой, классом, родителями, учителями.

В классе третий год функционирует «Скорая помощь» класса, состоящая из секторов: «Звонок другу» (в классе три ребенка-инвалида, по этой причине часто пропускают занятия, но у них есть возможность быть в курсе всех классных, школьных дел, учебы), «Консультант» (возможность ребят проконсультироваться по учебным вопросам с ребятами, которых они сами по знаниям выбирали), «Как прекрасен этот мир» (организация различных выездов, их было в 2006-2007 г.г. – 19. В 2007-2008 г.г. – 10), «Жираф» (редколлегия класса, выпуск лицейской газеты), «Спеши делать добро» (помощь бездомным собакам. Ребята смастерили будки-кормушки, куда приносят отходы школьной столовой), «Отряд Карлсонов» (работа вожатых в начальной школе, как чтение книг, проведение праздников, занятие с ребятами на переменах. В конце учебного года учителя и родители начальной школы поблагодарили ребят за работу грамотами и вкусностями). С этого года работает сектор «Дизайн», помогающий ребятам в формировании вкуса красиво и модно одеваться, выбирать стрижку. Возглавляют сектора ребята, которые занимаются дополнительно или у кого есть братья, сестры, родители, работающие в данной области и, следовательно, способные дать консультацию по данному вопросу. В классе работает староста, избираемый ребятами не только за организаторские способности, а прежде всего за человеческие качества. Несмотря на свой юный возраст ребята подмечают дела, истории, в которых хотят участвовать (от акции Макдональдса «Помощь детям» до конкретных историй, таких как: оказание помощи маме одноклассника, сбор средств на лечение избитой собаки на стации метро « Преображенская»). Побывав на спектаклях, выставках с родителями, они обязательно порекомендуют мне организовать коллективный выезд.

Эта искренняя тяга к коллективному времяпрепровождению сложилась и у младших, как когда-то она сформировалась у старших ребят, бывших выпускников, которые уже третий год собираются на школьные вечера встречи, завершая их двухдневным выездом на турбазу.

Еще много и много можно было бы рассказывать о двух поколениях донкихотовцев, но, наверное, пора сказать, что же дало это движение всем тем, кто в нем задействован, какие трудности были, что помогало их преодолевать, и если во всем этом необходимость, ведь современный мир предлагает сегодня другие правила и другие приоритеты. А собственно говоря, кто это сказал? Не мы ли люди, сами творящие все это, весь этот ужас, от которого сами и страдаем, а мир как был прекрасен миллионы лет тому назад, таким и остался. И все зависит от человека, с чем он в этот мир пришел, с какими целями, идеалами, а они рождаются такими каков сам человек, значит надо воспитывать этого человека с опорой на все то лучшее, что было создано когда-то самим человеком и сохранено, как необходимое условие выживания человечества, так как плохое разрушает, хорошее создает. В первобытном обществе высшей мерой наказания было изгнание из общества, целый ряд пословиц и поговорок утверждает, что один в поле не воин, на уровне природного инстинкта животные сбиваются в стаи, и лишь современный мир пытается утвердить новое правило жизни, воспевающее «Я». То, что ребята в школьные годы находятся в коллективе – это прекрасно и это нельзя упускать. Поэтому первая задача – это создание настоящего коллектива; вторая задача – это формирование и развитие личности через коллектив, и как результат развитие самого коллектива, решение через него целого ряда вопросов таких как: воспитание, уважения, терпимости, ответственности, чувства долга, сопереживания, соучастия, то есть всех тех качеств, которые наносят удар по равнодушию, ведь кто-то из древних сказал « что в мире было бы меньше зла, чем меньше было бы равнодушных людей». Все эти качества пригодятся детям, когда они выйдут во взрослую, будут создавать свои семьи, придут в трудовые коллективы.

Трудности, которые я испытывала и испытываю – это дефицит времени, так как к сожалению очень часто приходится выполнять много никому ненужной бумажной и формальной работы, обходить чиновничьи инстанции, в связи с каким-нибудь выездом на экскурсию, в музей, театр. Причем подписи этих людей не дают никаких гарантий безопасности, не предоставляют в сопровождение представителей МЧС, не снижают цены за коллективные экскурсии, а лишь возлагают всю ответственность на самого учителя. В преодолении этих трудностей, я уповаю лишь на свой характер и желание делать то, что вместе с родителями считаю полезным для детей. Но пожалуй самая большая трудность это родители, которые уже сложившиеся люди, со своим видением мира, сложившейся системой воспитания. Здесь надо проявить уважение, иногда терпение к родительской позиции, не давить на ребенка. А дать ему время самому почувствовать, понаблюдать со стороны, чтобы определиться в том, что хочет он сам, что его больше привлекает. Как правило через детей меняются и сами родители. Они видят, что ребенку хорошо, что все мероприятия, в которых он участвует ему на благо: он стал больше знать через выезды, больше уметь через классную деятельность, терпимее через общение с ребятами. Но бывает и другой результат. И тут не надо вырывать детей у родителей, так как это противоестественно, просто надо это принять.{/mosregread}

Что всем нам дало создание таких коллективов? Мы стали дружнее, ярче, интереснее, узнаваемые, так как это движение нас прежде всего обязывает, так как любой может сказать, а еще донкихотовец! Нам интересно жить потому, что мы постоянно в движении, не в бестолковой суете, а в конкретных делах и планах. На сегодняшний момент наше желание создать свой вокально-инструментальный ансамбль ( есть синтезаторы, есть певцы, танцующая группа, а Даниил Бутов и Наташа Маликова пообещали всем нам за весну и лето овладеть игрой на гитаре). Так что пожелайте нам удачи, а мы постараемся не подвести ни себя, ни коллектив, ни тех, кому мы интересны.

Традиции класса

  1. Коллективные чтения вслух, просмотры и обсуждение видеофильмов.
  2. Регулярные выезды в театры, на экскурсии и в другие города. Посещение бассейна.
  3. Именинники в день рождения получают шоколад « Вдохновение» и открытку с пожеланиями от всего класса.
  4. Отмечаем праздники в традициях народов мира, предварительно изучив их.
  5. Раз в год на конкурсе « Рыцарство и Очарование» выбираем рыцаря и даму класса, вручая им ленточку с девизом класса и корону.
  6. В конце года на празднике класса « Порадуемся вместе», который проводиться вместе с родителями, осуществляем запуск в « небесную канцелярию» воздушного шара со своими пожеланиями.

О проблемах и делах класса я поделилась с широкой общественностью в статье «Кому он нужен, Дон Кихот?», которая напечатана в газете «Союзная газета» № 71 март 2008 г.

Кирюшина Н. В.,
учитель истории
МОУ Одинцовский лицей №2