Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании" № 4 (2010) Печать

Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений

В номере:

Теория инновационной деятельности

Новиков А.М. Структура педагогической деятельности

В предыдущей статье данного цикла (журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - №4) была рассмотрена образовательная деятельность обучающегося. Перейдем теперь к рассмотрению педагогической деятельности педагога, имея в виду, в первую очередь, деятельность профессионального педагога: учителя, преподавателя, воспитателя и т.д.

ФГОС второго поколения

Лазарев В.С. Проекты локальных актов по введению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Автор предлагает проекты локальных актов, которые необходимы для обеспечения деятельности школ в условиях введения стандартов второго поколения. Предлагаются проекты следующих локальных актов: «О создании и полномочиях рабочих группы по введению ФГОС нового поколения», «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения», «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения», «О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов», «О введении новой должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения».

Инновации в образовательных учреждениях

Мухина Ю.Р. Использование метода проектов на практических занятиях по физике у студентов IT- специальностей

В статье рассматривается методика проведения практических занятий по физике у студентов IT-специальностей на основе метода проектов. Показывается необходимость и способы использования современных информационных технологий на данных занятиях.

Щербина Ю.С. Модель эволюционной школы в свете новейших мировых исследований в области нейробиологии

Автор делится опытом создания альтернативной, целостной системы обучения, основанной на идее системного подхода и построенной согласно эволюционной модели развития мира. Данная модель получила название эволюционной школы – «ЭВОЛШ1 ». В статье анализируются основные приоритеты и принципы новой системной модели обучения «ЭВОЛШ» с точки зрения актуальных выводов учёных - нейробиологов.

Чугалаев А.Х. Эффективное повышение квалификации педагогов внутри школы

Автор рассматривает проблему внутришкольного повышения квалификации учителей, считая эту форму наиболее эффективной для педагогического коллектива школы, готовящегося к аттестации и стремящегося работать на повышение качества образовательных результатов школьников. Делится опытом использования активных форм внутришкольного повышения квалификации, таких как: «Мастерская инноваций», мастер-классы, круглые столы, фестивали. Предлагает организацию обучения не только учителей, а всего коллектива. Вниманию читателей предлагается статья в форме эссе.

Баянов О.М., Токарева И.В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся

В статье представлен опыт создания центра организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся. Рассмотрены подходы к его организации, приоритетные направления деятельности и основные итоги по реализации проекта.

Куницкая С.В. Технология модульного обучения в системе здоровьесбережения и формирования образованности учащихся

В работе представлен опыт работы лицея по применению педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого лицеиста с учетом его склонностей

Зарипова М.С., Барон С.А. Создание здоровьесберегающего пространства школы

В статье описаны пути развития здоровьесберегающей среды школы, обеспечивающей физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социально-нравственное здоровье школьников.

Свиридова Е.М. Проектирование образовательного процесса на основе учета индивидуально-типологических особенностей личности учащегося

В статье изложены некоторые теоретические позиции проектирования образовательного процесса, направленного на индивидуализацию на основе учета соотношения образной и логической компонент мышления личности ребенка (индивидуально – типологических особенностей) и научные концепции индивидуализации обучения, положения которых имеют большое значение для разработки таких моделей обучения.

Самарцева И.Ю., Курбачева Т.Л. Здоровьесбережение как одно из приоритетных направлений модернизации системы образования

В данной работе авторы поднимают проблему охраны здоровья школьников, напоминают о важности данной проблемы, в частности, для учащихся младших классов, предлагают свой план и практические методы реализации здоровьесберегающих технологий в сфере образования.Как комплекс кинезиологических упражнений может помочь эффективно снять утомление и повысить работоспособность учащихся?

Сандуляк М.А. Из опыта работы по внедрению программы интегрированного психолого-логопедического курса «Гармония»

В статье рассматривается система работы, основанная на интеграции опыта педагога-психолога и учителя – логопеда, которая позволяет учителю-логопеду и педагогу-психологу найти единую незаметную нить коррекционно-развивающей работы, незаметно для обучающихся 8-9-ти лет, помочь им, создавая при этом внешнюю обстановку уюта, тепла, душевного равновесия и гармонии. Что позволяет повысить эффективность и качество обучения гимназистов, предполагает своевременное выявление и предупреждение имеющихся у гимназистов недостатков в развитии речи и познавательных процессов.

Мастер-класс

Чигрина С.Г. Новый взгляд на «Веселые старты»

Автор статьи рассматривает «Веселые старты» как одну из форм подведения итогов по физическому воспитанию, а также как достижения личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития младших школьников. Статья знакомит с некоторыми подходами к организации игровой деятельности детей в начальной школе, раскрывает возможности игровой деятельности на уроках физической культуры в начальной школе в свете федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Заварзина Н.Н. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках географии

В статье раскрываются возможности использования компьютера на уроке. Использование цифрового образовательного ресурса, разработанного учебно-методического комплекса урока направлено на активизацию познавательной деятельности. Компьютер на уроке выступает в роли помощника школьника в освоении новых знаний и умений.

Шустова Л.П. Гендер и межличностное общение

В своей статье автор рассматривает проблему формирования толерантности у старшеклассников, используя гендерный подход. Вниманию читателя предлагается программа по формированию у старшеклассников установки на гендерную толерантность, показываются практические пути ее осуществления.

Куркова С.В. Проектная технология на уроке английского языка

В статье дается краткий обзор теоретических подходов к проектной технологии, цели и задачи использования проектной технологии на уроке английского языка. Также по данной технологии предлагается краткий план урока «Моя новая школа», в котором поэтапно поясняются действия учителя и учащихся и даются дополнительные материалы к уроку.

Курносенко В.И. Технология изучения природного краеведения с основами экологии

Автор делится опытом внедрения регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе. В статье делается акцент на групповых формах работы.

Тимофеева Т.О. План урока математики по теме «Решение уравнений»

В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России». Актуальность этих занятий раскрывается в пояснительной записке. Систематическое проведение подобных занятий позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.

Ершова Г.И. Внеклассные занятия по русскому языку в третьем классе

В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России» вместе с пояснительной запиской, в которой рассматривается актуальность этих занятий. Систематическое проведение их позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.

Мекаева Е.А. В чём сила музыки?

Автор предлагает сценарий урока музыки, целями которого являются повышение интереса к изучению музыки, расширение кругозора учащихся. Автор на примере музыкальных произведений показывает, как точно найденные музыкальные интонации помогли композиторам рассказать о своих чувствах и переживаниях. Предлагается такая организация урока, в процессе которого учащиеся видят, что сила музыки в её музыкальной красоте и в глубокой жизненной правдивости.

Персоналии

Ярошенко В.В., Баранова Т.В., Сиденко А.С. К 100-летию со дня рождения С.Н. Болдырева