Инновации и эксперимент в образовании

Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании" № 5 (2010) PDF Печать E-mail

Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений

В номере:

Теория инновационной деятельности

Болотов В., Ковалёва Г. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников

Данная статья посвящена теме управления качеством образования в России. Авторы приводят подробные сведения о системе оценке качества образования в стране, о международных исследованиях в этой области, выявляют основные проблемы в современной образовательной системе и предлагают практические пути решения.

Кайса Хууско, Корепанова А.А. Образование в Финляндии (в форме доклада)

Статья посвящена народному образованию Финляндии. Авторы рассказывают о ступенях 12-летнего всеобщего образования, уделяя внимание особенностям каждой из ступеней.

Немова Н.В. Эволюция научных взглядов на научное управление как основы для определения содержания управленческого образования руководителей школ

В статье рассматриваются вопросы эволюции управления учреждениями образования как научной области знаний. Анализируются факторы, под влияние которых происходило его зарождение и развитие. Выделяются основные этапы в развитии научного управления. Рассматриваются научные подходы и распространенные взгляды на управление учреждениями образования. Статья адресована научно-педагогическим кадрам сферы

ФГОС второго поколения

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеучебной деятельности учащихся начальной и школы

В своей статье авторы подробно раскрывают понятие «внеучебная деятельность», рассматривают ее виды, формы и результаты, а также приводят собственную методическую модель, призванную помочь педагогам в самостоятельной разработке программ внеучебной деятельности для школьников.

Мусихина С.Ю. Формирование естественнонаучной компетентности учащихся при помощи заданий нового типа

Статья посвящена проблеме качества контрольно-измерительных материалов по биологии. Автор предлагает сравнительный анализ КИМов на примере ЕГЭ и международного тестирования PISA и ТРИЗ, а также авторские варианты заданий нового образца.

Тимофеева Т.О. Индивидуализация учебных заданий как средство развития способностей учащихся и предупреждения пробелов в знаниях

Данная работа – предложенный автором вариант разрешения проблемы развития математических способностей учащихся, как одной из базовых и актуальных в воспитании и обучении. Разрешение данного вопроса автор видит в предложенной им системе заданий, основанной на приемах психолого-педагогической диагностики и не нарушающей целостность структуры урока, что придает работе большую практическую значимость.

Шавалеева Г.Ш. Типовые задания, нацеленные на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий

Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Мастер-класс дает возможность учителям увидеть на конкретных примерах, как можно формировать регулятивные и коммуникативные УУД на уроке русского языка в 3 классе. В статье рассматриваются вопросы: что означает термины «регулятивные универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия», показываются типовые задания, нацеленные на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий

Инновации в образовательных учреждениях

Голоднова Л.В. Инновационная и творческая деятельность учителя

В своей статье автор подробно исследует схему построения инновационной деятельности учителя, рассматривая ее как через призму психологических теорий, так и с точки зрения практического применения, и уделяя большое внимание формированию мотивации и творческому процессу в педагогической деятельности.

Балашова Ю.Д. Формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации Президентского проекта «Наша новая школа»

В данной статье освещено одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов – организация работы научного общества учителей; предложено положение о научном обществе учителей школы.

Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике

Основная задача данной статьи заключается в том, чтобы познакомить российского читателя с некоторыми современными зарубежными подходами к формированию или тренингу (а точнее, активизации) мотивации учебной деятельности учащихся.

Файзуллина Г.З. Образовательный аудит как способ обеспечения гарантий качества учреждения

Данная статья посвящена вопросам системы оценки качества образования. Автор описывает международный опыт оценки качества и особенности аккредитации образования в России, раскрывает сущность понятия и виды образовательного аудита, представляет характеристику аудиторской деятельности.

Варламова Ю.В. , Корепанова А.А. Технология и содержание Дней качества в школе

В статье говорится о проведении независимой экспертизы знаний учащихся на соответствие установленным требованиям государственных программ в форме «Дня качества». Приводится алгоритм проведения, тематика и содержание Дней качества.

Молоднякова А.В. Инновационные методы обучения в практике дополнительного образования дошкольников

В статье рассматривается содержание педагогических технологий и методов с точки зрения гуманистического подхода к личности ребенка. Определяется значение данного подхода в практике дошкольного образования на примере авторской программы для дошкольников «Путешествие в сказку».

Мастер-класс

Ануфриева С.Р. Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности

В данной статье автор рассматривает создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведения, как одно из средств развития познавательной активности младших школьников, и предлагает вариант методики работы учителя над данным видом деятельности.

Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка

Автор делится опытом работы по использованию моделей ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, приводит примеры заданий, которые позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения.

Лисина Г.А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды для воспитания интеллектуальной и творческой личности в начальной школе

В статье раскрывается взаимосвязь развития интеллектуальной и творческой сфер личности, рассматривается влияние на них здоровьесберегающих технологий. Автор приводит оценку современных технологий здоровьесберегающей и развивающей направленности.

Корепанова А.А. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии

В статье автор рассказывает о системе работы по формированию образовательного пространства, в котором учащиеся успешны и осознанно самоопределяются. Приводится алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по изучаемому предмету.

Мохова Н.В. Приемы рефлексии, которые используются на уроках географии

Автор показывает значение рефлексии как важного момента развития мышления, сознания, учебной деятельности. Автор приводит примеры использования приемов рефлексии в своей работе.

Мухаметова Л.А. Взаимодействие школы с родителями

Статья посвящена проблеме взаимодействия школы с родителями. Автор предлагает ряд направлений организации 
данного взаимодействия.

Ноговицина Л.П. Дифференциация и индивидуализации обучения как форма педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями

Автор статьи обращает внимание на проблему обучения детей с особыми образовательными потребностями, подробно рассматривая вопрос и предлагая свои подходы к его решению. Статья особенно будет интересна как родителям, так и учителям, непосредственно работающим с детьми с задержкой психического развития.

Информация

Сиденко Е.А. Фестиваль учителей в г. Елабуга

В статье предлагается информация о ходе проведения Фестиваля учителей в городе Елабуга Республики Татарстан.

 
Инновации и эксперимент в образовании