TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Правовой статус автономного образовательного учреждения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Феклин С.И.   
28.08.08 03:00

Автономное образовательное учреждение, как организационно-правовая форма некоммерческой организации, в российском законодательстве появилось после принятия Федерального закона от 3 октября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». С учетом данного закона все образовательные учреждения в Российской Федерации делятся на три вида:

  • частные (негосударственные и немуниципальные);
  • государственные (федеральные или региональные);
  • муниципальные.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения, в свою очередь, могут быть двух типов: бюджетными; автономными.

Обращаем внимание, что негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения (частные) не могут быть автономными.

Само название типа государственного (муниципального) учреждения – «автономное» – указывает на самостоятельную деятельность (бухгалтерскую, финансовохозяйственную). Автономия – (от греческого слова autonomia) – это самоуправление, право на самостоятельность. Речь идет не о полной независимости образовательного учреждения, поскольку автономное учреждение представляет собой тип уже существующей организационно-правовой формы юридических лиц – «учреждение» (пункт 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ1).

{mosregread}Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономные образовательное учреждения могут создаваться:

  • путем учреждения (вновь образуется);
  • путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Федеральное автономное учреждение создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ.

Региональное (муниципальное) автономное учреждение создается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) на базе имущества, находящегося в региональной (муниципальной) собственности по согласованию с исполнительным органом государственной власти (органом местного самоуправления), на которые возложено управление государственным (муниципальным) имуществом.

Автономное образовательное учреждение может иметь только одного учредителя. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» устанавливает, что учредителем автономного образовательного учреждения является:

  1. Российская Федерация – в отношении автономного учреждения, которое создано на базе федерального имущества;
  2. субъект РФ – в отношении автономного учреждения, которое создано на базе регионального имущества;
  3. муниципальное образование – в отношении автономного учреждения, которое создано на базе муниципального имущества.

Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления может быть определен перечень государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 924 утвержден порядок подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений. В соответствии с данными правилами образовательное учреждение представляет органу исполнительной власти, в ведении которого оно находится (учредителю), предложение с обоснованием целесообразности создания автономного учреждения и копию решения об одобрении изменения типа существующего бюджетного учреждения высшего коллегиального органа или руководителя образовательного учреждения. Учредитель готовит предложение по установленной форме и проект решения о создании автономного учреждения. Данные документы согласовываются с органом исполнительной власти, осуществляющим управление имуществом субъекта РФ или муниципалитета.

Форма предложения2 о создании автономного учреждения путем изменения существующего типа государственного (муниципального) учреждения утверждена.

Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007г. №325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения».

К форме предложения должна прикладываться копия соответствующего решения, заверенная руководителем образовательного учреждения, копии документов, подтверждающие правильность предоставляемых сведений (лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, свидетельства о внесении имущества в реестр, бухгалтерские документы, др.).

Предложение о создании автономного учреждения подготавливается с согласия либо по инициативе государственного (муниципального) учреждения. Тем самым, закон призван обеспечить принцип добровольности изменения типа учреждения и учесть интересы педагогического коллектива.

Окончательное решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципалитета), принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (администрацией местного образования). При отсутствии согласия органов власти создание автономного учреждения невозможно.

Если уполномоченный орган примет решение о создании автономного учреждения путем изменения существующего типа государственного (муниципального) учреждения, он обязан в соответствии со статьей 60 Гражданского кодекса РФ, письменно уведомить об этом кредиторов государственного (муниципального) учреждения. Кредитор после получения уведомления вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное государственное (муниципальное) учреждение, и возмещения причиненных убытков.

При создании автономного образовательного учреждения путем изменения существующего типа бюджетного учреждения закон устанавливает ряд правовых гарантий:

Во-первых, автономное учреждение вправе осуществлять перечисленные в его уставе виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, которые были ранее выданы государственному (муниципальному) учреждению, до окончания срока действия таких документов. Иначе говоря, не требуется повторного прохождения процедур лицензирования и государственной аккредитации автономного учреждения.

Во-вторых, не допускается изымать или уменьшать имущество, уже закрепленное за государственным или муниципальным учреждением.

В-третьих, не должны нарушаться конституционные права граждан, в том числе право на получение бесплатного и общедоступного образования.

В-четвертых, выделяемые из бюджета средства и предоставляемое учредителем автономному учреждению имущество должны быть достаточными для осуществления уставной деятельности.

При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения (часть 14 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Изменения устава коснуться общих положений, структуры и полномочий органов управления автономным учреждением, хозяйственно-финансовой деятельности, порядка управления учреждением. В этой связи целесообразно разработать полностью новый устав автономного учреждения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в уставе автономного образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование автономного учреждения, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

2) место нахождения автономного учреждения (юридический и фактический адрес);

3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) цель, задачи и предмет деятельности автономного учреждения;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

7) структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

8) иные предусмотренные федеральными законами сведения (пункт 2 статьи 52 ГК РФ, статья 13 Закона РФ «Об образовании»).

Автономное образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде (пункт 1 статьи 48 ГК РФ). {/mosregread}

Представим в табличной форме различия правового статуса бюджетного и автономного образовательного учреждения.

Государственное (муниципальное) образовательное учреждение

Автономное образовательное учреждение

Является бюджетным учреждением. Финансируется из бюджета.

Не является бюджетным учреждением. Из бюджета финансируется только определенное учредителем задание.

Без согласия собственника не может распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. Самостоятельно распоряжается только имуществом, полученным из внебюджетных источников (доходы от внебюджетной деятельности учитываются на отдельном балансе).

Без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, в том числе приобретенным самостоятельно автономным учреждением, вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в пределах доведенных бюджетных лимитов, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником на праве оперативного управления или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Финансовое обеспечение задания учредителя автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений, поступают в доход бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, поступают в доход автономного учреждения.

Понятия «крупная сделка» и «сделка, в отношении которой имеется заинтересованность», не используются в деятельности бюджетного учреждения.

«Крупная сделка» и «сделка, в совершении которой имеется заинтересованность» совершается после предварительного одобрения Наблюдательного совета автономного учреждения.

Осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует образовательные программы и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников без специального задания учредителя.

Реализует установленное учредителем задание в соответствии с предусмотренной уставом автономного учреждения основной деятельностью, образовательной программой.

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие органы, предусмотренные уставом. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель образовательного учреждения.

Органами автономного учреждения являются: - наблюдательный совет автономного учреждения, - руководитель автономного учреждения, - иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы.

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют органы федерального казначейства (в части бюджетных и внебюджетных средств).

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют федеральные органы казначейства (в части бюджетных средств) и кредитные организации, банки (в части внебюджетных средств).

Имеют для расчета лицевые счета, открытые в федеральных органах казначейства.

Лицевые счета открываются для обслуживания бюджетных средств. Вправе открывать счета в кредитных организациях для обслуживания внебюджетных средств.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства изымаются в бюджет и не учитываются в смете следующего года.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства не изымаются в бюджет, могут использоваться в следующем финансовом году.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода вне зависимости от размеров дохода.

Вправе уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь на общих основаниях (если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал).

Для бюджетных учреждений предусмотрена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования, и других доходов (расходов). Предусмотрены особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, иное в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Особенности ведения налогового учета, предусмотренные для бюджетных учреждений, на автономные учреждения не распространяются.

Государственные и негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Изменение типа на автономное учреждение возможно по инициативе или с согласия бюджетного учреждения (договоренность учредителя и учреждения).

Изменение типа на бюджетное учреждение возможно по решению учредителя автономного учреждения (в одностороннем порядке).

Бюджетное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ).

Автономное учреждение, доход которого за девять месяцев текущего года не превысил 15 млн. рублей, имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, так как ограничения касаются исключительно бюджетных учреждений.

В следующих статьях мы познакомим читателя с финансово-хозяйственными вопросами и правовыми аспектами управления автономным образовательным учреждением.

Фёклин С. И.,
заместитель директора
Центра нормативного правового обеспечения образования
ФГОУ АПК и ППРО, эксперт-юрист
Федерального оператора реализации ПНПО,
старший преподаватель
кафедры прав человека
юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ


1далее по тексту – ГК РФ

2 Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2007 г. № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения