TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Обновление содержания и функций управления муниципальной системой образования в условиях модернизаци PDF Печать E-mail
Добавил(а) Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н., Тюгашева Н.А.   
30.08.08 19:47

Как меняются содержание и функции управления в условиях содернизации российского образования?

Нами предпринята попытка, с позиций имеющихся теоретических и методологических основ, обобщить и представить формируемый в муниципальных образованиях опыт по обновлению содержания и форм методической работы с общеобразовательными учреждениями и педагогами по управлению инновационными процессами на муниципальном уровне. В данной статье рассмотрим обновление управленческих процессов.

В настоящее время происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную оперативную по результатам деятельности. Различие указанных моделей заключается в следующем. Функциональное управление реализуется в целевой модели, когда организуется достижение заранее определенных целей. В проблемно-ориентированной модели управление процессами ориентируется на проблемную модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия при достижении цели, сколько как естественные и нормальные условия функционирования и развития образовательного учреждения. В основе деятельности модели проблемно-ориентированной организации и оперативного управления лежит не достижение заранее запланированных целей, а обеспечение устойчивого развития системы образования посредством преодоления проблем, выявления поля проблем, поля ресурсов для их решения.

Управление муниципальной системой образования на основе оперативного анализа проблемных процессов требует нового управленческого мышления. Наиболее серьезные проблемы образования невозможно решить изолированно, так как они взаимосвязаны и носят комплексный, системный характер. Решение их требует фундаментального изменения взглядов, смены парадигм, существенного обновления содержания и технологий реализации управленческих решений, учета внешнего социального заказа системе образования на всех уровнях: региональном, муниципальном, уровне ОУ.

Остановимся на рассмотрении внешнего социального заказа системе общего образования, основных направлениях модернизации региональной и муниципальных систем образования, которые задают вектор нововведений в каждом образовательном учреждении и определяют необходимость обновления содержания и технологий реализации функций управления.

{mosregread}В нашей области первая волна процессов модернизации и на региональном, и на муниципальном уровнях, которая коснулась каждого общеобразовательного учреждения, началась 3-4 года назад. Это, в первую очередь, процессы, связанные с:

  • созданием условий обучения, соответствующих современным требованиям, через оптимизацию и развитие сети образовательных учреждений;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств через введение нормативного подушевого финансирования.

Вторая волна процессов модернизации на всех уровнях началась с принятием «Федеральной целевой программы развития российского образования на 2006-2010 годы» (ФЦП) и началом реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Первый документ определил стратегические направления развития образования до 2010 года, такие как:

  • Совершенствование содержания и технологий образования;
  • Повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
  • Повышение эффективности управления на всех уровнях системы образования;
  • Повышение экономической эффективности деятельности учреждений образования.

Приоритетный Национальный Проект «Образование» явился своего рода механизмом и одновременно «катализатором», запустившим в действие ФЦП через конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

В качестве критериев отбора школ в ПНПО взяты следующие:

  • Высокое качество результатов обучения и воспитания;
  • Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе»;
  • Обеспечение доступности качественного образования;
  • Продуктивность реализации программы развития;
  • Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада;
  • Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению;
  • Обеспечение условий безопасности в ОУ;
  • Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования;
  • Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах.

Даже простой перечень направлений инновационного обновления образования позволяет сделать вывод о многообразии и сложности проблем, решаемых современной школой.

Но наряду с вышеперечисленными, нашей области в ближайшей перспективе предстоит разработать и приступить к реализации еще трех направлений модернизации образования, которые коренным образом должны изменить систему образования и ее управление на всех уровнях. Это такие направления, как:

  • Повышение заработной платы педагогических работников на основе введения новой системы оплаты труда;
  • Повышение качества образовательных услуг посредством введения единой, независимой от органов управления образованием, государственной системы оценки качества образования;
  • Обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Кратко прокомментируем вышеуказанные направления модернизации управления образованием.

Новая система оплаты труда – ориентация на результат, вовлечение потребителей в оценку качества работы учителя, дифференциация оплаты труда в зависимости от результата, распределение фонда оплаты труда образовательным учреждением самостоятельно, вплоть до самостоятельного определения оптимального штатного расписания.

Независимая оценка качества образования – это ЕГЭ, изменение процедуры аттестации общеобразовательных учреждений, педагогических работников и руководителей ОУ, связанные с конечными результатами деятельности ОУ.

Государственно-общественное управление – Попечительские, Управляющие, Школьные советы, их роль в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда; гражданские институты образовательной политики на муниципальном и региональном уровнях.

Вышеперечисленные направления модернизации управления образованием на всех уровнях позволяют представить сложность работы руководителя муниципального образования в складывающихся внешних конкурентных условиях в образовании. Руководитель образования работает в новой социокультурной ситуации, реакции которой практически невозможно предвидеть. В связи с этим усиливается ответственность руководителя за целевую ориентацию муниципального образования на устойчивое состояние его развития.

Задача современного руководителя муниципального образования – выстроить структурнофункциональную упорядоченность компонентов, создать внутренние механизмы управления, обеспечить их интеграцию и взаимодействие с окружающей средой. Управление – системный процесс мотивирования, планирования, организации, исполнения, контроля и регулирования, позволяющий сформулировать цели и задачи, адекватные целям модернизации общего образования, спрогнозировать реальные ожидаемые результаты и обеспечить их достижение.

Рассмотрим, чем необходимо обновить содержание и технологии реализации каждой управленческой функции.

Мотивационно-целевая функция и в частности процесс целеопределения должен выступать как процесс проектирования результативных целей, адекватных стратегическим целям и задачам модернизации образования и обеспеченных всеми видами ресурсов по формированию и развитию муниципальной системы образования.

Информационно-аналитическая функция предполагает, что содержание управления составит информационную основу деятельности муниципального органа управления образованием, направленную на изучение фактического состояния дел в системе образования и каждом образовательном учреждении и обоснованности применения различных способов, средств и воздействий для достижения запланированных результатов. Аналитическую деятельность необходимо направить на изучение состояния, тенденций развития, объективную диагностическую оценку результатов собственной управленческой деятельности, фактических результатов деятельности муниципальной системы образования и выработку предложений по поддержанию системы в заданном планом состоянии, переводе ее на более высокий качественный уровень.

Планово-прогностическая функция заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития каждого образовательного учреждения, педагогических коллективов в определенных социокультурных условиях внешней среды на основе проблемноориентированного анализа, в определении оптимальной структуры муниципальной системы образования, обеспечивающей доступность качественного образования и обеспеченной необходимыми для этого ресурсами.

Организационно-исполнительская связана с реализацией муниципальных программ развития, Программ реструктуризации муниципальной образовательной сети и собственных управленческих решений через координацию и коммуникации в управлении муниципальной системой образования.

Контрольно-диагностическая – предполагает сбор информации, анализ и оценку собственной управленческой деятельности, фактических результатов деятельности образовательных учреждений муниципальной системы образования.

Регулятивно-коррекционная означает поддержание всей системы образования на заданном уровне, перевод ее в новое качественное состояние и устранение отклонений в ее деятельности, в деятельности отдельных ОУ. {/mosregread}

В интегрированном виде все вышеперечисленные управленческие функции, наполненные конкретным содержанием, выражаются в практической деятельности руководителя муниципального органа управления образованием и всего аппарата по совершенствованию содержания и технологий управления образованием, созданию системы управления качеством предоставляемых образовательных услуг и повышению эффективности управления на уровне управляемой и управляющей систем.

Успех деятельности руководителя муниципального органа управления образованием зависит в первую очередь от качества прогнозирования и планирования управленческой деятельности. Задача состоит в том, чтобы поднять уровень этих процессов, привести их в соответствие с требованиями времени.

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод муниципальной системы образования в качественно новое состояние.

Намечаемые прогнозы и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на муниципальном уровне и уровне ОУ.

Этот подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач комплексного обоснования путей их решения, учета всех аспектов развития образования – политических, правовых, социальных и педагогических.

Как один из основных процессов в управлении, планирование на уровнях как управляемой, так и управляющей систем, должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий (способов, средств и воздействий) реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогноза.

Основина В.А.,
Елисеев В.В.,
Ермакова Л.Н.,
Тюгашева Н.А.,
УИПКПРО г. Ульяновск