Создание здоровьеразвивающей среды в образовательном учреждении |
Добавил(а) Караева М.Г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.08.08 19:47 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как можно создать условия, развивающие здоровье?Актуальность проекта: Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то определение Всемирной Организации Здравоохранения основано на таких положениях: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Кроме влияния социально-экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Выявлено, что 40% заболеваний у взрослых своими истоками уходят в ранний возраст. Научные данные центра А.В. Запорожца позволяют предполагать, что полученные в раннем возрасте знания, умения и навыки оказывают влияние на последующее развитие, уходя в долговременную память человека. «Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления» - одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Анализ состояния здоровья детей по данным статистики показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых странах, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. На состояние здоровья детей оказывают влияние неблагоприятные социальные и экологические условия. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое и металло-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая тяжелая музыка и т.д.), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения. {mosregread}Отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22%. Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. К счастью, что педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Перед каждым участником образовательного процесса стоит задача – создать в образовательной среде условия развивающие здоровье (физическое, психологическое и социальное) субъектов образовательного процесса. На наш взгляд сохранение и развитие здоровья воспитанников должно стать основным содержанием деятельности учителя и воспитателя, чтобы в процессе обучения и воспитания детей улучшалось здоровье. Дошкольное и школьное пространство должно способствовать не только сохранению здоровья, но и развитию. А для этого необходимы не только выполнение санитарно-гигиенических норм, наличие удобной учебной мебели, современных тренажеров, что необходимо в первую очередь, но и новые подходы и технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей. Обоснование проекта: Необходимость разработки данного проекта обусловлена результатами анализа состояния здоровья учащихся. Выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в Норильске. Состояние здоровья норильских детей вызывает серьезную тревогу. На сегодняшний день в едином муниципальном образовании «город Норильск» практически здоровых детей – 5%, 77% имеют отклонения в здоровье, 16% школьников имеют хронические заболевания и около 1% - дети инвалиды. Уже в начальной школе у нас обучаются дети, из которых только 7% практически здоровы, во второй ступени их 5%, а в 10-11 классах только – 2,8% практически здоровы и 21% хронически больные дети. За период обучения в общеобразовательных школах среди учащихся в 5 раз увеличивается нарушение органов зрения, в 3 раза – патология органов пищеварения, в 4 раза – нервнопсихических расстройств и т.п. Становится очевидным, что ст.51 Закона РФ «Об образовании», гарантирующая охрану и укрепление здоровья учащихся не исполняется в должной степени по многим причинам, в том числе, изменившейся экономической и демографической ситуацией в стране. Для определения уровня информированности учащихся по вопросам нарушений опорно-двигательного аппарата и их предупреждения был проведен опрос учащихся. Уровень знаний оценивался по следующим позициям: что такое осанка, строение костно-мышечной системы, различие костно-мышечной системы детей и взрослых; влияние на формирование осанки походки, посадка за учебным столом, ношение тяжестей, положение тела во время сна, а так же физической культуры, питания, одежды, обуви и образа жизни в целом. Сравнительный анализ состояния здоровья детей за 3 года МДОУ Детский сад № 8 «Тундровичок»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29»
Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных не знают, как формируется осанка. Ни один из учащихся не указал всех признаков правильной осанки, походки и посадки за учебным столом. Более половины респондентов не знают, что детский опорно-двигательный аппарат значительно отличается от такового у взрослых. У большинства детей отсутствуют знания о влиянии питания на здоровье человека, не все учащиеся владеют основами здорового образа жизни, учащиеся имеют недостаточно высокий уровень знаний о последствиях вредных привычек, наркомании. Ясно, что детский сад и школа должны и могут сделать многое для сохранения и укрепления здоровья учеников. Положительно оценивая попытки педагогов и других специалистов (психолог, логопед, фельдшер) выстроить систему учета индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения, нельзя не признать, что эти попытки и подходы не системны, не имеют четкого научного и методического обоснования и критериев оценки их эффективности. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования – усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни. Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. А для этого необходимо создать пространство, призванное развивать здоровье детей, т.е. создавать такое окружение, в котором детям комфортно во всех отношениях. Мы полагаем использовать разный подход к развитию здоровья, а соответственно разные методы и формы работы.
Таким образом, главная задача реализации здоровье развивающих технологий – такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Грамотное решение этой проблемы позволяет решить также и две другие задачи, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у школьников и дошкольников, чему будет содействовать также стимулирование детей за сохранение своего здоровья, за умение оказать первую помощь, за отказ от вредных привычек. Сегодня здоровье наших детей – забота не только врачей и родителей, а и нас, педагогов. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся одно из приоритетных направлений деятельности педагогов коллектива МОУ «СОШ №29» и МДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок». Началась эта работа не сегодня и не вчера:
В МОУ СОШ №29 успешно реализуется научно-исследовательский проект: «Влияние здоровьеразвивающих технологий на адаптацию и обучение леворуких детей». В МДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок» реализуется проект «Формирование осознанного отношения у детей дошкольного возраста к собственному здоровью». Педагоги образовательных учреждений активно внедряют здоровье развивающие методики на «уроках здоровья» и во внеурочной деятельности проводят мониторинг состояния здоровья детей. В этом аспекте многие «новшества» программы не соответствуют требованиям и не в полном объеме решают задачи оздоровления. Итак, анализ деятельности педагогического коллектива, мониторинг исследований и наблюдений привели к необходимости обновления форм и содержания учебного процесса и внеурочной деятельности, которая должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья учащихся, формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Данный проект:
Объект исследования: Здоровьеразвивающая среда образовательного учреждения. Предмет исследования: Совокупность форм, методов, способов формирования в дошкольном образовательном учреждении здоровье развивающей среды. Цель проекта: Создание среды, способствующей безопасности, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, формированию у школьников и дошкольников ответственного отношения к своему здоровью и соблюдению правил личной гигиены. Гипотеза исследования: Создание здоровье развивающей среды в образовательном учреждении возможно при условиях:
Задачи исследования:
Основные принципы проектной деятельности:1. НАУЧНОСТИ – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. АКТИВНОСТИ И СОЗНАТЕЛЬНОСТИ – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. 3. КОМПЛЕКСНОСТИ И ИНТЕГРАТИВНОСТИ – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 4. АДРЕСОВАННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья. 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ГАРАНТИРОВАННОСТИ – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей. Законодательно-нормативное обеспечение проекта:1. Нормативная база: Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка, Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., Программа развития образования г. Норильска, Программа развития МДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок», Устав образовательного учреждения, Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. Ресурсное обеспечение проекта:
Сроки эксперимента: 2007 – 2012 г. Ожидаемый результат:
Методы опытно-экспериментальной работы: Наблюдение, мониторинг, анкетирование, беседы, эксперимент, проектная деятельность, обобщение, систематизация и другие.{/mosregread} Приложение 1 Этапы реализации проекта:1-й этап: подготовительный
2-й этап: организационный
3-й этап: практический
Апробация и внедрение методик и технологий: «Биоэнергопластика», «Кинезиологическая программа», «Цветоимпульсная терапия», «Интеллектуальноличностное развитие детей посредством методик Н.А.Зайцева», «Арттерапия на уроках ИЗО», «Сказкотерапия», «Психофизическая тренировка на уроках физкультуры» (Нежкина Н.), «Лечение музыкой»(Н. Лихолет), «Разговор о правильном питании» (Безруких М.М.), «Все цвета кроме черного»(Макеев А.), «Терапия песком», «Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата»(Н.Мирская), релаксационная программа для детей младшего школьного возраста, тренинг «Как вести себя в стрессовых ситуациях»; разработка рекомендаций по проведению организованной деятельности по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
4-й этап: обобщающий
5-й этап: внедренческий
Караева Мадина Гавриловна, |