Школа молодого ученого (Анонс 1) |
Добавил(а) Колисниченко И.И. |
26.02.09 00:36 |
Чему могут быть посвящены новые исследования в области педагогики?Проектируя карьеру в области педагогических исследований, ориентируясь на оформление результатов в форме диссертационного исследования, соискатель может выбрать для себя быть соискателем, поступить в заочную и очную аспирантуру. И в том, и в другом случае итогом работы является завершенное диссертационное исследование, основные результаты которого представляются в автореферате. Представляем вашему вниманию новые исследования по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Сегодня мы представим фрагмент работы Кондрашовой К.В.1 по теме: «Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования». Обоснование актуальности. Развитие системы образования в наступившем веке характеризуется множеством инновационных изменений; обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года (2001 г.) и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.). Сегодня уже можно с большой определенностью говорить, что стратегические ориентиры модернизации отечественного образования принимались учительством либо сразу и безоговорочно (именно эта часть учителей, педагогических коллективов, скорее всего, и стала победителями в приоритетном национальном проекте «Образование»), либо с большими сомнениями, неумением преодолевать психологические и профессиональные барьеры, порою страхом перед неминуемыми изменениями. К началу 2008 года на фоне бесспорных достижений в области модернизации общего образования значительная часть позиций модернизации не выполнена (по данным Госсовета 67%) , несмотря на мощную финансовую поддержку развития системы в целом со стороны государства (программа «Информатизация образования», Федеральная целевая программа развития образования, приоритетный национальный проект «Образование»). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что недостаточное выполнение планов модернизации образования к настоящему времени может быть обусловлено только человеческим фактором, на что обращено внимание в программе развития России до 2020 г, предложенной президентом на заседании Госсовета в начале февраля 2008 г. Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они настроены на реализацию необходимых изменений, и зависит успех модернизации образования в конечном итоге. {mosregread}Точное количество учителей и школьных администраторов, ориентированных на активную реализацию идей модернизации, зафиксировать трудно. Однако, косвенные признаки (выбор тем опытно-экспериментальной работы и программ повышения квалификации, а также реальные результаты модернизации образования и т.п.) позволили сделать следующий вывод, зафиксированный в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», представленном Государственному совету Российской Федерации в 2007 г.: «При всей масштабности проводимых экспериментов изменения не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому для многих из них модернизация не стала актуальной задачей, превратившись в разговоры о переменах к «лучшему, притом, что повседневные проблемы образования решались медленно. Это не позволило обеспечить необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом». Следовательно, перед системой непрерывного образования встает серьезная задача – мотивации педагогов к преобразованиям, развития у них готовности к введению необходимых изменений на всех ступенях образовательного процесса. Охарактеризованная проблема обусловила выбор следующей темы исследования: «Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования». Объект исследования – готовность педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации. Предмет исследования – организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации. Цель исследования – разработать совокупность организационно-педагогических условий развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации. В основу проводимого исследования была положена следующая гипотеза: Разработка организационно-педагогических условий развития готовности предполагает:
Проблема исследования, его цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку следующих задач: 1. Раскрыть инновационный характер профессиональной деятельности учителя по реализации идей модернизации общего образования. 2. Проанализировать сущность готовности педагогов общеобразовательной школы к профессиональной деятельности в условиях инновационной деятельности. 3. Разработать методику исследования, ориентированного на исследование готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации. 4. Определить организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации. 5. Провести апробацию выявленной совокупности организационно-педагогических условий развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации. Методологическими основаниями исследования являются системный подход к анализу феномена готовности и условий ее развития, позволяющий рассматривать развитие готовности в системе, а также личностно-деятельностный подход для определения развития готовности педагогов к реализации идей модернизации общего образования. Анализ исследований по сопоставимой проблематике позволил выявить степень разработанности проблемы исследования и, соответственно, определить теоретико-методологические основы исследования. Исследованы: а) особенности управления развитием системы образования в условиях реформирования и модернизации (Днепров Э.Д., 1994; Клюйкова Н.И., 2000; Никитин В.Я., 2005; Роговцева Н.И., 1994; Степанова Т.А., 2003; Фрумин И.Д., 2001); б) особенности подготовки педагогов и педагогических коллективов к инновационной деятельности в условиях образовательного учреждения (Авво Б.В., 1999; Александрова Е.А., 2007; Амренова М.М., 2007; Козырев Ю.В., 2002; Мотышева А.А., 2007); в) готовность педагогов к экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (Андреева А.В., 2006; Ахмеджанова Г.В., 2002; Конасова Н.Ю., 1996; Ставринова Н.Н., 2006; Ховрина А.С., 2004); г) условия проектирования карьеры учителя в процессе реформирования системы образования (Симановская О.М., 1998); Теоретическими основаниями исследования выступили труды, посвященные:
Методы исследования. Теоретический анализ и синтез философской и научно-педагогической литературы, нормативных документов; сравнение и обобщение; теоретическое моделирование; контент-анализ; экспертная оценка; анкетирование; интервьюирование; апробация. Временные рамки исследования – 90-е годы XX века – как время предпосылок модернизации образования – начало XX века – как время реализации стратегии модернизации образования. Этапы исследования. Исследование выполнялось с 2003 по 2008 год. Первый этап (2003) – оформление замысла исследования, разработка методики междисциплинарного исследования развития готовности учителя общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования. Второй этап (2004-2006 гг.) – сбор эмпирического материала, проведение анкетных опросов, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение полученных данных, теоретический анализ и синтез философской и научно-педагогической литературы, анализ документов государственной политики в области образования, концептуальное обоснование замысла исследования. Третий этап (2007-2008 гг.) – апробация и оформление результатов исследования. На протяжении всего времени исследования результаты публиковались в методических и научных изданиях. Положения, выносимые на защитуНа защиту выносится совокупность результатов исследования, характеризующая понимание готовности педагогов к реализации идей модернизации образования и характеристику условий ее развития. Готовность педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования – это совокупность личностных качеств, определяющих принятие идей модернизации, понимание сущности изменений, желание и умения их реализовывать в активной деятельности. Соответственно, выделяются следующие компоненты готовности - мотивационный, когнитивный, деятельностный, технологический. По отношению к реализации идей модернизации существует два типа готовности: первый тип – готовность к модернизации как инновационной деятельности (активная позиция), второй тип - готовность к модернизации как совокупности предписаний органов управления образованием (пассивная позиция). Реализация идей модернизации общего образования, происходящая на уровне конкретного образовательного учреждения, и напрямую зависящая от деятельности педагогического коллектива школы, происходит в следующих направлениях:
Процесс развития готовности учителей к реализации идей модернизации образования, по своей сути, аналогичен процессу совершенствования труда учителя, приводящего к переходу на более высокие уровни продуктивности профессиональной деятельности: непродуктивный – малопродуктивный – среднепродуктивный – продуктивный – высокопродуктивный. Данные уровни выступают в качестве критериев оценки развития готовности. Готовность педагогов к реализации идей модернизации образования развивается с помощью следующих стратегий изменений в образовании:
6. Развитие готовности предполагает в качестве обязательного (фонового) условия адекватное информирование о происходящих и планируемых изменениях и взаимосвязанных с ними эффектах на всех уровнях системы образования с помощью следующих организационно-педагогических условий:
7. Развитие готовности отдельного учителя к реализации идей модернизации общего образования предполагает создание системы организационно-педагогических условий на разных уровнях:
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенная программа развития готовности учителей к реализации идей модернизации образования может быть использована школьными администраторами и специалистами системы повышения квалификации педагогических кадров в качестве сценария адресного повышения квалификации, разработанная методика сравнительного междисциплинарного исследования может быть использована при изучении сложных феноменов развития системы отечественного образования.{/mosregread} Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования определяется анализом достоверных данных о ходе модернизации образования в России, использованием междисциплинарного подхода к изучению предмета исследования, многоаспектным анализом полученных эмпирических данных, логической непротиворечивостью реализации замысла исследования, сравнительно-сопоставительным анализом данных. Апробация основных результатов исследования осуществлялась через экспертную оценку замысла исследования, обсуждение получаемых результатов на конференциях по проблемам повышения квалификации учителей (СПб., 2005, 2006 гг.), проведение семинаров с учителями школ по проблемам модернизации образования, публикацию полученных результатов на всех этапах исследования. Экспериментальная база исследования. В экспериментальной части исследования приняли участие педагоги инновационных образовательных учреждений Санкт-Петербурга – гимназий №№ 74, 166, 168, школы с углубленным изучением французского языка и права №29, общеобразовательных школ №№181, 206, 309, 321. Колисниченко Ирина Ивановна, 1 Кондрашова К.В. «Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования». Автореф.дис….к.п.н. – Санкт-Петербург, 2008. – 26с. |