Инновации и эксперимент в образовании

Школа молодого ученого (Анонс 1)
Добавил(а) Колисниченко И.И.   
26.02.09 00:36

Чему могут быть посвящены новые исследования в области педагогики?

Проектируя карьеру в области педагогических исследований, ориентируясь на оформление результатов в форме диссертационного исследования, соискатель может выбрать для себя быть соискателем, поступить в заочную и очную аспирантуру. И в том, и в другом случае итогом работы является завершенное диссертационное исследование, основные результаты которого представляются в автореферате.

Представляем вашему вниманию новые исследования по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Сегодня мы представим фрагмент работы Кондрашовой К.В.1 по теме: «Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования».

Обоснование актуальности. Развитие системы образования в наступившем веке характеризуется множеством инновационных изменений; обусловленных реализацией Стратегии модернизации российского образования на период до 2010 года (2001 г.) и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.). Сегодня уже можно с большой определенностью говорить, что стратегические ориентиры модернизации отечественного образования принимались учительством либо сразу и безоговорочно (именно эта часть учителей, педагогических коллективов, скорее всего, и стала победителями в приоритетном национальном проекте «Образование»), либо с большими сомнениями, неумением преодолевать психологические и профессиональные барьеры, порою страхом перед неминуемыми изменениями.

К началу 2008 года на фоне бесспорных достижений в области модернизации общего образования значительная часть позиций модернизации не выполнена (по данным Госсовета 67%) , несмотря на мощную финансовую поддержку развития системы в целом со стороны государства (программа «Информатизация образования», Федеральная целевая программа развития образования, приоритетный национальный проект «Образование»). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что недостаточное выполнение планов модернизации образования к настоящему времени может быть обусловлено только человеческим фактором, на что обращено внимание в программе развития России до 2020 г, предложенной президентом на заседании Госсовета в начале февраля 2008 г. Успех любых реформ во многом зависит от того, насколько их принимают те, кому их предстоит реализовывать. В системе образования это учителя и школьные администраторы, педагогические коллективы в целом, органы управления образованием, общественность. От того, насколько активно они настроены на реализацию необходимых изменений, и зависит успех модернизации образования в конечном итоге.

{mosregread}Точное количество учителей и школьных администраторов, ориентированных на активную реализацию идей модернизации, зафиксировать трудно. Однако, косвенные признаки (выбор тем опытно-экспериментальной работы и программ повышения квалификации, а также реальные результаты модернизации образования и т.п.) позволили сделать следующий вывод, зафиксированный в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», представленном Государственному совету Российской Федерации в 2007 г.: «При всей масштабности проводимых экспериментов изменения не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому для многих из них модернизация не стала актуальной задачей, превратившись в разговоры о переменах к «лучшему, притом, что повседневные проблемы образования решались медленно. Это не позволило обеспечить необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом».

Следовательно, перед системой непрерывного образования встает серьезная задача – мотивации педагогов к преобразованиям, развития у них готовности к введению необходимых изменений на всех ступенях образовательного процесса.

Охарактеризованная проблема обусловила выбор следующей темы исследования:

«Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования».

Объект исследования – готовность педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации.

Цель исследования – разработать совокупность организационно-педагогических условий развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации.

В основу проводимого исследования была положена следующая гипотеза: Разработка организационно-педагогических условий развития готовности предполагает:

  • определение информационного обеспечения стратегических ориентиров развития образования;
  • выявление стратегий развития готовности в рамках образовательного учреждения, региона, Российской Федерации;
  • проектирование совокупности вариативных программ повышения квалификации педагогов;
  • координацию деятельности органов управления образованием на всех уровнях системы.

Проблема исследования, его цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку следующих задач:

1. Раскрыть инновационный характер профессиональной деятельности учителя по реализации идей модернизации общего образования.

2. Проанализировать сущность готовности педагогов общеобразовательной школы к профессиональной деятельности в условиях инновационной деятельности.

3. Разработать методику исследования, ориентированного на исследование готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации.

4. Определить организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации.

5. Провести апробацию выявленной совокупности организационно-педагогических условий развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации.

Методологическими основаниями исследования являются системный подход к анализу феномена готовности и условий ее развития, позволяющий рассматривать развитие готовности в системе, а также личностно-деятельностный подход для определения развития готовности педагогов к реализации идей модернизации общего образования.

Анализ исследований по сопоставимой проблематике позволил выявить степень разработанности проблемы исследования и, соответственно, определить теоретико-методологические основы исследования. Исследованы: а) особенности управления развитием системы образования в условиях реформирования и модернизации (Днепров Э.Д., 1994; Клюйкова Н.И., 2000; Никитин В.Я., 2005; Роговцева Н.И., 1994; Степанова Т.А., 2003; Фрумин И.Д., 2001); б) особенности подготовки педагогов и педагогических коллективов к инновационной деятельности в условиях образовательного учреждения (Авво Б.В., 1999; Александрова Е.А., 2007; Амренова М.М., 2007; Козырев Ю.В., 2002; Мотышева А.А., 2007); в) готовность педагогов к экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (Андреева А.В., 2006; Ахмеджанова Г.В., 2002; Конасова Н.Ю., 1996; Ставринова Н.Н., 2006; Ховрина А.С., 2004); г) условия проектирования карьеры учителя в процессе реформирования системы образования (Симановская О.М., 1998);
д) теоретические и практические основания экспертизы в образовании (Боженко О.П., 2006; Мартиросян Б.П., 2003; Мкртычан Г.А., 2002; Новикова Т.Г., 2006; Слажнев А.Н., 2005).

Теоретическими основаниями исследования выступили труды, посвященные:

  • анализу процессов модернизации российского общества, социокультурной динамики развития общества и системы образования (А.С. Ахиезер, А.П. Валицкая, Э.Д. Днепров, СИ. Дука, С.А. Емельянов, И.М.Ильинский, В.В.Козловский, В.Б. Миронов, О.Н. Смолин, А.И.Уткин, В.Г.Федорова);
  • методологии исследования оценивания эффективности инновационных процессов в образовании (К. Ангеловски, В.А. Бордовский, В.Т. Волов, В.И. Загвязинский, Т.Л. Клячко, Н.Ю. Конасова, В.Ф. Курлов, А. В. Лоренсов, Б.П. Мартиросян, Г.А. Мкртычан, Т.Г. Новикова, Л.С. Подымова, М. М. Поташник, А.И. Пригожий, Г.Н. Прозументова, В.А. Сластенин, В.В.Тумалев, Н.Р.Юсуфбекова, О. Г. Хомерики, Т. И. Шамова, П. Щедровицкий);
  • концептуальному обоснованию модернизации отечественного образования (О.В. Акулова, И.С. Батракова, А.Г. Каспржак, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына);
  • обоснованию уровней продуктивности педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина);
  • разработке современных подходов к повышению квалификации педагогических кадров, отражающих идею «проживания» нового опыта и развития инновационной культуры педагога (И.Ю. Алексашина, Н.М. Анисимов, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Н.Ю. Конасова);
  • методологии междисциплинарного исследования особенностей деятельности современного учителя (С.Г. Вершловский, В.Я. Нечаев, А.М. Осипов, Е.В. Пискунова, В.М. Полонский, В.В.Семенова, В.А.Сонин, В.В. Тумалев).

Методы исследования. Теоретический анализ и синтез философской и научно-педагогической литературы, нормативных документов; сравнение и обобщение; теоретическое моделирование; контент-анализ; экспертная оценка; анкетирование; интервьюирование; апробация.

Временные рамки исследования – 90-е годы XX века – как время предпосылок модернизации образования – начало XX века – как время реализации стратегии модернизации образования.

Этапы исследования. Исследование выполнялось с 2003 по 2008 год. Первый этап (2003) – оформление замысла исследования, разработка методики междисциплинарного исследования развития готовности учителя общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования. Второй этап (2004-2006 гг.) – сбор эмпирического материала, проведение анкетных опросов, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение полученных данных, теоретический анализ и синтез философской и научно-педагогической литературы, анализ документов государственной политики в области образования, концептуальное обоснование замысла исследования. Третий этап (2007-2008 гг.) – апробация и оформление результатов исследования. На протяжении всего времени исследования результаты публиковались в методических и научных изданиях.

Положения, выносимые на защиту

На защиту выносится совокупность результатов исследования, характеризующая понимание готовности педагогов к реализации идей модернизации образования и характеристику условий ее развития.

Готовность педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования – это совокупность личностных качеств, определяющих принятие идей модернизации, понимание сущности изменений, желание и умения их реализовывать в активной деятельности. Соответственно, выделяются следующие компоненты готовности - мотивационный, когнитивный, деятельностный, технологический.

По отношению к реализации идей модернизации существует два типа готовности: первый тип – готовность к модернизации как инновационной деятельности (активная позиция), второй тип - готовность к модернизации как совокупности предписаний органов управления образованием (пассивная позиция).

Реализация идей модернизации общего образования, происходящая на уровне конкретного образовательного учреждения, и напрямую зависящая от деятельности педагогического коллектива школы, происходит в следующих направлениях:

  1. Изучение и реализация социального заказа школе в современных социокультурных условиях.
  2. Реализация принципа гуманизации школьного образования в педагогической практике.
  3. Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению в основной и старшей школе.
  4. Реализация новых тенденции в оценивании достижений учащихся, ориентированных на максимальный учет личностных достижений и индивидуального прогресса.

Процесс развития готовности учителей к реализации идей модернизации образования, по своей сути, аналогичен процессу совершенствования труда учителя, приводящего к переходу на более высокие уровни продуктивности профессиональной деятельности: непродуктивный – малопродуктивный – среднепродуктивный – продуктивный – высокопродуктивный. Данные уровни выступают в качестве критериев оценки развития готовности.

Готовность педагогов к реализации идей модернизации образования развивается с помощью следующих стратегий изменений в образовании:

  • экспертной стратегии, предполагающей проведение независимой экспертизы происходящих изменений с целью выявления и поддержки позитивного опыта на всех уровнях системы образования, а также определения точек роста инновационных изменений;
  • стратегии обучения, предполагающей развитие готовности в адекватных учебных форматах и решающей две взаимосвязанные задачи: первую – развитие инновационной готовности к восприятию и принятию новых идей (целей, содержания, технологий обучения, методов оценивания и т.д.), вторую – развитие компетенций действовать по-новому;
  • стратегии сотрудничества, предполагающей создание нового опыта взаимодействия педагогов и педагогических коллективов в процессе модернизации образования.

6. Развитие готовности предполагает в качестве обязательного (фонового) условия адекватное информирование о происходящих и планируемых изменениях и взаимосвязанных с ними эффектах на всех уровнях системы образования с помощью следующих организационно-педагогических условий:

  • формирования позитивного общественного мнения о преобразованиях в сфере образования; разработки проектов, программ и документов, поддерживающих мотивацию педагогов к дальнейшим изменениям /на федеральном уровне/;
  • разработки стратегических ориентиров развития региональной системы в контексте образовательной политики; выявления проблем обновляющейся системы образования и их оперативного разрешения; адресной научно-методической помощи и поддержки; организации многообразных форм обмена инновационным опытом /на региональном уровне/;
  • проектирования возможностей и создания ресурсов для развития горизонтальной карьеры педагогов; поддержки инновационной инициативы /на муниципальном (районном) и школьном уровнях/.

7. Развитие готовности отдельного учителя к реализации идей модернизации общего образования предполагает создание системы организационно-педагогических условий на разных уровнях:

  • массовом (образовательное учреждение) – с целью поддержания общего высокого информационного уровня педагогического коллектива средствами проведения опытно-экспериментальной работы, организации инновационной деятельности, проведения проблемных семинаров на базе школы, т.е. на рабочем месте, а также с использованием ресурсов системы повышения квалификации, предлагающей конференции, сетевые проекты, тематические программы для педагогических коллективов, выездные педагогические советы;
  • групповом (методическое объединение, временный творческий коллектив) – с целью развития готовности у отдельных групп преподавателей, дифференцированных по определенным параметрам (ступень образования, образовательная область, параллель классов, образовательная программа и т.п.), действовать сообща, средствами организации методической работы (целевые программы, групповые проекты), а также путем реализации адресных программ повышения квалификации научно-методическими центрами и другими учреждениями системы повышения квалификации педагогических кадров;
  • индивидуальном – с целью развития индивидуальной педагогической культуры в контексте современных идей модернизации образования, средствами разработки и реализации индивидуальных педагогических проектов, а также адресного повышения квалификации в рамках накопительной системы.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

  • в обосновании сущности готовности учителя к инновационной деятельности;
  • в выявлении типов готовности учителей к реализации идей модернизации образования в зависимости от занимаемой ими позиции по отношению к официальной политике в области модернизации образования (активная или пассивная);
  • в разработке методики проведения сравнительного исследования на материале изучения сопоставимых проблем в разные исторические периоды развития системы образования в России, в частности результатов социологических исследований, выявлявших отношение учителей и их готовность к реализации реформ в школьном образовании 90-х годов, и результатов, полученных нами в ходе собственного педагогического исследования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

  • в обогащении концепции продуктивности педагогической деятельности Н.В. Кузьминой знанием о процессе развития готовности учителей к реализации идей модернизации;
  • в расширении существующих представлений о готовности педагогов к инновационной деятельности обоснованными данными о готовности учителей к введению профильного обучения и предпрофильной подготовки, к реализации принципа гуманизации образования;
  • в обобщении опыта развития системы образования в России 90-х годов в контексте рассмотрения его в качестве предпосылок модернизации образования в начале 2000-х годов;
  • в обогащении методологии педагогических исследований методикой междисциплинарного исследования проблем современной профессиональной педагогической деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенная программа развития готовности учителей к реализации идей модернизации образования может быть использована школьными администраторами и специалистами системы повышения квалификации педагогических кадров в качестве сценария адресного повышения квалификации, разработанная методика сравнительного междисциплинарного исследования может быть использована при изучении сложных феноменов развития системы отечественного образования.{/mosregread}

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования определяется анализом достоверных данных о ходе модернизации образования в России, использованием междисциплинарного подхода к изучению предмета исследования, многоаспектным анализом полученных эмпирических данных, логической непротиворечивостью реализации замысла исследования, сравнительно-сопоставительным анализом данных.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась через экспертную оценку замысла исследования, обсуждение получаемых результатов на конференциях по проблемам повышения квалификации учителей (СПб., 2005, 2006 гг.), проведение семинаров с учителями школ по проблемам модернизации образования, публикацию полученных результатов на всех этапах исследования.

Экспериментальная база исследования. В экспериментальной части исследования приняли участие педагоги инновационных образовательных учреждений Санкт-Петербурга – гимназий №№ 74, 166, 168, школы с углубленным изучением французского языка и права №29, общеобразовательных школ №№181, 206, 309, 321.

Колисниченко Ирина Ивановна,
профессор, проректор АПК и ППРО
г. Москва


1 Кондрашова К.В. «Организационно-педагогические условия развития готовности педагогов общеобразовательной школы к реализации идей модернизации образования». Автореф.дис….к.п.н. – Санкт-Петербург, 2008. – 26с.