TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Формирование культуроценностной мотивации здорового образа жизни PDF Печать E-mail
Добавил(а) Губогло З.И.   
28.02.09 21:34

Что нужно делать школе для формирования учеников мотивации здорового образа жизни?

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная,
ради которой действительно стоит не только не жалеть времени,
сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей
самой жизни, поскольку жизнь без него становится
нетерпимой и унизительной»
Мишель Де Монтень,
французский философ ХVI века

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из приоритетов государственной и региональной образовательной политики, о чем заявлено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в окружной целевой программе «Развитие системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе на 2002–2005 годы», программе «Развитие муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Салехарда на период с 2006 по 2011 гг.» (далее Программа)

В Программе развития школы определена миссия школы – через социокультурную толерантность учащихся к становлению личности и развитию России.

Миссия школы находит своё выражение в функциях, главными из которых являются:

  • сохранение и укрепление здоровья – ориентированность образовательного процесса школы на формирование здовьесберегающей среды;
  • социализация – целенаправленное формирование личности: введение её в сферу социальных связей и отношений, освоение материальной и духовной культуры путём восприятия переданных в рамках образовательного и воспитательного процессов знаний, образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности;
  • обеспечение самоопределения школьника, построение личностно-профессиональных планов, установка на активное включение ученика в качестве субъекта в процесс собственный социальной ориентации, на создание условий для развития у него осознанного и ответственного отношения к своему будущему на основе реалистической оценки всей совокупности информации;
  • стимулирование, мотивация на раскрытие потенциальных возможностей учащихся и их развитие, выявление внутренних источников этого развития;
  • осуществление педагогической поддержки школьника в образовательном процессе;
  • коррекция затруднений учащегося не только через «передачу» ему способов действий посредством алгоритмов, схем и образцов, но и в процессе организованной учебной деятельности (в ходе каждой осуществляется освоение принципами действий и через коммуникативную среду).

Механизмом достижения Миссии нами определена модель развития школы, которая включает инновационный проект сохранения и укрепления здоровья школьников, разработанный на основе санитарно-гигиенических норм рекомендованных САНПИНом для общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся всех категорий в условиях Крайнего Севера, перекликается с основными направлениями Федеральной целевой программы «Дети Севера», разработанной по Указу Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. №1696 «О президентской программе «Дети России», основной задачей которой является содействие в создании условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, проживающих в северных регионах и проведение социологических, медицинских демографических, научных исследований по различным аспектам развития детей Севера»

{mosregread}Здоровьетворящая среда в МОУ СОШ №?2 г.?Салехарда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Image

 

Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о сохранении и укреплении здоровья детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов» (1968).

В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

  •  духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу;
  •  физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма; 
  •  психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой;
  •  социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека социуме.

Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, включает в себя наряду с педагогической, психологической медико-профилактическую деятельность, то будет сохранено и укреплено здоровье учащихся всех категорий, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.

В таблице представлены основные направления деятельности.

Image

Наиболее эффективной моделью образовательного учреждения, содействующего укреплению здоровья, является модель комплексного, системного подхода, объединяющего все три блока деятельности по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.{/mosregread}

Инновационный проект формирования здорового образа жизни в школе, реализующий Программу развития школы, соответствует приоритетным направлениям развития образовательной системы образования Российской федерации на период до 2010 года. Согласно «Федеральной целевой программе развития образования «, основной целью образования является «создание условий для повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности страны».

Губогло Зиновия Ивановна,
заместитель директора
МОУ СОШ №2
г. Салехард