Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях щколы-интерната |
Добавил(а) Пугачёва И.В. | ||||||||||||
28.02.09 21:43 | ||||||||||||
Как создать здоровьесберегающую среду в школе-интернате?
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что, по данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. По тем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза – патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушения осанки, в 4 раза – психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа-интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» готовя выпускников, ориентированных на железнодорожные профессии. Компания нуждается в молодых работниках – инициативных, с высоким уровнем профессионализма, повышенной адаптивностью к новым и изменяющимся условиям труда, ответственных за результаты своей работы в компании и самое главное – з д о р о в ы х! В школе были проведены исследования с целью выявления реального уровня развития готовности педагогического коллектива к осуществлению здоровьесбережения в образовательном процессе, которые показали достаточную готовность педагогов в рассматриваемом аспекте. {mosregread}Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД» является областной экспериментальной инновационной площадкой по теме: «Формирование здоровьесберегающий и социально-адаптированной образовательной среды». Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми, медиков и педагогов, функционирования системы оздоровления, психологического климата в семье и в школе. А ведь в школе-интернате ребенок проводит примерно 185 дней в году. В связи с вышеизложенным нами была определена проблема школы: «Личностно- гуманистическое обучение и воспитание учащихся со здоровьесберегающим сопровождением, ориентированное на железнодорожную направленность выпускника». Целью школы является проектирование образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех сфер личности ребёнка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной в соответствии с его природными задатками, интересами и желаниями, его индивидуальном темпом в развитии, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье. Учитывая, что школа один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления, мы определили, что в дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным проблемам жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровьем. Следует подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающей среды в условиях школы-интерната мы детально проанализировали факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье воспитанников. Все эти факторы мы разделили на три категории:
Все внутришкольные факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, мы учитывали при организации воспитательно-образовательного процесса, то есть именно на них направлены наибольшие усилия работников школы. Среда – решающий фактор обучения и воспитания. Среда складывается, а педагогом реализуется из предметно-пространственного окружения, из социально-поведенческого окружения, из событийного и информационного окружения. Все это представляет ребенку жизнь, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней. Мы формируем среду и для этого мы разделили образовательное пространство на следующие зоны: учебная, информационная, профилактическая, коррекционная, диагностическая. Исходя из этого при создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, мы определили концептуальную основу изучение физического, психического, социального, духовно – личностного здоровья человека. В обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются: для соматического, т.е. телесного и физического – «я – могу»; для психического– «я – хочу»; для нравственного – «я – должен». Педагог школы –- интерната ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление психосоматического и духовно-нравственного здоровья. Эти компоненты здоровья можно отнести к уровням человеческой природы. Следовательно, к биологическому и психологическому уровням относятся соматическое, физическое и психическое здоровье, в то же время последний соотносится с социальным уровнем, а нравственное здоровье сочетается с мировоззренческим уровнем природы личности.
Четыре уровня человеческой природы
По приведенной схеме можно выявить, с какого уровня произошло нарушение здоровья, как каждый уровень влияет на другие уровни с целью коррекции воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, с целью создания единого здоровьесберегающего пространства в школе-интернате, мы определили, что участники здоровьесберегающего процесса должны находиться в постоянном взаимодействии, форма которого определяется их ролями. Следовательно, появляется возможность решить проблемы, связанные с формированием, сохранением и укреплением здоровья, комплексно и системно. Отмечая их концептуальную значимость, мы разработали содержание деятельности для администрации, педагогов, родителей и воспитанников. Это позволило создать модель управления школой «Здоровья и развития». Для создания здоровьесберегающей среды на научной основе каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий. Введение в школьные образовательные программы обучения здоровьесберегающего компонента способствует тому, что каждый ребенок получает необходимые знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. В учебном плане текущего года хорошо зарекомендовали себя факультативные занятия для учащихся 5-7 классов «Психология общения», «Здоровьесберегающие технологии», где воспитанники школы учатся сохранению психического и соматического здоровья, где у ребят формируются ценности здоровья и здорового образа жизни, проводится профилактика вредных привычек. В качестве примера работы по одному из направлений представим функции учителя – предметника по развитию психомоторных способностей школьников на своем уроке.
{/mosregread}
Пугачёва И.В.,
директор школы-интерната №19 ОАО «РЖД», руководитель высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования
|