Инновации и эксперимент в образовании

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях щколы-интерната
Добавил(а) Пугачёва И.В.   
28.02.09 21:43

Как создать здоровьесберегающую среду в школе-интернате?

 

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что, по данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. По тем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза – патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушения осанки, в 4 раза – психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа-интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» готовя выпускников, ориентированных на железнодорожные профессии. Компания нуждается в молодых работниках – инициативных, с высоким уровнем профессионализма, повышенной адаптивностью к новым и изменяющимся условиям труда, ответственных за результаты своей работы в компании и самое главное – з д о р о в ы х!

В школе были проведены исследования с целью выявления реального уровня развития готовности педагогического коллектива к осуществлению здоровьесбережения в образовательном процессе, которые показали достаточную готовность педагогов в рассматриваемом аспекте.

{mosregread}Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД» является областной экспериментальной инновационной площадкой по теме: «Формирование здоровьесберегающий и социально-адаптированной образовательной среды».

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми, медиков и педагогов, функционирования системы оздоровления, психологического климата в семье и в школе. А ведь в школе-интернате ребенок проводит примерно 185 дней в году. В связи с вышеизложенным нами была определена проблема школы: «Личностно- гуманистическое обучение и воспитание учащихся со здоровьесберегающим сопровождением, ориентированное на железнодорожную направленность выпускника».

Целью школы является проектирование образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех сфер личности ребёнка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной в соответствии с его природными задатками, интересами и желаниями, его индивидуальном темпом в развитии, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье.

Учитывая, что школа один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления, мы определили, что в дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным проблемам жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровьем.

Следует подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающей среды в условиях школы-интерната мы детально проанализировали факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье воспитанников.

Все эти факторы мы разделили на три категории:

  • все эндогенные факторы, то есть неизбежные– с ними необходимо считаться, нет способов их изменить;
  • корректируемые – действие которых можно в некоторых случаях корректировать;
  • устранимые – негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все внутришкольные факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, мы учитывали при организации воспитательно-образовательного процесса, то есть именно на них направлены наибольшие усилия работников школы.

Среда – решающий фактор обучения и воспитания. Среда складывается, а педагогом реализуется из предметно-пространственного окружения, из социально-поведенческого окружения, из событийного и информационного окружения. Все это представляет ребенку жизнь, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней. Мы формируем среду и для этого мы разделили образовательное пространство на следующие зоны: учебная, информационная, профилактическая, коррекционная, диагностическая.

Исходя из этого при создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, мы определили концептуальную основу изучение физического, психического, социального, духовно – личностного здоровья человека.

В обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются: для соматического, т.е. телесного и физического – «я – могу»; для психического– «я – хочу»; для нравственного – «я – должен».

Педагог школы –- интерната ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление психосоматического и духовно-нравственного здоровья. Эти компоненты здоровья можно отнести к уровням человеческой природы. Следовательно, к биологическому и психологическому уровням относятся соматическое, физическое и психическое здоровье, в то же время последний соотносится с социальным уровнем, а нравственное здоровье сочетается с мировоззренческим уровнем природы личности.

 

Четыре уровня человеческой природы

 

Image

 

По приведенной схеме можно выявить, с какого уровня произошло нарушение здоровья, как каждый уровень влияет на другие уровни с целью коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Image

Таким образом, с целью создания единого здоровьесберегающего пространства в школе-интернате, мы определили, что участники здоровьесберегающего процесса должны находиться в постоянном взаимодействии, форма которого определяется их ролями.

Следовательно, появляется возможность решить проблемы, связанные с формированием, сохранением и укреплением здоровья, комплексно и системно. Отмечая их концептуальную значимость, мы разработали содержание деятельности для администрации, педагогов, родителей и воспитанников. Это позволило создать модель управления школой «Здоровья и развития».

Для создания здоровьесберегающей среды на научной основе каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.

Введение в школьные образовательные программы обучения здоровьесберегающего компонента способствует тому, что каждый ребенок получает необходимые знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. В учебном плане текущего года хорошо зарекомендовали себя факультативные занятия для учащихся 5-7 классов «Психология общения», «Здоровьесберегающие технологии», где воспитанники школы учатся сохранению психического и соматического здоровья, где у ребят формируются ценности здоровья и здорового образа жизни, проводится профилактика вредных привычек.

В качестве примера работы по одному из направлений представим функции учителя – предметника по развитию психомоторных способностей школьников на своем уроке.

 

Функции

Содержание функции

Аналитическая

  • изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояние их здоровья и самочувствия на уроке;
  • анализ реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности урока: сложности учебного материала, характера деятельности и уровня усвоения учебного содержания для каждого ученика
Конструктивная
  • постановка целей и задач урока;
  • определение содержания урока и выделение в нём здоровьесберегающих идей;
  • отбор здоровьесберегающих приёмов, методов, технологий и средств обучения;
  • отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
Организационно-исполнительная
  • реализация на уроке задач обучения, воспитание и развитие здоровой личности ученика;
  • формулировка цели урока и организация работы с учащимися по её принятию;
  • обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке;
  • организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика; -определение затруднений учащихся при усвоении учебного материала и оказание им дозированной помощи, создание на уроке ситуации успеха;
  • организация взаимопомощи учащихся на уроке;
  • создание положительного эмоционального настроения в классе, благоприятного психологического климата;
  • обеспечение достаточной двигательной активности учащихся на уроке;
  • соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения;
  • соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психического здоровья учащихся
Профилактико-коррекционная
  • мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии (музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроения и др.);
  • использование приёмов эмоциональной разрядки, снятия психоэмоционального и статического напряжения; -профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке;
  • использование элементов психотерапии педагогической деятельности (вербальное и невербальное воздействие на учащихся);
  • формирование и коррекция духовно-нравственного аспекта развития личности ученика (взгляды, ценности, установки и т.д.);
  • применение средств, направленных на профилактику и коррекцию психофизиологического состояния учащихся (аудиовизуальные технические средства, офтальмологические тренажеры, схемы и др.);
Рефлексивно-оценочная
  • создание условий для оценивания учащимися своей деятельности на уроке и достигнутых результатов;
  • оценивание степени продвижения учащимися в усвоении учебного материала;
  • осмысление хода и результатов урока

{/mosregread}

 

Пугачёва И.В.,
директор школы-интерната №19 ОАО «РЖД»,
руководитель высшей квалификационной категории,
почётный работник общего образования