TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Проблемное обучение: СИТУАЦИЯ - ВОПРОС - ЗАДАНИЕ PDF Печать E-mail
Добавил(а) Куприянова Л.В.   
28.02.09 23:43

Как реализовать принцип проблемности на уроках литературы?

 …проблемное обучение не может
и не должно стать ни единственной,
ни преобладающей системой обучения…
Проблемное обучение строится в
зависимости от того, насколько
это допускает учебный материал.
(И.Я. Лернер.)

Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, он актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения, постановки и решения познавательных проблем и задач. Я считаю, что без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности.

{mosregread}Рассмотрим проблемную ситуацию на примере изучения творчества В.В.Маяковского в 11 классе. Учащиеся с лирикой этого поэта уже знакомились в 7 – 9 классах. Некоторые представления о жизни и поэзии Маяковского уже имеют. Учитель создает проблемную ситуацию, чтобы одиннадцатиклассники смогли понять, почему поэт вынужден был себя смирять, «становясь на горло собственной песне», как и почему так складывались взаимоотношения Маяковского с правительством страны, с пролетарскими писателями и с теми, кого он любил в своей жизни. Об этом можно было бы рассказать учителю самому или дать задание ученику, чтобы он подготовил сообщение. Но при пассивном слушании, как известно, не происходит эмоционального погружения в эпоху, не развивается мышление (над чем думать, если дается все готовое?), не развиваются творческие умения. Знания же, приобретенные в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, становятся личностно-значимыми, а значит, ценными для ученика, развивающими его личностные способности.

Итак, создаем на уроке проблемную ситуацию. Маяковского называли «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», ему было присуще чувство личной заинтересованности во всем, чем жила страна, у него были большие планы на будущее, он обладал неиссякаемой энергией, его ценил Сталин, Маяковский осуждал Есенина за самоубийство в 1925 году. Что же или кто вынудил самого Маяковского в апреле 1930 года поставить «точку пули в своем конце»?{/mosregread}

Ребята получают раздаточный материал и задания по учебнику. Данное проблемное задание соответствует интеллектуальным возможностям учащихся, вызывает интерес, а значит, потребность решить ситуацию. Для разрешения проблемной ситуации необходимо развернуть диалог, побуждающий учеников к осознанию противоречия. Первые версии решения появляются на основании анализа стихотворения Марины Цветаевой «Зерна огненного цвета…»:

Вот-те и шлюпка
         Любовная лодка!
           Ужель из-за юбки?..

Приводится пример из учебника: выстрел прозвучал, когда (после бурного объяснения) Вероника Полонская выскочила из квартиры Маяковского. Но большинство учащихся не могут согласиться с этим заключением. Не застрелился, когда расстался с Лилей Брик, когда вышла замуж Татьяна Яковлева. Да и вообще для такой «громады» слишком мала причина, хотя поводом или последней каплей, которая переполнила стакан, это и могло быть, считают другие. Тогда что?

Выдвигается еще версия: «всю свою звонкую силу поэта» Маяковский отдавал революции, строительству новой жизни, «атакующему классу». Он верил, что нужен молодой республике, полезен ей и не раз «на горло собственной песне наступал». Но с рапповцами общего языка не нашел, на юбилейную выставку «20-лет работы» никто из тех, кто определял литературную политику в стране, не пришел. И даже портрет из уже готового к выходу номера журнала «Печать и революция» с приветствием по случаю юбилея его творческой и общественной работы был вырезан. Его «Баню» резко встретила официальная критика.

Еще одна группа учащихся, которая работала со стихами Маяковского, остановились на строчках: «Я хочу быть понят своей страной, а не буду понят – ну что ж…». И приводят пример из произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети», где умирающий Базаров приходит к выводу, что он не нужен своей стране: «Я нужен России… Нет, видно не нужен…»

Так проводится аналогия между Базаровым и Маяковским. Спорно? Возможно, но ведь это самостоятельное суждение, и тем оно интересно.

Перед изучением творчества Державина в 6 классе долго думала, что сказать о поэте. Может быть, пушкинское «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил?» Может, просто отослать к учебнику? А что даст это чтение скучной для шестиклассников статьи? Перечитываю сама еще раз статью учебника и понимаю, что из этого материала надо сказать ученикам, что в 9 классе им пригодится. Искомое есть, но надо, чтобы учащиеся сами это нашли. Так родилась проблемная ситуация:

- Ребята, меня вчера вызывала директор Анна Александровна и сказала: «Вы очень хорошо работаете…(делаю длинную паузу, во время которой раздается реплика: «Медаль дадут?» и заканчиваю: - пишите заявление об увольнении». В классе гробовая тишина, после чего я продолжаю: «Я пошутила, ребята, подобный случай произошел не со мной, а более двухсот лет назад с поэтом Державиным. Это его пригласил к себе русский царь Александр и сказал: - «Вы слишком хорошо служите, подайте в отставку»…

{mosregread}А сейчас прочитайте статью в учебнике и попробуйте поразмышлять, почему такое могло произойти. Такая коммуникативная атака захватывает аудиторию, мобилизует ученика, заставляет их мгновенно «включиться» в урок.

Специалисты в области дидактики утверждают, что любая учебная проблемная ситуация уже имеет решение, которое учитель знает и к которому он подводит своих учеников. Да, наверное, но только не на уроке литературы. На этих уроках очень часто бывают неожиданные решения, которые учитель не всегда может предвидеть. Так, сопоставляя критические статьи Добролюбова и Писарева о пьесе Островского «Гроза», ученик не может согласиться ни с одной точкой зрения на образ Катерины и выдвигает свою версию решения проблемы героини:

– При такой набожности главной героини она не могла броситься с обрыва в Волгу. Это же для глубоко верующего человека смертельный грех, который на том свете не будет прощен. Островский должен был отправить ее в монастырь.

Неожиданное решение, а главное – ни у кого не прочитанное. И такие маленькие открытия на уроках литературы встречаются очень часто.

Остановимся на проблемном вопросе. Иногда, выдвигая проблемный вопрос перед учащимися, учитель организует вокруг него дискуссию, и тогда вновь возникает проблемная ситуация. Изучая лермонтовскую поэму «Мцыри», предлагаю в начале урока по теме «Мцыри как романтический герой» ответить на проблемный вопрос: «Кто виновен в смерти Мцыри?». Было выдвинуто столько версий, что проблемный вопрос в ходе дискуссий стал проблемной ситуацией. Так иногда происходит. Сопоставляя произведения Шолохова «Судьба человека» и «Возвращение» Платонова, предлагаю проблемный вопрос: «Кто из авторов более правдиво подошел к событиям Великой Отечественной войны?» Но такой вопрос лучше задавать на интегрированном уроке литературы и истории. Только тогда можно доказать, что никто из авторов не лгал, рассказывая о войне и о своих героях на фронте и в мирной жизни. Просто это две стороны одной медали. Но чтобы к этому прийти, необходимо также решить проблемную ситуацию, которая возникает в ходе дискуссии и диалога.

Решить и проблемную ситуацию, и проблемный вопрос непросто. И учитель подводит ученика к его решению, не давая готового ответа, а побуждая к поиску-размышлению. На уроке внеклассного чтения по повести А.А.Лиханова учитель задает вопрос: почему автор не говорит читателю, в каком городе происходят события?

А когда дети сразу не могут ответить, учитель разыгрывает ситуацию:

– На вопрос ответит мальчик. А почему никто не встал и не ответил?

Дети начинают выдвигать свои версии, пока не приходят к понятию типичности. Типичный город, типичные обстоятельства в нетипичное время.

Еще один интересный проблемный вопрос с этого урока:

Перед вами иллюстрация и описание, выполненные вашим одноклассником. По ним можно без ошибки определить и место, и героев, вот и воробей такой же, как в произведении. Что непривычного или странного в описании, когда мы читаем или видим воробья на этой иллюстрации? Казалось бы, война, горе, какое отношение имеет этот воробей ко всему этому?

И, наконец, проблемные задания. Чаще всего я даю проблемные задания исследовательского характера. При изучении темы «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова» предлагаю задание: определить, какому поэту принадлежат строки стихотворений и как доказать, что вы правы?

Для его выполнения ученики читают материал учебника, дополнительный раздаточный материал. Задание сложное, но интересное. Интересно не столько то, что ребята смогли определить автора, сколько то, какие аргументы они приводят в качестве доказательств.{/mosregread}

Еще более сложное проблемное задание я даю при повторении материала в 11 классе: перед вами 4 строфы разных поэтов, попробуйте определить, какая строфа взята из стихотворения Есенина? Что явилось подсказкой для вас? Можно ли по другим строфам узнать автора: А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Н.С.Гумилева?

Иногда я даю проблемные домашние задания: Мы уже поняли, почему автор, к радости читателя, дает своему герою, благородному разбойнику Владимиру Дубровскому, избежать наказания. Давайте представим, что ему не удалось исчезнуть и его ждет справедливый суд. Кто будет свидетельствовать из героев против него, кто встанет на его защиту? В чем его будут обвинять, и что будет являться смягчающими обстоятельствами?

Итак, проблемное обучение – это неотъемлемая часть инновационной технологии, потому что без проблемной составляющей урока не бывает личностно ориентированного образования.

Куприянова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина,
г. Москва