TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Разработка и внедрение механизмов поэтапного вовлечения общественности в управление школой PDF Печать E-mail
Добавил(а) Артемьева С.С., Рогова С.В.   
10.02.08 23:03

Эффективный механизм вовлечения общественности в процесс управления школой и взаимодействия с ее администрацией еще не сложился. Но уже сегодня наблюдается активизация общественного движения, защищающего права школьников, педагогов, родителей и становление законодательной основы управления школой. На основе демократических принципов управления общеобразовательным учреждением развивается система общественного участия. Вовлечение общественности в управление деятельностью школы своевременно, актуально и полезно для повышения качества образования и социализации детей в их будущей самостоятельной жизни.

Такая стратегия позволит общественности участвовать в решении школьных проблем, администрации школы - учитывать различные мнения и действовать квалифицированно, приобрести общественную поддержку выбора направлений развития своего образовательного учреждения, а впоследствии – содействие в их  реализации.

Сотрудничество администрации школы и общественности дает возможность успешно находить выход из возникающих конфликтных ситуаций. А взаимодействие школьников с представителями общественности создаст условия для реализации совместных творческих проектов. Таким образом, процесс их социализации осуществлятся более успешно. Социокультурная среда школьников обогащается реальными социальными процессами, которые помогают им приобрести способность к самоактуализации на жизненном пути.

Делегирование общественности определенной части полномочий и ответственности укрепляет у населения микрорайона доверие к школе, совместно пережитые и разрешенные проблемы способствуют росту уважения к труду учителя.

Школа приобретает возможности многоканального финансирования, так как многие инвесторы с большим  вниманием прислушиваются к  мнению местной общественности. Совместное же участие в управлении школами повышает гражданское самосознание всех участников образовательного процесса.

Состояние системы управления школой в настоящее время, позитивность ее развития и созданные условия, способствуют реализации такого проекта управления. Школа N 45 г. Петрозаводска – это культурно-образовательный комплекс (учебный, культурный и социальный - в единстве).

В учебном центре развиваются традиционные и нетрадиционные модели обучения. Используются технологии коллективной мыслительной творческой деятельности, индивидуальных и групповых проектов, ориентируемые на включение каждого школьника в активный процесс саморазвития.

Педагоги профессионально взаимодействуют со школьниками; создают атмосферу, которая, бесспорно, вызывает у подростков желание конструктивно общаться, высказывать свою позицию и, вместе с тем, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное зерно; нести личную ответственность за доверенную ему часть  общего дела.

Использование педагогическим коллективом технологических подходов к образовательному процессу с ориентацией на развитие ценностно-деятельностных качеств учащихся обеспечивает их развитие. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого. Качество его осознается путем рефлексии образовательной деятельности и ее результатов.

{mosregread}В содержании учебного плана доминирующее место занимает гуманитарная составляющая образования (см. диаграмму 1). Она представлена не только в содержании предметных образовательных областей, таких, как: «Филология», «Обществознание», «Искусство», но и в контексте учебных предметов других образовательных областей, а также в содержании  программ дополнительного образования.

Диаграмма 1
Диаграмма 1

В культурно-образовательном центре созданы условия для развития и формирования кругозора школьников в системе дополнительного образования, а также возможности реализации самообразования.

Условия для самоактуализации школьников обеспечиваются коллективом педагогов на основе учета их субъектных интересов, принципа преемственности, последовательного усложнения деятельности, предоставления свободы выбора видов занятий каждому ребенку школы.

В социальном центре создана среда для развития детей,  а также их  и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, учителями и с окружающим миром. В школе действуют детские «Общественные советы», социальные службы:  «Экология и здоровье», «Красота» и «Информация», «Досуг» и «Бизнес». Социальный педагог и психолог, классные руководители в атмосфере активного сотрудничества развивают способности подростков управлять своими психическими процессами и поведенческими актами, создают условия для формирования социально активной, творческой личности, осознающей необходимость заботы об окружающем мире, земле, людях.

Все три центра в единстве составляют образовательный комплекс, руководство которым осуществляет директор школы, административный совет, созданные органы школьного управления. Школа, которую строит коллектив, развивается по демократическим принципам, таким как: равенство возможностей для получения образования, доступность  качественного образования для каждого ребенка; свобода выбора и ответственность за него, терпимость, справедливость, духовность, солидарность, умение работать в сообществе и осознавать чувство собственного достоинства. Во взаимоотношениях всех «субъектов» образовательного процесса отсутствуют авторитарные позиции, развивается демократический стиль, что способствует высокой степени их интеллектуальной и эмоциональной свободы.

Анализ степени участия разных слоев общественности в деятельности школы в системе «дети, родители, педагоги, социальные партнеры» показал, что наиболее вовлеченными в образовательную и управленческую деятельность являются учащиеся и педагоги, в то время как степень участия родителей и социальных партнеров очень низкая (10-20%). Соотношение степени участия этих групп в финансово-экономической деятельности иное (см. табл. 1).

Таблица 1 Степень участия общественности в деятельности школы (%)

Группы Образовательная Финансово-экономическая Управленческая
учебная воспитательная
Учащиеся 100 100 48 35
Родители 10 40 60 17
Учителя 100 100 60 80
Социальные партнеры 10 10 10 20

Органами государственно-общественного управления являются: Конференция всех соучастников образовательного процесса и управления школой, Совет школы, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Совет родителей, Родительские классные комитеты, Совет учащихся, Попечительский совет, Административный совет. Состав, количество участников, а также полномочия органов управления представлены в табл. 2.

Виды полномочий органов государственно-общественного управления школы
Виды полномочий органов государственно-общественного управления школы

Доля принимаемых органами государственно-общественного управления решений по основным направлениям деятельности школы существенно отличается в каждой подструктуре управления. Соотношение долевого участия представлено в табл. 3.

Таблица 3

№ п./п. Орган управления Содержание принимаемых решений Доля участия в управлении
1. Административный совет По всем направления деятельности ОУ и реализации образовательного процесса Максимальная
2. Педагогический совет Образовательная деятельность и аттестация выпускников, сопутствующие вопросы. Максимальная
3. Попечительский совет Финансово-экономические вопросы Минимальная
4. Совет родителей, комитеты классов Ситуация аналогична Минимальная
5. Общее собрание трудового коллектива Принятие Устава ОУ, профсоюзные собрания, ОБЖ Минимальная
6. Социальные партнеры Очень мало участвуют в жизни ОУ Минимальная

Диагностика показала, что общественный ресурс в управлении школой используется недостаточно. Это  не позволяет общественности:

  • активно участвовать в решении проблем школы, так или иначе  влияющих на ее жизнь;
  • учитывать администрации школы различные мнения и иметь общественную поддержку в выборе направлений развития школы;
  • укреплять доверие к школе со стороны населения из-за отсутствия предоставления полномочий общественности (определенной ее части);
  • улучшать финансирование школы;
  • развивать гражданское самосознание учащихся, эффективно управлять социализацией детей, так как закрытость школы не способствует этому.

Позитивно то, что в школе накоплен определенный опыт общественного управления. Кроме того, хорошее ресурсное обеспечение в части кадровой составляющей.

Потенциальные участники государственно-общественного управления психологически и практически готовы к переходу на демократические принципы управления школой.

Управленческий корпус администрации школы единодушен и считает необходимым участвовать в реализации проекта, направленного на модернизацию существующей системы общественного управления школой.

Таким образом, сложилась позитивная ситуация для вхождения в режим экспериментальной деятельности по изменению системы управления школой адекватно запросу времени.

Цели проекта

Разработать механизмы поэтапного вовлечения общественности в управление школой.

Создать необходимые условия для эффективной работы органов государственно-общественного управления школой.

Изменить в интересах школы степень участия общественности во всех направлениях деятельности образовательного учреждения.

Содержание проекта

Модернизация существующей системы управления ОУ (комплекс трех центров) будет осуществляться с учетом стратегии развития школы, сложившегося стиля менеджмента, доминирующей в школе организационной культуры на основе демократических базовых ценностей: свободы выбора, терпимости к иному мнению, справедливости. В целях совершенствования системы управления школой будут разработаны и апробированы на практике конкретные механизмы  вовлечения общественности  в управление школой:

  • механизмы побуждения, которые обеспечат  желание общественности участвовать  в жизни школы;
  • механизмы вовлечения, которые помогут педагогам вовлечь общественность в деятельность школы;
  • механизмы сотрудничества, которые обеспечат участие  общественности в управление школой.

С целью побуждения общественности к участию в управлении школой  запланирована  работа:

  • изучить образовательные потребности и возможности учащихся, педагогов и родителей; на основе полученных данных создать карту образовательных потребностей («я хочу знать, уметь»), «Мастер-карту» образовательных  возможностей школьников, педагогов и родителей («я могу научиться»);
  • проводить регулярный и разносторонний анализ процессов, происходящих  в системе образования, так как зачастую существующая сложность трактовок тенденций, закономерностей в образовании и причин их породивших, не позволяет неподготовленным людям правильно их понимать;
  • подготовить  и опубликовать  сообщение о деятельности школы, сделать его доступным для обсуждения широким слоям школьной общественности;
  • подготовить презентацию с предоставлением общественности результатов деятельности школы в форме данных школьной статистики по реализации различных направлений, касающихся качественных характеристик  детской, подростковой и молодежной среды, и  достижений учащихся в  образовательном процессе.

Для реализации механизма вовлечения общественности в деятельность школы предполагается:

  • обеспечить заинтересованным кругам общественности доступ ко всей информации на основе принципа открытости;
  • определить круг прогрессивной части общественности, которая в дальнейшем будет вовлечена в управление школой;
  • сформировать динамичные волонтерские группы общественности, которые будут способствовать удовлетворению образовательных потребностей обучающихся, педагогов и родителей.

С целью обеспечения участия общественности в управлении школой предполагается:

  1. Подготовить и провести выборы представителей общественности в органы  управления школой.
  2. Наделить полномочиями органы государственно-общественного управления и разграничить их функционально.
  3. Создать условия реализации совместного управления, которое будет направлено на исполнение двух важных функций:
  • обеспечение режима функционирования школы. Органы управления будут участвовать в подготовке, принятии и реализации нормативно-правового сопровождения деятельности школы.
  • обеспечение режима развития школы и участие общественного  управления в разработке и реализации соответствующих программ, в том числе направленных на обновление содержания, форм и методов образовательной деятельности, подготовку, принятие и введение в действие нормативных документов, способствующих активизации процесса развития  образовательного Учреждения (трех центров).

В ходе реализации проекта  планируется  провести пять семинаров:

  • Стартовый (с участием всего состава педагогического коллектива).
  • Проектировочный (по разработке необходимой нормативно-правовой базы).
  • Обучающий (с целью привлеченной различных слоев  общественности).
  • Итоговый (для участников реализации проекта модернизации управления образовательным учреждением).
  • Диссеминационный (для заинтересованных лиц).

Продуктом проекта будет издание методического пособия с подробным описанием форм, приемов, технологий вовлечения общественности в управление школой.

Предполагается оценивать эффективность работы по данному проекту на каждом этапе на основе определенных критериев оценки деятельности образовательного учреждения и ряда открытых показателей:

  • анализа результатов целевого анкетирования участников проекта;
  • анализа результатов мониторинга, позволяющего определить эффективность деятельности по ряду определенных параметров;
  • интерпретации качества проведения конференций, круглых столов;
  • интерпретации качества созданных видеоматериалов, публикаций и т.п.;
  • оценки эффективности использования управленческих технологий в работе общественных советов.

Эти данные будут суммироваться стратегической командой, анализироваться с целью учета и дальнейшего использования в работе, широко освещаться. В итоге они станут основой для осуществления контроля и принятия соответствующих управленческих решений. В рамках реализации проекта планируется разработать показатели и индикаторы, характеризующие качественные изменения в системе управления, происходящие в результате привлечения общественности к управлению школой. В связи с переходом на новую систему государственно-общественного управления могут быть  некоторые затруднения в реализации  проекта и предполагаемые возможные риски из-за таких факторов:

  • настороженного восприятия частью педагогического коллектива реализуемых функций общественности;
  • недостаточной компетентности общественности в вопросах организации учебно-воспитательного процесса в школе;
  • отсутствия механизмов стимулирования общественных структур;
  • отсутствия должной заинтересованности Учредителя в ходе реализации  проекта и полученных результатах;
  • отсутствия разработанной системы мониторинга деятельности органов государственно-общественного управления.

Компенсация этих рисков предполагается за счет:

  • активного вовлечения педагогического коллектива в процесс разработки и реализации проекта;
  • ликвидации недостаточной психолого-педагогической компетентности общественности;
  • разработки положения о стимулировании деятельности общественных структур;
  • введения в проект Учредителя, информирование его о результатах реализации его этапов, и проекта, в целом;
  • создания практико-ориентированного мониторинга деятельности органов государственно-общественного управления.

План реализации проекта

Для того чтобы в системе управления школой произошли ожидаемые позитивные изменения необходимо создать ряд условий, которые отображены в табл. 4. В ней раскрываются необходимые и достаточные условия реализации изменений в системе управления школой.

Условия реализации изменений в системе управления школой
Условия реализации изменений в системе управления школой

В процессе создания условий реализации изменений в системе управления школой будут произведены следующие действия (см. табл. 5):

Условия реализации изменений в системе управления школой Действия
Информационные – Информирование всех участников управления ГОУ о функционировании модернизированной системы управления.
– Разъяснение основных положений нормативно-правовой базы.
– Отчеты администрации и всех соучастников управленческих структур управления перед общественностью
Кадровые – Обучение управленцев ГОУ принятию управленческих решений на основе принципа оптимальности
Научно-методические – Осуществление проблемно-ориентированного анализа существующей системы управления школой
– Разработка системы мониторинга динамических изменений развивающейся системы и его осуществление
Организационные – Организация системы выборов на различные уровни управления ГОУ в условиях модернизации управления.
– Распределение функций управления ГОУ по различным уровням
–  Определение меры ответственности каждого управленца за принятие решений
–  Привлечение новых социальных партнеров
Нормативно-правовые –  Внесение изменений в существующее нормативно-правовое обеспечение на основе учета модернизации системы управления школой и согласование с законодательством РФ

Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта

{/mosregread}В результате реализации проекта будут разработаны и внедрены механизмы поэтапного вовлечения общественности в управление школой и модернизирована существующая система  только в школе № 45 г.Петрозаводска, но и в любой другой общеобразовательной школе, модернизирующей процесс управления.

Артемьева С.С.,
директор СОШ N 45
Рогова С.В.,
заместитель директора
г. Петрозаводск
Республика Карелия

Контактные координаты:
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.