Разработка и внедрение механизмов поэтапного вовлечения общественности в управление школой |
Добавил(а) Артемьева С.С., Рогова С.В. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.02.08 23:03 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективный механизм вовлечения общественности в процесс управления школой и взаимодействия с ее администрацией еще не сложился. Но уже сегодня наблюдается активизация общественного движения, защищающего права школьников, педагогов, родителей и становление законодательной основы управления школой. На основе демократических принципов управления общеобразовательным учреждением развивается система общественного участия. Вовлечение общественности в управление деятельностью школы своевременно, актуально и полезно для повышения качества образования и социализации детей в их будущей самостоятельной жизни. Такая стратегия позволит общественности участвовать в решении школьных проблем, администрации школы - учитывать различные мнения и действовать квалифицированно, приобрести общественную поддержку выбора направлений развития своего образовательного учреждения, а впоследствии – содействие в их реализации. Сотрудничество администрации школы и общественности дает возможность успешно находить выход из возникающих конфликтных ситуаций. А взаимодействие школьников с представителями общественности создаст условия для реализации совместных творческих проектов. Таким образом, процесс их социализации осуществлятся более успешно. Социокультурная среда школьников обогащается реальными социальными процессами, которые помогают им приобрести способность к самоактуализации на жизненном пути. Делегирование общественности определенной части полномочий и ответственности укрепляет у населения микрорайона доверие к школе, совместно пережитые и разрешенные проблемы способствуют росту уважения к труду учителя. Школа приобретает возможности многоканального финансирования, так как многие инвесторы с большим вниманием прислушиваются к мнению местной общественности. Совместное же участие в управлении школами повышает гражданское самосознание всех участников образовательного процесса. Состояние системы управления школой в настоящее время, позитивность ее развития и созданные условия, способствуют реализации такого проекта управления. Школа N 45 г. Петрозаводска – это культурно-образовательный комплекс (учебный, культурный и социальный - в единстве). В учебном центре развиваются традиционные и нетрадиционные модели обучения. Используются технологии коллективной мыслительной творческой деятельности, индивидуальных и групповых проектов, ориентируемые на включение каждого школьника в активный процесс саморазвития. Педагоги профессионально взаимодействуют со школьниками; создают атмосферу, которая, бесспорно, вызывает у подростков желание конструктивно общаться, высказывать свою позицию и, вместе с тем, терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное зерно; нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела. Использование педагогическим коллективом технологических подходов к образовательному процессу с ориентацией на развитие ценностно-деятельностных качеств учащихся обеспечивает их развитие. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого. Качество его осознается путем рефлексии образовательной деятельности и ее результатов. {mosregread}В содержании учебного плана доминирующее место занимает гуманитарная составляющая образования (см. диаграмму 1). Она представлена не только в содержании предметных образовательных областей, таких, как: «Филология», «Обществознание», «Искусство», но и в контексте учебных предметов других образовательных областей, а также в содержании программ дополнительного образования. В культурно-образовательном центре созданы условия для развития и формирования кругозора школьников в системе дополнительного образования, а также возможности реализации самообразования. Условия для самоактуализации школьников обеспечиваются коллективом педагогов на основе учета их субъектных интересов, принципа преемственности, последовательного усложнения деятельности, предоставления свободы выбора видов занятий каждому ребенку школы. В социальном центре создана среда для развития детей, а также их и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, учителями и с окружающим миром. В школе действуют детские «Общественные советы», социальные службы: «Экология и здоровье», «Красота» и «Информация», «Досуг» и «Бизнес». Социальный педагог и психолог, классные руководители в атмосфере активного сотрудничества развивают способности подростков управлять своими психическими процессами и поведенческими актами, создают условия для формирования социально активной, творческой личности, осознающей необходимость заботы об окружающем мире, земле, людях. Все три центра в единстве составляют образовательный комплекс, руководство которым осуществляет директор школы, административный совет, созданные органы школьного управления. Школа, которую строит коллектив, развивается по демократическим принципам, таким как: равенство возможностей для получения образования, доступность качественного образования для каждого ребенка; свобода выбора и ответственность за него, терпимость, справедливость, духовность, солидарность, умение работать в сообществе и осознавать чувство собственного достоинства. Во взаимоотношениях всех «субъектов» образовательного процесса отсутствуют авторитарные позиции, развивается демократический стиль, что способствует высокой степени их интеллектуальной и эмоциональной свободы. Анализ степени участия разных слоев общественности в деятельности школы в системе «дети, родители, педагоги, социальные партнеры» показал, что наиболее вовлеченными в образовательную и управленческую деятельность являются учащиеся и педагоги, в то время как степень участия родителей и социальных партнеров очень низкая (10-20%). Соотношение степени участия этих групп в финансово-экономической деятельности иное (см. табл. 1). Таблица 1 Степень участия общественности в деятельности школы (%)
Органами государственно-общественного управления являются: Конференция всех соучастников образовательного процесса и управления школой, Совет школы, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Совет родителей, Родительские классные комитеты, Совет учащихся, Попечительский совет, Административный совет. Состав, количество участников, а также полномочия органов управления представлены в табл. 2.
Доля принимаемых органами государственно-общественного управления решений по основным направлениям деятельности школы существенно отличается в каждой подструктуре управления. Соотношение долевого участия представлено в табл. 3. Таблица 3
Диагностика показала, что общественный ресурс в управлении школой используется недостаточно. Это не позволяет общественности:
Позитивно то, что в школе накоплен определенный опыт общественного управления. Кроме того, хорошее ресурсное обеспечение в части кадровой составляющей. Потенциальные участники государственно-общественного управления психологически и практически готовы к переходу на демократические принципы управления школой. Управленческий корпус администрации школы единодушен и считает необходимым участвовать в реализации проекта, направленного на модернизацию существующей системы общественного управления школой. Таким образом, сложилась позитивная ситуация для вхождения в режим экспериментальной деятельности по изменению системы управления школой адекватно запросу времени. Цели проектаРазработать механизмы поэтапного вовлечения общественности в управление школой. Создать необходимые условия для эффективной работы органов государственно-общественного управления школой. Изменить в интересах школы степень участия общественности во всех направлениях деятельности образовательного учреждения. Содержание проектаМодернизация существующей системы управления ОУ (комплекс трех центров) будет осуществляться с учетом стратегии развития школы, сложившегося стиля менеджмента, доминирующей в школе организационной культуры на основе демократических базовых ценностей: свободы выбора, терпимости к иному мнению, справедливости. В целях совершенствования системы управления школой будут разработаны и апробированы на практике конкретные механизмы вовлечения общественности в управление школой:
С целью побуждения общественности к участию в управлении школой запланирована работа:
Для реализации механизма вовлечения общественности в деятельность школы предполагается:
С целью обеспечения участия общественности в управлении школой предполагается:
В ходе реализации проекта планируется провести пять семинаров:
Продуктом проекта будет издание методического пособия с подробным описанием форм, приемов, технологий вовлечения общественности в управление школой. Предполагается оценивать эффективность работы по данному проекту на каждом этапе на основе определенных критериев оценки деятельности образовательного учреждения и ряда открытых показателей:
Эти данные будут суммироваться стратегической командой, анализироваться с целью учета и дальнейшего использования в работе, широко освещаться. В итоге они станут основой для осуществления контроля и принятия соответствующих управленческих решений. В рамках реализации проекта планируется разработать показатели и индикаторы, характеризующие качественные изменения в системе управления, происходящие в результате привлечения общественности к управлению школой. В связи с переходом на новую систему государственно-общественного управления могут быть некоторые затруднения в реализации проекта и предполагаемые возможные риски из-за таких факторов:
Компенсация этих рисков предполагается за счет:
План реализации проектаДля того чтобы в системе управления школой произошли ожидаемые позитивные изменения необходимо создать ряд условий, которые отображены в табл. 4. В ней раскрываются необходимые и достаточные условия реализации изменений в системе управления школой.
В процессе создания условий реализации изменений в системе управления школой будут произведены следующие действия (см. табл. 5):
{/mosregread}В результате реализации проекта будут разработаны и внедрены механизмы поэтапного вовлечения общественности в управление школой и модернизирована существующая система только в школе № 45 г.Петрозаводска, но и в любой другой общеобразовательной школе, модернизирующей процесс управления. Артемьева С.С., Контактные координаты: |