Инновации и эксперимент в образовании

Практика управления в педагогическом колледже на основе маркетингового подхода
Добавил(а) Кольцова О.С.   
09.02.08 13:00

Кольцова О.С.Смоленский педагогический колледж - одно из старейших образовательных учреждений Смоленской области, основан в 1921 году. За время своего существования учебное заведение подготовило более 11 тысяч специалистов для школ, дошкольных учреждений и учрежде­ний дополнительного образования Смоленской области.

В современных социально-экономических условиях, с учетом состояния рынка педагогического труда, Смоленский педагогический колледж развивается как многопрофильное и многофункциональное образовательное учреждение. Колледж реализует образовательные программы среднего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка по специальностям колледжа), осуществляет курсовую подготовку взрослого населения, на внебюджетной основе предоставляет дополнительные образовательные услуги всем категориям населения. Необходимость в развитии колледжа как диверсифицированного среднего педагогического образовательного учреждения обусловлена такими тенденциями:

  • снижением потребности в педагогических кадрах на Смоленщине в связи с демографическим фактором;
  • динамикой рынка педагогического труда (возрос спрос на нетрадиционные и ранее мало востребованные специальности);
  • конкуренцией с другими образовательными учреждениями.

Безусловно, Смоленский регион не является исключением из общероссийских тенденций – качественное изменение экономических, социальных, политических, правовых условий развития образования качественно изменили структуру, функции и содержание образования. Проблема качества – неотъемлемая часть текущего развития. Качество профессионального образования – это степень его соответствия текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности, общества в целом и государства.

За последние годы существенно изменилась и система среднего профессионального образования Смоленщины, в том числе педагогического. Задача обеспечения своевременного и динамического приспособления системы к требованиям экономики предопределила тенденцию к пересмотру целей среднего профессионального образования.

Основная цель среднего профессионально образования – формирование социально активной творческой личности. При сохранении фундаментального образования увеличивается его практическая и жизненная значимость.

{mosregread}Исходя из этого, определена главная задача образовательной политики на уровне Смоленского региона – обеспечить современное качество образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Рынок образовательных услуг здесь также активно развивается, и это выражается в том, что каждый год открываются новые учебные учреждения и вводятся новые специальности. Наряду с этим, Смоленская область обладает определенными сложившимися традициями в сфере образования. Все вышесказанное подтверждает тот факт, что образование Смоленщины – это развивающаяся и совершенствующаяся система. Каждый 30–й житель области - студент ВУЗа. Рынок образовательных услуг позволяет каждому абитуриенту подобрать для себя такое учебное заведение, которое будет отвечать его требованиям.

Сегодня нужен грамотный мобильный специалист, который комфортно чувствует себя в любых условиях, человек, обладающий способностью к самоопределению, к адаптации в непрерывно меняющихся условиях жизни. Задачу подготовки именно такой личности ставят перед собой инновационные образовательные учреждения Смоленской области, в том числе, Смоленский педагогический колледж.

Инновационная деятельность осуществляется в ходе реализации стратегических целей деятельности Смоленского педагогического колледжа как базового колледжа в Центральном Федеральном Округе России:

  • участие в разработке и корректировке Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в условиях модернизации системы образования;
  • разработка, проведение экспертизы и апробации нормативной, программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования;
  • анализ, обобщение и распространение экспериментального и инновационного опыта работы образовательных учреждений среднего педагогического образования;
  • удовлетворение информационных, научно-методических, образовательных потребностей педагогических и руководящих работников среднего педагогического образования Центрального Федерального округа России;
  • участие в определении перспективных направлений развития педагогического образования России в соответствии с европейскими процессами.

Смоленский педагогический колледж является экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Тема эксперимента: «Социальное партнерство и качество профессионального образования как факторы повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда».

Для системного решения задач эксперимента в колледже сформированы четыре экспериментальные лаборатории:

  1. Модель системы социального партнерства.
  2. Компетентностная модель выпускника колледжа.
  3. Компетентностная модель педагога колледжа.
  4. Информатизация образовательного пространства.

Image

Проблема исследования: поиск инновационных подходов и управленческих решений, способствующих совершенствованию качества и повышению эффективности деятельности колледжа.

Объект эксперимента - качество профессионального образования.

Предмет эксперимента - организационно-педагогические условия повышения качества профессионального образования.

Характеристика ожидаемых результатов реализации программы эксперимента.

  1. Обновленное качество образования.
  2. Наличие инновационных и исследовательских процессов в образовательном пространстве колледжа.
  3. Система социального партнерства.
  4. Банк инновационных управленческих и педагогических разработок.

Как особый вид интегративных результатов, ожидаемых от реализации программы эксперимента на 2006-2011 гг., выделяются социальные эффекты:

  • статус колледжа как лидера в образовании Смоленщины для категории сельских граждан;
  • удовлетворенность субъектов образовательного пространства различными аспектами жизнедеятельности колледжа;
  • рост социальной адаптации выпускников на рынке труда.

Учебно-программное обеспечение, используемое в ходе эксперимента, представлено в разработках кафедры экспериментальной деятельности в образовании АПК и ППРО.

Колледж является учредителем Ассоциации организаций и учреждений «В поддержку реформ образования».

Стратегическая цель деятельности колледжа – своевременное и динамическое приспособление системы образования к требованиям отдельной личности, общества и государства в целом.

Смоленский педагогический колледж – звено саморазвивающейся системы (системы образования), основной характеристикой которой является открытость. Открытость как принцип проявляется в том, что образовательное учреждение существует как часть образовательной среды, благодаря процессам ресурсного обмена между ее субъектами.

С другой стороны, современная образовательная система, в свою очередь, является субъектом рыночных отношений. Ресурсный же обмен между субъектами рыночной среды изменил основную функцию образования – превращение образования в реальный механизм развития личности и всего общества в целом, так как согласно Концепции модернизации Российского образования до 2010 года «роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития».

Для реализации этой функции профессиональному образовательному учреждению необходимо качественно изменить систему управления образованием, искать новые технологии управления качеством образования. Это влечет за собой изменение структурно-содержательных основ системы управления образовательным учреждением в целом и системы управления качеством образования как подсистемы управления. Такой процесс порождает противоречие между существующим состоянием управления учреждением, недостаточно ориентированным на изменения внешней среды, и становлением образовательного учреждения как саморазвивающейся социально-педагогической открытой системы, являющейся субъектом рыночных отношений.

Основная проблема для колледжа состоит в том, чтобы определить системные и функциональные свойства новой, модифицированной системы управления качеством образования, поскольку введение маркетинга в управление образовательным учреждением, меняет качества управляющей системы.

Приведем пример результата проектировочной работы одного из подразделений колледжа – воспитательного отдела (Рук. Полторацкая Н. Л., Соловьева Г.В.), которая представляет результат планирования системных изменении, влияющих на развитие самостоятельности и социализацию учащихся колледжа.

Постановка проблемы: как организовать внеучебную воспитательную работу в педагогическом колледже, эффективно влияющую на развитие самостоятельности и социализацию личности студентов.

Были выявлены причины существования проблемы и из них отобраны те, на которые можно повлиять силами администрации и педагогов колледжа.

Причинысуществованияпроблемы:

  • состояние организации внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа не по всем параметрам соответствует современным потребностям практики создания целостной системы внеучебной деятельности;
  • возможности педагогического колледжа в организации внеучебной воспитательной работы не имеют полного технологического обеспечения базой учебного заведения;
  • содержание внеучебной воспитательной деятельности студентов педагогического колледжа не всегда имеет личностную направленность;
  • нет нужного уровня развития потребностно-мотивационной сферы студентов.

Каждой причине соответствует (по методике «Зеркало инновационных преобразований) своя задача, которая решается через совокупность мероприятий.

Мероприятия:

  1. Разработка Программы развития воспитания в Смоленском педагогическом колледже на 2006-2010 гг. (отдел воспитательной работы).
  2. Проведение конкурсов: «Самый классный куратор», «Студент года», «Лучшая студенческая группа» (отдел воспитательной работы).
  3. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта организации внеучебной воспитательной деятельности, издание методических пособий из опыта работы преподавателей колледжа (редакционная коллегия).
  4. Создание школы «Мастер жизни» для обучения студенческого актива (отдел воспитательной работы).
  5. Организация работы творческих мастерских для студентов: научных, педагогических, технических, художественных (Совет по внеучебной работе).
  6. Создание в колледже молодежного информационного центра (отдел воспитательной работы).
  7. Создание службы доверия и кабинета психологической разгрузки (педагог-психолог).
  8. Проведение серии классных часов общения (институт кураторства).

Продукт:
личность, способная заниматься самовоспитанием и саморазвитием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности, противостоять негативным явлениям в сфере поведения.

Интегральный критерий эффективности:
востребованность выпускника педагогического колледжа как социально зрелой личности на современном рынке труда.

Степень разработанности проблемы:
Аспекты проблемы разрабатывались в научных трудах следующих ученых:

  • теория самореализации личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, В.Д.Шадриков);
  • теория формирования личности (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин);
  • теория взаимодействия воспитания и социализации в образовании (Г.М.Андреева, А.В.Беляев, И.М.Ильинский);
  • концептуальные основы воспитания (А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, П.И.Бабочкин, И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.Т.Лисовский, С.К.Михайлов, Л.И.Новикова, С.В.Сердюк, Н.М.Таланчук);
  • приоритетная роль личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации (Е.В.Бондаревская, И.С.Кон, С.В.Кульневич);
  • проблемы воспитания в процессе внеучебной воспитательной деятельности (А.С.Косогова, Н.А.Патунина, Н.Н.Савушкин, Е.В.Фирстова);
  • организация работы колледжа как инновационного образовательного учреждения (О.В.Белоусова, Н.М.Голянская, О.В.Плетнева, Н.И.Шелехова).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

I этап: организационно-мотивационный

Цель этапа: уточнение содержательных компонентов и особенностей организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже.

Задачи этапа:

  • выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
  • определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности студентов в контексте формирования и развития личности;
  • выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по отношению к различным группам студентов и по отношению к различным проектам и программам воспитательной деятельности.

Содержание деятельности:

  1. Педагогичекий совет на тему «Воспитание на уроке и вне урока: за и против».
  2. Административно-методическаядеятельность:
    1. Доработка и корректировка Программы развития воспитания Смоленского педагогического колледжа на 2006-2010 гг.
    2. Создание банка инновационных воспитательных технологий «В помощь куратору».
    3. Систематизация и обобщение опыта проведения конкурса профессионального мастерства «Самый классный куратор».
  3. Экспертно-аналитическая деятельность
    1. Мониторинговые исследования личности студентов по следующим параметрам:
      • уровень мотивации и адаптации к учебно-воспитательному процессу;
      • уровень воспитанности;
      • определение степени конфликтности;
      • уровень студенческого самоуправления;
      • определение психологического климата и качества учебной группы;
      • социометрия.
    2. Проведение мониторинга работы куратора студенческой группы.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение.
    1. Психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение участников образовательного процесса с целью повышения их психолого-педагогической компетентности.
    2. Организация встреч и бесед студентов колледжа с наркологами, психотерапевтами, представителями судебных и правоохранительных органов, медицинскими работниками.
    3. Проведение конференций, конкурсов, фестивалей, олимпиад, КВН, спортивных соревнований, дискотек, встреч с интересными людьми на базе колледжа и студенческих общежитий.
  5. Организация деятельности с объединениями студентов.
    1. Создание новых организационных форм самоуправления студентов: центр молодежных инициатив, совет по научно-исследовательской работе, центр правовой помощи, педагогический клуб, собственные газета и радио.
    2. Работа «Школы студенческого актива» по реализации программы «Мастер жизни».
    3. Организация работы творческих студенческих мастерских: научных, педагогических, технических, художественных.

Воспитательным отделом педколледжа в процессе проектирования были определены содержание и назначение изменений в системе управления, модель перехода к новой системе управления, условия реализации инновационных преобразований в педколледже, что ниже по тексту отражено в таблицах. Таким образом, был построен путь решения проблемы от идеи до ее реализации. Аналогично действовали и другие структурные подразделения колледжа.

Содержание и назначение изменений в системе управления педколледжем
Направление
инновационных изменений
Содержание изменений:
перечень инноваций
Назначение (роль) каждого изменения в системе педколледжа
Формирование новой организационно-управленческой структуры внеучебной воспитательной деятельности колледжа Создание новой модели организа­ционно-управленческой структуры системы внеучебной воспитательной деятельности колледжа. Внеучебная воспитательная деятельность становится важной составляющей личностной самореализации и культурного роста студентов и преподавателей
Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса Переход к процессуально-проекти­ровочному планированию внеучебной воспитательной деятельности Концентрация воспитания на развитие социальной и культурной компетенции личности
Создание психолого-педагогической службы, включающей в себя отдел по мониторинговым исследованиям, кабинет доверия и психологической разгрузки

Диагностирование разнонаправленных интересов, мотивов, творческого потенциала студентов, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции

Результаты тестов и анкет позволяют сгруппировать студентов по различным направлениям деятельности, скорректировать поведение, выделить лидеров

 

Модель перехода к новой системе управления
Направления изменений Логическая структура деятельности по введению изменений в педколледже
1 этап 2 этап 3 этап
Формирование новой организационно-управлен­ческой структуры внеучебной воспитательной деятельности колледжа Руководство основными формами организационно-управленческого обеспечения сфер жизнедеятельности студенческого коллектива колледжа Сотрудничество с различными общественными организациями, организацией студенческого самоуправления Координация работы института кураторов, клубов, творческих объединений, спортивных и оздоровительных учреждений
Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса Разработка проектов, программ и подпрограмм воспитания по различным направлениям воспитательной работы Реализация проектов, программ и подпрограмм воспитания по различным направлениям воспитательной работы Создание учебно-методиче­ских пособий и рекомендаций по результатам Программы развития воспитания, обобщение опыта
Создание психолого-педа­гоги­ческой службы, включающей в себя отдел по мониторинговым исследованиям, кабинет доверия и психологической разгрузки Совершенствование нормативно-правовой базы психолого-педагогической службы Введение дополнительного числа специалистов с адекватным уровнем подготовки (педагог-организатор, соци­альный педагог, психолог, методист) Совершенствование методик мониторинговых исследований личности студента
Условия реализации инновационных преобразований в педколледже
Направления изменений

Что нужно сделать для введения инновационных преобразований, ориентируясь на структурно - функциональную модель педколледжа

На индивидуальном уровне

На уровне кафедр; предметно-цикловых комиссий

На уровне административных структур колледжа

Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса Готовность к внеучебной воспитательной работе, выражающей внутреннее стремление, потребность и способность личности Готовность к организации внеучебной воспитательной деятельности через систему творческих мастерских, культурно-досуговых мероприятий Готовность координировать, стимулировать внеучебную воспитательную деятельность
Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса Способность педагога проявить свою внеучебно-воспитательную деятельность через мотивационно-личностный, содержательный и оценочно-проверочный компоненты Активное вовлечение студентов в различные виды прикладной деятельности, спорта, художественного творчества, проведение праздников, организацию отдыха и досуга Способность творчески организовывать и контролировать внеучебную воспитательную деятельность
Создание психолого-педаго­гической службы, включающей в себя отдел по мониторинговым исследованиям, кабинет доверия и психологической разгрузки Освоение всеми членами коллектива необходимых компетенций для психолого-педагогического сопровождения внеучебной воспитательной деятельности Продвижение от репродуктивного уровня к конструктивному, а от него к творческому Создание условий для освоения необходимых компетенций всеми членами педагогического коллектива, финансовое и структурное обеспечение, интеграция всех социальных институтов социума

Ответственность профессионального образовательного учреждения за качество образования диктует необходимость поиска специально организованных факторов (условий), позволяющих реальными действиями проявить эту ответственность.

Система рыночного управления, без привязки к конкретной области деятельности, трактует «маркетинг» как изучение рынка и активное воздействие на потребительский спрос. Очевидно, что маркетинг может быть воспринят как изучение рынка для управления спросом.

Маркетинг в системе образования представляет собой особую подсистему управления положением выпускаемого образовательным учреждением субъектного образовательного продукта (собственно образовательной услуги и выпускника) на рынке товаров и услуг, основанную на многоуровневом использовании обратных связей в педагогическом управлении этим учреждением.

С учетом новых требований к подготовке специалистов и нового понимания качества среднего профессионального образования наиболее актуальной для Смоленского педагогического колледжа представляется задача создания оптимальной системы управления качеством образования. Самостоятельно выстраивая собственную образовательную политику в рыночных отношениях, колледж обязан ответить на очень простые вопросы: «Зачем, чему и как учить?». Разделим вопросы на две смысловые группы – «Зачем и чему учить?» и «Как учить?». Более того, не найдя верные ответы на вопросы «Зачем и чему учить?», бессмысленно отвечать на вопрос «Как?».

Вопросы «Зачем и чему учить?» традиционно решались колледжем самостоятельно. Эта позиция не верна. Ведь профессиональное образовательное учреждение является целостной, открытой социальной организацией, представляющей собой систему, взаимодействующую с внешней средой. В условиях постоянной изменчивости факторов внешней среды появляется динамика внутреннего состояния образовательного учреждения. При этом колледж не должен занимать позицию пассивной адаптации к требованиям внешней среды, но активно влиять на нее.

Image

В случае активного взаимодействия, вопросы «Зачем и чему учить?» должны быть направлены прежде всего потребителям образовательных услуг: рынку труда и рынку образовательных услуг, существующих достаточно изолированно друг от друга с позиции стратегического развития. Сегодня квалификационные характеристики выпускника, на основании ГОСТ профессионального образования, как правило, не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателем (совокупные представители интересов экономики и социальной сферы). Поэтому качество выпускника определяет не заказчик, а непосредственный исполнитель, т.е. учебное заведение. Кроме того, после выпуска, исполнитель не несет никакой ответственности за качество подготовки выпускника. Как правило, существует взаимодействие: профессиональное образовательное учреждение – рынок образовательных услуг, профессиональное образовательное учреждение – рынок труда. Взаимодействие рынок образовательных услуг – рынок труда носит ярко выраженный рыночный, экономический характер, и его результаты не влияют на решение вопроса о качестве профессионального образования. Если такое прямое взаимодействие возникает, то оно выходит за плоскость качества образования, хотя оба рынка, являясь потребителями образовательных услуг, безусловно, заинтересованы в их качестве.

Без комплексного и оперативного анализа ситуации с позиции «извне» не представляется возможным верно определить организационную форму и технологию управления профессиональным образовательным учреждением (ответить на вопрос «Как?»), обеспечивающих реализацию поставленных целей деятельности. Модель взаимодействия современной образовательной системы можно раскрыть следующими положениями:

  1. Непосредственным заказчиком для профессиональных образовательных учреждений должен стать работодатель, заинтересованный в выпускнике.
  2. Содержательная сторона подготовки специалиста, осуществляемая профессиональным образовательным учреждением, должна определяться государственными стандартами на основании требований заказчика, в данном случае – предприятием.
  3. Активное участие работодателя в указанном процессе возможно только при условии, что данный специалист действительно нужен предприятию, и предприятие будет уверено в том, что за качество подготовки специалиста отвечает профессиональное образовательное учреждение.

Image

Благодаря управлению на уровне колледжа, изменения внутреннего состояния, вследствие влияния внешней среды, носят упорядоченный характер, что в свою очередь, позволяет прогнозировать характер развития всей системы: профессиональное образовательное учреждение – рынок образовательных услуг – рынок труда.

{mosregread}Так, на наш взгляд, создается конкурентноспособность колледжа, которая и заключается именно в том, насколько учреждение улавливает внешние изменения и готово само к постоянным адекватным внутренним изменениям.

Таким образом, мы можем утверждать, что миссия Смоленского педагогического колледжа – ориентировать коллектив на построение колледжа как пространства жизненного самоопределения Человека во всём многообразии его проявлений в современной культурной практике.

Указанная миссия определяет новый этап развития колледжа, нацеленный:

  • на подготовку специалистов образования нового типа, способных видеть ребенка как уникальную целостность; знающих законы развития детей в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде; умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути; понимающих и умеющих вести диалог с представителями различных социальных групп, конфессий, культур;
  • на всемерную поддержку развития отечественного образования в Смоленском регионе путём трансляции сложившегося во всех сферах деятельности колледжа, инновационного опыта, путем включения в разработку государственных приоритетных проектов и программ развития образования;
  • на создание новых преимуществ Смоленского педагогического колледжа через освоение выгодных рыночных позиций, развитие внутренних возможностей, результативности и качества деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда.

Кольцова О.С.
директор «Смоленского педагогического колледжа»


Литература

  1. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. Монография. М.: Маркет ДС, 2005. (Академическая серия). 360 с.
  2. Третьяков П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
  3. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 334 с.