Какими могут быть педагогические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности, влияющие на компетентности?
В условиях модернизации российского образования отличительные изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В качестве главного результата образования рассматривается не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Для современного общества характерно быстрое изменение средств, используемых в деятельности человека, при постоянном их конструкторском усложнении. Поэтому содержание образования должно быть связано с постоянным формированием способностей к выбору, построению или освоению новых способов деятельности на основе применения теоретических знаний по различным дисциплинам. Именно на формирование новых способностей и компетентностей направлена работа городской экспериментальной площадки «Северо-Западный административный округ (СЗАО) – научное будущее России: Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи», которая начала действовать в нашей школе с сентября 2006 года. Начало работы в составе ГЭП показало, что формирование новых способностей и компетентностей связано, в первую очередь, с необходимостью развития мотивации деятельности и достижений учащихся.
{mosregread}На формирование мотивации достижений влияют различные психолого-педагогические условия. Совокупность условий, с позиции оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности.
Педагогическиу условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности
Перечень факторов |
Перечень условий развития мотивации достижений в учебном процессе |
1. Уровень сложности и новизны |
Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников и гарантировать им успех не менее, чем на 50% |
2. Возможность проявления самостоятельности |
Процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений |
3. Методы побуждения к достижениям |
Методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий, ограничивающий самостоятельность учащихся характер |
4. Методы оценки результатов деятельности |
- Учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и по каким показателям оценивается их деятельность.
- Система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности.
- Оценка деятельности должна быть справедливой и объективной.
- Все учащиеся, имеющие одинаковые результаты, должны оцениваться учителем одинаково.
- Оценка учеников должна зависеть только от результатов их учебной деятельности и ни от чего другого.
|
5. Условия состязательности |
Должна быть состязательность учащихся с примерно равными возможностями. |
6. Наличие возможностей для достижения успешных результатов |
Должны иметься все необходимые условия для достижения учеником положительных ре зультатов; их достижение не должно требовать от школьников чрезмерного напряжения и приводить к перегрузкам |
7. Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых |
Учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учеников |
8. Близкие и отдаленные последствия достижения успеха |
- Любые, пусть даже самые незначительные достижения должны поощряться учителем.
- Методы вознаграждения должны превалировать над методами наказания как отрицательным стимулированием.
|
9. Степень удовлетворенности первичных потребностей |
Учителем должны создаваться такие условия, при которых потребность в приобретении, то есть достижении более высокого уровня знаний, становится для учащихся более актуальной, чем все другие, например, получение вознаграждения или избегание неудачи. |
Необходимо также выбрать и технологии, педагогические техники, методы и методические приемы, влияющие на мотивацию достижений. В ходе работы мы выяснили, что, во-первых, мотивация учебной деятельности и достижений учащихся зависит от применяемых технологий (см. рисунок 1), и во-вторых, – мотивации индивидуальных и коллективных достижений являются взаимозависимыми.
Для диагностики мотивационной среды учебных занятий мы используем анкеты (см. ниже), позволяющие провести опросы учащихся средней и старшей школы. За каждый ответ, совпадающий с данным в нем ключом, начисляется 2 балла. Набранная сумма баллов позволяет определить степень сформированности в школе среды, побуждающей к достижениям (максимальная сумма баллов равна 76).
Вопросы |
Ключ |
1. Высокие достижения требуют приложения слишком больших усилий
|
нет |
|
2. Школьники, в основном, учатся на пределе своих возможностей |
нет |
|
3. Учителя всегда замечают любые, даже незначительные успехи учащихся |
|
да |
4. У учителей слишком высокие требования
|
нет |
|
5. Учителя не отказываются от своих требований даже тогда, когда они не по силам учащимся |
нет |
|
6. Учителя хорошо знают истинный уровень знаний учащихся |
|
да |
7. Учителя слишком часто перед классом ставят нереальные задачи |
нет |
|
8. Учеба в моей жизни стоит на первом месте |
|
да |
9. С улучшением результатов учителя начинают все больше требовать от учащихся |
|
да |
10. Отметки не столько зависят от старания, сколько от способностей учащихся |
нет |
|
11. Учебный процесс полностью зависит от учителя и планируется им самим |
нет |
|
12. Школа навязывает ученикам свои цели и планы |
нет |
|
13. Школа – это дисциплина, контрольные, опросы и экзамены |
нет |
|
14. Учителя считают, что школьники, в основном, ленивые и не желающие учиться люди |
нет |
|
15. У учителей, в основном, разумные требования к учащимся |
|
да |
16. Оценки зависят только от результатов самих учеников и ни от чего больше |
|
да |
17. Учителя считают, что дети будут учиться лучше, если с них больше требовать и наказывать за невыученные |
нет |
|
18. Учителя не всегда знают истинный уровень знаний учеников нет |
нет |
|
19. Учителя стремятся сделать учебу как можно более интересной для учащихся |
|
да |
20. Оценки не отражают истинных знаний школьников |
нет |
|
21. Учителя всегда готовы заметить и поддержать стремления учеников достичь большего |
|
да |
22. Оценки, скорее, зависят от отношения учителя к ученику, чем от истинного уровня его знаний и умений |
нет |
|
23. Школьной подготовки достаточно, чтобы продолжить свое образование |
нет |
|
24. В каждом классе четко определено и известно, какие ученики лучшие и какие худшие |
нет |
|
25. Школа – это, прежде всего, личный рост, победы и достижения |
|
да |
26. Быть лучшим учеником в школе престижно |
|
да |
27. Для достижения более высоких результатов не хватает времени |
нет |
|
28. Учеба – это труд и обязанность, а уже потом – интерес и удовольствие |
|
да |
29. Учителя побуждают школьников самостоятельно решать проблемы |
|
да |
30. Учителей, прежде всего, заботят собственные успехи |
нет |
|
31. Учеба – не самое главное в жизни |
нет |
|
32. Все полезные для жизни знания люди, в основном, получают в школе |
|
да |
33. У каждого ученика есть возможность стать одним из лучших в классе |
|
да |
34. Учителя считают, что если не требовать и не контролировать, то не будет высоких результатов |
нет |
|
35. В школе дается слишком много ненужных и бесполезных знаний |
нет |
|
36. Помимо школы есть и другие, более важные цели и интересы |
нет |
|
37. Учителя, прежде всего, заботятся о знаниях, которые в дальнейшем нужны школьникам |
|
да |
38. Школа – это, прежде всего, свобода и творчество |
|
да |
В то же время данный опросник позволяет определить, какие из необходимых условий отсутствуют. Так, например, опрос учащихся 8-х – 11-х классов в октябре 2006 г. (опрошено 143 человека) показал (см. график 1), что круг условий, над которыми необходимо работать в первую очередь, таков: изменить отношение к оцениванию учащихся, к динамике личностных достижений, разнообразить содержание курсов (инвариантной и вариативной частей учебного плана), делая их более интересными и привлекательными для учащихся.
В течение учебного года проводилась работа по проблемам отслеживания динамики личностных достижений учащихся, интеграции предметов, усиления исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках Целевой программы развития образовательной системы северо-Западного округа на 2005–2007 уч. год, особенно в ее инновационном и экспериментальном направлениях (городская экспериментальная площадка II уровня «Языковое образование», городская экспериментальная площадка «Северо-Западный округ – научное будущее России: Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи», окружная экспериментальная площадка «Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов как средство формирования целостного мировоззрения учащихся»).
В результате же опрос учащихся 8-х – 11-х классов, проведенный в марте 2007 года (опрошено 154 человека), выявил (см. график 2), что произошли серьезные достижения в обеспечении условий, побуждающих к положительной динамике личностного роста учащихся, способствующих развитию мотивации достижений учащихся, что свидетельствует об успешном создании в школе личностно-ориентированной модели обучения и воспитания.
В связи с проблемой развития мотивации достижений учащихся нельзя не сказать и об оценке. Анализ традиционных методов проверки и оценки знаний показывает, что при контроле знаний не устанавливается единых, общепринятых и одинаково понимаемых целей, которых нужно достигнуть в процессе обучения [1]. Цели обучения формулируются очень широко и допускают различную трактовку со стороны учителей: дать прочные знания основ наук, сформировать логическое мышление, познавательную активность учащихся, мировоззрение и т.п.
В зависимости от целей отличается и объект контроля. Для одних учителей – это фактический материал, который усвоили школьники, для других – способность применить знания на практике, для третьих – способность переносить знания на решение новых задач и т.д. Соответственно оцениваются различные стороны ответа и, зачастую, у каждого учителя разрабатывается своя система проверки и оценки знаний.
Что же помимо абсолютного уровня знаний целесообразно оценивать учителю? Прежде всего, рост, то есть достижения учащегося: ученик может получить «5» за академические знания, а за их рост – низший балл, что означает, что его показатели в формируемом виде деятельности или способностей остались на прежнем уровне. Кроме того, усилия, являющиеся одной из сторон мотивации. Чтобы оценить усилия, нужно знать, по каким показателям сам ребенок оценивает собственную старательность в различном возрасте? Психологи считают [3], что в 5-х – 8-х классах критериями усилий, затрачиваемых на учебу, являются степень трудности решаемой задачи, самостоятельность, творчество, проявленные в процессе решения; выход за пределы заданных стандартов, а также изобретательность, нахождение самостоятельных способов выполнения заданий, внесение элементов новизны. В 9-х – 11-х классах школьники больше уважают себя за результаты, а не за усилия, а значит, поощрять их нужно с учетом их собственных развивающихся внутренних критериев оценки усилий, затраченных на работу.
Необходимо затронуть вопрос и об оценке мотивации школьников. Шкала оценки мотивации достижений представлена в нижеследующей таблице.
Шкала оценки мотивации деятельности [2]
Оценка |
Особенности поведения учащихся |
Оценка уровня мотивации достижений |
«А» |
Усваивает знания только под влиянием сильного внешнего окружения и постоянного жесткого контроля. Активно противится образованию. Положительные мотивы учения отсутствуют. |
Активная позиция избегания неудачи. Мотив достижения результатов в учебной деятельности не сформирован |
«В» |
Учится под воздействием внешнего принуждения и контроля. Пассивно сопротивляется своему образованию. Основное стремление – избежать отрицательных отметок. |
Пассивное избегание неудачи. Мотив достижения результатов в учебной деятельности не сформирован. |
«С» |
Усваивает знания в обмен на отметку, значимую не только для себя, но и для родителей. К предмету интереса нет, но нет и сопротивления Пассивно усваивает материал и выполняет требования учителей в минимальном объеме. |
Преобладание мотива избегания неприятностей с родителями и учителями. Мотив достижения результатов в учебной деятельности не сформирован. |
«D» |
Значима не только внешняя оценка, но и самооценка успехов и достижений в образовании. Успехи в учении воодушевляют, неудачи обескураживают, приводят к потере интереса к предмету. |
Неустойчивая внутренняя мотивация достижения успеха, очень зависящая от внешней оценки и других стимулов. |
«E» |
Отметка становится подтверждением собственных усилий и признается как показатель собственной успешности. Активность непродолжительная и ситуационная. |
Низкий уровень мотивации достижения успеха в учебе, стремление получить высокую оценку. Появление мотива достижения внешнего благополучия. Интерес к учебной деятельности отсутствует или невысок. |
«F» |
Начинает преобладать интерес к предмету, а не к внешней оценке. Заинтересованность избирательная, неустойчивая. Активно усваивает новый материал по значимым для него темам, но теряет интерес к предмету, когда требуется постоянная самостоятельная работа. |
Наличие внутренней мотивации достижения, которая сильно зависит от занимательности и степени сложности материала, отсутствие готовности прилагать постоянные усилия для его усвоения. |
«G» |
Преобладает интерес к предмету или процессу познания. Порой демонстрирует знания, выходящие за рамки программы. Стремится к получению объективных внешних оценок не ниже достигнутого уровня. Проявляет готовность к дополнительной работе по плохо усвоенным темам. |
Внутренняя мотивация учения. Средний уровень мотивации достижения успеха. |
«H» |
Сформирован постоянный познавательный интерес к предмету. Активность высока, но не постоянна. Самостоятельно и творчески выполняет домашние задания. |
Внутренняя мотивация, связанная с самим предметом или познавательной деятельностью. Уровень мотивации достижения выше среднего. |
«J» |
Высокая личная заинтересованность и собственная познавательная и творческая активность в усвоении знаний. Стремление добиться совершенства. |
Высокий интерес к предмету и высокий уровень мотивации достижения успеха. |
При сборе и анализе данных целесообразно использовать следующую таблицу:
Оценка |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
J |
|
Отстствие положительной мотивации |
Преобладание внешней мотивации |
Наличие интереса к предмету и учебной деятельности |
Количество учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговые оценки используются для анализа проблем мотивации.
Приведенные ниже диаграммы показывают распределение учащихся 8-х – 11-х классов по оценкам мотивации в октябре 2006 г. и марте 2007 г.
{/mosregread}
В заключение хотелось бы сказать, что, развивая в учащихся мотивацию деятельности и достижений, важно помнить, что нередко у детей стремление к достижениям и желание поучаствовать, проверить себя, выразить собственное мнение на начальном этапе бывает вызвано не столько целями творческого дела, сколько его привлекательным названием.
Ковылева Юлия Эдуардовна, заместитель директора ГОУ СОШ № 1302 г. Москва
Литература:
- Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86 с.
- Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
|