Инновации и эксперимент в образовании

Развитие мотивации деятельности и ключевых компетентностей учащихся
Добавил(а) Ковылева Ю.Э.   
25.05.09 02:23

Какими могут быть педагогические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности, влияющие на компетентности?

 

В условиях модернизации российского образования отличительные изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В качестве главного результата образования рассматривается не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей:

  • компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
  • компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
  • компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Для современного общества характерно быстрое изменение средств, используемых в деятельности человека, при постоянном их конструкторском усложнении. Поэтому содержание образования должно быть связано с постоянным формированием способностей к выбору, построению или освоению новых способов деятельности на основе применения теоретических знаний по различным дисциплинам. Именно на формирование новых способностей и компетентностей направлена работа городской экспериментальной площадки «Северо-Западный административный округ (СЗАО) – научное будущее России: Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи», которая начала действовать в нашей школе с сентября 2006 года. Начало работы в составе ГЭП показало, что формирование новых способностей и компетентностей связано, в первую очередь, с необходимостью развития мотивации деятельности и достижений учащихся.

{mosregread}На формирование мотивации достижений влияют различные психолого-педагогические условия. Совокупность условий, с позиции оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности.

 

Педагогическиу условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности

Перечень факторов Перечень условий развития мотивации достижений в учебном процессе
1. Уровень сложности и новизны Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников и гарантировать им успех не менее, чем на 50%
2. Возможность проявления самостоятельности Процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений
3. Методы побуждения к достижениям Методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий, ограничивающий самостоятельность учащихся характер
4. Методы оценки результатов деятельности
  • Учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и по каким показателям оценивается их деятельность.
  • Система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности.
  • Оценка деятельности должна быть справедливой и объективной.
  • Все учащиеся, имеющие одинаковые результаты, должны оцениваться учителем одинаково.
  • Оценка учеников должна зависеть только от результатов их учебной деятельности и ни от чего другого.
5. Условия состязательности Должна быть состязательность учащихся с примерно равными возможностями.
6. Наличие возможностей для достижения успешных результатов Должны иметься все необходимые условия для достижения учеником положительных ре зультатов; их достижение не должно требовать от школьников чрезмерного напряжения и приводить к перегрузкам
7. Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых Учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учеников
8. Близкие и отдаленные последствия достижения успеха
  • Любые, пусть даже самые незначительные достижения должны поощряться учителем.
  • Методы вознаграждения должны превалировать над методами наказания как отрицательным стимулированием.
9. Степень удовлетворенности
первичных потребностей
Учителем должны создаваться такие условия, при которых потребность в приобретении, то есть достижении более высокого уровня знаний, становится для учащихся более актуальной, чем все другие, например, получение вознаграждения или избегание неудачи.

Необходимо также выбрать и технологии, педагогические техники, методы и методические приемы, влияющие на мотивацию достижений. В ходе работы мы выяснили, что, во-первых, мотивация учебной деятельности и достижений учащихся зависит от применяемых технологий (см. рисунок 1), и во-вторых, – мотивации индивидуальных и коллективных достижений являются взаимозависимыми.

Image

Для диагностики мотивационной среды учебных занятий мы используем анкеты (см. ниже), позволяющие провести опросы учащихся средней и старшей школы. За каждый ответ, совпадающий с данным в нем ключом, начисляется 2 балла. Набранная сумма баллов позволяет определить степень сформированности в школе среды, побуждающей к достижениям (максимальная сумма баллов равна 76). 

Вопросы Ключ
1. Высокие достижения требуют приложения слишком больших усилий
нет  
2. Школьники, в основном, учатся на пределе своих возможностей нет  
3. Учителя всегда замечают любые, даже незначительные успехи учащихся   да
4. У учителей слишком высокие требования
нет  
5. Учителя не отказываются от своих требований даже тогда, когда они не по силам учащимся нет  
6. Учителя хорошо знают истинный уровень знаний учащихся   да
7. Учителя слишком часто перед классом ставят нереальные задачи нет  
8. Учеба в моей жизни стоит на первом месте   да
9. С улучшением результатов учителя начинают все больше требовать от учащихся   да
10. Отметки не столько зависят от старания, сколько от способностей учащихся нет  
11. Учебный процесс полностью зависит от учителя и планируется им самим нет  
12. Школа навязывает ученикам свои цели и планы нет  
13. Школа – это дисциплина, контрольные, опросы и экзамены нет  
14. Учителя считают, что школьники, в основном, ленивые и не желающие учиться люди нет  
15. У учителей, в основном, разумные требования к учащимся   да
16. Оценки зависят только от результатов самих учеников и ни от чего больше   да
17. Учителя считают, что дети будут учиться лучше, если с них больше требовать и наказывать за невыученные нет  
18. Учителя не всегда знают истинный уровень знаний учеников нет нет  
19. Учителя стремятся сделать учебу как можно более интересной для учащихся   да
20. Оценки не отражают истинных знаний школьников нет  
21. Учителя всегда готовы заметить и поддержать стремления учеников достичь большего   да
22. Оценки, скорее, зависят от отношения учителя к ученику, чем от истинного уровня его знаний и умений нет  
23. Школьной подготовки достаточно, чтобы продолжить свое образование нет  
24. В каждом классе четко определено и известно, какие ученики лучшие и какие худшие нет  
25. Школа – это, прежде всего, личный рост, победы и достижения   да
26. Быть лучшим учеником в школе престижно   да
27. Для достижения более высоких результатов не хватает времени нет  
28. Учеба – это труд и обязанность, а уже потом – интерес и удовольствие   да
29. Учителя побуждают школьников самостоятельно решать проблемы   да
30. Учителей, прежде всего, заботят собственные успехи нет  
31. Учеба – не самое главное в жизни нет  
32. Все полезные для жизни знания люди, в основном, получают в школе   да
33. У каждого ученика есть возможность стать одним из лучших в классе   да
34. Учителя считают, что если не требовать и не контролировать, то не будет высоких результатов нет  
35. В школе дается слишком много ненужных и бесполезных знаний нет  
36. Помимо школы есть и другие, более важные цели и интересы нет  
37. Учителя, прежде всего, заботятся о знаниях, которые в дальнейшем нужны школьникам   да
38. Школа – это, прежде всего, свобода и творчество   да

 В то же время данный опросник позволяет определить, какие из необходимых условий отсутствуют. Так, например, опрос учащихся 8-х – 11-х классов в октябре 2006 г. (опрошено 143 человека) показал (см. график 1), что круг условий, над которыми необходимо работать в первую очередь, таков: изменить отношение к оцениванию учащихся, к динамике личностных достижений, разнообразить содержание курсов (инвариантной и вариативной частей учебного плана), делая их более интересными и привлекательными для учащихся.

В течение учебного года проводилась работа по проблемам отслеживания динамики личностных достижений учащихся, интеграции предметов, усиления исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках Целевой программы развития образовательной системы северо-Западного округа на 2005–2007 уч. год, особенно в ее инновационном и экспериментальном направлениях (городская экспериментальная площадка II уровня «Языковое образование», городская экспериментальная площадка «Северо-Западный округ – научное будущее России: Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи», окружная экспериментальная площадка «Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов как средство формирования целостного мировоззрения учащихся»).

В результате же опрос учащихся 8-х – 11-х классов, проведенный в марте 2007 года (опрошено 154 человека), выявил (см. график 2), что произошли серьезные достижения в обеспечении условий, побуждающих к положительной динамике личностного роста учащихся, способствующих развитию мотивации достижений учащихся, что свидетельствует об успешном создании в школе личностно-ориентированной модели обучения и воспитания.

Image

Image

В связи с проблемой развития мотивации достижений учащихся нельзя не сказать и об оценке. Анализ традиционных методов проверки и оценки знаний показывает, что при контроле знаний не устанавливается единых, общепринятых и одинаково понимаемых целей, которых нужно достигнуть в процессе обучения [1]. Цели обучения формулируются очень широко и допускают различную трактовку со стороны учителей: дать прочные знания основ наук, сформировать логическое мышление, познавательную активность учащихся, мировоззрение и т.п.

В зависимости от целей отличается и объект контроля. Для одних учителей – это фактический материал, который усвоили школьники, для других – способность применить знания на практике, для третьих – способность переносить знания на решение новых задач и т.д. Соответственно оцениваются различные стороны ответа и, зачастую, у каждого учителя разрабатывается своя система проверки и оценки знаний.

Что же помимо абсолютного уровня знаний целесообразно оценивать учителю? Прежде всего, рост, то есть достижения учащегося: ученик может получить «5» за академические знания, а за их рост – низший балл, что означает, что его показатели в формируемом виде деятельности или способностей остались на прежнем уровне. Кроме того, усилия, являющиеся одной из сторон мотивации. Чтобы оценить усилия, нужно знать, по каким показателям сам ребенок оценивает собственную старательность в различном возрасте? Психологи считают [3], что в 5-х – 8-х классах критериями усилий, затрачиваемых на учебу, являются степень трудности решаемой задачи, самостоятельность, творчество, проявленные в процессе решения; выход за пределы заданных стандартов, а также изобретательность, нахождение самостоятельных способов выполнения заданий, внесение элементов новизны. В 9-х – 11-х классах школьники больше уважают себя за результаты, а не за усилия, а значит, поощрять их нужно с учетом их собственных развивающихся внутренних критериев оценки усилий, затраченных на работу.

Необходимо затронуть вопрос и об оценке мотивации школьников. Шкала оценки мотивации достижений представлена в нижеследующей таблице.

 

Шкала оценки мотивации деятельности [2]

Оценка Особенности поведения учащихся Оценка уровня мотивации достижений
«А» Усваивает знания только под влиянием сильного внешнего окружения и постоянного жесткого контроля. Активно противится образованию. Положительные мотивы учения отсутствуют. Активная позиция избегания неудачи. Мотив достижения результатов в учебной деятельности не сформирован
«В» Учится под воздействием внешнего принуждения и контроля. Пассивно сопротивляется своему образованию. Основное стремление – избежать отрицательных отметок. Пассивное избегание неудачи. Мотив достижения результатов в учебной деятельности не сформирован.
«С» Усваивает знания в обмен на отметку, значимую не только для себя, но и для родителей. К предмету интереса нет, но нет и сопротивления Пассивно усваивает материал и выполняет требования учителей в минимальном объеме. Преобладание мотива избегания неприятностей с родителями и учителями. Мотив достижения результатов в учебной деятельности не сформирован.
«D» Значима не только внешняя оценка, но и самооценка успехов и достижений в образовании. Успехи в учении воодушевляют, неудачи обескураживают, приводят к потере интереса к предмету. Неустойчивая внутренняя мотивация достижения успеха, очень зависящая от внешней оценки и других стимулов.
«E» Отметка становится подтверждением собственных усилий и признается как показатель собственной успешности. Активность непродолжительная и ситуационная. Низкий уровень мотивации достижения успеха в учебе, стремление получить высокую оценку. Появление мотива достижения внешнего благополучия. Интерес к учебной деятельности отсутствует или невысок.
«F» Начинает преобладать интерес к предмету, а не к внешней оценке. Заинтересованность избирательная, неустойчивая.
Активно усваивает новый материал по значимым для него темам, но теряет интерес к предмету, когда требуется постоянная самостоятельная работа.
Наличие внутренней мотивации достижения, которая сильно зависит от занимательности и степени сложности материала, отсутствие готовности прилагать постоянные усилия для его усвоения.
«G» Преобладает интерес к предмету или процессу познания.
Порой демонстрирует знания, выходящие за рамки программы. Стремится к получению объективных внешних оценок не ниже достигнутого уровня. Проявляет готовность к дополнительной работе по плохо усвоенным темам.
Внутренняя мотивация учения. Средний уровень мотивации достижения успеха.
«H» Сформирован постоянный познавательный интерес к предмету. Активность высока, но не постоянна. Самостоятельно и творчески выполняет домашние задания. Внутренняя мотивация, связанная с самим предметом или познавательной деятельностью. Уровень мотивации достижения выше среднего.
«J» Высокая личная заинтересованность и собственная познавательная и творческая активность в усвоении знаний.
Стремление добиться совершенства.
Высокий интерес к предмету и высокий уровень мотивации достижения успеха.

 

При сборе и анализе данных целесообразно использовать следующую таблицу:

Оценка A B C D E F G H J
  Отстствие положительной мотивации Преобладание внешней мотивации Наличие интереса к предмету и учебной деятельности
Количество учащихся                  

 

Итоговые оценки используются для анализа проблем мотивации.

Приведенные ниже диаграммы показывают распределение учащихся 8-х – 11-х классов по оценкам мотивации в октябре 2006 г. и марте 2007 г.

Image  {/mosregread}

В заключение хотелось бы сказать, что, развивая в учащихся мотивацию деятельности и достижений, важно помнить, что нередко у детей стремление к достижениям и желание поучаствовать, проверить себя, выразить собственное мнение на начальном этапе бывает вызвано не столько целями творческого дела, сколько его привлекательным названием.

Ковылева Юлия Эдуардовна,
заместитель директора
ГОУ СОШ № 1302
г. Москва

 

Литература:

  1. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86 с.
  2. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.