Инновации и эксперимент в образовании

Подход к оценке результатов обучения, построенный на основе модульно-рейтинговой системы
Добавил(а) Николаева И.В.   
06.06.09 19:40

Как можно оценить достижения нового современного качества образования?

 

Важнейшей задачей модернизации общего среднего образования, как базового звена системы образования, является достижение нового, современного качества образования1, обеспечивающего современные жизненные потребности развития страны. В педагогическом аспекте – это задача разностороннего развития детей, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой многогранной проблемы нельзя обеспечить только за счет эмпирических подходов, «выращивания» инновационного опыта и т.д. Нужны новые идеи, научные инновации, современные формы организации учебного процесса, широкое применение средств информатизации в педагогических технологиях, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг.

Одним из наиболее очевидных достижений последних лет в развитии отечественной школы стало введение на старшей ступени профильного обучения. Повышение качества образования за счет дифференциации его содержания, адаптации образовательного процесса к возможностям и способностям старшеклассников, должно рассматриваться как один из решающих факторов развития профильного обучения. А между тем во всех типах наших образовательных учреждений нередко продолжают иметь место старые, малоэффективные методы и принципы, подходы к повышению качества образования, что, конечно же, мешает быстрее двигаться вперед. Очевидно, что новое качество образования требует решительного обновления традиционной российской педагогики.

Одним из основных методологических принципов педагогики признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)2.

{mosregread}Относительно же системности и полноты содержания образования необходимо отметить следующее: принцип системности имеет два различных аспекта. С одной стороны, можно говорить о системности, определенной логике и последовательности изучения учебного материала, с другой стороны, можно говорить и о системности результатов обучения - знаний, умений и навыков. Это - не одно и тоже3.

Результаты, как системообразующий фактор, характеризуются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих выявление уровня обученности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.

Чтобы повышать качество образования, необходимо овладеть методами и средствами измерения этого показателя процесса обучения. Определенным достижением на этом пути следует рассматривать метод системного подхода к оценке качества обучения.

Система образования, как и всякая система, характеризуется целостностью, структурностью, взаимосвязью со средой, иерархичностью, множественностью описаний4.

Системный подход в оценке качества образования – это методологическое направление, выделяющее по определенному принципу в целостном образовательном процессе некую группу элементов (систему) и рассматривающее взаимодействие внутри нее и с внешними объектами (со средой). При таком подходе необходимо выделить компоненты образовательной деятельности (определенным образом организованного процесса), выявить их функции в системном целом, а также процесс взаимодействия компонентов, обеспечивающий воспроизводство целого, установить все факторы саморазвития процесса образования в качестве относительно самостоятельной части общего социального процесса.

Оперируя понятием «социальная норма» качества образования, мы можем отметить, что она дифференцируется по иерархическим уровням организации (управления) самой образовательной системы. Для всех типов подсистем образовательной системы страны можно выделить следующие компоненты социальной нормы по качеству образования:

  • федеральный компонент;
  • региональный компонент;
  • особый компонент данного учебного заведений;
  • индивидуальный компонент социальной нормы по качеству образования данного обучаемого.

Таким образом, можно говорить о реализации многоуровневой и многомерной пространственной модели системы социальных норм по качеству образования и развития современного человека. При этом общая структура такой многомерной пространственной модели совпадает с общей структурой требований к современному человеку5.

Анализ опыта работы образовательных учреждений показывает, что в практике проверки и оценки результатов обучения по-прежнему имеют место существенные недостатки, снижающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Многие из них традиционны, другие особенно ярко проявились в практике в последние годы и в известной мере стали тормозом в развитии школьного (и не только школьного) образования, внедрения новых технологий обучения, в частности, зачетно-модульной системы.

Развитие зачетно-модульной или модульно-рейтинговой систем непосредственно связано с совершенствованием проверки и оценивания учебных достижений учащихся.

Модульная система обучения, в основе которой иное, чем сегодня построение содержания образования, требует изменения не только организации усвоения, но и форм контроля и оценки учебных достижений обучающихся. Поскольку текущий контроль становится весьма затруднителен, а зачастую и невозможен, то основным средством контроля становится аттестация обучающихся по итогам освоения модуля.{/mosregread}

А поскольку учебный курс может содержать весьма значительное число модулей, то можно предусмотреть не только оценивание освоения каждого из них, но и всех модулей в целом. Такая оценка по своему характеру может быть уже не усредненной (3 – 4 – 5), а накопительной, т.е. суммой баллов за усвоение содержания курса через оценку модулей, его составляющих. Такая оценка называется рейтинговой. А система в целом становится модульно-рейтинговой6.

Системный подход как средство и метод анализа образовательного процесса направлен на выявление внутренней структуры, особенностей компонентов и специфики технологии модульно-зачетного обучения как варианта построения педагогической системы. Педагогическая система представляется как совокупность социально педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появлению новых качеств, несвойственных отдельно взятым образующим ее компонентам.

Оценивая структуру зачетно-модульного обучения с позиций системного подхода, можно отметить, что оно в целом соответствует основным требованиям этого подхода: обеспечивает разнообразие и динамику управляющей части системы; способствует формированию целей системы как основы управления; представляет полноту управленческого цикла; дает возможность обеспечения временной корректности циклов (длительности периода выполнения модулей).

 

Николаева И.В.,
аспирант Института содержания
и методов обучения РАО

 


1 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

2 Педагогика: Педагогические теории, системы технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2001.

3 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. - М., РАО, 2005.

4 Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования// Открытое образование. Научно-практическое образование. 2002. №3.

5Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М., 2007.

6 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. – М., РАО, 2005.