TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка PDF Печать E-mail
Добавил(а) Смугалова Л.А., Сорокина М.   
06.06.09 21:11

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка

(на примере урока «Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных», 6 класс)

Что нужно сделать учителю, чтобы ученику захотелось узнать о правописании о–ё после шипящих в суффиксах существительных?

 Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение1. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. К сожалению, многие авторские школы, в которых ведущим является исследовательский метод познания – открытие нового, с трудом приживаются в силу методической усложнённости организации учебного процесса. Благодаря этому складывается мнение, что исследовательские методы обучения применимы только в работе с сильными учениками.

Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

Практический опыт показывает, что реализация исследовательского обучения требует от учителя значительной подготовительной работы. Перед тем как приступить к практической реализации исследовательской деятельности, я определилась с принципами организации исследовательской деятельности, требованиями к процессу урока-исследования, содержанием, формами и методами организации этого вида учебной деятельности, типом исследовательского урока в отличие от традиционного. Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.

{mosregread}

Принципы организации исследовательской деятельности

  1. Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
  2. Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
  3. При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
  4. Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем.
  5. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.

 

Требования к уроку-исследованию

  1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
  2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
  3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
  4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
  5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.

 

Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

  1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
  3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
  4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
  5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
  6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
  7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
  8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует содержание нашего учебного предмета, на котором могут быть использованы разнообразные по стилю тексты с различным ценностно-смысловым содержанием. К тому же радость первооткрывателя ни с чем не сопоставима.

Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четко выдержанные временные рамки для выполнения задания и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем.

В качестве примера хочу предложить читателям проект урока русского языка по теме «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных» (в 6 класс), который проходил в форме заседания клуба «любознаек».

 

Урок-исследование по русскому языку

Тема урока: правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: заседание клуба любознаек.

Цели:

  • воспитательные: формировать умение вести диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять самоконтроль и коррекцию собственной деятельности;
  • образовательные: формирование обобщенных знаний и умений определять условия выбора букв о – ё (е) после шипящих;
  • развивающие: формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения, предъявлять полученный учебный продукт, реально оценивать свои достижения, учитывая полезность и значимость собственной деятельности для других.

Оборудование:

  • интерактивная доска, проектор
  • карточки для самостоятельной работы

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя:

– На правах председателя объявляю заседание «Клуба любознаек» открытым и предлагаю помощникам зачитать права и обязанности членов клуба.

Учащиеся зачитывают:

ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
определять объект исследования быть любознательным
видеть проблему, выявлять парадоксы проявлять терпимость
использовать разные способы получения информации уважать мнение другого
наблюдать, сопоставлять, сравнивать занимать активную позицию
устанавливать общее (различное) обосновывать своё мнение убедительными аргументами
обобщать стремиться к самостоятельности делать выводы – осуществлять самоконтроль

 

Комментарий. Нетрудно заметить, что левый столбик – права – это не что иное, как методы исследования, правый – обязанности –- представляет собой перечень личностных качеств, формирование которых является задачей современной школы.

II. Активизация знаний по изученному материалу и опрос.

Учитель: Обратимся к теме урока, запись которой вам предстоит до конца сформулировать и дописать (О-Ё после шипящих в …). Оставьте для этого пропущенную строчку.
В какой части слова вам встречалось правописание обозначенных букв?

Ученики: В корне слова.

Учитель: Рассмотрим созвучные слова: шорох – шёпот и понаблюдаем за необычным поведением этих букв.
Итак, букв две, а звуков?

Ученики: Один

Учитель: Возникает вопрос. Какой?

Ученики (формулируют вопрос): почему для обозначения одного звука используется две буквы?

Учитель: Учёные-реформаторы предлагали под ударением в корне слова писать только «о»: шорох – шопот, а без ударения в таких словах, как шепчет, оставить Е. <ик/> Но большинство учёных не согласилось с таким предложением, и ученики нашего класса Сорокина Марина и Бородин Егор тоже. Послушаем лингвистическую сказку Марины, мультимедийный проект по которой сделал Егор, и подумаем, убедительны ли их аргументы, можем ли мы их принять. Слушаем, обсуждаем.

Лингвистическая сказка (см. Приложение 1).

Делаем вывод: морфологический принцип правописания, при котором морфема пишется одинаково, удобнее и поэтому принимается большинством.

Учитель: Для чего необходимы теоретические сведения?
Для осознанного применения на практике учебного материала.

Проверим себя. Диктант «Проверь себя».

Один ученик работает у доски, остальные на местах. Работа рассчитана на среднего и слабого ученика

Текст диктанта: Мотор заглох. Шофёр свернул с шоссе, остановил машину. Шёл дождь, поэтому он накинул капюшон и разжёг костёр. Когда обогрелся, взял жёсткую щётку, очистил с мотора прилипшую грязь и увидел причину поломки. Вскоре он был в пути.

Сильным ученикам предлагается самостоятельная работа на карточках.

Карточка № 1. Вставьте буквы, обозначьте орфограммы.

Ж…лтый карандаш, тонкая ч…рточка, прочная беч…вка, ж…сткий стул, бежать за саранч…й, зайти за багаж…м, мягкая ш…рстка, рисовать карандаш…м, тяж…лый ж…рнов, ровная ч…лка, горький ш…колад, совершить подж…г , ож…г палец, деш…вый ш…лк.

Карточка №2. Вставите буквы, расставите знаки препинания. Выполните разбор по составу подчёркнутых слов.

Карандаш..м ч…рт нарисовал стол. Через мгновение сверхъестественная сила перенесла на него ж…сткие пряники ч…рствые корки коробку с сушёной саранч…й ш…колад и выренье из крыж…вника. Всё это ч…рт ки-нул в больш…й чан с водой, добавив в волшебный отвар муку и пш…нку. Помешивая варево, он начал бегать вокруг костра и наш…птывать пусть уч…ные и уч..ники забудут как пишется о-ё после шипящих

Карточка №3. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.

Вихрь свис…нул защ…лкал и по бурому полю зреющей ржи забл…стали пр…чудливые светлые пятна.

III. Изучение нового и формирование навыков применения полученных знаний.

Учитель:

1) Мы продолжаем знакомство с употреблением необычных букв О-Ё. Предлагаю вам материал для наблюдений (слова записаны на доске):

Бережок – овражек
Старичок – кусочек
Речонка – реченька
Душонка – душенька
Зайчонок –

2) Чем отличается новая орфограмма от изученной? (Буквы О-Ё находятся в суффиксе.) Обозначим суффиксы.

3) Установите закономерность, при которой в суффиксах существительных пишется О («о» пишется под ударением.) или Е (без ударения.)

4) Спишите слова в тетрадь, обозначьте орфограмму.

Сформулируем окончательно тему урока: «

5) Чем различаются условия выбора гласной после шипящих в суффиксах и корнях? Вспомните, с каким правилом совпадает правописание гласных о-ё после шипящих в суффиксах? Правило всем понятно? Приступаем к практической работе.

2. К доске вызываются двое учащихся. Объявляется вид работы: «Напишешь грамотно, объяснишь правильно – получишь «5»!»

Одежонка, рубашонка, реченька, речонка, печёнка, зайчонок, плащом, плачем, кошёлка.

Тот, кто написал слова без ошибок, получает «5».

Тот, кто допустил ошибки, исправляет их с помощью класса.

IV. Расширение новых знаний.

1) Страничка эрудита. Подготовленный ученик рассказывает об употреблении иноязычного суффикса «-ёр-», используя мультимедиаоборудование.

2) Есть ещё особый случай, связанный с правописанием о-ё в суффиксах существительных. Попробуем разобраться в нём. Подумайте, как могла появиться буква ё в словах типа НОЧЁВКА, КОРЧЁВКА. Интересно, какой раздел науки о языке нам в этом поможет.

3) Посовещайтесь друг с другом (работа в парах), выслушайте аргументы собеседника и обоснуйте свои выводы.

Комментарий. Учащиеся должны определить, что эти слова образованы от глаголов с суффиксом «-ёва» (-ева), например: ночёвка < ноч-ев-ать суффиксальным способом (с помощью суффикса -к- от усечённой основы). Сделаем вывод: если существительные образованы от глаголов с ёва(ева), в суффиксах после шипящих пишется Ё:

V. Алгоритмизация применения правила.

Составление памятки «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных».

Image

VI. Самостоятельная работа с использованием алгоритма.

Учитель:

1) Прочитайте текст (текст размещён на интерактивной доске). Как, на ваш взгляд, автор относится к изображаемому событию (с юмором)?

Молодой дириж…р в ч…рной ш…лковой рубаш…нке перед концертом сидел на ж…стком диване и пил деш…вый ж…лудёвый кофе, любуясь своим отражением в самоваре. В это время на форточку сел любопытный галч…нок, посмотрел по сторонам и вдруг совершил неожиданный скач…к в сторону самовара.

2) Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Закончите текст одним-двумя предложениями, учитывая отношение автора к изображаемому эпизоду.

3) Зачитывается несколько работ. Какая же концовка у вас получилась?

4) Выполняется сопоставление выполненных работ с восстановленным текстом на интерактивной доске;

выясняется: кто не допустил ни одной ошибки? Каковы причины ошибок и способы их устранения?

VII. Рефлексия:

Что нового узнали на уроке? Чему научились? Всё ли получается? В чём проявилась личная заинтересованность в деятельности на уроке?{/mosregread}

Приложение 1
автор: Сорокина Марина
ученица 6 класса,
МОУ гимназия № 11
г. Железнодорожный
Московская область

 

Лингвистическая сказка

Приключения дерзкой Ё в стране Орфографии

Это случилось давным-давно в стране Орфографии.Писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй том альманаха стихов «Ланиды», в котором впервые использовал букву Ё.

Поняла Ё, что она нужна, и решила во что бы то ни стало попасть в алфавит. Купила сборник законов русского языка, пролистала его и пошла прямо к королеве Орфографии – Грамотности.

– Я, новорожденная буква, требую, чтобы Вы пересмотрели закон №3 Орфографической Федерации и зачислили меня в состав русского алфавита, – заявила она.

Посмотрела на неё пристально Грамотность и спросила:

– А что ты умеешь?

Ё на минутку задумалась и ответила:

– Ну, вот посмотрите, Ваше Величество! Раньше до меня для обозначения ударного О после мягких согласных ничего не было. Потом стали использовать диограф io^. Но согласитесь, меня употреблять гораздо проще и удобнее, чем этот громоздкий диограф.

Грамотность усмехнулась. Дерзкая Ё начинала ей нравиться.

– Ну, хорошо. Я сделаю, как ты хочешь. Только потом не жалей. Учти, что помогать устраиваться в словах я тебе не буду. Э-эй!

Грамотность хлопнула в ладоши. На её зов прибежали писцы.

– Та-а-ак. Обратитесь к Главному законодателю и велите внести поправку в закон №3: «Использование букв алфавита в словах». Скажите, чтобы букву Ё поставили в алфавите м-м-м… после Е, потому что уж очень они схожи.

Внесла королева поправку и отправила Ё искать своё место в русском языке.

Пошла Ё тропинкою. Долго ли, коротко ли, добрела она до города под названием Морфология. Отправилась она на приём к мэру города - Морфологическому Принципу.

– Здравствуйте, – вежливо начала Ё. – Я прошу у Вас разрешения встать на службу к Вам вместо диографа io^.

– Хм…, а королева разрешение дала?

– Да, Её Величество согласна.

– Ну, хорошо. Ты должна будешь стоять вместо диографа всегда под ударением. Но запомни: ты стоишь ТОЛЬКО после мягких согласных!

– Да, слушаюсь, – покорно произнесла Ё.

Служила она сначала исправно. А потом подумала: почему после шипящих под ударением пишется «о»? Ведь она тоже ударная! Чем же я хуже?!

В общем, гордость и самовлюблённость не давали Ё жить спокойно, она пошла к О после шипящей и начала возмущаться.

Спокойная О выслушала её внимательно и сказала:

– Это правило Фонетики. Что слышу, то и пишу.

Как ни возмущалась дерзкая Ё, молчаливая О не сказала ей больше ни слова.

Рассердилась Ё и вновь отправилась к мэру.

– Скажите, пожалуйста, почему «чорный» пишется с О, а чернеть – с Е?

– Закон Фонетики. Что слышу, то и пишу, – резонно ответил мэр.

– А почему мы, независимый город, должны жить по законам Фонетики? Вы что, на своём настоять не можете?

Слова Ё задели Морфологический Принцип. Он озадачился:

– Как же так? Что же мне делать?

– Позовите гонца, – деловито распоряжалась Ё, – и пошлите его за Главой Фонетики для рассмотрения правописания.

– Но как я докажу законность твоих притязаний? – спросил Морфологический Принцип.

– Смотрите: «чорный» – с О, чернеть – с Е. Это же путаница какая-то! По вашему же, Морфологическому Принципу, гласная в корне должна или не должна сохраняться?

– Не всегда, - покачал головой Принцип, – Дело в том, что Морфологический Принцип – это не особый принцип, а следствие Фонемного, или Фонетического Принципа Орфографии.

Даже в корне гласные могут чередоваться.

– Вот я и буду чередоваться с Е: чёрный – чернеть, и всем так будет удобнее, ведь выглядеть корень будет одинаково во всех однокоренных словах. К тому же и слова станут благозвучнее: сам почитаемый Карамзин предпочитал, чтобы вместо «слезы» произносили слёзы. Положитесь на меня, и Вы выиграете дело, – заговорщески улыбаясь, сообщила Ё.

В общем, под давлением самоуверенной буквы Морфологический Принцип согласился пересмотреть закон, и уже на следующий день в город приехал в золотой карете хмурый Фонемный Принцип.

В Зал Заседаний Зашли оба Принципа, сама Ё и ещё несколько придворных мудрецов.

– Итак, уважаемый Фонетический Принцип, я вызвал Вас…

– Сам знаю, – хмуро перебил его Фонемный Принцип, – Вы хотите внести поправку в закон №3 Орфографической Федерации, так?

– Именно. Что Вы об этом думаете?

У Фонетического Принципа от негодования задрожали усы.

Он рявкнул:

– Вы ещё имеете наглость меня спрашивать? Так вот мой ответ: Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ!

– Но чем Вы объясните свою агрессию? И к тому же, Николай Карамзин ввёл новую букву. Вы должны быть снисходительны к ней.

Фонетический Принцип ударил по хрупкому столику так сильно, что тот запрыгал на тонких ножках.

– Почему мы должны потакать каким-то учёным?! Мы независимы. И я не собираюсь выслушивать какую-то самозванку!

– Прошу выбирать выражения. Мы с вами не на улице, – холодно вмешалась в разговор Ё. – Я вот что хочу сказать.

Она взяла мел и, скрипя им по доске, продолжила:

– Берём слово «жолтый» и родственный ему глагол желтеть.

В прилагательном пишется О, а в существительном – Е. Где логика?

– Логику, уважаемая, Вы найдёте в стране Математика.

А здесь работает мой принцип – что слышу, то и пишу.

– Точно. Но у Вас есть ещё один принцип: безударную гласную в корне слова проверять однокоренным словом с этой гласной в сильной позиции, так?

– Так, – осторожно, подозревая подвох, согласился Фонетический Принцип.

– Тогда почему в «чернеть» Е, когда слышится И? И почему у Вас в «жолудь» пишется «о», когда во множественном числе слово «желудей» пишется с «е», а произносится эта буква, как ы? Да я приведу сотни таких примеров с непонятными чередованиями! Чем Вы эти случаи объясните?

Умный Фонетический Принцип понял, что его загоняют в угол его же доводами, и пошёл на попятную.

– Хорошо, хорошо, – быстро заговорил он, – Я сделаю поправку: чередование Е – О происходит благодаря Вам, мой коллега. Но это ничего не меняет.

– Да, так-то прямо и не меняет? Значит, Морфологический Принцип Вам помогает, а Вы даже не соизволите его выслушать? – ехидно отозвалась Ё.

– Я против поправки в законе. Писали по моему правилу и не жаловались, – рявкнул хмурый Принцип.

– У Вас нет никаких поводов опровергать нашу точку зрения. А значит, Вы просто обязаны выполнить то, на чём мы настаиваем. Я требую, чтобы в словах с чередующейся Е писалась после шипящих под ударением Ё.

– Но есть слова, в которых нет чередований. И их много. Они не могут быть исключением, потому что их нереально запомнить, заупрямился Фонетический Принцип.

– Всё очень просто, – великодушно улыбнулась Ё, – В словах, где таких чередований нет, будет, как и раньше, писаться О. Так же с О будут писаться заимствованные, то есть иноязычные слова, потому что они являются калькой с другого языка. Ну-с, к чему ещё придерётесь, уважаемый Принцип?

Но придраться было просто не к чему, и Фонетический Принцип с кислым видом процедил:

– Согласен на Вашу поправку.

Морфологический Принцип оформил поправку, Фонетический небрежно расписался, а Ё уже мчалась к О после шипящей.

– Дорогая О, – елейным голоском произнесла Ё, – Я хочу Вам сообщить, что не позже как час назад была внесена поправка в закон, касающаяся Вас. Теперь правило №139 звучит так: «После Ж, Ч, Ш, Щ и Ц пишется Ё, если есть чередование с Е. Ваше же место с этих пор только в иноязычных словах и в словах, где нет чередования с Е.

Невозмутимая О молча развернулась и ушла. А на её место встала самодовольная Ё. Так и стоит до сих пор назло Фонетическому Принципу.

Смугалова Людмила Александровна,
заместитель директора, 
Сорокина Марина,
ученица МОУ гимназия № 11
г. Железнодорожный
Московская область


1 Сорокина М, Смугалова Л.А. Слово «Остров» в лингвистических словарях и художественной литературе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №6. - С. 64-67.