Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка |
Добавил(а) Смугалова Л.А., Сорокина М. | ||||||||||||||
06.06.09 21:11 | ||||||||||||||
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка(на примере урока «Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных», 6 класс) Что нужно сделать учителю, чтобы ученику захотелось узнать о правописании о–ё после шипящих в суффиксах существительных?Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение1. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. К сожалению, многие авторские школы, в которых ведущим является исследовательский метод познания – открытие нового, с трудом приживаются в силу методической усложнённости организации учебного процесса. Благодаря этому складывается мнение, что исследовательские методы обучения применимы только в работе с сильными учениками. Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. Практический опыт показывает, что реализация исследовательского обучения требует от учителя значительной подготовительной работы. Перед тем как приступить к практической реализации исследовательской деятельности, я определилась с принципами организации исследовательской деятельности, требованиями к процессу урока-исследования, содержанием, формами и методами организации этого вида учебной деятельности, типом исследовательского урока в отличие от традиционного. Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе. {mosregread} Принципы организации исследовательской деятельности
Требования к уроку-исследованию
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучениюУчитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует содержание нашего учебного предмета, на котором могут быть использованы разнообразные по стилю тексты с различным ценностно-смысловым содержанием. К тому же радость первооткрывателя ни с чем не сопоставима. Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четко выдержанные временные рамки для выполнения задания и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. В качестве примера хочу предложить читателям проект урока русского языка по теме «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных» (в 6 класс), который проходил в форме заседания клуба «любознаек».
Урок-исследование по русскому языкуТема урока: правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных. Тип урока: открытие нового знания. Форма урока: заседание клуба любознаек. Цели:
Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент. Вводное слово учителя: – На правах председателя объявляю заседание «Клуба любознаек» открытым и предлагаю помощникам зачитать права и обязанности членов клуба. Учащиеся зачитывают:
Комментарий. Нетрудно заметить, что левый столбик – права – это не что иное, как методы исследования, правый – обязанности –- представляет собой перечень личностных качеств, формирование которых является задачей современной школы. II. Активизация знаний по изученному материалу и опрос. Учитель: Обратимся к теме урока, запись которой вам предстоит до конца сформулировать и дописать (О-Ё после шипящих в …). Оставьте для этого пропущенную строчку. Ученики: В корне слова. Учитель: Рассмотрим созвучные слова: шорох – шёпот и понаблюдаем за необычным поведением этих букв. Ученики: Один Учитель: Возникает вопрос. Какой? Ученики (формулируют вопрос): почему для обозначения одного звука используется две буквы? Учитель: Учёные-реформаторы предлагали под ударением в корне слова писать только «о»: шорох – шопот, а без ударения в таких словах, как шепчет, оставить Е. <ик/> Но большинство учёных не согласилось с таким предложением, и ученики нашего класса Сорокина Марина и Бородин Егор тоже. Послушаем лингвистическую сказку Марины, мультимедийный проект по которой сделал Егор, и подумаем, убедительны ли их аргументы, можем ли мы их принять. Слушаем, обсуждаем. Лингвистическая сказка (см. Приложение 1). Делаем вывод: морфологический принцип правописания, при котором морфема пишется одинаково, удобнее и поэтому принимается большинством. Учитель: Для чего необходимы теоретические сведения? Проверим себя. Диктант «Проверь себя». Один ученик работает у доски, остальные на местах. Работа рассчитана на среднего и слабого ученика Текст диктанта: Мотор заглох. Шофёр свернул с шоссе, остановил машину. Шёл дождь, поэтому он накинул капюшон и разжёг костёр. Когда обогрелся, взял жёсткую щётку, очистил с мотора прилипшую грязь и увидел причину поломки. Вскоре он был в пути. Сильным ученикам предлагается самостоятельная работа на карточках. Карточка № 1. Вставьте буквы, обозначьте орфограммы. Ж…лтый карандаш, тонкая ч…рточка, прочная беч…вка, ж…сткий стул, бежать за саранч…й, зайти за багаж…м, мягкая ш…рстка, рисовать карандаш…м, тяж…лый ж…рнов, ровная ч…лка, горький ш…колад, совершить подж…г , ож…г палец, деш…вый ш…лк. Карточка №2. Вставите буквы, расставите знаки препинания. Выполните разбор по составу подчёркнутых слов. Карандаш..м ч…рт нарисовал стол. Через мгновение сверхъестественная сила перенесла на него ж…сткие пряники ч…рствые корки коробку с сушёной саранч…й ш…колад и выренье из крыж…вника. Всё это ч…рт ки-нул в больш…й чан с водой, добавив в волшебный отвар муку и пш…нку. Помешивая варево, он начал бегать вокруг костра и наш…птывать пусть уч…ные и уч..ники забудут как пишется о-ё после шипящих Карточка №3. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения. Вихрь свис…нул защ…лкал и по бурому полю зреющей ржи забл…стали пр…чудливые светлые пятна. III. Изучение нового и формирование навыков применения полученных знаний. Учитель: 1) Мы продолжаем знакомство с употреблением необычных букв О-Ё. Предлагаю вам материал для наблюдений (слова записаны на доске): Бережок – овражек 2) Чем отличается новая орфограмма от изученной? (Буквы О-Ё находятся в суффиксе.) Обозначим суффиксы. 3) Установите закономерность, при которой в суффиксах существительных пишется О («о» пишется под ударением.) или Е (без ударения.) 4) Спишите слова в тетрадь, обозначьте орфограмму. Сформулируем окончательно тему урока: « 5) Чем различаются условия выбора гласной после шипящих в суффиксах и корнях? Вспомните, с каким правилом совпадает правописание гласных о-ё после шипящих в суффиксах? Правило всем понятно? Приступаем к практической работе. 2. К доске вызываются двое учащихся. Объявляется вид работы: «Напишешь грамотно, объяснишь правильно – получишь «5»!» Одежонка, рубашонка, реченька, речонка, печёнка, зайчонок, плащом, плачем, кошёлка. Тот, кто написал слова без ошибок, получает «5». Тот, кто допустил ошибки, исправляет их с помощью класса. IV. Расширение новых знаний. 1) Страничка эрудита. Подготовленный ученик рассказывает об употреблении иноязычного суффикса «-ёр-», используя мультимедиаоборудование. 2) Есть ещё особый случай, связанный с правописанием о-ё в суффиксах существительных. Попробуем разобраться в нём. Подумайте, как могла появиться буква ё в словах типа НОЧЁВКА, КОРЧЁВКА. Интересно, какой раздел науки о языке нам в этом поможет. 3) Посовещайтесь друг с другом (работа в парах), выслушайте аргументы собеседника и обоснуйте свои выводы. Комментарий. Учащиеся должны определить, что эти слова образованы от глаголов с суффиксом «-ёва» (-ева), например: ночёвка < ноч-ев-ать суффиксальным способом (с помощью суффикса -к- от усечённой основы). Сделаем вывод: если существительные образованы от глаголов с ёва(ева), в суффиксах после шипящих пишется Ё: V. Алгоритмизация применения правила. Составление памятки «О-Ё после шипящих в суффиксах существительных». VI. Самостоятельная работа с использованием алгоритма. Учитель: 1) Прочитайте текст (текст размещён на интерактивной доске). Как, на ваш взгляд, автор относится к изображаемому событию (с юмором)? Молодой дириж…р в ч…рной ш…лковой рубаш…нке перед концертом сидел на ж…стком диване и пил деш…вый ж…лудёвый кофе, любуясь своим отражением в самоваре. В это время на форточку сел любопытный галч…нок, посмотрел по сторонам и вдруг совершил неожиданный скач…к в сторону самовара. 2) Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы. Закончите текст одним-двумя предложениями, учитывая отношение автора к изображаемому эпизоду. 3) Зачитывается несколько работ. Какая же концовка у вас получилась? 4) Выполняется сопоставление выполненных работ с восстановленным текстом на интерактивной доске; выясняется: кто не допустил ни одной ошибки? Каковы причины ошибок и способы их устранения? VII. Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Чему научились? Всё ли получается? В чём проявилась личная заинтересованность в деятельности на уроке?{/mosregread} Приложение 1 Лингвистическая сказкаПриключения дерзкой Ё в стране ОрфографииЭто случилось давным-давно в стране Орфографии.Писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй том альманаха стихов «Ланиды», в котором впервые использовал букву Ё. Поняла Ё, что она нужна, и решила во что бы то ни стало попасть в алфавит. Купила сборник законов русского языка, пролистала его и пошла прямо к королеве Орфографии – Грамотности. – Я, новорожденная буква, требую, чтобы Вы пересмотрели закон №3 Орфографической Федерации и зачислили меня в состав русского алфавита, – заявила она. Посмотрела на неё пристально Грамотность и спросила: – А что ты умеешь? Ё на минутку задумалась и ответила: – Ну, вот посмотрите, Ваше Величество! Раньше до меня для обозначения ударного О после мягких согласных ничего не было. Потом стали использовать диограф io^. Но согласитесь, меня употреблять гораздо проще и удобнее, чем этот громоздкий диограф. Грамотность усмехнулась. Дерзкая Ё начинала ей нравиться. – Ну, хорошо. Я сделаю, как ты хочешь. Только потом не жалей. Учти, что помогать устраиваться в словах я тебе не буду. Э-эй! Грамотность хлопнула в ладоши. На её зов прибежали писцы. – Та-а-ак. Обратитесь к Главному законодателю и велите внести поправку в закон №3: «Использование букв алфавита в словах». Скажите, чтобы букву Ё поставили в алфавите м-м-м… после Е, потому что уж очень они схожи. Внесла королева поправку и отправила Ё искать своё место в русском языке. Пошла Ё тропинкою. Долго ли, коротко ли, добрела она до города под названием Морфология. Отправилась она на приём к мэру города - Морфологическому Принципу. – Здравствуйте, – вежливо начала Ё. – Я прошу у Вас разрешения встать на службу к Вам вместо диографа io^. – Хм…, а королева разрешение дала? – Да, Её Величество согласна. – Ну, хорошо. Ты должна будешь стоять вместо диографа всегда под ударением. Но запомни: ты стоишь ТОЛЬКО после мягких согласных! – Да, слушаюсь, – покорно произнесла Ё. Служила она сначала исправно. А потом подумала: почему после шипящих под ударением пишется «о»? Ведь она тоже ударная! Чем же я хуже?! В общем, гордость и самовлюблённость не давали Ё жить спокойно, она пошла к О после шипящей и начала возмущаться. Спокойная О выслушала её внимательно и сказала: – Это правило Фонетики. Что слышу, то и пишу. Как ни возмущалась дерзкая Ё, молчаливая О не сказала ей больше ни слова. Рассердилась Ё и вновь отправилась к мэру. – Скажите, пожалуйста, почему «чорный» пишется с О, а чернеть – с Е? – Закон Фонетики. Что слышу, то и пишу, – резонно ответил мэр. – А почему мы, независимый город, должны жить по законам Фонетики? Вы что, на своём настоять не можете? Слова Ё задели Морфологический Принцип. Он озадачился: – Как же так? Что же мне делать? – Позовите гонца, – деловито распоряжалась Ё, – и пошлите его за Главой Фонетики для рассмотрения правописания. – Но как я докажу законность твоих притязаний? – спросил Морфологический Принцип. – Смотрите: «чорный» – с О, чернеть – с Е. Это же путаница какая-то! По вашему же, Морфологическому Принципу, гласная в корне должна или не должна сохраняться? – Не всегда, - покачал головой Принцип, – Дело в том, что Морфологический Принцип – это не особый принцип, а следствие Фонемного, или Фонетического Принципа Орфографии. Даже в корне гласные могут чередоваться. – Вот я и буду чередоваться с Е: чёрный – чернеть, и всем так будет удобнее, ведь выглядеть корень будет одинаково во всех однокоренных словах. К тому же и слова станут благозвучнее: сам почитаемый Карамзин предпочитал, чтобы вместо «слезы» произносили слёзы. Положитесь на меня, и Вы выиграете дело, – заговорщески улыбаясь, сообщила Ё. В общем, под давлением самоуверенной буквы Морфологический Принцип согласился пересмотреть закон, и уже на следующий день в город приехал в золотой карете хмурый Фонемный Принцип. В Зал Заседаний Зашли оба Принципа, сама Ё и ещё несколько придворных мудрецов. – Итак, уважаемый Фонетический Принцип, я вызвал Вас… – Сам знаю, – хмуро перебил его Фонемный Принцип, – Вы хотите внести поправку в закон №3 Орфографической Федерации, так? – Именно. Что Вы об этом думаете? У Фонетического Принципа от негодования задрожали усы. Он рявкнул: – Вы ещё имеете наглость меня спрашивать? Так вот мой ответ: Я КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ! – Но чем Вы объясните свою агрессию? И к тому же, Николай Карамзин ввёл новую букву. Вы должны быть снисходительны к ней. Фонетический Принцип ударил по хрупкому столику так сильно, что тот запрыгал на тонких ножках. – Почему мы должны потакать каким-то учёным?! Мы независимы. И я не собираюсь выслушивать какую-то самозванку! – Прошу выбирать выражения. Мы с вами не на улице, – холодно вмешалась в разговор Ё. – Я вот что хочу сказать. Она взяла мел и, скрипя им по доске, продолжила: – Берём слово «жолтый» и родственный ему глагол желтеть. В прилагательном пишется О, а в существительном – Е. Где логика? – Логику, уважаемая, Вы найдёте в стране Математика. А здесь работает мой принцип – что слышу, то и пишу. – Точно. Но у Вас есть ещё один принцип: безударную гласную в корне слова проверять однокоренным словом с этой гласной в сильной позиции, так? – Так, – осторожно, подозревая подвох, согласился Фонетический Принцип. – Тогда почему в «чернеть» Е, когда слышится И? И почему у Вас в «жолудь» пишется «о», когда во множественном числе слово «желудей» пишется с «е», а произносится эта буква, как ы? Да я приведу сотни таких примеров с непонятными чередованиями! Чем Вы эти случаи объясните? Умный Фонетический Принцип понял, что его загоняют в угол его же доводами, и пошёл на попятную. – Хорошо, хорошо, – быстро заговорил он, – Я сделаю поправку: чередование Е – О происходит благодаря Вам, мой коллега. Но это ничего не меняет. – Да, так-то прямо и не меняет? Значит, Морфологический Принцип Вам помогает, а Вы даже не соизволите его выслушать? – ехидно отозвалась Ё. – Я против поправки в законе. Писали по моему правилу и не жаловались, – рявкнул хмурый Принцип. – У Вас нет никаких поводов опровергать нашу точку зрения. А значит, Вы просто обязаны выполнить то, на чём мы настаиваем. Я требую, чтобы в словах с чередующейся Е писалась после шипящих под ударением Ё. – Но есть слова, в которых нет чередований. И их много. Они не могут быть исключением, потому что их нереально запомнить, заупрямился Фонетический Принцип. – Всё очень просто, – великодушно улыбнулась Ё, – В словах, где таких чередований нет, будет, как и раньше, писаться О. Так же с О будут писаться заимствованные, то есть иноязычные слова, потому что они являются калькой с другого языка. Ну-с, к чему ещё придерётесь, уважаемый Принцип? Но придраться было просто не к чему, и Фонетический Принцип с кислым видом процедил: – Согласен на Вашу поправку. Морфологический Принцип оформил поправку, Фонетический небрежно расписался, а Ё уже мчалась к О после шипящей. – Дорогая О, – елейным голоском произнесла Ё, – Я хочу Вам сообщить, что не позже как час назад была внесена поправка в закон, касающаяся Вас. Теперь правило №139 звучит так: «После Ж, Ч, Ш, Щ и Ц пишется Ё, если есть чередование с Е. Ваше же место с этих пор только в иноязычных словах и в словах, где нет чередования с Е. Невозмутимая О молча развернулась и ушла. А на её место встала самодовольная Ё. Так и стоит до сих пор назло Фонетическому Принципу. Смугалова Людмила Александровна, 1 Сорокина М, Смугалова Л.А. Слово «Остров» в лингвистических словарях и художественной литературе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №6. - С. 64-67. |