TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Управление и деловые игры PDF Печать E-mail
Добавил(а) Воровщиков С.Г.   
19.07.09 23:13

Как правильно подготовить и провести проблемно-деятельностную игру?

Была игра, ну, уж могу сказать, была игра!
А.В. Сухово-Кобылин
(«Свадьба Кречинского»)

Проблемно-деятельностная игра (ПДИ) развивалась одновременно по нескольким направлениям: и как метод обучения взрослых, и как метод управленческого консультирования, и как метод внутришкольного управления. Каждое направление обладает своими методологическими, теоретическими и технологическими особенностями. В данной работе проблемно-деятельностная игра представлена как организационно-педагогический метод внутришкольного управления, направленный на коллективное выявление актуальных проблем образовательного процесса и поиск средств их разрешения.

Традиционно при определении метода управления выделяют содержание метода, его направленность и организационную форму. Основное содержание проблемно-деятельностной игры как метода внутришкольного управления составили аналитические и ассоциативные приемы коллективной (групповой) мыслительной деятельности, которые будут представлены ниже. Особенность проблемно-деятельностной игры заключается в том, что она является сложным методом управления школой, ибо в границах игры помимо приемов коллективной мыслительной деятельности используются социологические методы сбора информации, теоретические инструктажи, распоряжения и приказы директора школы, и т.д.

{mosregread}Направленность, которую обычно связывают с побуждающим воздействием метода управления на определенные мотивы людей, позволяет отнести данный метод к управленческим методам социальной мотивации. Специфика проблемно-деятельностной игры как организационно-педагогического метода коллективного управления школой нашла отражение в таких основных административных формах, как педагогический совет, проблемное совещание, методический семинар, совещание при директоре школы и т.д.

Определяя место проблемно-деятельностной игры во внутришкольном управлении, следует отметить другой существенный отличительный признак данного управленческого метода, который состоит в том, что данный вариант продуктивной игры дает определенный старт решению злободневных проблем образовательного процесса. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что проблемно-деятельностная игра не только не исключает, а напротив, делает необходимым дальнейшее комплексное использование всего арсенала традиционных управленческих методов, повышает целенаправленность и целесообразность их применения.

Метод обычно определяют как построение деятельности и ее видов в такой последовательности и такими средствами, которые непременно приводят к достижению намеченной цели. В связи с этим в методе как сложной системе выделяют несколько неоднородных элементов: цель, предмет, способ деятельности, необходимые и возможные средства.

Общая цель проблемно-деятельностной игры как метода внутришкольного управления заключается в поиске эффективного решения актуальных проблем образовательного процесса посредством привлечения к этому поиску педагогов школы в особым образом организованном пространстве и времени.

Предметом данного метода управления, то есть теми сторонами, свойствами и отношениями школьной действительности, на которые метод должен быть направлен, являются жизненно важные проблемы образовательного процесса, требующие для своего решения объединения творческого потенциала и усилий всего педагогического коллектива. В связи с этим кратко остановимся на рассмотрении важнейшей категории – проблема, во многом определившей идеологию, теорию, технологию, да и само название данного варианта игры.

Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуации, ядром которой выступает противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами ее удовлетворения. При осмыслении проблемной ситуации происходит осознание ограниченности опыта субъекта. Человек не знает, как преодолеть трудности в достижении цели и удовлетворить возникшие у него потребности. Иными словами, проблемная ситуация отражает, с одной стороны, совокупность целей субъекта, а с другой – реальное состояние субъекта, объекта и внешней среды. На основе одной и той же проблемной ситуации могут быть сформулированы разнообразные проблемы. Различные формулировки проблемы ориентируют систему управления на далеко не тождественные пути и методы преодоления исходной проблемной ситуации. Формулирование проблемы должно фиксировать результаты анализа проблемной ситуации и уже в самой постановке содержать элементы ее решения. Не случайно один из управленческих постулатов гласит: «То, как Вы определите проблему, ограничивает Ваши возможности ее решения». Действительно, глубокий анализ проблемных ситуаций, продуманность, рельефность и корректность формулировок проблемы являются необходимым условием ее эффективного решения.

Кибернетик с мировым именем У.Р.Эшби обращал внимание на то, что, когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения1. Таким образом, проблема – это не просто трудноразрешимая задача, как иногда считают, хотя в буквальном переводе с греческого это действительно так. Проблема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы.

Отличительной чертой проблемно-деятельностной игры как метода партисипативного управления является то, что субъект нового управленческого метода представлен не только руководителями школы, но и педагогами, постепенно вовлекаемыми в деятельность оргкомитета игры. По мере того, как проблема, являющаяся предметом метода, становится лично и общественно значимой для педагога, когда в связи с этим общая цель деятельности сознательно принимается всеми участниками коллективной мыслительной деятельности, совокупность субъектов метода управления превращается в совокупный субъект. Таким образом, субъектом проблемно-деятельностной игры могут быть, в зависимости от принципа рассмотрения, как отдельные личности, так и группы, игровой коллектив в целом.

Таким образом, проблемно-деятельностная игра представляет собой единство двух процессов: с одной стороны, проектирование изменения некой актуальной проблемы образовательного процесса, с другой – изменение субъекта данной проблемной ситуации. В границах игры формируется жизнедеятельность, позволяющая полноценно и всесторонне реализовать скрытый творческий потенциал участников. Задача полноценной реализации творческого потенциала каждого игрока требует, чтобы каждый участник на игре стал субъектом одного или нескольких полных циклов деятельности от выявления проблемы и постановки цели до ее реализации. В связи с этим психологическое обеспечение игры не может ограничиваться только введением отдельных релаксационных разминок, искусственного создания соревновательной мотивации. Необходимо проектирование и реализация ряда законченных усложняющихся циклов деятельности, в ходе которых сменяется тип участия индивида в игровой жизнедеятельности – от пассивного реагирования на манипулятивные воздействия координатора и игропрактиков до активного включения в коллективную мыследеятельность.

Прохождение полного цикла развития групповой динамики - от диффузной группы до коллектива - позволяет сформировать в группе ценностно-ориентационное единство, эмоциональную идентификацию, осознание значимости совместной деятельности, обеспечить взаимодействие игроков как равноправных партнеров.

Рассмотрение нового метода управления как сложной социально-педагогической системы позволяет определить в ее архитектонике три взаимодействующие и взаимопроникающие сферы игровой деятельности.

Логическая сфера включает системный анализ сложившегося положения дел, формирование на этой основе проблемного поля, выделение комплекса приоритетных стартовых проблем, разработку дерева целей проекта, желаемых изменений, определение программы реализации проекта.

Групповая сфера предполагает самоопределение и деление участников на различные группы и подгруппы по различным признакам с целью получения наиболее эффективного сочетания участников игры под конкретные задачи и создание многомерной полифонической коммуникации.

Временная сфера предполагает организацию форм игровой деятельности в оптимальном режиме (сочетание групповых, пленарных заседаний и рекреационных пауз).

Данные сферы в процессе игры многократно отражаются друг в друге и интегрируются в целостную систему. Наличие общей структуры метода, объединяющей все элементы системы, является чертой, характеризующей проблемно-деятельностную игру как целостное динамическое образование, которое обладает ярко авторегуляционным характером.

Определяя особенности логической сферы ПДИ, рассмотрим конструкцию центрального, собственно игрового, этапа проблемно-деятельностной игры:

  1. Конструирование системы. Объект игры, интересующий участок образовательного процесса, принимается за сложную социальную систему, определяется и характеризуется состав, структура и связь с внешней средой, выясняется уровень целостности системы.
  2. Проблематизация. Воссозданная система позволяет провести эффективную диагностику, анализ сложившегося положения дел, т.е. выявить, сформулировать проблемы, недостающие, несформированные или неверно сформированные элементы; формирование на этой основе проблемного поля с соответствующим вычленением приоритетных, стартовых и корневых проблем, установление между ними связи.
  3. Целеполагание. Построение «дерева целей»: формулирование целей решения проблем, их декомпозиция, установление связей между ними, вычленение на основе этого относительно самостоятельных блоков.
  4. Разработка программы реализации целей. Под каждый блок целей требуется составление программы, разработанной на основе управленческого цикла, что позволяет максимально конкретизировать процесс управления.
  5. Формирование необходимого управленческого инструментария. Определение тактического управленческого сопровождения, которое должно обеспечить успешное выполнение программ: разработка сетевых графиков выполнения целевых программ, составление сценариев ключевых мероприятий, моделирование организационной структуры, необходимой для эффективного воплощения целевой программы.
  6. Рефлексия продуктов и процесса коллективной мыследеятельности. Осмысление, корректировка и детализированное достраивание целевых программ, необходимого управленческо-методического инструментария. Анализ логической, временной и групповой сфер игры, индивидуальное осмысление эффекта коллективной мыследеятельности.

Особенности проблемно-деятельностной игры проявляются также и в ее технологии, под которой принято понимать процесс, спроектированный и реализованный как целесообразная последовательность стандартизированных процедур и составляющих их операций, обеспеченных необходимыми ресурсами и инструментарием управленческой деятельности. В свою очередь процедура – это совокупность операций, сгруппированных на основе одинакового назначения, обязательной последовательности, необходимого взаимодействия и относительной законченности. Требование последовательности операций объясняется, прежде всего тем, что последующие процедуры и операции, как правило, используют результаты предыдущей деятельности. Стандартизация процедур означает разработку комплекса норм, правил, требований, обеспечивающего многократное эффективное использование данных процедур.

Разработка технологии проблемно-деятельностной игры предполагает соблюдение ряда общих правил проектирования управленческих технологий: во-первых, необходимо определить стратегию деятельности, установив, прежде всего, генеральные цели технологии; во-вторых, требуется разработать конкретные, обозримые цели, степень достижения которых возможно измерить, осуществить подбор наиболее эффективных средств и необходимых ресурсов для выполнения тактических целей; в-третьих, нужно установить последовательность процедур и операций их осуществления, определяя тем самым логику достижения целей; в-четвертых, необходимо подобрать конкретный инструментарий в большей степени подходящий для данной процедуры, ибо в зависимости от того, как будет инструментирована и технически выполнена одна и та же процедура, она может иметь различный результат.

Технология проблемно-деятельностной игры как метода внутришкольного управления относится к специфическому типу социальных технологий, которые не могут быть законченными и формализованными полностью, а требуют постоянной технологической адаптации к бесконечному разнообразию ситуаций. В связи с тем, что технология ПДИ является открытой саморазвивающейся системой, то в зависимости от предмета и целей коллективной мыслительной деятельности, педагогического менталитета игроков соответствующим обрезом должны меняться содержание и организационная форма процедур и операций управленческого метода.

Технология проблемно-деятельностной игры

Трехэтапная технология проблемно-деятельностной игры включает следующие процедуры и операции:

Первый этап  (подготовительный и доигровой)

Цель: обеспечить организационно-методическую подготовку игрового этапа проблемно-деятельностной игры как коллективного организационно-педагогического метода внутришкольного управления.

Процедура 1.1.

Цель: сформировать оргкомитет игры.

В том случае, если управленческий аппарат школы убежден, что возникшая нетрадиционная проблемная ситуация требует вовлечения в поиск ее решения всех членов педагогического коллектива, то создается инициативная группа по подготовке и проведению игры.

Состав оргкомитета обусловлен спецификой проблемной ситуации, являющейся причиной проведения ПДИ. В одних случаях ведущая роль в деятельности оргкомитета принадлежит заместителю директора по воспитательной работе и классным руководителям, а в других – заместителю директора школы по учебной работе и руководителям методических объединений.

Педагоги, принимающие участие в проведении проблемно-деятельностной игры и особенно задействованные в работе оргкомитета игры, становятся активными субъектами управленческого решения животрепещущих проблем образовательного процесса. При этом педагоги не дублируют выполнение традиционных функциональных обязанностей членов администрации, обеспечивающих стабильную деятельность школы.

Процедура 1.2.

Цель: осуществить пилотажный анализ образовательного процесса.{/mosregread}

Очевидно, что ежегодный итоговый анализ деятельности педагогического коллектива позволяет сформировать примерную проблематику возможных игр на предстоящий учебный год. Однако необходимо определить, является ли проблема, ставшая предметом ПДИ, действительно актуальной с точки зрения педагогов, как она связана с другими проблемами образовательного процесса. Пилотажная диагностика осуществляется различными способами: либо традиционным посещением и анализом уроков, проведением анкетирования, либо заполнением респондентами специально разработанных карточек проблем. Следует подчеркнуть, что заполнение карточки проблем побуждает педагогов к рефлексии, стимулирует их аналитическую деятельность, что само по себе уже способствует повышению включенности учителей в процесс будущего поиска решения выявленных проблем. Представим один из возможных вариантов карточки проблем:


Карточка проблем

Уважаемый коллега!

Просим Вас сформулировать проблему (т.е. затруднение), возникшую в Вашей педагогической деятельности.

ВНИМАНИЕ!

  1. Сформулируйте проблему (т.е. препятствие), а не предложение (то есть средство) по решению проблемы.
  2. Сформулируйте, какое затруднение Вы испытываете в образовательном процессе в ходе взаимодействия с учениками, их родителями, коллегами и руководителями школы.

Проблема: Эффективному осуществлению образовательного процесса в нашей школе препятствует...

Причины проблемы:
1....
2....

Возможные последствия проблемы:
1....
2....

Оцените проблему по следующей шкале:
А – важность проблемы для нашей школы 0 5 10
Б – решаемость проблемы силами школы 0 5 10
В – тенденции обострения проблемы в будущем 0 5 10

Сформированное таким образом слабоструктурированное проблемное поле является исходным материалом для дальнейшего обстоятельного анализа в оргкомитете или игрогруппах. Представление проблемы как корневой, порождающей целый ряд других, производных, или как стартовой, требующей незамедлительного решения в обозримый отрезок времени, может формироваться в результате такого обсуждения.

{mosregread}Приведем некоторые позиции предварительного рассмотрения проблем: по значению – стратегическая или тактическая; по периодичности – регулярная (постоянно возникающая при определенных условиях) или эпизодическая, случайная; по источнику – следствие ошибок людей или порождаемая самим развитием системы; по разрешимости – разрешимая (собственными силами или с внешней помощью) и неразрешимая (неразрешимая собственными силами и неразрешимая на данном этапе развития системы с помощью извне); по степени проблемности – научно-методическая, требующая привлечения специалистов, и практическая, разрешимая собственными усилиями; по содержанию – управленческая, методическая, педагогическая, психологическая и т.д.

Осуществление данной процедуры позволяет членам оргкомитета «погрузиться» в проблему, сформировать собственное мнение, спрогнозировать перспективные пути поиска решения, провести позиционный анализ в педагогическом коллективе, т.е. выявить различные точки зрения. Иногда карта позиционности может обуславливать специфику состава игровых групп. В результате осуществления данной операции происходит окончательное утверждение темы, целей и сроков игры.

Процедура 1.3.

Цель: разработать сценарий игры.

Под сценарием игры подразумевается краткое изложение временной, логической и групповой структур предстоящей коллективной мыследеятельности по решению нестандартной проблемы образовательного процесса. Обычно сценарий включает формулировку темы, целей игры, определение сроков проведения, состава ее участников.

Сценарий в соответствии с трехэтапной технологией имеет три раздела: первый представляет собой развернутый план подготовки проблемно-деятельностной игры, во втором разделе по часам и минутам расписаны операции и процедуры мыследеятельности, оговорена групповая динамика, третий раздел содержит матрицы, таблицы, которые должны наполняться содержанием в ходе игры, а в послеигровой этап будут являться основанием для разработки конкретных управленческих решений.

Процедура 1.4.

Цель: подготовить игропрактиков к осуществлению игрового этапа проблемно-деятельностной игры.

«Вживание» в проблемную ситуацию, т.е. осмысление проблемы как системы, накопление необходимой аналитической информации, повышение профессиональной компетентности по теме предстоящей игры, формирование собственной точки зрения на возможные пути решения проблемы, участие в разработке сценария игры – всем этим не может ограничиться подготовка игропрактиков. В условиях образовательного учреждения, когда игропрактиками являются руководители школы и педагоги, можно говорить о допустимом минимуме игропрактических знаний и умений, которые постепенно осваиваются в процессе подготовки игры и закрепляются в ходе ее проведения. Технологию ПДИ, приемы коллективной мыследеятельности, которые аккумулирует и синтезирует под своей «оболочкой» проблемно-деятельностная игра, следует отнести к специфическому типу социальных технологий, которые трудно освоить с помощью литературы или аудиторного обучения и легче – в процессе сотрудничества в рабочем режиме.

Эффективному формированию команды игропрактиков может способствовать проведение различных социально-психологических тренингов. В качестве при мера приведем описание тренинга «Князь», направленного на совершенствование эмпатии игропрактиков.

Согласно одной древнекитайской традиции выбор князя осуществлялся старейшинами рода. Они поочередно делали это лестное предложение различным кандидатам. Даже желая получить княжеский титул, кандидат, как человек воспитанный, не мог сразу согласиться с предложением. Через некоторое время старейшины снова отправлялись к нему и снова делали предложение, предлагая все новые благоприятные условия княжения. Но уважающий себя кандидат снова отказывался, публично объявляя себя недостойным высокого поста и втайне надеясь выторговать еще более выгодные условия своего правления. Ему снова делали предложение. И так далее. Однако после любого отказа старейшины могли не повторить своего предложения, а обратиться к другому претенденту. Более того, старейшины могли делать предложение именно в расчете на отказ, чтобы впоследствии выбрать того, кого они, действительно, хотели видеть князем. И старейшины, и претенденты должны были хорошо понимать и чувствовать друг друга: когда нежелательный кандидат готов согласиться или когда можно продолжать выторговывать себе выгодные условия правления.

Чтобы наполнить тренинг школьным содержанием, могут быть заданы различные ситуации: директор предлагает учителю стать завучем или завуч уговаривает учителя взять классное руководство и т.д. Четное число участников располагается друг против друга, одна цепочка играет роль «старейшин», другая – «кандидатов в князья». «Старейшина» кладет перед «кандидатом» спичку, сопровождая этот жест различными доводами в пользу принятия его предложения. Вежливо отказываясь, кандидат в ответ кладет рядом с первой спичкой еще одну палочку. Если «старейшина» почувствует, что предлагал достаточно и «кандидат» уже готов согласиться, он со словами: «Ну, что же поделаешь, придется обратиться к другому кандидату!» – забирает всю горку спичек себе. Если «кандидат» решит, что более выгодных условий ему не удастся получить, и «старейшина» того и гляди готов отказаться продолжать «уговоры», он со словами: «Ну, что поделаешь, видно, придется согласиться!», и забирает горку себе. Если нетерпеливый участник сразу заберет кучку спичек себе, то урожай будет небольшим. Если участник проявит выдержку, то урожай будет богатый, но и риск велик. Сплочению команды игропрактиков, «погружению» их в игровой режим работы может также способствовать предварительное проигрывание некоторых разминок будущей игры.

По мере последовательного прохождения руководителями и педагогами школы этапов и процедур ПДИ повышается их игропрактическая компетентность, учителя осваивают знания и приемы активизации творческой деятельности, которые они в дальнейшем могут использовать в процессе преподавания. Принципы и правила коллективной мыслительной деятельности, доказавшие свою эффективность в границах метода, принимаются педагогами и становятся основой для постепенного формирования позитивных традиций совместной внеигровой деятельности педагогов.

Процедура 1.5.

Цель: обеспечить формирование материальной базы игры.

Формирование материальной базы игры начинает осуществляться в границах предыдущих процедур.
Например, результаты диагностики могут быть представлены на ватмане в виде таблиц, диаграмм, машинописного текста в качестве раздаточного материала.

В настоящее время наиболее удобной и распространенной формой презентации является демонстрация иллюстративного материала в формате Power Point, который является полным графическим пакетом для создания презентаций и слайд-фильмов. Он предоставляет собой мощный набор современных средств по комплектованию и оформлению демонстрационных материалов. Кроме того, для проведения самой диагностики необходимы машинописные тексты либо анкет, либо карточек проблем, либо программ посещения уроков, воспитательных мероприятий, либо таблиц-матриц изучения школьной документации.
Разработка сценария игры также сопровождается формированием материальной базы: размножаются в необходимом количестве тексты инструктажей, бланки таблиц и т.п. Требует соответствующего оформления «игровой плацдарм»: если в игровых аудиториях столы замыкаются в круг, то в пленарной аудитории столы во время дискуссии ставятся друг против друга.

В игровых аудиториях могут вывешиваться на листах ватмана правила мозговой атаки, правила дискуссии, высказывания известных людей о важности умения слушать других и т.п. Например, «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Бернард Шоу), «Чтобы изобрести колесо, надо перегнуть палку» (Э. Квейд), «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя самого» (М.М. Бахтин), «Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки» (А.И. Герцен), «Нельзя же отрицать истину только потому, что она лично мне не совсем приятна» (Н.Г. Чернышевский) и т.д. {/mosregread}

Чем резче отличаются условия игры от условий повседневной работы, тем легче ее участникам избежать оценочного мышления. Для эффективного проведения рекреационных пауз желателен магнитофон с музыкальными записями как мажорного, так и минорного звучания. Во время больших перерывов для участников игры организуется система питания. Помимо этого игрогруппы обеспечиваются необходимым количеством ватмана, писчей бумаги, фломастерами, ножницами, клеем и другими канцелярскими принадлежностями. В соответствии с количеством групп изготавливаются настольные флажки разного цвета и соответствующие цветные визитные карточки с порядковыми номерами для каждого игрока. Следует отметить, что от уровня сформированности материальной базы игры отчасти зависит психологический настрой и игроков, и игропрактиков.

Воровщиков С.Г.,
доктор педагогических наук,
профессор


1 См.: Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: КомКнига, 2006. – 432 с.