TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе PDF Печать E-mail
Добавил(а) Белянина В.С.   
19.07.09 23:23

Средний возраст педагогического коллектива нашей школы составляет 45 лет. Около 80% от общего состава педколлектива – учителя первой и высшей категории. Это и определило особенности развития нашей школы – экспериментальной площадки, функционирующей 2-й год по технологии целостного развития. Эта особенность выражается в том, что одной из ведущих задач второго уровня целостного развития школы у нас является развитие исследовательского творчества учителей. Заметим, что творческую деятельность учителей можно довести до исследовательской на основе высшего уровня опытно-экспериментальной работы. Далее мы подробней скажем об этом.

Мы глубоко проанализировали состояние позитивного развития школы, ее потенциальные резервы, и пришли к выводу, что экспериментальная работа, как впрочем, и уровни опытно-экспериментальной работы должны в школе постепенно развиваться и исходить из возможностей коллектива, набирая инновационную силу.

Необходимо различать школы – экспериментальные площадки, работающие в режиме опытно- экспериментальной работы, доведенные до исследовательского эксперимента, и экспериментальные площадки, которые сразу работают в режиме нововведенческого эксперимента. Виды исследовательской деятельности учителей при таком подходе будут различаться.

Видимо, отдельные педагогические коллективы, желающие функционировать в режиме развития по технологии целостного развития, будут проходить 2 ступени школы – экспериментальной площадки (I ступень, II ступень).

{mosregread}Процесс обновления методической работы в таких школах к завершению второй ступени школы – экспериментальной площадки, полагаем, должен быть на высшем уровне. Высшее качество методической работе придаст нововведенческий эксперимент, в режиме которого наш педколлектив начнет работать через 2 года.

По-видимому, тесное взаимодействие нововведенческого эксперимента с работой школы по методической теме, которая постепенно переходит в научно-методическую тему, можно достичь только по завершению II уровня целостного развития, не ранее. В противном случае инновационный процесс в развивающейся школе будет иметь вялотекущий характер и проходить медленнее, что не будет являться характерным для данной школы, а промежуточный период между школой – экспериментальной площадкой и школой – лабораторией – затягиваться. В итоге переход школы с одного качественного уровня на другой будет все более и более проблематичным.

Чтобы этого не произошло, учебно-методический Совет на I ступени школы – экспериментальной площадки уделяет большое внимание переводу опытно-поисковой работы в методический, проблемный и исследовательский эксперименты, а на II ступени процесс развития осуществляется на основе уже нововведенческого эксперимента, однако он проходит у нас в тесной связи с вышеназванными.

Взаимосвязь экспериментов разного уровня (нововведенческого, проблемного, методического, поискового) – важнейшее педагогическое условие, обеспечивающее качество прохождения III уровня целостного развития школы. Это позволяет целенаправленно, непрерывно коллективный опыт школы насыщать новшествами, повышая инновационную силу опыта. При таких условиях коллективный инновационный опыт школы быстро переходит в коллективный инновационный как научно поставленный (организованный).

Учебно-методический Совет школы уделяет также большое внимание методической поддержке учителя и методобъединениям. Она осуществляется у нас в трех направлениях:

  • оказание помощи отдельным учителям и методобъединениям в обобщении собственной педагогической системы с изучением его недостающих звеньев и возможным продвижением формирующегося инновационого опыта в авторскую школу;
  • массовое вовлечение учителей в целенаправленную исследовательскую деятельность по внедрению новых подходов к проблемному обучению (проблемно-исследовательское, проблемно-проектное, проблемно-модульное);
  • оказание помощи руководителям МО в выстраивании модели непрерывно обновляющегося коллективного инновационного опыта в методобъединениях
    учителей.

Последние полтора года учебно-методический Совет школы предпринимает также попытку внедрения целевой интенсивной подготовки педколлектива к инновационной деятельности.

Особенность ее проведения – тесная взаимосвязь коллективных, групповых форм повышения квалификации с программой профессионального роста учителей. Ее сущность – глубокое изучение новшеств в образовании в соответствии с отобранным комплексом ведущих идей развития школы, что предполагает:

  • активное ознакомление с парадигмами современного обучения, развития и воспитания, придающими силу и качество образовательному пространству развивающейся школы;
  • целенаправленное, с учетом целей и задач развития школы, избирательное внедрение отдельными педагогами, методическими объединениями учителей идей передового, а возможно – и инновационного опыта, сразу без эксперимента;
  • глубокое изучение новшеств в обучении, развитии и воспитании по научно-методической литературе в соответствии с идеями общей научно-методической темы школы и нововведенческого эксперимента.

Целевая интенсивная подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности проходит в каникулы в течение 3-4 дней.

Научно-методический Совет школы, опираясь на заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, разрабатывает с учетом западающих звеньев рабочую модель целевой интенсивной подготовки педколлектива к инновационной деятельности.

В первый день целевой интенсивной подготовки педагогического коллектива к инновационной деятельности проходят массовые комплексные формы повышения квалификации:

  • научно-методический семинар – педсовет;
  • научно-методический семинар – круглый стол;
  • педсовет – круглый стол;
  • научно-методические чтения – исследовательский практикум;
  • научно-методическая конференция по развитию экспериментальной работы – экспериментальный практикум;
  • итоговая научно-практическая конференция по развитию инновационных процессов в школе – инновационный практикум.

Во второй день проходят заседания методических объединений учителей, где первым вопросом стоит обзор инновационных процессов в образовании по периодическим изданиям. Как правило, обзор литературы проходит примерно в одно время по всем методическим объединениям, после чего проходит общий круглый стол в педагогическом коллективе, в ходе которого осуществляется отбор наиболее значимых идей для развития школы. Тут же руководители методических объединений выступают с коротким сообщением о возможном внедрении их, моделируя разные варианты. Эта информация должна быть жестко отобранной, прогностичной и соответствовать целям и задачам целостного развития школы.

В третий день проходит индивидуальная работа заместителя директора по опытно-экспериментальной работе с руководителями экспериментальных, проблемных инициативных групп, руководителями методических объединений по усовершенствованию опытно-экспериментальной и экспериментальной работы, а также с учителями-исследователями, у которых формируются авторские школы.{/mosregread}

Завершается целевая интенсивная подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности заседанием учебно-методического Совета.

Основные вопросы:

  1. Анализ развития инновационного потенциала коллективов методобъединений учителей.
  2. Внесение коррекции в развитие формирующихся инновационных систем школы.
  3. Уточнение тактики развития школы на ближайшие 0,5 года. Пакет перспективных планов ведущих направлений развития школы будет один раз в год, по-видимому, подвергаться небольшой коррекции.

Необходимо различать школы – экспериментальные площадки, работающие с учетом вышесказанного, и школы – экспериментальные площадки, которые сразу работают в нововведенческом режиме.

Видимо, как исключение, отдельные педколлективы будут проходить II ступени школы – экспериментальной площадки (I ступень, II ступень). II ступень для школ, желающих функционировать в развивающем режиме, необходима. В противном случае, инновационный процесс будет проходить вяло, медленно; промежуточный период между школой – экспериментальной площадкой и школой – лабораторией будет затягиваться. Переход школы – экспериментальной площадки в школу – лабораторию будет все более проблематичным.

Белянина B.C.,
Заслуженный учитель РФ,
директор
ГОУ СОШ № 536
г. Москва

Литература

  1. Викулина М.Л. Образовательные технологии в современном учебном процессе: Учеб. пособие. – М.: Изд.-полигр. центр НФ ГОУ НГЛУ, 2004.
  2. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях: Пособие для рук. общеобразоват. учреждений и органов упр. образованием. – М.: Аркти, 2003.
  3. Орлова Т.В. Технология развития школы: теория и практика: Учеб. пособие: В 3 кн. –- М: Прометей, 2005. – Кн. 1-3.
  4. Подушкина И.М. Формирование методической политики общеобразовательного учреждения. – М.: Изд-во МПГУ; Курск: Изд-во КГУ, 2003.
  5. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе. – М.: АРКТИ, 2006.