TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Жизненное время и жизненные силы человека как объект педагогического управления... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Пимчев С.П.   
19.07.09 23:39

Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьёт…
Где же наш пахарь? Чего ещё ждёт?..»
…Ветер несёт им печальный ответ:
«Вашему пахарю моченьки нет…».
Н.А. Некрасов.
Несжатая полоса
(ноябрь 1854 г.)

Россия является самым большим в мире государством по занимаемой площади, однако численность населения, которое должно эту территорию обиходить и защитить (около 142 млн. чел.), крайне для этих целей недостаточна. Богатство различными ресурсами делает её привлекательной не только для инвестиций, но и необоснованных притязаний, пока только идеологических (США), ползучего проникновения незаконной миграции (Китай, СНГ). На порядок повысить численность населения в ближайшее время невозможно, следовательно, остаётся единственная разумная альтернатива: качество каждого человека должно значительно превосходить общемировые показатели, динамично повышаться, становиться фактором национальной безопасности в настоящем, основным источником успешного цивилизационного развития на интенсивных принципах в будущем. Такой представляется ключевая проблема развития России.

Что такое «качество человека»? Где находятся рычаги и точки опоры его повышения? Как это сделать?

«Рост и развитие – не одно и то же. Ни одно не является необходимым для другого. Груда мусора может расти, но она не развивается. Художники могут развиваться без роста. Расти значит увеличиваться числом или размером. Развитие состоит в приросте мотивации и компетенции. Оно больше связано с приростом знаний, чем материальных благ. Оно имеет меньшее отношение к тому, сколько мы имеем, чем к тому, сколько мы можем сделать с тем, что имеем. Поэтому оно более отражается на качестве, чем на уровне жизни» (Акофф Р. [1, С. 27]).

Следовательно, интерпретируя приведённый тезис в рамках нашей темы, качество человека – не то, что он представляет собой сегодня, что он уже умеет, знает и понимает, а то, что он может с этим сделать, как использовать. Таким образом, в самом широком смысле, под качеством человека можно понимать совокупность его физических, моральных, интеллектуальных, творческих, деятельностных способностей, грамотность, обученность, образованность, воспитанность, опытность, умелость, расчётливость, прозорливость, эффективность – те значимые свойства личности, которые позволяют точно анализировать процессы и ситуации, действовать с наибольшей продуктивностью, оказываться психологически и морально устойчивым к неблагоприятным факторам внешней среды. Специально подчеркнём стремление, способность и умение человека организовать самовоспитание и самообучение, саморазвитие как важнейшие средства личностного и социального роста, увеличения собственного творческого потенциала.

Логика рассуждения фактически подвела нас к ответу и на следующий вопрос: «Где находятся рычаги и точки опоры повышения качества человека?». В сфере образования. Образование – уникальный вид профессиональной человеческой деятельности, специально нацеленный на формирование качества человека.

{mosregread}Таким образом, всё вроде бы ясно: инвестируй больше в образование – получай больше качества человека. Больше качества человека – больше развития! Однако, это было бы слишком просто – как анальгин от всех болезней. Обратим внимание лишь на три наиболее принципиальных, на мой взгляд, внешних обстоятельства, которые фактически блокируют такой прямолинейный путь рассуждений.

1. В условиях низкого качества социального развития страны, которое происходит преимущественно за счёт ресурсных источников, а не за счёт высококвалифицированного труда, по-настоящему «эффективный человек» не находит себе полноценного применения, его продуктивные способности просто не вписываются в отсталый хозяйственный механизм. Быть «эффективным» невыгодно: личная эффективность выступает как «чрезмерная», «излишняя» подготовленность, которая не имеет (и не может иметь при таком хозяйственном механизме) применения и отдачи. Успешен в жизни не тот, кто «эффективен», инновационен, а кто адекватен сложившемуся хозяйственному механизму. Качество человека не является экономически востребованным и обеспеченным. При таких условиях образование выступает как затратная сфера, а не как инвестиция в человека, и в условиях рынка не имеет перспективы развития. Кстати говоря, ещё в XIX в. Д.И. Менделеев основной причиной российской бедности считал предельно низкий удельный вес в экономике, в сравнении с имевшимися возможностями, именно сложного труда [7, С. 225].

2. На историческом изломе (а именно на таком изломе продолжает находиться Россия, ищущая себя и своё место в мире после радикальных общественных потрясений 90-х гг.) возникает характерный для общества дуализм, проецируемый и на складывание нового типа личности. По законам исторической социологии, каждой эпохе соответствует определённый тип личности. Но какой тип возможен, когда сама эпоха отличается разорванностью, неустойчивостью, неясностью, предельной противоречивостью различных видимых и скрытых тенденций? А если это – теперь постоянно? И это – лучший из возможных сценариев? Кто-то точно сравнил, что во времена постмодерна сама нагота воспринимается как одежда.

3. Известно, что целенаправленное и систематическое, глубинное психологическое изучение аудитории осуществляют телерадиокомпании (сами или заказывая специальным фирмам) для разработки «продукта». Такая «психологическая работа» позволяет вполне грамотно манипулировать сознанием людей – именно так (а не с целью просвещения!) чаще всего и происходит. Таким образом, перед человеком возникает выбор: либо он является тем, кого используют (и он при этом даже не догадывается), либо сам учится быть субъектом, творцом своей судьбы.

Если оставить названные внешние «вызовы» человеку без «образовательного ответа», то человек рискует не состояться. Ему трудно (если вообще возможно) будет осуществить величайший дар – свою жизнь: каждую её минуту, каждое движение… Жизнь может быть растрачена. Нереализованным останется человеческий потенциал. Качество человека не проявится… Мы теряем людей, разбазариваем их возможности не потому, что они плохо знают математические формулы или химические реакции. Мы их теряем потому, что они плохо знают себя и общество, в котором живут, слабо представляют природу его отношений, не владеют способами и опытом поведения.

Именно это происходит, например, в следующих проблемных для человека ситуациях, в которых его используют:

  • попадание в псевдорелигиозные секты;
  • участие в финансовых пирамидах;
  • вовлечение в так называемый сетевой маркетинг;
  • пользование услугами гадалок и астрологов;
  • подверженность влиянию рекламы;
  • увлечённость телесериалами и ТВ-шоу (включая «фанатизм» спортивных болельщиков), создающих штампы (например, «героев» или «настоящей жизни», «модного» поведения);
  • подверженность всякого рода мистификациям (типа «НЛО», «инопланетян», «снежного человека», разного рода «чудовищ» и «чудес», «целителей», «новых» якобы научных воззрений или же, наоборот, отрицания классической науки как якобы «устаревшей»);
  • приверженность псевдополитическим проектам с участием известных фигур, преследующих корыстные цели;
  • размывание ценностных ориентаций, границ между тем «что такое хорошо» и «что такое плохо»;
  • включённость в виртуальные проекты (через Интернет).

Перечень можно продолжить. Он и в дальнейшем будет пополняться новыми сюжетами, попадающими, по большому счёту, в жанр социального мошенничества и манипуляции. Как во Вселенной есть «чёрные дыры», где искажаются время и пространство, так существуют они и в обществе.

Почему это оказывается возможным? Основные причины, на мой взгляд, три:

  1. Наличие достаточно влиятельных и организованных социальных (иногда криминальных) групп, делающих «бизнес» на манипуляции личным и социальным сознанием, а также владение ими необходимыми для этих целей опытом, методами и специалистами. В условиях т.н.«рынка» и «свободы» их деятельность значительно облегчается и легитимизируется;
  2. Приверженность человеческого сознания внешним манипуляциям. Прямо говоря, воображаемое и есть природа сознания, которое, отражая,творит, сотворяет виртуальное собственное бытие, прообраз настоящего. Вопрос в том, чтобы между образом бытия в сознании человека и самим бытием не было болезненного расхождения.
  3. Возникновение критических и неустойчивых ситуаций в личной и общественной жизни, например, разрыв или потеря близких людей, болезнь, экономические и политические кризисы, революции и войны, геологические и климатические катастрофы, когда людьми овладевает чувство неуверенности и безнадёжности. Порог критического отношения к окружающему миру снижается, человек подсознательно ожидает «чуда», его сознание «открывается»… и в него, как в гоголевском «Вие», старается запрыгнуть всякая нечисть.

Парадоксально, но в условиях, когда идёт, без преувеличения, настоящая война за человека, за его сознание и подсознание, чтобы выбить из-под его ног саму возможность к самостоятельному размышлению (критически мыслящий «покупатель» и «избиратель» не всех устраивает), бросается перчатка гуманитарным наукам, последние, включая педагогику, проявляют почти полное равнодушие к современным «вопросам жизни».

Как же в условиях таких времени и пространства формулировать образовательные цели? Какого рода изменения вносить в содержание и организацию образовательного процесса?

Из осознания данной проблемы и возникла педагогическая идея гуманитарной безопасности человека. В первом приближении, её можно определить так: гуманитарная безопасность человека – это совокупность педагогических условий (содержания образования и организации образовательного процесса), нацеленных на развитие в человеке способности грамотно и умело противостоять конкретным агрессивным факторам и ситуациям жизненной среды, представляющих опасность, несущих угрозу деформации для личности, искажающих процесс её полноценного становления и проявления. Как отмечалось, диапазон и разнообразие характеров таких факторов и ситуаций, самым прямым образом влияющих на человеческую жизнь, огромны! Это и есть, собственно говоря, сама современная жизнь, её нынешнее лицо.

Жизненное время и жизненные силы человека как объект педагогического управления...

Предложена рабочая образовательная модель гуманитарной безопасности человека. В основание модели положено представление о жизненном пути человека – стратегии его жизни (К.А. Абульханова-Славская [2], Б.Г. Ананьев [3]). Главными источниками жизни выступают жизненные силы и жизненное время человека. То, насколько разумно и грамотно человек распорядится ими в течение жизни, сумеет ими осознанно управлять, сложится итоговый жизненный результат в основных сферах жизни: труда, быта, досуга (сферы выделены на основе образовательной модели Е.И. Капланской [4]). В образовательном процессе моделируется поведение человека в данных сферах жизни. Само моделирование строится на проблемном принципе. Это означает, что если проблема есть в жизни (в любой её сфере), то она должна и может стать предметом педагогического осмысления, педагогической интерпретации – переведена на язык образовательного процесса, в котором участвуют школьники, студенты, педагоги. Разумеется, путём педагогического анализа в образовательный процесс переносится не всё, что происходит в жизни, но осуществляется необходимый отбор.

Жизненные проблемы могут носить (и носят) не только «прикладной», но и экзистенциальный характер, когда человек на жизненном пути соприкасается с предельными психологическими состояниями (счастье, горе, любовь, предательство, одиночество, безработица, неудача, болезнь, смерть и другие).

Это – истинно человеческие проблемы, и они должны и могут стать предметом педагогического осмысления, чтобы при столкновении с ними человека не выбило «из колеи», чтобы он смог сохраниться как самостоятельная активная личность. В современной социальной среде, с её повышенным градусом отчуждения и агрессии, это важно особенно. Отметим, что такой подход находится в русле классической педагогической антропологии (К.Д. Ушинский [9]). Оговоримся, что для анализа могут быть выбраны не обязательно проблемные ситуации, но и продуктивные идеи, скажем, стремление к жизненному успеху или славе, построение дружеских отношений и т.д. В общем, речь идёт о воспитательной деятельности, её ориентации на приоритеты жизненного потенциала человека, его актуализации и перспективной реализации.

Сформулируем ещё раз основные тезисы:

  1. ключевое понятие – ЖИЗНЬ человека. Она у него одна и ход её необратим;
  2. жизнь состоит из ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ и ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СИЛ, которые имеют ограниченный объём, их можно даже рассчитать арифметически;
  3. временем и силами человек РАСПОРЯЖАЕТСЯ, ПРИМЕНЯЕТ. Как и для чего?
  4. делать он может это только ЧАСТИЧНО. В каких случаях?
  5. каков его ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ – в современном обществе? Из чего состоит: каких этапов, ситуаций? Как «обыграть» их в образовательном процессе?{/mosregread}

Таким образом, ведущая идея модели – управление (= самоуправление) жизненными силами и жизненным временем человека, обучение этому управлению. Полагаем, что данная идея вполне убедительно может отвечать названным вначале противоречиям современного развития. Модель носит прогностический, будущеориентированный характер именно потому, что опирается на подлинные, глубинные, вечные человеческие проблемы, с которыми молодые люди неизбежно столкнутся и сталкиваются. Игнорируя их или решая неквалифицированно, мы теряем людей, растрачиваем наш ограниченный человеческий капитал. Вот где опасность! Между тем, имеющееся содержание образование (и гуманитарное, и естественнонаучное) даёт возможность для необходимой нам интерпретации.

Кроме того, принципиально важно, что категории Времени, Пространства (наряду с категориями Энергии и Материи) являются фундаментальными категориями бытия – и мы таким образом сводим воедино философский «пьедестал» и педагогическую «землю».

Перечень и понимание нюансов может быть бесконечным – и в то же время можно очертить круг наиболее значимых. Огромный простор для педагогического творчества – и в отборе тем, и в том, как «обыграть» их в образовательном процессе!

Таким представляется педагогический подход к проблеме гуманитарной безопасности человека. Он позволяет негативные факторы внешней среды и внутренней жизни человека превратить в «точки роста», видоизменяя при этом и сами факторы.

Жизнь человеку даётся только один раз.
Только один раз промелькнёт для него этот
маленький проблеск времени между двумя
вечностями; вторично жить нам никогда
более не придётся!
Мы должны сами позаботиться о себе:
великое дело представляет эта
«обязанность оставаться дома»!

Томас Карлейль.
Афоризмы

Литература

  1. Акофф Р. Теория практики в науках о социальных системах// Искусство и наука системной практики/ Науч. ред.Ф.И. Перегудов.- М., 1989.- С. 24-36.
  2. Абульханова-Славская К.А. 2. Стратегия жизни.- М., 1991.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968.- 337 с.
  4. Капланская Е.И. 4. Из опыта инновационной деятельности специальной (коррекционной) школы № 77 // Обеспечение доступного образования детям с ограниченными возможностями интеллектуального развития / Науч. ред.Капланская Е.И., Пимчев С.П.- М., 2006.- С. 6-14).
  5. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории.- М.: Эксмо, 2008.- 864 с.
  6. Коменский Я.А. Единственно необходимое… // Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца.- М.: МИК, 2000.-С. 213-304.
  7. Менделеев Д.И. Заветные мысли.- М.: Мысль, 1995.-414 с.
  8. Скаткин М.Н. Общественная работа деревенских школ.-М.: Новая Москва, 1926.- 56 с.
  9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 тт.- ТТ. 5-6.- М.: Педагогика, 1990.

Пимчев С.П.,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Московского института
открытого образования