Проблемы подготовки учащихся к государственной аттестации по математике в форме ЕГЭ |
Добавил(а) Ермолаева Е.А. |
19.07.09 23:51 |
В статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к единому государственному экзамену по математике, выделяются условия успешной подготовки.
Аттестация выпускников 11-х классов в нашем лицее в форме ЕГЭ в 2007-2008 учебном году проводилась первый раз. Естественно, что у меня, как у «выпускающего» учителя, возникли объективные трудности в связи с тем, что:
Самое важное, с моей точки зрения, – это то, что учащиеся «отрываются» от привычной обстановки школы, от «знакомых» учителей и попадают в непривычную ситуацию. Такое положение дел усиливает психологический дискомфорт учеников, особенно «слабых» учеников. {mosregread}В связи с вышесказанным мне, как учителю, впервые столкнувшемуся с проблемой подготовки учащихся к новой форме экзамена, хотелось проанализировать, какие формы, методы, технологии могут привести (или не привести) к хорошим результатам на экзамене. Выстраивая стратегию подготовки учащихся 11-х классов к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, я определила несколько направлений деятельности. Первое направление касалось подбора наиболее адекватных идеологии ЕГЭ форм, методов и технологий преподавания математики и собственно подготовки учащихся к экзамену. Надо было переориентировать учащихся, настроить их не только на привычное решение заданий по математике с полным и подробным описанием хода решения, но и на решение тестовых заданий, как с выбором ответа, так и с правильным оформлением ответов в более сложных заданиях. Короче говоря, необходимо было активизировать, а для некоторой группы учащихся и выработать новую систему умений и навыков, наиболее соответствующую форме аттестации – ЕГЭ. Второе направление – это психологическая адаптация выпускников к ЕГЭ. Надо было помочь им осознать его необходимость и показать, что у них есть все возможности для достойного преодоления этой преграды на пути получения аттестата. Для этого я решила показать учащимся как положительные моменты ЕГЭ, так и отрицательные, что с моей точки зрения не менее важно. Например.
Определившись со стратегией, я приступила к её практической реализации. В этом году выпускными были три 11-х класса: гуманитарный, физико-химический, экономический, что тоже усложняло процесс подготовки к экзамену, т.к. уровень математической подготовленности детей в этих классах разный. В гуманитарном классе – 5 часов, в экономическом и физико-химическом – 6 часов математики в неделю. Кроме того, на 3 класса было 3 часа факультативных занятий, которые я решила проводить с учетом разных уровней подготовки ребят. Ребята из всех трех классов были разбиты на группы: желающих получить «3» (задания из группы «А»), для ребят более сильных – задания группы «В», для желающих получить «отлично» на экзамене – задания группа «С».{/mosregread} Занимаясь с одинаковыми по уровню подготовки школьниками, можно более оптимально использовать их математическую подготовку, общаться на «одинаковом» языке с каждой группой учащихся. Ведь не секрет, что на уроках сложно дать знания сразу и «слабым» и «сильным» ученикам. В течение всего года самостоятельные работы по изучаемой теме подбирала и компоновала в форме ЕГЭ (задания по группам «А», «В» и «С»), для того чтобы учащиеся привыкали к новой форме заданий. В мае, когда уже были пройдены все темы курса, три раза проводились пробные экзаменационные работы в форме ЕГЭ, с последующим их анализом, который показал, что, помимо чисто математических затруднений, много ошибок связано с формой записи ответов на бланках. Пришлось ни один раз проводить занятия по оформлению ответов на бланках, чтобы выработать некоторый навык. Весь период подготовки к экзамену на контроле была психологическая подготовка учащихся. Не надо пугать учеников, надо формировать твердое понимание того, что в любой ситуации полученные знания, закрепленные и проверенные, помогут получить желаемый результат. Экзамены уже проведены. Прокомментировать результаты можно кратко так: гуманитарный класс получил самые слабые результаты, с моей точки зрения потому, что мало часов; дети настроены не на математику, а на гуманитарные предметы («вылезла» проблема профилизации и её согласования с ЕГЭ), «технари» получили всего 1 двойку, у «экономистов» двоек нет. На следующий год мне предстоит готовить к экзамену еще два одиннадцатых класса: «экономистов» и «технарей». Буду продолжать анализировать свои промахи, хорошие моменты этого года, искать новые методы подготовки выпускников. Очень бы хотелось, коллеги, узнать, как вы готовите выпускников к ЕГЭ? Какие методики, технологии, алгоритмы применяете? Ермолаева И.Е., |