Инновации и эксперимент в образовании

Организация проектной деятельности учащихся на уроках математики ...
Добавил(а) Елизарова О.Н.   
20.07.09 00:03

Как можно объединить на уроке проектную деятельность, технологию «Укрупнённых дидактических единиц» и компьютерные технологии?

Новые приоритеты в практике современного образования корректируют конструирование методической системы обучения введением в неё новых компонентов. Внедрение проектного метода, повышение информационной культуры средствами технологии «Укрупнённых дидактических единиц» – УДЕ, компьютерных технологий становится необходимым условием организации продуктивной учебной деятельности, протекающей в более естественных для ученика условиях. В ходе проектной деятельности возникает некая новая образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем без применения метода проектов. Учителя-предметники осознали необходимость внедрения проектной деятельности. Однако анализ опыта работы показывает, что организация проектной учебной деятельности в рамках классно-урочной системы вызывает трудности у учителей в силу новизны, возникающих особенностей организации учебного процесса. Учителя испытывают недостаток учебного времени. Многие проблемы, в том числе и проблему дефицита учебного времени, можно решить средствами системы крупно-блочного обучения. Хороший результат при меньших затратах времени достигается при последовательном внедрении в процесс обучения приёмов укрупнения знаний. Например, технологии «Укрупнённых дидактических единиц» – УДЕ.

Данная технология позволяет:

  • структурировать содержание новой темы и обеспечить проблемность изложения учебного материала;
  • стимулировать творческую деятельность учащихся и учителя;
  • активно использовать эвристический метод в преподавании новой темы;
  • создать условия для внедрения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение учащимися творческих учебных заданий;
  • создать благоприятные условия для проявления творческой природы ученика через развитие чувственного восприятия, фантазии, интуиции, логического мышления, развитие нравственности, приобщение к учению;
  • активно использовать средства компьютерных технологий.

При этом задача учителя – дать возможность ученику на уроках получить дополнительную учебную информацию из различных источников: объяснение учителя, учебник, используемый в качестве основного, дополнительные учебные пособия, популярная литература по изучаемой теме, а также использовать Internet, Intel, среду «КМ-школа», электронные учебные пособия.

{mosregread}В рамках проектной деятельности реализуются условия как для использования учащимися уже освоенных способов деятельности, так и для формирования новых. Вариативность учебных ситуаций, требует поиска нового способа применения ранее усвоенных знаний, и чем быстрее ученик находит этот способ, тем знания его более гибкие и глубокие. Это положение относится и к ключевым компетентностям учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем. В качестве критериев учитель может выделить отдельные элементы компетентности, предложенные в «Тетради мониторинга показателей компетентностного развития учащегося в рамках проектной деятельности», разработанной Б.И. Канаевым.

Контроль за достижением планируемых результатов осуществляется как непосредственно в процессе выполнения учащимися текущих заданий, так и в виде итогового зачёта и (или) защиты проекта, который может быть представлен презентацией продуктов как индивидуальной, так и групповой проектной работы учащихся.

Результаты деятельности учащихся по освоению нового учебного материала (уровень обученности) диагностируются на основе 3-уровневого зачёта. При этом учителю рекомендуется использовать укрупнённые задания, решение которых рассчитано на постепенное возрастание сложности внутри самого задания: 1 уровень – продуктивность – простое воспроизведение знаний, узнавание материала; 2 уровень – компетентность – оперирование знаниями, выполнение задач на их применение; 3 уровень – креативность – решение сложных многосоставных задач, с элементами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.

Данный подход позволяет осуществлять дифференциацию в неявном для учащихся виде, что обеспечивает гуманизацию процесса обучения.

Вопросы внедрения метода проектов в сочетании с другими активными методами обучения: методами проблемного обучения, УДЕ и др. для организации творческой учебной деятельности на уроках изучения нового учебного материала для многих учителей остаются ещё нерешёнными из-за недостатка соответствующих методических пособий.

Хочу предложить коллегам краткое изложение алгоритма действий учителя, направленного на стимулирование самостоятельной, творческой учебной деятельности учащихся посредством одновременного внедрения в процесс обучения метода проектов и технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) при использовании средств компьютерных технологий. В ходе проведённых мною семинаров в Самаре, Элисте, Братске, Иркутске, Чите сложилось мнение, что предлагаемый подход к обучению актуален и востребован учителями.

Структура блока уроков (минимальной единицы учебного процесса).

1. Актуализация знаний. Изучение нового материала (основной объём). УДЕ. – Введение в проектную деятельность. Проблема. Цель. Задачи.
2. Тренинг – минимум (беседа, отработка по шаблону).
Проект: отчёт о результатах поиска и отбора информации
3. Изучение нового материала (дополнительный объём).
Проект. Презентация форм представления информации.
4. Развивающее дифференцированное закрепление.
Проект: анализ самостоятельно составленных заданий.
5. Защита проектов. Зачёт – соревнование.
6. Контрольная работа
7. Коррекция

Эффективность предлагаемого подхода во многом определяется качеством первого урока. Задача учителя – заинтересовать учеников содержанием нового учебного материала. Продумать, какие темы учебного курса целесообразно представить во взаимосвязи, одним блоком. Предстоит отобрать и структурировать содержание учебного материала с использованием приёмов УДЕ, организовать процесс формирования изучаемых понятий. Определить необходимый исторический материал, определяя его значение для формирования целостных знаний, развития и воспитания учащихся. Усилить информативную ёмкость заданий, выполнение которых плавно переведёт деятельность учащихся с одного уровня сложности на другой, будет мотивировать их решать и самостоятельно составлять более сложные задачи, относимые к третьему уровню.

При подготовительной работе учителя по обогащению содержания учебного материала, его структурировании замечены закономерности. Предлагаю следующую последовательность действий учителя, направленных на повышение познавательной ценности содержания учебного материала:

  1. 1. Объём – величина, количество учебного материала. Отбор учителем необходимой учебной информации: изучить содержание раздела (ов) учебника; выделить основные факты, понятия, термины, символы и т.д.; соотнести содержание с требованиями стандарта, программы; уточнить роль и место изучаемого материала, его взаимосвязь с ранее изученным и тем материалом, который будет изучаться; установить внутри – и межпредметные связи; отобрать дополнительный материал: факты из повседневной действительности, исторические сведения, определить прикладное значение, эстетическое, нравственное, эмоциональное содержание.
  2. Структура – внутреннее устройство, различные взаимодействия между элементами содержания. Структурирование учителем содержания с использованием приёмов УДЕ. Выделить основное понятие, факт, сведение, упражнение, чтобы скомпоновать вокруг него весь используемый материал. Представить информацию на различных кодах: символ, слово, предмет, образ (фигура), число. Продумать структуру укрупнённых заданий, стимулирующих самостоятельность учащихся.
  3. Форма – способ существования содержания, внешний вид. Учитель внедряет различные формы записи учебной информации. Ученикам предлагается работа с деформированными равенствами, граф – схемами рассуждений, таблицами, матрицами знаний, фреймами. Используется рисуночная (образная) информация, выделение цветом, параллельная, двухэтажная, блочная записи.

Структурирование учебной информации с использованием логики предмета содействует обогащению содержания уроков, создаёт положительную психологическую атмосферу, влияет на стиль мышления ребёнка, развитие его творческих способностей. Совместное применение приёмов УДЕ и средств компьютерных технологий позволяет активизировать самостоятельную, творческую деятельность учащихся благодаря доступности, наглядности учебного материала, возможности проявить свои способности.

Предлагаю краткое описание основных этапов урока изучения нового материала.

1 этап. Применив приёмы УДЕ, учитель организует эвристическую беседу, направленную на освоение учащимися новых знаний. Использует сопровождающую презентацию (Power Point), работает с интерактивной доской. Знакомство с новым материалом осуществляется через систему заданий. В ходе беседы учитель предлагает задания для индивидуальной, парной или групповой работы, при решении которых ученики самостоятельно получают в качестве результата – субъективно новые знания. Учитель консультирует учащихся по вопросам, возникающим в процессе выполнения заданий.

2 этап. Анализируя решение примеров – образцов, ученики по аналогии решают новые задания. Учитель предлагает учащимся провести самооценку по шкале оценивания. Шкала оценивания может быть представлена в электронном виде. При обсуждении результатов работы выявляются затруднения учащихся. Оказывается помощь.

3 этап. Организуется учебная работа учащихся, направленная на стимулирование предстоящей проектной деятельности с целью расширения, углубления знаний, формирования сложных умений. Предлагается следующее задание: прочитать пункт учебника, составить план (схему) прочитанного или составить таблицу; самостоятельно провести сравнительный анализ способов изложения нового материала в объяснении учителя, в содержании соответствующих пунктов разных учебников, в электронном носителе информации; познакомиться с содержанием других источников информации. Затем, в ходе обсуждения мнений ученики выявляют и формулируют проблему, предлагают пути её решения.

Учащиеся могут прийти к осознанию необходимости получить дополнительную информацию по новой теме. Возникает потребность ознакомиться с другими источниками информации: другими учебниками, пособиями, популярной литературой, воспользоваться электронными носителями информации ( Internet, Intel, КМ-школа, электронные учебные пособия).

4 этап. Первой группе учеников учитель в качестве домашнего задания предлагает начать работу по решению выявленной в ходе обсуждения проблемы: найти, отобрать информацию из разных источников, составить учебный текст, осуществить одновременное представление контрастных, родственных знаний. Создать документ Word, обогатить его иллюстрациями, использовать удобные для восприятия формы записи информации.

Вторая группа учащихся займётся поиском и отбором дополнительной информации. Их задача: логическое, дедуктивное изложение обогатить историческим, занимательным, образным материалом. Представить материал в электронном виде.

Третьей группе учащихся предлагается составить учебные задания, тесты и оформить их в электронном виде. Ученики выбирают номер группы, распределяют обязанности.

Следующие два урока учитель планирует как урок-закрепление основного учебного материала и урок-обсуждение результатов домашней работы каждого ученика. Организует дополнительную групповую работу по поиску, отбору необходимого материала. Предлагает учащимся определить наиболее удачные по наглядности, доступности и значимости разработки. Помогает определить пути обогащения содержания. Организует работу учащихся в компьютерном классе. Подводит учащихся к мысли о возможности создания учебного пособия по изучаемой теме, как продукта проектной деятельности. На следующих уроках – применения полученных знаний- выделяется время для демонстрации созданных учениками фрагментов учебного пособия. Особое внимание уделяется самостоятельно составленным учениками заданиям. Учитель предоставляет возможность ученику самостоятельно выбрать посильный для него уровень сложности.

В конце изучения темы подготовленная учениками презентация продукта группового проекта представляется в электронном варианте и защищается. В оценке презентации участвуют ученики класса и приглашённые ученики параллельного класса. Они высказывают мнения, анализируют и вместе с руководителем проекта (учителем) выявляют наиболее эффективные подходы, отмечают недостатки, планируют коррекционную работу. Оценивается проектная деятельность каждого ученика. После защиты проектов учащиеся выполняют задания шкалы оценивания, проводится коррекционная работа, итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта.

В рамках описываемой проектной деятельности реализуются условия для использования учащимися уже освоенных способов деятельности и для формирования новых. Это положение относится и к ключевым компетентностям учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем. Проектные формы организации учебной деятельности вызывают положительный отклик учащихся, стимулируют самостоятельную учебную деятельность по освоению знаний с акцентом на такие качества, как оперативность и гибкость. В такой деятельности учащиеся овладевают умениями оперировать полученными знаниями, то есть применять знания в сходных и вариативных ситуациях. При целенаправленном использовании приёмов технологии УДЕ умение сопоставлять понятия, процессы, обнаруживать сходные и противоположные явления перерастает в навык познавательной творческой деятельности. У учащихся развивается способность одновременно работать с несколькими объектами, видеть их во взаимосвязи, самостоятельно извлекать при этом новую информацию.

Происходит закрепление и формируются новые предметные, интеллектуальные (умения анализировать, синтезировать, обобщать, систематизировать, делать выводы) и общеучебные умения учащихся (правильно и точно отражать информацию, оформлять результаты работы с источниками знаний, планировать, осуществлять самоконтроль и коррекцию учебной деятельности и т.д.). Компьютерные технологии для учащихся становятся средством получения новой информации, инструментом создания новых продуктов интеллектуальной деятельности.{/mosregread}

Анализ результатов работы показывает, что одновременное применение технологии УДЕ, проектного метода, средств компьютерных технологий активизирует процесс умственного развития, стимулирует самостоятельную, творческую деятельность учащихся. Разные по способностям ученики в равной мере начинают увлечённо учиться, так как их учебная деятельность осуществляется в психологически комфортных условиях, которые соответствуют индивидуальным особенностям восприятия и позволяют каждому ребёнку выбирать наиболее предпочтительную для него форму усвоения знаний.

Елизарова О.Н.

Литература

  1. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе/ Гусев В.А. - Математика в школе.-1990.- №4.
  2. Как организовать проектную деятельность учащихся / Сергеев И.С . –  М.:АРКТИ, 2005.
  3. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. –  М.: Просвещение, 2002. – 224с.
  4. Мотивация и личность / А. Маслоу. – 3-е изд. –  СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
  5. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / Гузеев В.В. – М.: Народное образование, 2001. -128 с.
  6. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / Савенков А.И. –  М.: «Ось-89», 2006.
  7. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / Эрдниев П.М. – М.: Просвещение, 1992.