Инновации и эксперимент в образовании

Толерантная образовательная среда гимназии
Добавил(а) Шпетная Н.М.   
20.07.09 00:27

Внимание мировой общественности к проблеме терпимости и взаимопонимания людей разных культур буквально приковано на протяжении последних десятилетий. Это вызвано осознанием той опасности, которую несут проявления нетерпимости в современном обществе. Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, поэтому особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть.

Толерантность XXI в. затрагивает практически все сферы жизни общества, требующие не только терпимости политической, этнической, социокультурной, религиозной, межличностной, но и сотрудничества. Это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Современная педагогическая модель толерантности находит отражение и в современной педагогической теории и образовательной практике, истоки которой имеются в педагогических концепциях отечественных мыслителей: Л.Н.Толстого («у каждой души свой путь»), В.В.Зеньковского («воспитание в себе внутреннего человека»), К.Н.Вентцеля («слушай голос твоего свободного творческого сознания»), С.И.Гессена («стремись к высшему, чем ты»), В.А.Сухомлинского («растить в человеке человеческий корень»), Ш.А.Амонашвили («приобщить детей к процессу созидания самих себя»).

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Время диктует свои требования к организации учебно-воспитательного процесса, поэтому наш коллектив работает в едином образовательном пространстве с коллегами других школ на территории района. Важным направлением для создания условий самореализации школьников является сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Реализуя тему федеральной экспериментальной деятельности по теме: «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений г.Норильска района Кайеркан, реализующих инновационные программы с использованием классно-групповой модели обучения как фактора, влияющего на социализацию обучающихся», в 2006-2007 учебном году создано открытое образовательное пространство района Кайеркан города Норильска в профильной старшей школе.

{mosregread}Деятельность в этом пространстве осуществляется через проведение:

  • форумов на сайте «СИнОУК» в локальной сети района Кайеркан;
  • участие родителей, учащихся в работе педагогических советов, семинарах, творческих отчетах;
  • занятий в Зимней естественно-математической и Весенней гуманитарной школах для высокомотивированных и перспективных обучающихся, а для будущих 10-классников в Школе самоопределения.

На сегодняшний день проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме, поэтому возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Поэтому цель воспитания толерантности в МОУ «Гимназия № 11» – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

II. Создание толерантной среды в образовательном процессе гимназии.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Толерантная образовательная среда гимназии (фото1)

В среднем звене основная цель – воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в творческие объединения, обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейной педагогики, работы учащихся по сохранению школьных традиций.

В старшей ступени основная цель – формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся.

Основные направления формирования толерантности у старших школьников:

  • представление о толерантности как свойстве личности, проявляющемся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, социальным группам, их культурам, образу жизни;
  • понимание обусловленности самосознания чувств, поведения человека общечеловеческими и национальными ценностями, культурными традициями;
  • знание способов конструктивного разрешения конфликтов;
  • признание права другого человека на свободное выражение своих взглядов, убеждений при условии, что они не противоречат общечеловеческим ценностям;
  • уважительное отношение к мнениям других людей, несовпадающим с собственной позицией;
  • готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами, имеющими различные убеждения;
  • нетерпимое отношение к жестокости, насилию;
  • способность видеть положительные и отрицательные черты в людях, явлениях, событиях;
  • умение непредвзято оценивать свое поведение, проблемную ситуацию;
  • способность найти оптимальный выход из проблемной ситуации;
  • умение конструктивно разрешать конфликты.

Толерантная образовательная среда гимназии (фото 2)

Таким образом, толерантность следует рассматривать как ценностную ориентацию национального и общечеловеческого значения. Важным источником формирования толерантности у старшеклассников является содержание учебных курсов общеобразовательной школы, включающие в учебные программы материал, отражающий историю, традиции региона, культурное достояние народов, интересы и потребности юношей и девушек - представителей многонациональной России. Это позволяет гимназистам, с одной стороны, осознать уникальность, самобытность родной культуры, с другой - понять и принять ценности, традиции, нормы поведении представителей другой национальности, уважать их культуру, быть доброжелательными во взаимодействии с людьми.

Педагогический коллектив определил следующие подходы к воспитанию толерантности:

  • деятельностный (опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей;
  • личностно-ориентированный (признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера; индивидуальный подход).

Толерантная образовательная личность ученика (схема)

Толерантная личность ученика в гимназии воспитывается через позитивный опыт толерантного взаимодействия и психологическую защищенность. Педагоги образовательного учреждения решают данную задачу через диалог и сотрудничество; позитивные взаимоотношения детей и взрослых; демократический стиль педагогического руководства; благоприятную психологическую среду в коллективе и благоприятную здоровую атмосферу в детском сообществе.

Для успешной работы в области инновационной педагогики необходимы следующие характеристики учителя: творческая способность генерировать и продуцировать новые идеи, проектировать и моделировать их в практических формах, в конкретной деятельности; культурно-эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога; открытость личности к новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления.

Толерантная образовательная среда гимназии (Праздник)

На практике реализация инновационного потенциала отдельного педагога гимназии оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий.

Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени?

Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом, который определяется как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, выражающей готовность совершенствовать педагогическую деятельность; включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Поэтому для реализации поставленной цели коллектив единомышленников решает следующие задачи:

  • создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся;
  • готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами, имеющими различные убеждения;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности;
  • укрепление партнерских отношений гимназии и родителей учащихся, сотрудничество в вопросах воспитания;
  • представление о толерантности как свойстве личности, проявляющемся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, социальным группам, их культурам, образу жизни;
  • признание права другого человека на свободное выражение своих взглядов, убеждений при условии, что они не противоречат общечеловеческим ценностям.

Самая деликатная проблема – толерантность в отношениях между педагогами, прежде и острее всего – между учителями. Это проблема, которая касается специалистов, работающих в общих пространстве и атмосфере, формально – в едином статусе. Однако, будучи специалистами-педагогами, они являются при этом разными людьми, а известная замкнутость этого мира, постоянное нервное напряжение в нем, дефицит мужской сдержанности, стремительная, часто непредсказуемо развивающаяся череда ситуаций обостряют значимость толерантности. В этих условиях чрезвычайно важны умение всех и каждого быть снисходительным, мириться с существованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических вопросов, единства (но не одинаковости!) требований. Человеческая стратегия проявления толерантности здесь реализуется вектором от познания, понимания другого человека к реальному взаимодействию, сотрудничеству с ним. Это и добрые, не исключающие критики слова после посещения уроков или организованных коллегой дел, и помощь молодым учителям, и способность признать собственные недостатки, и участие в совместном профессиональном творчестве – в рамках предметных и творческих лабораторий, кафедр. Особая роль принадлежит усилиям учителя по самовоспитанию толерантности. Оно связано в первую очередь с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно! В педагогическом диалоге важен принцип позитивности. Тогда у ребенка формируется толерантность – доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как основа уважительного отношения к другому, его индивидуальным проявлениям, непохожести на себя. Толерантность, в позитивном смысле предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диагностическим общением, направленным на разрешение вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности. Однако такая позиция может сформироваться у ребенка лишь в условиях искренности со стороны взрослых, Там, где действуют культурные отношения. Это означает, что он, взрослый, не стремится демонстрировать себя в образе идеального человека, ведет себя естественно, предсказуемо, удерживает постоянство основных требований и оценок, независимо от настроения. Тогда и дети в соответствии с увиденным строят свое поведение, стараясь проявлять сочувствующее отношение к окружающим.

Концепция модернизации российского образования ориентирует нас на развитие у обучающихся самостоятельности, формирование способностей к созидательной деятельности и к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, толерантности, диалогу. Реализация данных задач предполагает изменение в парадигме управления гимназией и открытым образовательным пространством района Кайеркан. Организация образовательного процесса гимназии будет включать следующие образовательные модели (способы дифференциации обучающихся и степень свободы выбора ребенком и его семьей собственного пути образования): частично дифференцированная классно-групповая модель (для 1 – 8 классов); полностью дифференцированная классно - групповая модель (учебные группы из учащихся 9, 10, 11 классов). Последовательное сочетание этих образовательных моделей позволяет создать образовательную среду, где будут созданы условия для конструирования различных вариантов будущего для обучающихся за счет формирования у них культуры выбора. Модель ориентирована на индивидуализацию образовательного процесса, организацию управленческих и педагогических условий для реализации школьниками индивидуальных образовательных программ (ИОП) и сопровождение процесса становления ИОП (тьюторство). Эта модель будет эффективна за счет внедрения современных образовательных технологий в рамках компетентностно-ориентированного обучения.

Едва ли не самый трудный для педагога «участок» – толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объединяемых общим положением: известной зависимостью от школы, педагогов, данного учителя. Работа с родительским коллективом в гимназии простраивается через:

  • организацию взаимодействия родителей с педагогами гимназии на основе единой педагогической позиции;
  • родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • родительский клуб «В семье первоклассник»;
  • психолого-педагогическое консультирование по вопросам воспитания детей.

Толерантная образовательная среда гимназии (фото)

В 2007-2008 учебном году в гимназии прошел педсовет на тему: «Воспитательное пространство гимназии: толерантность и вопросы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса». Эпиграфом к которому послужили слова А.А. Захаренко, народного учителя: «Школа не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».

Педагогический совет был проведен в виде игры «Гимназия – формула успеха». В данном процессе были задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, родители, члены Управляющего совета, гости.

Толерантная образовательная среда гимназии (Обложка) Толерантная образовательная среда гимназии(Разворот)

Цель игры: построить модель успешного образовательного учреждения. Работая в группах, участники должны по «кирпичику» возвести не просто здание, а вывести формулу успеха деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса: разработать паспорт проекта, в команде распределить социальные роли.

Эксперты вручали участникам команд задания и оценивали ответы, применяя балльную систему.

Итогом решения педсовета стала разработка подпрограммы «Толерантность как ведущий принцип взаимодействия участников образовательного процесса» к программе развития гимназии.

При опросе гимназистов по теме «Проявляешь ли ты толерантность?» по диаграмме можно отметить, что они способны найти оптимальный выход из проблемной ситуации, имеют представление о толерантности как свойстве личности, проявляющемся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, социальным группам, их культурам, образу жизни.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).{/mosregread}

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Этот плакат выполнили учащиеся 1 класса в первые дни обучения, который «говорит» о содружестве всех жителей нашей планеты.

Image

Обобщая сказанное, отмечу, что цель реализации толерантности в гимназии – это выход на модель выпускника по каждой ступени обучения, рассматривающую знания и умения обучаемого, состояние его здоровья, уровень познавательной деятельности, культуру личности, жизненную и нравственную позицию, одним словом личность свободную, творчески развитую, социально-ориентированную, способную к саморазвитию и самореализации.

«Давайте же начнем строить школу для каждого, единственного и неповторимого ребенка в демократически организованном сообществе детей и взрослых, помня, что дружное сообщество возникает только тогда, когда оно дорожит каждой личностью и создает условия для ее расцвета. И ребенок станет уникальной индивидуальностью, когда он защищен этим сообществом, которое заинтересовано в том, чтобы каждый смог успешно реализовать себя» (Н.С. Крылова).

Шпетная Н.М.,
директор МОУ «Гимназия № 11»
Район Кайеркан,
Красноярский край

Список использованной литературы

  1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. 2001. №№11-12.
  2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. № 9, 2002. № 1.
  3. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250 // Вестник образования, 2001, № 20.