Инновации и эксперимент в образовании

Исследовательский континуум
Добавил(а) Куприянова Л.В.   
20.07.09 15:44

В статье рассматривается организация исследовательской деятельности учащихся на уроке. Автор предлагает проведение исследовательского континуума, применяя элементы исследования на уроках литературы.

 

От редакции

Уважаемые читатели! Приносим свои извинения в связи с тем, что в номере нашего журнала 2008 № 6 была допущена ошибка. Автором текста «Проблемное обучение: ситуация - вопрос - задание» является Куприянова Л.В. Ниже мы публикуем ее статью, посвященную исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.

Как можно организовать непрерывную исследовательскую деятельность на уроке?

Сегодня вопрос о том, нужна ли исследовательская работа на уроках и во внеурочное время, не стоит. И почему нужна эта работа, тоже ни у кого не вызывает сомнения. А вот вопрос о том, как ее организовать, каждый учитель решает по-своему.

Напомню эпизод, когда молодая мамаша сокрушается по поводу сломанной игрушки. Это была любимая игрушка ребенка. Почему он ее сломал? У детей врожденное любопытство, но активность проявляется тогда, когда возникает интерес. Зачем смотреть, как устроена игрушка, если игрушка не нравится. Я думаю, это важно знать при организации исследовательской работы.

Элементы исследования, особенно на уроках литературы, у большинства словесников были и раньше, но называли их по-другому.

Один из элементов исследования мне подсказал ученик. Однажды, еще в советский период, я дала задание подготовить сообщение об одном из пролетарских поэтов. Ученик рассказал о Демьяне Бедном и стал читать его стихотворение. И вдруг я поняла, что это не может быть Бедный. Слишком уж не похоже это стихотворение на «агитки», как назвал Есенин поэзию Демьяна Бедного. Оказывается, ученик просто открыл не ту страницу. Тогда я подумала: интересно, смогут ли ученики определить, какому автору принадлежат те или иные строчки после изучения творчества нескольких поэтов. Так я стала использовать этот прием на уроках. Сегодня, с высоты своего опыта, я понимаю, что и эта работа должна проходить системно. В таблице я постаралась показать, как понимаю непрерывность исследования в школе:

Image

Исследовательский континуум строится на внутреннем интересе субъекта. Начиная с исследовательских элементов, я постепенно прихожу к уроку-исследованию, а затем уже к самостоятельной исследовательской работе. Таким образом, активный субъект, готовый к творческой работе, становится субъектом деятельности, умеющим сформировать перцептивную модель и способным регулятивно подходить к своей деятельности. Остановлюсь на некоторых примерах из своей практики.

{mosregread}Элемент исследования возможен на разных этапах урока: при объяснении материала, при закреплении, при обобщении. Два поэта 19 века: Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. После изучения творчества Тютчева знакомство с Фетом можно начать с сопоставления их стихотворений. Смогут ли ученики определить, что одно стихотворение не принадлежит Тютчеву. Изучая тему любви в творчестве М.Ю.Лермонтова, ученики получают задание: определить, какие строчки взяты из стихотворений Пушкин а, а какие из стихотворений Лермонтова. Вот, например, несколько строк:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны! над моей душою...

И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю...

Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселуюлюбовь
И никого не называю милой -
Кто раз любил, уж не полюбит вновь...

Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить,
Ноты! обманом наградила
Мои надежды! и мечты!
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила...

Почему ученикам нравится подобная работа? Она напоминает кроссворд. Для меня важно не столько, как учащий ся быстро и точно определит автора, а какие аргументы он приведет, как будет рассуждать, поэтому ученики не боятся ошибиться.

Если говорить об уроке-исследовании, то необходимо знать, что это особая подготовка, как учителя, так и ученика. При подготовке и проведении подобных уроков мне помогает проблемное обучение, которым я занимаюсь уже много лет. Остановлюсь на одном уроке по творчеству Анны Ахматовой. Тема урока: «Образ лирической героини в лирике Анны Ахматовой». После знакомства с темой урока создаю проблемную ситуацию:

В 1914 году Анна Ахматова написала стихотворение:

Земная слава как дым,
Не этого я просила.
Любовникам всем моим
Счастие я приносила.
Один и сейчас живой,
В подругу свою влюбленный.
Бронзовым стал другой
На площади оснежненной.

После выхода в свет, все стали говорить о романе Ахматовой и Блока. Ахматовой даже пришлось однажды написать: «Как у меня не было романа с Блоком». Однако до сих пор говорят с уверенностью, что роман у Ахматовой с Блоком все-таки был. Попробуйте разобраться в этом. О каком романе идет речь и почему об этом говорят до сих пор?

Что должны сделать ученики во время урока? К чему прийти? Перед ними текст Н.Скатова «Книга женской души», сборники стихотворений, а также учебники и строфы разных стихотворений Ахматовой и Блока. Вот некоторые из них:

А. Ахматова

И любишь ты всю жизнь меня, меня одну
Да, если хочешь знать, и даже вот такую
Пусть я безумствую, немотствую, тоскую
И вечная разлука суждена.

1960

В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где встречались.
Была в Неве высокая вода.
И наводненья в городе боялись..

1914

Я знаю, ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не предавалась никогда.

1916

А. Блок

Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела Твоей души нетленной,
И я лишь, смертный, знал, как хороша
Одна она, во всей, во всей вселенной.

1898

Мы были вместе, помню я...
Ночь волновалась, скрипка пела...
Ты в эти дни была - моя,
Ты с каждым часом хорошела.

1899-1918

Прошли года, но ты - все та же:
Строга, прекрасна и ясна;
Лишь волосы немного глаже,
И в них сверкает седина.

1906

Ученики приходят к выводу, что и лирический герой Ахматовой, к которому обращается ее лирическая героиня, и герой Блока во многом очень похожи. Создается впечатление, что Блок обращается к Ахматовой, а она - к нему. К следующим урокам учащиеся уже сами находят подобные катрены - доказательства. Конечно, такие уроки требуют большей подготовки, но они более результативны.{/mosregread}

Иногда на уроках исследования бывают неожиданные, но приятные моменты. Так, в качестве домашнего задания ученики при изучении творчества Островского должны были прочитать материал о Писареве и Добролюбове и принести их критические статьи для анализа-сопоставления. Задаю проблемный вопрос:

Почему критики примерно одного возраста, живущие в одно и то же время, одинаково относящиеся к Чернышевскому и его идеям, ратовавшие за реализм в литературе, вдруг пишут такие полярные статьи. Для одного Катерина - луч света, для другого вся история с Катериной не более чем возня в курятнике. Я приготовилась к тому, что ученики скажут о разном их происхождении, о том, что в то время, когда писал свою статью Писарев, произошел спад общественного движения. Но вдруг встает девочка и говорит: в 1864 году, когда писал Писарев свою статью, он сидел в тюрьме уже два года, поэтому все стоны Катерины о неволе для него были непонятными и даже смешными...

К своей первой исследовательской работе мы пришли, отталкиваясь от уроков по творчеству С.А.Есенина. Читаем воспоминания Эрлиха о том, что Есенин радовался, как ребенок, когда кто-то находил в его стихах сходство с пушкинской лирикой.

Так созрела мысль попробовать самим поискать связь между стихами Есенина и Пушкина. Сначала на уроке мы сравнивали первую пару стихотворений, затем появилась группа учеников из пяти человек, которые решили продолжить поиск лирического родства этих поэтов. Находки были различные. Решили не рассматривать те произведения, о которых уже было написано в критической литературе. Мы нашли три пары таких стихотворений. Работа продолжалась в течение двух лет. Основное исследование проводила одна ученица - Синегубова Мария, остальные помогали в поиске материала. И если в начале деятельности Маша безропотно принимала все замечания и исправления, то при завершении работы она проявляла большую самостоятельность.

Таким образом, возвращаясь к нашей схеме, мы можем сказать, что на этом этапе следует говорить уже о субъекте деятельности и о том, что ученица представляет свою работу в целом, то есть ее перцептивную модель, что она регулятивно обращается к ней, способна самостоятельно производить коррекцию своей деятельности. Для меня было приятной неожиданностью, когда она отыскала в словарях, что фамилии Есенин и Пушкин имеют отношение к природе: Есенин - к ясеню, Пушкин - к пушке, растению.

Никто не будет спорить, что очень приятно, когда твои дети занимают призовые места в конкурсе исследовательских работ. Но я получаю не меньшее удовлетворение и сама радуюсь, как ребенок, когда они совершают какие-то маленькие, возможно, незаметные для других открытия.

Куприянова Л.В.,
учитель русского языка и литературы,
почетный работник общего образования
ЦО № 641 им. Сергея Есенина г. Москва