Инновации и эксперимент в образовании

Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса
Добавил(а) Дельгас Г.В.   
20.08.09 01:25

Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ

Меняющаяся социальная и политическая среда, оказывают влияние на все социальные институты жизни и, прежде всего, на образование. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений.

{mosregread}Рассматривая проектирование как средство решения проблем повышения качества воспитательно-образовательного процесса, развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки педагогов, а также развития разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и социокультурной среды в муниципальном образовательном пространстве, нами, в процессе освоения этого метода в образовательной практике ДОУ предполагалось преобразование педагогической реальности, которая, по нашему мнению, должна была быть построена на базе соответствующей технологии, которую можно было бы освоить, усовершенствовать и, как следствие, отнести к разряду творческой и инновационной.

Одним из успешных решений задач экспериментальной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность к новому участников инновационного процесса. Мы начали экспериментальную работу с глубокого всестороннего анализа воспитательнообразовательного процесса, провели анкетирование и опрос среди родителей по выявлению их отношения к предстоящему эксперименту, тестирование среди педагогов для выявления их профессиональных и твореских возможностей, провели диагностику развития познавательной активности воспитанников на начало эксперимента.{/mosregread}

 

Результаты диагностики тестирования и анкетирования показали высокий творческий потенциал педагогического коллектива, готовность к инновационной экспериментальной деятельности всех участников образовательного процесса.

При условии понимания инновационной опытно-экспериментальной деятельности педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. В ходе экспериментальной работы педагоги систематично посещают проблемно-ориентированные семинары, краткосрочные курсы повышения квалификации по проблеме исследования.

Изучение педагогического коллектива, его анализ, опора на высококвалифицированных педагогов, перспективное видение нового дошкольного учреждения, развитие которого зависит от новых форм, технологий, инновационной экспериментальной работы педагогов, воплотились в разработку проекта «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», получившего статус городской экспериментальной площадки. В ДОУ под руководством специалистов Института повышения квалификации разрабатывается региональная программа воспитания и образования дошкольников на Крайнем Севере «Корни».

В настоящее время из сферы воспитания изымается огромный культурный пласт, уклад жизни носителей этнических традиций в окружающем социуме. В последнее время педагоги – ученые подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на его духовно-национальные начала.

Для повышения профессиональной компетентности участников образовательного процесса педагоги ДОУ ознакомились с Законом «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»

Основной целью которого, является формирование у детей целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.

Анализ общеобразовательных базисных программ дошкольного образования показал, что все они созданы по критериям средней полосы России, а Норильску и малым городам Заполярья нужна собственная программа с учетом климатических и географических условий (учетом регионального компонента). Реализация данного проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством приобщения к истории освоения и развития Таймыра», который лежит в основе инновационной деятельности всего детского дошкольного учреждения позволит обогатить разделы базисной программы «Истоки» и обеспечит качество ее реализации на нашей территории.

Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении приводит к повышению качества его работы в целом: способствует творческому преобразованию развивающей среды ДОУ с учётом потребностей, особенностей детей дошкольного возраста, успешной социализации дошкольников повышению профессиональной компетентности педагогов (методической, психолого-педагогической, социально-психологической и саморазвития т .е. рефлексия педагогической деятельности) и поликультурной, повышению педагогического мастерства, творческому росту молодых педагогов, распространению передового опыта, включению педагогов, родителей в процесс коллективного творчества совершенствованию педагогики сотрудничества. Обеспечивает переход ДОУ из режима функционирования в режим развития и изменению имиджа образовательного учреждения, и повышает рейтинг ДОУ.

В ДОУ создана современная предметно – развивающая среда, соответствующая канонам хорошего вкуса, полноценной детской деятельности, обогащению и расширению знаний детей и педагогов в соответствие с разделами базисной программы развития ребенка дошкольника «Истоки».

{mosregread}В связи с этим вся экспериментальная работа реализуется через «комплексы» развития соответствующие основным разделам программы, реализуемой в ДОУ: художественно-эстетический, социальный, физкультурно-оздоровительный и познавательный, которые включают в себя материально- техническую базу , развивающую среду , разработки творческих групп, методические технологии педагогов. С учетом имеющихся традиций, специфики воспитательно-образовательной работы в ДОУ разработаны положения о «комплексах» развития ребенка.

В ходе реализации проекта ДОУ определилась необходимость создания подпроектов и авторских мини – проектов, результатом реализации которых виделось создание программ дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.

Примером результативности работы творческих групп стали:

  1. Разработка и реализация проекта «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера» и программы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера «Юный эколог на Таймыре».
  2. Педагогами творческой группы комплекса граждановедения разработан и внедряется исследовательский подпроект «Формирование образа малой Родины у детей старшего дошкольного возраста через развитие познавательной активности» результатом его реализации стала Программа дополнительного образования по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Таймыром» которая отвечает современным задачам образования и воспитания - формирование гражданственности, толерантности, позволяет знакомить детей с коренными жителями Таймыра их бытом, своеобразной красотой природы тундры.
  3. Для решения задач художественно-эстетического развития воспитанников в условиях Крайнего Севера, творческой группой педагогов художественно-эстетического комплекса реализуется подпроект «Театрализовано-игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера». В ходе его реализации созданы мини - проекты:
  • в изобразительной деятельности «Изобразительные средства и их роль в развитии творческих способностей детей» и программа «Художник»;
  • в театрализовано-игровой деятельности проект «Развитие творческих способностей детей через театрализовано - игровую деятельность» и программа «Мы любим театр».

Участие в проекте способствует объединению не только педагогических работников для работы в комплексах при разработке проектов, имеющих определенные цели, но и позволяет сплотить коллектив педагогов в коллектив единомышленников.

В ходе реализации своих исследовательских подпроектов каждая творческая группа педагогов разработала модель деятельности в комплексе, с активным привлечением родителей к участию в работе комплекса. На слайде отображены формы используемые педагогами для повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательной активности у детей, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс и реализацию задач деятельности комплексов.

Авторский коллектив отметил, что при выходе из стен детского сада, выпускник дошкольного учреждения сталкивается с необходимостью общаться с более широким кругом незнакомых людей, чем тот который его окружает в период нахождения в детском саду. В этой связи появляется проблема ориентироваться в окружающем его дом и школу районе, усваивать массу новых знаний о мире вообще, к которым ребенок подчас не готов. Достаточно эффективной социализацией детей дошкольного возраста наши педагоги авторы исследовательского проекта видят в организаций тесного взаимодействия детского сада с городскими социальными институтами: МОУ СОШ № 29, Домом Детского Творчества, Школой искусств, детской городской библиотекой, музеем, картиной галереей КГБ ДПО НМИПК и ПП. Для расширения образовательного пространства ДОУ создана и реализуется модель «Взаимодействие с социокультурными институтами и образовательными учреждениями города на договорной основе».

Следует отметить, что педагоги, работающие в проекте, отличаются активностью и принимают участие в мероприятиях и конкурсах ДОУ, городских, региональных, федеральных имеют дипломы, сертификаты, благодарственные письма за участие во всероссийских, краевых, городских фестивалях, конкурсах, конференциях. Могут описать и презентовать достижения в собственной деятельности: представляют свой опыт на городских методических объединениях педагогов, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Являются участниками и победителями конкурса на получение денежного поощрения лучших воспитателей образовательных учреждений Красноярского края в рамках краевой целевой программы «Дети», за представление опыта работы по художественно-эстетическому и социальному направлению развития дошкольников.

Именно в ходе экспериментальной работы в ДОУ над своими исследовательскими проектами у педагогов дошкольного учреждения проявилась способность осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты, способность создавать условия для инициативы и творчества воспитанников, учитывать возрастные особенности дошкольников, диагностировать уровень сформированности знаний и умений дошкольников, создавать условия для развития познавательной активности, умение самостоятельно разрабатывать программы и методические рекомендации. У педагогов четко определились направления деятельности, более того, стало меняться отношение к себе, к коллегам, к своей профессиональной деятельности, что свидетельствовало, прежде всего, о внутреннем росте каждого. Это, безусловно, сказалось на развитии компетентности участников образовательного процесса и повышении его качества.

Проводимая работа, по реализации проектов направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, закладывает общий фундамент полноценного развития будущего человека. Повышает уровень развития познавательной активности, интеллекта и креативности воспитанников, уровень усвоения ими образовательной программы и программ художественно - эстетического цикла. Готовит ребенка к любой школьной проблеме и обеспечивает успешность обучения в лицеях и гимназиях города. Воспитанники принимают активное участие в региональных, городских, региональных, международных, конкурсах, смотрах, соревнованиях награждены дипломами и т .д.{/mosregread}

Результатом инновационной работы всего коллектива является положительная динамика в усвоении воспитанниками ДОУ общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки»: по отношению к 2006 учебному году (начало работы в проекте) количество детей с низким уровнем усвоения программы уменьшилось на 4%, со средним увеличилось 6%, с высоким на 12%.

Видна положительная динамика формирования патриотических чуств и развития познавательной активности у старших дошкольников. К концу второго года обучения количество детей с высоким уровнем сформированности патриотизма увеличилось на 30%, со средним - увеличилось на 5%; с низким уменьшилось на 35%. Дети не только могут выражать сопереживания, но и проявляют любознательность к представлениям о родном доме, культурном и историческом наследии родного города и края, природе малой Родины. Умеют заботиться о ближних, оказывают помощь окружающим.

У старших дошкольников возрос уровень сформированности основ экологической культуры, это умение оценивать состояние окружающей среды, доступной их возрастному пониманию, оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе, соблюдать правила поведения в природе, быть готовыми участвовать в охране и защите окружающей среды. Количество детей с высоким уровнем экологических знаний увеличилось на 34 %, с низким уменьшилось на 33% .

Таким образом, экспериментальная работа в ДОУ способствует активному участию педагогов в развитии образовательного учреждения, развитию компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ: саморазвитию и самоорганизации педагога его научному росту, развитию творчества, тем самым, повышает профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Способствует повышению педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательной активности у детей, их сотрудничеству с детским садом, включению в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. В настоящее время педагогический коллектив продолжает вести экспериментальную работу по реализации авторских программ дополнительного образования «Художник», «Юный эколог на Таймыре», «Мы любим театр», «Знакомство с Таймыром», которые являются основными составляющими региональной программы воспитания и образования дошкольников на Крайнем Севере «Корни», отслеживает результаты их усвоения воспитанниками.

.,
заведующий высшей категории
МДОУ № 8 «Детский сад
общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического,
физического и познавательного направления
развития воспитанников «Тундровичок»