TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Метод телекоммуникативных проектов ... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Алексеева М.П.   
20.08.09 01:41

Автор рассматривает метод телекоммуникационных проектов как эффективный способ создания аутентичной языковой среды, в которой происходит приобщение учащихся к иноязычной культуре с учетом особенностей национальной и русской культур через осознание учащимися культуры родного, русского и изучаемого языков.

Метод телекоммуникативных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся

Как использовать метод телекоммуникационных проектов в организации учебного процесса, направленного на формирование межкультурной коммуникативной компетенции у обучающихся?

В условиях полилингвального и поликультурного образования изучение иноязычной и собственной культуры становится стержнем современной концепции обучения иностранным языкам (далее – ИЯ). В настоящее время актуальность приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения, знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Для отдаленных регионов Российской Федерации, таких как Якутия, проблема создания условий для обучения межкультурной коммуникации приобретает особую значимость. Системное и целенаправленное использование Интернет-технологий, в частности метода телекоммуникационных проектов (далее – ТКП), в учебном процессе является тем средством, которое обеспечивает наиболее эффективное иноязычное общение на межкультурном уровне в пределах школьной программы.

Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. На уроке должны быть созданы условия, повышающие коммуникативную мотивацию обучающихся (учет контекста телекоммуникационной проектной деятельности, личного опыта, желаний, интересов и склонностей обучающихся, эмоционально-чувственной сферы, мировоззрения и статуса ученика в группе). Немаловажным является наличие позиции рефлексивной самооценки обучающегося, которая заключается в анализе, осмыслению себя, своей деятельности, способов достижения желаемого результата своей деятельности и учет возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся.

{mosregread}Анализ программных требований к уровню сформированности основ межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции показывает , что учащиеся должны овладеть знаниями о культуре с «большой буквы», основами поведенческой культуры, развивать умения и навыки, необходимые для общения с представителями разных культур. Поэтому в процессе обучения ИЯ важно решение задач, обеспечивающих формирование у школьников:

  • а) уважительного и доброжелательного отношения к языку, народу и культуре, способствующего развитию взаимопонимания и толерантности;
  • б) системы моральных ценностей и оценочно-эмоционального отношения к миру;
  • в) чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам и действиям людей.

Следовательно, в содержании обучения ИЯ наряду с межкультурной доминантой, должен отражаться ценностный аспект.

В предлагаемой нами модели обучения ценностный аспект межкультурного образования представлен на материале сравнения трех культур на основе культуроведческого компаративного анализа (М.М.Фомин, И.Э.Васильева). В методическом плане модель обучения представляет собой реализацию коммуникативно-деятельностного подхода как методологической основы обучения и использование метода ТКП как средства создания учебных ситуаций, максимально приближенных к условиям подлинного межкультурного общения. Методической доминантой является работа над телекоммуникационными проектами культуроведческой направленности (т.е. познавательно-поисковая и ценностно-ориентационная деятельность учащихся), а коммуникативная деятельность на ИЯ становится средством осуществления проекта.

{mosregread}В структурном плане модель обучения на основе метода ТКП представляет систему, состоящую из шести этапов: введение в проектную деятельность (постановка проблемы, обсуждение цели и задач, содержания, конечного результата, критериев оценивания) – выполнение познавательно-поисковых заданий проекта (сбор и систематизация информации, полученной от носителей языка через e-mail, из учебной, справочной, научно-публицистической и художественной литературы) – работа над проектом (представление полученной информации и обсуждение способов ее представления в проектном продукте, принятие окончательного решения) – подготовка презентации проекта - устная презентация проекта (выступление лидера группы с результатами работы по проекту, ответы всех членов группы на вопросы) – рефлексия (при оценке работы группы учащихся в целом и вклада каждого из них важно обратить внимание детей на то, что нового они узнали и чему научились в ходе выполнения проекта. Для этого хорошо использовать лист самооценки).

На этапе выполнения познавательно-поисковых заданий проекта учащимся предлагаются следующие задания:

  • а) Для работы с иноязычными участниками телекоммуникационной проектной работы посредством е-mail: составьте перечень вопросов, необходимых для того, чтобы узнать, как встречали новый год в старину в Англии, поделитесь со своим английским другом собранной информацией о том, как встречали новый год в cтарину в Якутии.
  • б) Для работы с Интернет-ресурсами: Зайдите на сайт Лондона www.london-uk.co.uk, определите, какие мероприятия международного масштаба проходят в Лондоне в течение года, сделайте презентацию лондонских мероприятий “Events in London” на Power Point.

В ходе работы учащихся с информационными источниками учитель предлагает следующие задания: найдите в тексте все, что вам понадобится для выражения своих идей и взглядов, обсудите предложения каждого в группе, попытайтесь придти к общему соглашению, напишите свои идеи в письменной форме, используйте “мозговой штурм”.

На этапе работы над проектом учащимися выполняются проблемные устные и письменные задания, где используется работа в парах или группах. Работа в группах повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу: What do you know about origins of May Day? How was it celebrated in ancient times? What was the main idea of this holiday?

Презентация телекоммуникационного проекта может проходить в разных формах. Так, по теме „National holidays: Ysyakh and May Day” это был урок-защита. На защиту выносилось следующее положение: “Но вый год в старину и в Англии, и в Якутии отмечался как момент пробуждения и обновления природы (для якутов - пробуждение от долгого зимнего сна).{/mosregread}

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что интерактивный подход Интернет-технологий, в том числе метода ТКП, служит одним из средств достижения комуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).

Выполняя телекоммуникационный проект, ученик развивает свои умения и навыки речи, обогащает лексику и грамматику. Более того, метод телекоммуникационных проектов также развивает навыки, связанные с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления и т.п. Таким образом, способствует формированию основ межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции, развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и способность работать в коллективе.{/mosregread}

Алексеева М.П.,
к.п.н., заместитель директора
Октемский лицей Хангаласского района
Республика Саха (Якутия)
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Литература

  1. Алексеева М.П. Формирование информационной культуры учащихся на основе использования новых информационных технологий как довузовская подготовка учащихся // Материалы I научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации». – СПб., 2000. - С.3-6.
  2. Алексеева М.П., Попов И.В. Процесс информатизации на примере Октемской школы- гимназии//Материалы научно-практической конференции «Проблемы физикотехнического образования в РС (Я)». – Я., 2001. - С.36.
  3. Алексеева М.П. Использование НИТ в обучении и воспитании //Интегрированное медиаобразование: Опыт школ России. – М.: ИОСО РАО, 2001.- С.215-216.
  4. Алексеева М.П. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся девятого класса якутской школы на основе метода телекоммуникационных проектов. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 195 с.
  5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: КАРО, 2005. – 352с.
  6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 220 с.
  7. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. – М./СПб.: ГЛОССА/КАРО, 2004. – 336 с.
  8. Полат Е.С., Бухаркина М..Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007.
  9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.