Информационно-комуникативные технологии как одно из средств ... |
Добавил(а) Цивилева Л.Л. | |||||||||||||||||||||||||||||||
20.08.09 01:46 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Автор знакомит читателя с тем, как в Гуманитарно-педагогическом лицее идет успешное формирование единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей расширение информационного пространства, использования мультимедийных, интерактивных средств обучения, глобальной сети Интернет, повышение компьютерной грамотности учителей и учащихся и профессиональной компетентности учителя, а в итоге - повышение качества образования. Информационно-комуникативные технологии как одно из средств обеспечения современного качества образованияКак могут быть связаны качество образования и ИКТ?В проекте современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационной экономики, повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина определяется как стратегическая цель государственной политики в области образования. {mosregread}Для достижения поставленной цели существует большой арсенал средств. Каждое учебное заведение решает эту задачу по-своему, опираясь на основополагающие программные документы, в том числе, на основные направления развития приоритетного национального проекта «Образование». Одним из таких средств является внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), которые представляют собой совокупность методов, способов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее пользователей. В последнее время данной проблеме уделяется пристальное внимание. Это объясняется:
Все вышеперечисленные документы позволяют сделать вывод, что информатизация рассматривается как одна из актуальнейших задач и важнейших направлений государственной информационной политики, что владение информационными технологиями, умение вступать в коммуникацию, диалог, решать проблемы - становятся новыми составляющими современного, востребованного обществом, качества образования. Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе ИКТ, позволяет значительно расширить область самостоятельной работы школьника с учебным материалом, что существенно повышает качество образования. Значимость и роль данной проблемы /информатизации/ в развитии лицея, в достижении современного качества образования мы определили для себя еще в 2003 году, разработав программу «Информатизация лицея», которая включала в себя:
Мы понимали, что для того, чтобы перейти к внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий, нужна база, нужны кадры. Вот почему первая часть программы информатизации включала компьютеризацию, то есть насыщение образовательной среды компьютерной техникой, техническими мультимедийными средствами обучения, электронными ресурсами. Следует заметить, что данный процесс шел довольно успешно, особенно после получения гранта ПНП «Образование». Свидетельство тому данные таблицы:
Как видно из таблицы, количество компьютеров и количество учащихся на один ПК увеличилось в 2,5 раза. В России по последним данным 20 человек на 1 ПК. Вторым шагом в реализации Программы «Информатизация лицея» стала работа по развитию компьютерной грамотности, информационной культуры педагогических кадров. Компьютеры, мультимедийное оборудование, электронные носители – это все средства информатизации, которые сами по себе ничего нового не добавляют в содержание обучения, не приводят к глобальным изменениям. Возникла необходимость изменить отношение учителей к компьютерам, Интернету, к электронным средствам обучения, заинтересовать их громадными возможностями данной техники, научить пользоваться ею при проведении учебной, исследовательской, воспитательной работы. Вопрос подготовки кадров был решен несколькими путями:
Наличие материально-технической базы, электронных средств обучения, готовность кадров к изменениям в содержании, методах обучения - создали необходимые условия для внедрения новых образовательных технологий /ИКТ/, позволяющих развивать мотивацию к обучению, улучшать качество образовательной подготовки, формировать коммуникационную культуру и единое образовательное пространство. Активизация и эффективность этого процесса были обеспечены во многом созданием единой информационно-образовательной среды, которая включала в себя: медиатеку, информационно-методический центр (ИМЦ), Пресс-центр, телестудию и газету «Лицеист».{/mosregread}
Медиатека - кабинет, оснащенный проекционным оборудованием и компьютерной техникой, позволяющий проводить интерактивные занятия с использованием мультимедийных и коммуникационных технологий по различным учебным дисциплинам, имеющий условия для хранения наборов CD дисков по разнообразной тематике и просмотра пользователями представленной информации. Медиатека включает фонд разнообразных информационных ресурсов, которые постоянно обновляются из сети Интернет или приобретаются на средства лицея. Общий объем материалов электронной библиотеки - 87 дисков.
Все электронные носители используются на уроках и во внеучебной деятельности. Медиатека имеет несколько зон:
Кроме того, в медиатеке имеются:
Наличие в лицее медиатеки, привело к тому, что в большем объеме стали использоваться Интернет-ресурсы, мультимедийные учебные пособия и готовые программные продукты, возросло в два раз число уроков с использование информационно-коммуникационных технологий. Учителя - предметники совместно с учащимися активно создают презентации для компьютерной поддержки уроков (на базе медиатеки на этот вид работы потрачено 123 часа). С помощью ресурсов медиатеки учащиеся:
Иначе говоря, работа в медиатеке, использование ИКТ способствуют не только развитию коммуникативных, познавательных компетенций у ученика, но и формируют навыки и способности аналитической, самостоятельной деятельности, отбора материала, что полностью соответствует требованиям компетентностного подхода к оценке качества образования. Учителя используют Интернет при подготовке и проведении уроков, для погружения в языковую среду, для создания презентаций, проведения зачетов, тестирования, реализуя принцип открытости и объективности оценки знаний обучающихся. Интересным, на наш взгляд, стал эксперимент по дистанционному обучению при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Для этих целей была отобрана группа учащихся в количестве 15 человек, определен тьютер, с вузом был согласован режим работы и назначен ответственный для осуществления программного обеспечения, руководства и контроля и в лицее. В конце 2007-2008 учебного года проведен мини - опрос учащихся об отношении к эксперименту. Вот что показали ответы: Какие причины побудили вас выбрать дистанционное обучение?
Видите ли вы результаты дистанционного обучения?
Чего вы ожидаете от дистанционного обучения?
Как видно из ответов, большинство опрошенных надеется на результаты, хочет ближе познакомиться с методикой работы вузов и т.д. Интерес к дистанционному обучению проявляют и учащиеся школ города. Учитывая актуальность вопроса развития дистанционного обучения в рамках современной модели образования, в этом учебном году расширены варианты дистанционного обучения на основе договоров с вузами: МГУ им. М.В. Ломоносова - физика, математика (начало - октябрь 2008); РГПУ им. А.И. Герцена - биология, обществознание, русский язык (ноябрь 2008); СПбГТУ - физика, химия (октябрь 2008). Подобраны составы групп, определены руководители, тьютеры. Конечно, введение дистанционного обучения основано на длительных договорных отношениях с этими вузами. С этого года РГПУ им. А.И. Герцена, учитывая плодотворный опыт 10-летней совместной работы, определил нас базовой школой университета, что тоже полностью соответствует содержанию современной модели образования.
{mosregread}Следующим шагом в использовании ИКТ стала установка оборудования телевидеоконференцсвязи, которая значительно расширяет возможности общения, диалога, знакомство с опытом работы учителей, иссле довательскими работами учащихся, что и направлено на обеспечение доступности качественного образования. Первая теле-видео-связь с городами Санкт-Петербургом, Великим Новгородом, Вологдой уже продемонстрировала уникальные на сегодняшний день возможности данной аппаратуры, а участие 30 сентября в телеконференции «Работа учителей немецкого языка по текстовому пространству» подтвердило роль и значимость ИКТ в повышении профессиональной квалификации учителей. Участие в проекте «Гимназический союз России» - существенная помощь и поддержка лицея в использовании современных телекоммуникационных средств и информационных технологий. Очень важную роль в информационно-образовательной среде лицея, в использовании ИКТ играет Информационно-методический центр (ИМЦ) на базе лицейской библиотеки, способствующий созданию максимально комфортных условий для доступа пользователей к информации на всех видах носителей. Сегодня фонд ИМЦ использует три вида носителей: традиционные (бумажные), видеоресурсы и медианосители. Основной функцией ИМЦ является информационное обеспечение образовательного процесса, а также методическое сопровождение пользователей и повышение их информационной грамотности. В своей работе сотрудники ИМЦ используют автоматизированную правовую систему «ГАРАНТ», на базе электронной информационной библиотечной программы «ИРБИС-mini» установлен Единый электронный каталог Городской публичной библиотеки, позволяющий познакомиться с ее фондом и фондами муниципальных библиотек города Ухты. ИМЦ создаёт свои полнотекстовые электронные базы: «Энциклопедия школьника», «Республика Коми», газета «Лицеист», «ЕГЭ - Олимпиады», «Методист ГПЛ», «Творчество. Сотрудничество. Поиск», «Лицей - Школа № 1», в которых можно найти методические рекомендации по различным аспектам, а также исследовательские и творческие работы учащихся и учителей лицея. С января 2008 года пользователи ИМЦ получили доступ к ресурсам сети Интернет. Широкое применение получили ИКТ в работе лицейских средств массовой информации: газета, телестудия, сайт. На базе Пресс-центра проходит верстка и выпуск газеты «Лицеист», на базе медиатеки ведется системная работа по обновлению сайта, где родители получают информацию о расписании занятий, о проводимых лицейских мероприятиях. Информационно-коммуникационные технологии также используются для проведения интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций: «Шаг в науку», «Творчество. Сотрудничество. Поиск»; внутри лицейских мероприятий. Возможности использовать ИКТ ежегодно увеличиваются в связи с расширением информационно-образовательной среды. Так, например, в прошлом учебном году был создан мультимедийный кабинет физики, в этом году – математики, химии, с соответствующим оборудованием (интерактивная доска, компьютеры, проектор, сканеры), которое активно применяется на уроках, способствуя повышению мотивации к обучению, качества обученности по предмету, увеличению количества участников олимпиад, конкурсов, конференций.{/mosregread} В планах образовательного проекта «Создание единой информационно-образовательной среды»:
Мы думаем, что педагогический коллектив «ГПЛ» успешно реализует программу Информатизации. И это не случайно. Школа будущего, какой планирует стать лицей, должна действительно опережать события и время, внедряя инновационные процессы в первую очередь. Цивилева Л.Л., |