Инновации и эксперимент в образовании

«Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке
Добавил(а) Бородина Е.П.   
20.08.09 02:11

«Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке

Что же такое малая группа и сколько человек в нее должно входить? Как делиться на группы?

Познание начинается с удивления
(Аристотель)

Постепенно, а затем все более уверенно и системно я вводила в свою педагогическую практику элементы групповой работы. И каждый раз убеждалась в их эффективности, не забывая при этом помнить о «мелочах». Я надеюсь, что некоторые из них, описанные ниже, могут быть полезны и вам.

Когда учитель замечает, что жизнь учеников на уроке беднее, чем полная энтузиазма его учительская жизнь, тогда он задумывается, все ли он делает для того, чтобы его ученики проживали его урок также полно и интересно. Чтобы оживить свои уроки, учителя часто используют на уроках такой прием как группоая работа. Работа в малых группах хороша тем, что ее можно применять на всех этапах урока от постановки целей до рефлексии, и тем, что любая учебная дисциплина, любая тема по предмету могут стать содержанием (вопросами и проблемами), над которыми можно работать в малых ученических группах. В своей практике я часто использую такую форму организации учебного процесса.

Действительно, организовать групповую работу на уроке не сложно: разделил учеников на группы – выдал задания – поработали вместе – получили результат. Некоторые вещи учителям кажутся очевидными, сами собой разумеющимися, не требующими особого внимания. Построить продуктивную и эффективную работу в группах на уроке не так просто. Чтобы все удалось и можно было гарантированно получить удовлетворение от хорошо выполненной работы, достичь воодушевляющих результатов, и чтобы ученикам вновь и вновь захотелось работать совместно, учителю нужно приложить максимум усилий, учесть все нюансы, грамотно спланировать и спрогнозировать свою деятельность и деятельность учеников. В организации групповой работы нет неважных мелочей. Из этих «мелочей» и складывается успешная работа в малых группах. Простая, на первый взгляд, работа оборачивается кропотливой, планомерной, системной деятельностью всех субъектов образовательного процесса, где на плечи учителя ложится дополнительная нагрузка. И если все получается, то ученики в малых группах проявляют себя как самостоятельные творческие личности, как товарищи по команде и во взаимодействии через других понимают и себя и материал урока, оправдывая тем самым слова Л. С. Выготского: «Через других я становлюсь собой».

«Познание начинается с удивления» (Аристотель)

Случается, слова о том, что сейчас работаем в группах, вызывают у учеников не бурное ликование и ожидание захватывающей деятельности, а либо выдох неудовлетворения, либо вздох, предвещающий скучное времяпрепровождение: «Опять?!» И тогда поимаешь, что перед тобой люди, которые не один раз «обжигались» неправильно организованной работой в группах и никогда не радовались совместной работе в команде. Урок, в котором присутствует групповая работа, требует от учителя умения создавать задания, которые «зацепят» ученика, в которых есть элемент интриги, поиска, творчества. Без таких заданий ученики обречены на просиживание в группе, а не на творческую жизнь. Конечно, проще сказать: «Прочитайте самостоятельно материал, ответьте на вопрос…» Итак, первая «мелочь», о которой необходимо помнить: урок должен быть наполнен подлинной, интересной деятельностью, заданиями, заставляющими выйти из обычных рамок: вопрос – ответ. А это уже открытые эвристические задания. Не пора ли задуматься над тем, владеем ли мы технологией составления творческих заданий для наших учеников, от которых загораются глаза, и ученики берутся с радостью и интересом даже за самый «сухой» материал?

{mosregread}Никогда не поздно

На вопрос, когда начинать активно практиковать групповую форму работы на уроках, на мой взгляд, ответ однозначный: чем раньше, тем лучше. У нас в гимназии учителя начальной школы успешно работают в этом направлении, и в средней школе не использовать уже заложенные знания и умения детей, в плане совместной работы, было бы крайне неправильно. Лично я, как только ко мне приходят пятиклассники, начинаю работать с ними в малых группах. Известно, что младшие подростки лучше всего договариваются между собой, это основано на психофизических качествах, присущих данному возрасту. Многие психологи считают, что именно на границе младшего школьного и подросткового возраста возникают новые рефлексивные способности, складываются возможности для создания пространства, где разворачиваются новые процессы развития, возникает новый уровень общения. И нельзя упускать это из виду, чтобы потом не пришлось тратить больше сил на развитие умения договариваться. Но если вы по какой-то причине еще не используете работу в малых группах, то никогда не поздно начать.

Что же такое малая группа и сколько человек в нее должно входить?

Двое – это не группа. Совместная работа вдвоем может перерасти в непродуктивный спор и даже ссору, а может вообще стать монологом. С появлением третьего появляется возможность критики предложений, оценки подходов, рассмотрения разных вариантов решения задачи. Вчетвером, впятером обсуждение обычно получается и содержательнее, и интереснее, и полезнее. На мой взгляд, оптимальный состав группы 4 человека, когда каждому находится своя роль, часть общей работы, и когда его помощи и поддержке рада вся команда.{/mosregread}

Когда групповая работа налажена, в классе могут работать и довольно большие группы по 6 – 10 человек. Это оправдано, когда в группе решается проблема, похожая на «олимпийские кольца», когда ученики уже самостоятельно могут применять освоенную технологию коллективного обсуждения и принятия общего решения, при которой каждый выполняет часть общего задания, определенную ему группой.

 

Как делиться на группы

Это та «мелочь», которая может разрушить все ваши планы. И опять, только собственный опыт и интуиция учителя позволят все сделать правильно. Если предполагается небольшая работа в группе, например, на каком-то этапе урока, то здесь можно применить любой способ деления: от расчета по номерам на первый-третий (четвертый) до произвольного деления по желанию самих учеников. Если планируется серьезная работа, лучше, чтобы по составу «слабый-сильный» группы были одинаковыми. Об этом стоит позаботиться заранее. Предпочтительнее, чтобы это ученики сделали самостоятельно. А вот как – это уже мастерство учителя!

Распределение ролей в группах

{mosregread}В зависимости от содержания задания, над которым будет работать группа, можно предлагать различные роли. Это могут быть аналитики, критики, ораторы (риторы), адвокаты, репортеры и т.д. Как правило, группа всегда выбирает командира. Есть еще одна роль, о которой нужно сказать особо. Это - посыльный. В чем особенность роли посыльного? Казалось бы, взял – принес – отдал. Есть очень ответственный момент – иногда только ему – посыльному - учитель дает объяснения, что и как необходимо сделать для выполнения задания. Вот какая большая ответственность ложится на плечи посыльного: часто успешное выполнение задания зависит от того, насколько правильно он «донес» до команды все инструкции и суть задания.

«Неправильные» задания и «неправильные» ответы

Какие должны быть задания для групп зависит от типа урока, целей, условий и многого другого. Но совершенно точно - это должны быть открытые задания, которые позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания и получать различные результаты в пределах одной и той же темы (вопроса) в силу различия личностных качеств самих учеников.

Учитель и сам должен поработать над учебным материалом, создавая задания, повышающие творческие возможности учебника:

  • переформулировать условия, при котором содержание упражнения сохраняется, а условие изменяется;
  • найти (создать) многовариантность в условии задания;
  • выйти за рамки задания, когда содержание задания дает возможность его дальнейшего развития;
  • соотнести учебную информацию с реальностью и т.д.

Эти приемы эффективно повышают интерес учеников к выполнению заданий.

Не нужно бояться «неправильных» вопросов и ответов. Их присутствию на уроке нужно радоваться, т.к. это показатель самостоятельной мысли, попытки учеников объяснить явление или проблему. На один и тот же вопрос получили неожиданные разные ответы – замечательно! Есть возможность сравнить все версии, а потом согласиться с ними или нет. Возникает интерес – что скажет другая группа? Разные взгляды, разные точки зрения позволяют формировать у учеников критическое мышление, систематизировать изучаемый материал, говорить о неоднозначности проблемы, о разных подходах к решению одной и той же задачи, и о необходимости договариваться о смысле понятий, которые мы используем.

Так, на одном уроке в 6 классе неожиданно возникла ситуация, когда пришлось срочно разделиться на группы, для решения возникшего спора: куда отнести понятие «самая высокая гора» к общим или единичным. Приверженцы той или иной точки зрения должны были аргументировать свою позицию, а эрудиты даже вспомнили про самую высокую гору в Солнечной системе (40-метровая гора Олимп на Марсе).

Объем заданий

Каким должен быть объем заданий? Ясно, что задание (или задания) должно быть выполнимо. И если я говорю ученикам, что сегодня вы должны выполнить 3 очень трудных задания, я должна быть уверена в возможности их выполнения; говорю – 20 заданий, значит, все они должны быть выполнены. Если задание очень большое, то всегда есть вероятность того, что оно не будет сделано. Уверенность учащихся в том, что задание выполнимо, повышает их мотивацию, дает возможность смело исследовать, решать, а не бояться, что это не возможно. Я часто говорю детям: «Поверь в себя, и ты сможешь больше, чем думаешь». А некоторые дети сами обнаружат, что не все так просто и очевидно, что есть еще и «глубина».

Сложные или легкие?

На одном из уроков, проходя мимо дружно работающей команды шестиклассников, я с изумлением обнаружила: вместо того чтобы воспользоваться готовым отрывком кодировочной таблицы, данным им в тексте задания, они сами быстро переводили числа из одной системы счисления в другую, тратя драгоценное время, и остановились лишь после моего замечания. После урока я поинтересовалась, зачем они это делали. Ответ меня удивил: «Мы подумали, что не может быть такого легкого задания». Вот так! Задания не должны быть слишком легкие. Уровень сложности для каждого класса учитель определяет сам, исходя из возможностей и способностей учеников.

Формулировка заданий

Задания для групповой работы должны быть сформулированы понятно и точно. На этапе их подготовки учителю необходимо проверить, что все понятия, слова, выражения, требования будут однозначно истолкованы учащимися. «Мы не поняли, что делать» – фраза, которая должна насторожить учителя, показать, что не все ещё включились в работу и надо выяснить причину непонимания, но это не команда учителю срочно все прояснить и разложить по полочкам. От раза к разу будут расти качество формулировки заданий учителем и амостоятельность учеников. Дети поймут: «не понял» – это, наверное, поленился подумать, побоялся попробовать, испугался ошибки.

Не разжевывайте задания!

В ходе работы групп инструкции по выполнению заданий получат посыльные (см. ниже).{/mosregread}

Драгоценное время

В групповой работе очень важен темп. Это позволяет удерживать внимание учащихся и не превратить работу в увеселительное мероприятие. У меня на всех уроках стоят песочные часы на 1, 3, 5 минут – это очень наглядно и действует организующе. Нет пустой траты времени, некогда раскачиваться, нужно быстро выполнить задание за отведенное время.

 

Ограничение времени, на мой взгляд, – очень важная «мелочь», которую учителю важно оценить до начала работы. Можно дать на выполнение работы и 10 минут, но будьте уверены, что 5-7 из них будут потрачены впустую. Эти ограничения по времени, разумеется, не касаются вопросов и проблем, требующих основательной проработки.

Восприятие времени очень субъективно. Оно зависит от эмоционального состояния человека, от возрастных особенностей и ряда других факторов, но правильно относиться ко времени, уметь использовать его с пользой для дела, этому наших детей учить необходимо.

Движение – это жизнь, и рабочий шум - тоже

Под любыми мыслимыми и немыслимыми предлогами давать ученикам в группах двигаться.

Тишина и обездвиженность – это свидетельство того, что групповая работа на уроке мертва. Если нет никакого действия в пространстве класса, если нет рабочего шума, на высокий результат можно не надеяться. Учителю нужно радоваться, когда его задание вызывает у детей желание работать, а это невозможно без оживления физического и эмоционального. В кажущемся беспорядке и шуме можно разглядеть проявление порядка более высокого, чем примитивная послушность.

Другое дело, когда возникает звуковой фон, в то время, когда одна из групп уже начала отчитываться или рассказывать о своем задании. Это означает , что не все группы готовы к роли слушателя, отсюда общее невнимание и шум. Шум другого рода, шум, который мешает. Время истекло, все прекращают обсуждение – это неукоснительное правило. Ставится другая задача, начинается другой вид деятельности. Учитель терпеливо формирует у детей умение слушать и слышать, а дети открывают у себя способности доброжелательного, но, если нужно, критически настроенного слушателя.

Например, А.П.Ершова1 предлагает такую организацию: когда время закончится, все группы складывают свои рабочие листочки в одно место (скажем, в ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу – в новой мизансцене, которая помогает переключать внимание с подготовки на восприятие работы других. Хозяин ларца (им может быть и учитель, и ученик) не глядя, достает любой рабочий листок. Узнавшая свой листок группа, начинает показ…

Основа сотрудничества – желание отдать, помочь быть сопричастным

Ещё одна важная «мелочь», которую должен держать под контролем учитель. Работа в группах – это не поле для соперничества и борьбы за лидерство. Это – стимул к активизации интереса, познавательной потребности («кто придумал ещё что-то интересное?», «я в следующий раз постараюсь найти ещё более интересное решение (подход, оформление и т.п.)», «я отвечу так, что всем будет любопытно, что там дальше…»). В групповой работе важно формировать и развивать психологическую установку на сотрудничество. Я говорю ученикам: «Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, станет и сам талантливее». У нас на уроках часто можно услышать аплодисменты, мы радуемся находкам, открытиям друг друга и это происходит по велению сердец.

Проверка результатов

Замечательно, что в групповой работе роль оценщика и судьи учитель может с себя снять, правда, при этом нужно заранее позаботиться о четких критериях оценки заданий и познакомить с ними учеников.

При групповой работе на первый план выходит самооценка, взаимооценка. К работе по проверке результатов могут быть привлечены эксперты из числа учеников класса или приглашенные из других классов. В работе с группами мне очень помогают «Листы самоконтроля, самооценки и рефлексии»2, которые я разрабатываю. От урока к уроку они несколько видоизменяются, но смысл остается один: дети видят весь объем работы, отслеживают на протяжении всей работы и оценивают выполненные задания, а также оценивают работу каждого члена группы по активности и вкладу в общее дело. Видят , где группа недоработала, где все получилось, какую корректировку нужно внести.

О роли учителя

Однажды на уроке, перемещаясь от одной группы детей к другой, я поймала себя на мысли, что идет урок, а на меня – учителя, никто внимания не обращает, все заняты делом. Обидно даже стало, это же я все придумала, все приготовила…

Это только кажется, что учитель в это время не нужен. Просто роль учителя меняется. Учитель переходит на другие позиции – на позиции сопровождающего учебную деятельность; наставника, который поддержит где необходимо; помощника, который будет рядом, если в этом кто-то нуждается; в конце концов, «кострового, который подбросит дровишек» в затухающий костер интереса и азарта.

Для учителя же в это время открываются большие возможности заняться тем, без чего наше мастерство невозможно совершенствовать. На обычном уроке, где нужно следить за логикой повествования, содержанием ответов, т.е. за тем, что мы традиционно вкладываем в понятие «ход урока», мало остается времени и возможностей, чтобы внимательно присмотреться к каждому ученику, понаблюдать как бы со стороны за самим процесс познания? Как там живут на уроке мои ученики? Вот для чего освобождается время, когда ученики заняты своей работой. И эти наблюдения часто приводят к неожиданным открытиям!

Следите за настроением

Если вы хотите, чтобы все получилось, нужно интересоваться жизнью учеников не только на своем уроке. И… быть готовым, ради самих же детей отказаться от задуманного и запланированного. Если вы видите, что дети пришли на урок возбужденные, потому что на предыдущем уроке писали контрольную работу и не успели еще отдохнуть, хорошо бы на время «забыть» о программе. В таких случаях мне на помощь всегда приходят различные психологические упражнения и тренинги, которые отвлекают детей, расслабляют и в то же время дают возможность переключиться и незаметно для них включиться в работу на уроке. И потом долго можно слышать: «А давайте ещё…»

Играть? Играть!

С чего начать? Вводите в свою педагогическую практику социоигровые моменты. Игровые обязательства, принятые добровольно друг перед другом и перед учителем, обеспечивают и внимание, и работоспособность, и рассеивают ученические страхи, ссоры и враждебную настороженность, нежелание некоторых учащихся работать. Играть любят все: взрослые и дети. В игре есть динамика, движение, увлеченность, уверенность в возможности победы, есть право на ошибку, полнота ощущений протекающей здесь и сейчас жизни. Сами собой находятся естественные пути и методы, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и вызывают желание самосовершенствоваться.

И мы начали играть.

В Приложениях к статье я предлагаю урок-игру «Космические рейнджеры» по информатике. Эта интерактивная игра была создана мною с использованием информационных технологий и вызвала большой интерес ребят. Её продолжение мы договорились делать совместно.

В Приложении 1 содержится методический замысел; Приложение 2 – сюжет видеоряда с текстом и комментариями действий; а также Приложение 3 – сами задания, которые необходимо выполнить учащимся в ходе игры; Приложение 4 – отрывок презентации в MS Power Point, которая сопровождает всю игру. К со жалению, она создавалась, как яркое дополнение сценария, и включает в себя видео-отрывки из фантастических фильмов, озвучена, и ее объем не позволяет выложить полную версию, поэтому представлено только начало, по которому можно судить о стиле и наполнении (каждый творческий учитель в состоянии дополнить видеоряд своими материалами).

Лист самоконтроля, самооценки и рефлексии


Класс __________
Команда №______
Число __________

Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!

Учащийся (фамилия, имя) Помощь команде Активность Оценка команды Оценка учителя
1.          
2.          

Теоретические задания для группы

Задания полностью правильно частично правильно неправильно
Задание 1: Блиц-турнир      
Задание 2: Кодирование графической информации      
Задание 3: Устройства компьютера: определения и функции      
Задание 4: Кодирование текстовой и числовой информации      
Задание 5: Системы счисления      
Домашнее задание: эмблема, синквейн      

Практические задания для группы: использование компьютера как инструмента для решения практических задач

1. Вспомните «Правила безопасности при работе с компьютером».  
2. Использование ПО: Калькулятор (инженерный)  
3. Использование ПО: Excel для обработки данных  

Творческие задания для группы

Синквейн Домашнее задание Класс

Рефлексия

Все ли получилось? Почему? ___________________________________________

Как менялись чувства и настроение во время урока?

___________________________________________
Лучше всего у нас получилось

___________________________________________

Этого мы достигли благодаря

___________________________________________

Труднее всего было

___________________________________________

Эти трудности мы преодолели так:

___________________________________________

Выполнили поставленные цель и задачи?

___________________________________________

Бодина Е.П.,
учитель информатики и ИКТ,
МОУ гимназия №11,
г. Железнодорожный
Московская область


1 Ершова А.П. «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения». - М.:, 2000.

2 см. Образец «Листа самоконтроля, самооценки и рефлексии», который помещен в конце статьи.