Инновации и эксперимент в образовании

Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка
Добавил(а) Дашко М.В.   
20.08.09 02:15

Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка

Как и любой предмет школьного обучения, курс русского языка предполагает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Кроме системы знаний, они должны получить в школе и определённый круг навыков. В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования1 и в объяснительных записках к программе по русскому языку2 появилось понятие «компетенция». «Научить русскому языку – это значит обеспечить формирование компетенции следующих типов: 1) языковой; 2) лингвистической; 3) правописной; 4) коммуникативной», – пишет В.В. Гадалова в своей книге «Теория и практика урока русского языка»3.

{mosregread}Языковая компетенция4 – это владение системой языка, самим языковым материалом.

Лингвистическая компетенция5 включает в себя знание основ науки о русском языке и умение опознавать языковые единицы, группировать языковые явления по определённым признакам, давать анализ и характеристику языковых единиц всех уровней.

Правописная компетенция – это знание орфографических и пунктуационных правил, а также формирование умений правильно писать слова и пунктуационно оформлять предложения и текст.

Коммуникативная компетенция6 предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.

Поэтому особую актуальность приобретают те методы обучения, которые формируют все перечисленные типы компетенции: практикумы (орфографические и пунктуационные), коллоквиумы, семинары, в том числе и лабораторные работы, которые могут рассматриваться как одна из возможных форм проведения урока русского языка, направленная на формирование этих типов компетенции. По существу на многих уроках русского языка традиционные виды работ проводятся как лабораторные работы: комплексный анализ текста, изложения, сочинения, орфографические задания и т.д. Но, преследуя общие цели, названные формы проведения урока и лабораторные работы вместе с тем отличаются друг от друга и по назначению и по способам проведения.

На лабораторных занятиях теоретические знания самостоятельно используются каждым учащимся для решения тех или иных практических задач. Здесь ученик самостоятельно и индивидуально устанавливает связи между теорией и практикой. На лабораторных работах учебные задачи и приёмы анализа соединяются с элементами научного исследования, так как лабораторные занятия дают возможность поставить учащегося в позицию исследователя. Ученик вовлекается в процесс открытия, что соответствует современным требованиям обучения.

Все лабораторные работы построены по единой схеме: определены тема каждой работы, цель, может быть дана необходимая литература, затем следует описание хода работы.

Лабораторные работы могут быть самыми разными.

Приведём пример одной из них7.{/mosregread}

6 класс

Тема. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Дано: 1) суффиксы: -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-). 2) слова: ночевать, командовать; развешивать, докладывать.

Цель. Определить условия написания букв ы-и и о-е в суффиксах глаголов.

Ход работы

  1. Запишите данные слова в тетрадь и выделите суффиксы -ыва-(-ива-), -ова- (-ева-).
  2. Поставьте данные глаголы в форме I лица единственного числа. Обозначьте суффиксы.
  3. Определите, в каких словах суффиксы сохранились.
  4. Сделайте вывод, в каких случаях пишут буквы ы-и, а когда – о-е.
  5. Прочитайте свою работу, сделайте обобщение и вывод. Что же является условием для написания букв ы-и и о-е в суффиксах? Сформулируйте правило.

Описание работы

Я выписываю слова ночевать, командовать, развешивать, докладывать, потом я выделяю в этихсловах суффиксы, получается: ноч--ть, команд-ова-ть и развеш-ива-ть, доклад-ыва-ть. Ставлю данные глаголы в форме 1 лица единственного числа и обозначаю суффиксы: ноч-у-ю, команд-у-ю; развеш-ива-ю, доклад-ыва-ю. Следовательно, буквы о и е пишутся, если в форме 1 лица единственного числа суффикс не сохранился, а ы-и, если суффикс сохранился.

Вывод: чтобы определить правильное написание суффиксов -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-) в глаголах, надо поставить глагол в форме 1 лица единственного числа, и если суффикс сохранится, то мы напишем суффикс -ыва-(-ива-), а если не сохранится, то -ова-(-ева-).

(Шулякова Ольга)

Таким образом, мы видим, что лабораторная работа как форма проведения урока русского языка способствует:

  • усвоению теоретического материала, умению анализировать языковые факты, самостоятельно истолковывать явления языка (языковая компетенция);
  • совершенствованию навыков научно-исследо вательской деятельности (лингвистическая компетенция);
  • овладению навыками грамотного письма (правописная компетенция);
  • умению связно излагать свои мысли в письменной речи (коммуникативная компетенция).

Кроме того, развитие интеллектуального потенциала России – важнейшая задача, стоящая перед системой образования. Значит, особая роль в решении этой проблемы отводится именно организации и проведению обучающих работ научно-исследовательского характера. Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развить потенциальные способности, индивидуальные для каждого ребенка. Лабораторная работа как форма проведения урока русского языка как раз и является таким видом работы.

Дашко М.В.,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 536


1 Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения.- М.:Дрофа, 2004 г . - С.5.

2 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.:Просвещение, 2002.-С.3-5.

3 Гадалова В.В. Теория и прктика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М.: Московский Лицей, 2002.-С.9.

4 Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ, 1996.-№ 1.-С.3-8.

5 Шанский Н.М. Школьный курс русского языка/ Актуальные проблемы и возможные решения//РЯШ, 1993.- №2.-С.3-9.

6 Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ, 1996.-№ 1.-С.5.

7Работа ученика даётся без правки.