TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Пути преодоления школьной дезадаптации в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю PDF Печать E-mail
Добавил(а) Найманова Л.И., Володина Н.Я.   
21.10.09 17:12

Статья посвящена проблеме перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Авторы предлагают путь решения проблемы, связанный с реализацией предметного обучения в начальной школе со 2 класса, созданием Малой Академии лицеистов «Юниор» и субботней школы для детей старшего дошкольного возраста.

Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 4/2009
Раздел: Экспериментальные площадки

Найманова Лидия Иннокентьевна,
Директор
Володина Нина Яковлевна,
Лицей №36 «РЖД», г.Иркутск

Пути преодоления школьной дезадаптации в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю

Как помочь учащимся начальной школы обеспечить безболезненный переход в пятый класс?

Одиннадцатилетний возраст ребенка является трудным периодом полового и психологического созревания, где «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» (Выгодский Л.С.). Вот почему нарушение стереотипов, закрепленных в начальной школе, приводит в пятом классе к дезадаптации личностного развития, усиленной пубертатным кризисом детей. При этом падает мотивация к учебе, ухудшается качество образования.

Поиски путей решения этой важной проблемы привели в лицее к возникновению идеи создания системы, включающей в себя предметное обучение в начальной школе со 2 класса, создание Малой Академии лицеистов «Юниор» и субботней школы для детей старшего дошкольного возраста. Развитие идеи переросло в проект «Преемственность и непрерывность», реализуемый в рамках внутрилицейского эксперимента, получившего одобрение педагогической общественности на сетевом и региональном уровне.

Идея предметного обучения в начальной школе не нова. О ней упоминается еще с дореволюционных времен. В мире есть сторонники и противники ее, известны как отрицательные, так и положительные результаты. Главными аргументами противников являются трудное привыкание младших школьников к разным преподавателям, кабинетам, требованиям.

На наш взгляд, такой негатив рождается от незнания педагогов психофизиологических особенностей младших школьников и подростков одиннадцати лет, отсутствия подготовительного периода, системного подхода к процессу обучения.

Организационный этап проекта включал в себя:

  • подготовку преподавательского состава к предметному обучению в начальной школе (мастерклассы, семинары, самообразование, психологическое тестирование и др.),
  • пересмотр и усовершенствование дидактических материалов, материальной базы,
  • освоение педагогами здоровьесохранных пед-технологий,
  • усовершенствование службы медико-психолого, педагогического и социального сопровождения образовательного процесса,
  • интеграция общего и дополнительного образования,
  • создание субботней школы для детей старшего дошкольного возраста,
  • создание научного общества «Юниор» в рамках Малой Академии Лицеистов.

Наш опыт показал, что при реализации вышеизложенного у детей не наступало срывов, не падала мотивация к учебе, переход в пятый класс проходил безболезненно.

{mosregread}Предметное обучение в начальных классах в лицее осуществляется со второго класса. Предметное обучение преследует у детей развитие более глубокого интереса к учебным предметам, творческих способностей, формирование стереотипа обучения в средней школе.

Как показала наша практика, большую роль в успешном усвоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Мониторинг деятельности учителя в начальной школе показал, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве преподавания и результатах обучения. Поэтому каждый учитель ведет тот предмет, который соответствует его типу мышления, а значит, более интересен ему.

Прежде чем полностью перейти на предметное обучение в течение трех лет проводились исследования по изменению качества обучения, медико-психологической и социально-педагогической адаптации учащихся 2, 3, 4, 5 экспериментальных классов. Как показал анализ результатов, качество знаний пятиклассников не падало так резко, как было раньше, а сохранилось на уровне 3 класса, а иногда и повышалось.

Переход на предметное обучение было поэтапным. Сначала это были третьи классы, через несколько лет четвертые, затем вторые. Переход на предметное обучение сопровождался тщательным психолого-педагогическим и медицинским наблюдением.

Одним из основных показателей успешной адаптации детей является их эмоциональное состояние во время уроков. Многолетние наблюдения, подкрепленные результатами других диагностических методов, показали, что дети успешно адаптируются к новым условиям обучения. Субнормальная или неполная адаптация наблюдалась менее чем у 1% детей, дезадаптационных учащихся не было.

Такой результат стал возможным при кропотливой работе психолога с использованием когнитивных и телесно-ориентированных тренингов для детей, родителей, учителей, психологических игр, занятий, развивающих творческое мышление и эмоциональную сферу ребенка, релаксации в сенсорной комнате и многое другое.

Кроме этого, для осуществления личностно-ориентированного подхода к ребенку применялись современные нейропсихологические и психофизиологические методы. Проведение психолого-педагогических и логопедических консилиум с участием родителей с широким обменом мнений о каждом ученике, где обратная связь с родителями помогает корректировка работы педагогического коллектива.

Большая роль в начальной школе отводится экологии образовательной среды, в значительной мере влияющей на работоспособность, эмоциональное состояние и здоровье учащихся. Так, зная характер влияния цвета на работоспособность и эмоциональное состояние учащихся, педагоги вместе с психологами большое внимание уделяют цветовой гамме при оформлении кабинетов, наглядных материалов.

Новым подходом в формировании здоровье сберегающего образовательного пространства является научно-обоснованное составление фитомодулей в кабинетах в соответствии с состоянием здоровья учащихся, что позволяет поддерживать здоровый микроклимат.

В лицее функционирует лицейское научное общество. На его базе была создана Малая Академия Лицеистов «Юниор», где занимаются учащиеся начальной школы. Одним из важных видов деятельности академии являются занятия в двух группах: для учащихся 1-3 классов и для учащихся 4-6 классов. Занятия проводят учителя лицея, преподаватели вузов, родители и люди, занимающиеся разными видами деятельности.

Целью создания этой структуры стало формирование у детей начальных классов потребности в непрерывном, самостоятельном, творческом подходе к овладению новыми знаниями, способности к саморазвитию. Кроме этого, одновременно происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности, что ведет к обеспечению единого образовательного пространства.

В поддержку предметного обучения в начальной школе в лицее проводится дошкольная подготовка детей старшего дошкольного возраста через занятия в субботней школе. Это создает условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп, для снятия трудностей адаптационного периода.

Аналогично предметному обучению занятия в субботней школе ведут разные педагоги по авторским программам. Цель комплексной программы подготовки дошкольника к школе заключается в обеспечении преемственности между дошкольной подготовки и систематическим обучением, снятии трудности адаптации в новой для ребенка социальной среде, развитии у ребенка познавательных и творческих способностей, мотивации к обучению в школе.{/mosregread}

Для реализации поставленной цели коллектив учителей начальной школы, работая по авторским программам, ставит перед собой следующие задачи:

  • сформировать у ребенка необходимые для начального обучения в школе знания и умения;
  • развить познавательные и исследовательские интересы, сформировать умение учиться;
  • воспитать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность;
  • развить в будущих школьниках инициативность и самостоятельность;
  • привить мотивацию ребенка к здоровому образу жизни.

Программа субботней школы состоит из пяти курсов:

  • подготовки к изучению в лицее математики,
  • развития речи,
  • подготовки к обучению письму,
  • творческой мастерской,
  • ритмики и хореографии.

Занятия по этим курсам позволяют развить у детей логическое мышление, память, воображение, умение сравнивать предметы, активность, самостоятельность, фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, пространственные представления, ручную умелость. Занятия способствуют умственному и физическому развитию ребенка, укрепляют его здоровье.

Работа субботней школы помогает проводить комплектование 1-ых классов на основе педагогической и психологической диагностики, создавать условия для развития всех детей и каждого в отдельности, добиваться лучших результатов в обучении.