TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельности
Добавил(а) Кондратьева Н.В.   
22.10.09 23:14

В статье автор раскрывает положение, согласно которому современный уровень развития спорта требует, чтобы тренер-преподаватель был знаком со многими проблемами подготовки спортсменов и их психологическими особенностями, а спортсмены, в свою очередь, были психологически подготовлены к занятиям спортом.

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009
Раздел: Инновационные и исследовательские проекты

Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельности

В борьбе равных побеждает психология!

Пьер де Кубертен

Спортивная подготовка – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс, который сопровождается повышением физических нагрузок, экстремальностью условий, напряжением психических сил, резким повышением социальной роли спорта, выраженной интенсификацией подготовки спортсменов, возрастанием психической напряжённости спортивной борьбы, повышением мотивационной силы спортивной победы, усиливающейся профессионализацией сферы спорта. Всё это предельно повышает требования к спортсмену, его психике и порождает новые задачи, а следовательно, и связанные с ними новые формы и методы в организации и управлении процессом спортивной подготовки.

Для полноценной подготовки спортсменов нужна система психологического сопровождения как целенаправленная деятельность по диагностике и развитию психических качеств, регуляции психических состояний, формированию индивидуального стиля спортивной деятельности и т.д.

Поэтому в сентябре 2004г. в Краевой СДЮСШОР была организована Психологическая служба, которая представляет собой компонент организационной структуры учреждения физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающий психологическими средствами эффективность образовательного, воспитательного, учебно-тренировочного процессов.

Целью работы психолога является психологическое сопровождение подготовки спортсменов и других участников образовательного процесса.

 

Объекты психологического сопровождения

{mosregread}

Задачи психологического сопровождения спортсменов

Воспитывающие Обучающие Развивающие
  1. Содействовать воспитанию гармонично развитой личности.
  2. Содействовать воспитанию социально адаптированной личности.
  3. Воспитать потребность заниматься спортом, сознательно применять физические упражнения в целях тренировки, повышения работоспособности, укрепления здоровья.
  4. Воспитание нравственных и волевых качеств.
  1. Способствовать приобретению воспитанниками психологических знаний, умений, навыков.
  2. Обучение спортсменов приёмам самовоздействия, психорегуляции и релаксации.
  3. Обучение спортивно важным качествам.
  1. Способствовать личностному развитию детей.
  2. Способствовать развитию уверенности в себе, лидерских качеств.

 

Задачи психологической работы с тренерами-преподавателями:

  1. Повышение профессиональной и личностной компетентности;
  2. формирование необходимых психологических знаний и навыков;
  3. психологическое консультирование по вопросам оптимизации тренировочного процесса;
  4. развитие профессиональных и личностных качеств;
  5. повышение эффективности взаимодействия со спортсменами.

Задачи психологической работы с родителями учащихся:

  1. Повышение психологической культуры в вопросах воспитания детей;
  2. психологическое консультирование в проблемных ситуациях;
  3. формирование необходимых психологических знаний;
  4. формирование представлений о значимости отношения родителей к спортивной деятельности детей.

Задачи психологической работы с администрацией учреждения:

  1. Консультативная помощь в организации системы спортивной подготовки, учебно-воспитательного процесса в спортивной школе;
  2. повышение психологической культуры педагогических работников.

Деятельность психолога также направлена на достижение оптимальной психологической адаптации спортсменов к учебно-тренировочному процессу. Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в командах. Применяется личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Практикуются различные коррекционно-развивающие программы для личностного развития детей.

Формы проведения занятий:

  • теоретические;
  • практические;
  • обучающие;
  • развивающие;
  • коррекционные.

За время функционирования психологической службы Краевой СДЮСШОР были проведены различные психологические мероприятия:

  • Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов, тренеров-преподавателей.
  • Развитие личностных качеств. o Развитие спортивно важных качеств.
  • Психологическое сопровождение инновационной деятельности (составлена программа психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования).
  • Психологическое просвещение тренеров-преподавателей.
  • Психологические практикумы, лекции в рамках тренерско-методических и краевых методических советов, педагогических советов. o Участие в конференциях, конкурсах.
  • Проведение Декады психологии.
  • Психологическое сопровождение спортсменов в летнем оздоровительном лагере на смене «Спортландия». o Психологическое сопровождение спортсменов
  • на соревнованиях.
  • Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
  • Организационно-методическая деятельность.

На данный момент психологическое сопровождение спортивной деятельности КСДЮСШОР включает в себя следующие направления:

 

Проектирование психологической подготовки спортсменов
Психологическое просвещение
Психологическая диагностика
Психологическая профилактика
Психологическая коррекция
Психологическое консультирование
Общая и специальная психологическая подготовка к соревнованиям  
Мониторинг психологической подготовленности спортсменов

 

В 2005-2008 г.г. в КСДЮСШОР проводилась экспериментальная работа по теме «Инновационные процессы в организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся младших классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей». Данный эксперимент проводился 4 года и ставил перед собой следующие цели – создание комплексной системы подготовки учащихся специализированного спортивного класса, интеграция общего и дополнительного образования детей. Специалистами Краевой СДЮСШОР и Факультета Физической культуры Забайкальского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета отслеживались такие показатели, как физическое развитие детей, их функциональные особенности, динамика состояния здоровья. Результатами эксперимента явилось достоверное повышение уровня физического развития, физической и функциональной подготовленности, результативности спортивной деятельности учащихся специализированного класса по сравнению с контрольной группой. Дети физически более развиты, показывают лучшие результаты в технико-тактической подготовке и в соревновательной деятельности.

На протяжении всего эксперимента с учащимися спортивного класса проводилась и психологическая работа. Была разработана программа психологического сопровождения, включающая в себя диагностику и развитие личности юных спортсменов. Результаты психологической работы показали, что данное направление является перспективным и значимым. Таким образом, у педагогического коллектива КСДЮСШОР возникла идея продолжения экспериментальной работы в направлении психологического сопровождения.

Проанализировав научно-методическую литературу, можно прийти к выводу, что у нас в регионе отсутствует комплексная, отлаженная система психологического сопровождения спортсменов. Учащиеся ДЮСШ, СДЮСШОР остаются без качественной психологической подготовки. А ведь начальный этап спортивной подготовки является наиболее значимым, важным и определяющим для становления личности ребёнка, для становления его как спортсмена, для его реализации в спортивной деятельности. И от того, как ребёнок адаптируется к условиям учебно-тренировочного процесса, насколько будет психологически подготовлен к спортивной деятельности, зависят его дальнейшие успехи в спорте.

Исходя из всего вышеперечисленного, в ГОУДОД КСДЮСШОР был разработан проект по теме «Психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса как фактор повышения качества подготовки спортсменов». По итогам защиты данного проекта в феврале 2009г. учреждению присвоен статус Краевой экспериментально-педагогической площадки.

Актуальность экспериментальной работы в КСДЮСШОР обусловлена необходимостью создания системы психологического сопровождения юных спортсменов.

Система психологического сопровождения спортсменов базируется на создании своеобразной «психологической модели спортсмена», которая заключается в мысленном представлении предполагаемого объекта. Модель личности спортсмена создаётся для того, чтобы представить тот комплекс качеств личности спортсмена, который будет способствовать успешности его спортивной деятельности.

В КСДЮСШОР «психологическая модель спортсмена» заключается в наличии у него следующих спортивно важных качеств:

  1. высокая мотивация к занятиям спортом (мотивация достижения успехов);
  2. высокий уровень адаптации спортсменов к условиям спортивной деятельности;
  3. психическая устойчивость;
  4. уверенность в себе;
  5. морально-волевые качества (целеустремлённость, ответственность, самообладание, выдержка, решительность, энергичность и др.);
  6. активная позиция по отношению к спортивной деятельности.

Наличие «психологической модели спортсмена» позволяет спроектировать тот оптимальный комплекс личностных качеств спортсменов, который обеспечит повышение уровня их психологической подготовки к спортивной деятельности и позволит им добиться успехов в спорте.

Следовательно, критериями оценки разработанной программы психологического сопровождения будет соответствие психологической подготовленности спортсменов КСДЮСШОР представленной модели.

Объект исследования – психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса.

Предмет исследования – психологическая подготовленность учащихся специализированного спортивного класса.

Цель исследования состоит в повышении эффективности подготовки спортсменов посредством психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса в условиях углубленного учебно-тренировочного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. В процессе анализа научной литературы изучить состояние современной системы психологического сопровождения спортсменов. Определить приоритетные направления деятельности психолога в области физической культуры и спорта.
  2. На основе анализа научной и методической литературы разработать программу психологического сопровождения юных спортсменов – учащихся специализированного спортивного класса. Выделить критерии оценки эффективности программы психологического сопровождения спортсменов.
  3. На практическом этапе реализации программы способствовать повышению эффективности подготовки спортсменов за счёт улучшения их психологической подготовленности к спортивной деятельности, а именно:
  • повысить уровень мотивации юных спортсменов к занятиям спортом, к достижению спортивных результатов;
  • способствовать адаптации спортсменов к длительному тренировочному процессу, к условиям спортивной деятельности;
  • способствовать повышению уровня психической устойчивости и надёжности спортсменов;
  • создать условия для раскрытия и мобилизации личностного потенциала спортсменов;
  • развить уверенность спортсменов в себе, своих силах;
  • сформировать активную позицию спортсменов по отношению к их деятельности;
  • способствовать развитию морально-волевых качеств спортсменов.

Эмпирическая база: специализированный спортивный класс, ГОУДОД КСДЮСШОР, МОУ СОШ № 26, ФФК ЗабГГПУ.

В качестве рабочей гипотезы предполагается, что разработка системы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса будет способствовать повышению уровня психологической подготовленности спортсменов, а следовательно – повышению качества спортивной подготовки.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной программы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса.

Практическая значимость. Результаты эксперимента могут быть применены при организации учебно-воспитательного процесса в специализированных спортивных классах, а также при разработке и составлении программ психологического сопровождения спортсменов. Данные экспериментальной работы могут быть использованы в области спортивной психологии, при психологической подготовке спортсменов и тренеров, при разработке учебно-тренировочных занятий в учреждениях физкультурно-спортивной направленности. Результаты работы представляют практическую значимость и интерес для тренеров-преподавателей, педагогов, психологов и могут способствовать усовершенствованию работы со спортсменами, созданию оптимальных условий для развития личностных качеств спортсменов.

 

Прогноз ожидаемых положительных результатов

Положительные результаты экспериментальной работы заключаются в эффективности созданной программы психологического сопровождения спортсменов, в оптимальном внедрении системы психологического сопровождения в образовательный процесс спортивной школы.

Так как Краевая СДЮСШОР является научно-методическим центром для учреждений физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края, то создание системы психологического сопровождения спортсменов является необходимым, целесообразным и перспективным направлением для развития, повышения качества и эффективности образовательного процесса в спортивных школах.

При этом следует остановиться на проблемах, выявленных в ходе анализа работы психологической службы в КСДЮСШОР:

1. Отсутствие материальной базы для проведения психологических занятий.

В учреждении имеется кабинет психолога, где психолог может проводить индивидуальные занятия со спортсменами, беседы с тренерами-преподавателями, родителями. Однако отсутствует специально отведённое и оборудованное помещение для проведения психологических занятий, тренингов.

Важное место в психологической подготовке спортсменов занимает обучение навыкам правильного дыхания, релаксации, снятия мышечного напряжения; оптимизация эмоционального состояния, а также развитие личностных и спортивно важных качеств учащихся. С этими задачами поможет справиться наличие комнаты психологической разгрузки или тренингового зала.

2. Отсутствие оборудования, материала для проведения психологических занятий.

Для проведения психологических занятий, тренингов часто необходимо дополнительное оборудование и материалы:

  • мячи;
  • мягкие игрушки;
  • магнитофон;
  • коврики и т.д.

Отсутствие необходимого материала может повлиять на эффективность проведения психологических занятий.

3. Отсутствие психологической помощи, консультирования, просвещения тренеров-преподавателейи спортсменов УДОД физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края.

Таким образом, приоритетными направлениями развития психологической службы в настоящее время мы видим следующие:

  1. Создание материальнотехнической базы для проведения психологических занятий, тренингов.
  2. Разработка методических пособий, программ для реализации психологического сопровождения спортивной деятельности.
  3. Оказание психологической помощи спортсменам и тренерам-преподавателям УДОД физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края.
    • Психологическая подготовка к соревнованиям.
    • Развитие личностных и спортивно важных качеств спортсменов.
    • Тренинги командообразования и др.
  4. Психологическое сопровождение инновационной деятельности, разработка экспериментальных проектов по психологическому направлению.


Направления развития психологической службы КСДЮСШОР

{/mosregread}

Проблема организации и качественного функционирования службы психологического сопровождения спортивной деятельности в настоящее время становится всё более очевидной и актуальной. В современном спорте спортсмены нуждаются в профессиональном и качественном психологическом сопровождении.

Кондратьева Наталья Владимировна,
заместитель директора по НМР
ГОУ ДОД «Краевая специализированная
детско-юношеская спортивная школа
Олимпийского резерва»
Забайкальский край, г. Чита