Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельности |
Добавил(а) Кондратьева Н.В. | ||||||||||||||
22.10.09 23:14 | ||||||||||||||
В статье автор раскрывает положение, согласно которому современный уровень развития спорта требует, чтобы тренер-преподаватель был знаком со многими проблемами подготовки спортсменов и их психологическими особенностями, а спортсмены, в свою очередь, были психологически подготовлены к занятиям спортом. Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009 Основные направления психологического сопровождения спортивной деятельностиВ борьбе равных побеждает психология! Пьер де Кубертен Спортивная подготовка – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс, который сопровождается повышением физических нагрузок, экстремальностью условий, напряжением психических сил, резким повышением социальной роли спорта, выраженной интенсификацией подготовки спортсменов, возрастанием психической напряжённости спортивной борьбы, повышением мотивационной силы спортивной победы, усиливающейся профессионализацией сферы спорта. Всё это предельно повышает требования к спортсмену, его психике и порождает новые задачи, а следовательно, и связанные с ними новые формы и методы в организации и управлении процессом спортивной подготовки. Для полноценной подготовки спортсменов нужна система психологического сопровождения как целенаправленная деятельность по диагностике и развитию психических качеств, регуляции психических состояний, формированию индивидуального стиля спортивной деятельности и т.д. Поэтому в сентябре 2004г. в Краевой СДЮСШОР была организована Психологическая служба, которая представляет собой компонент организационной структуры учреждения физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающий психологическими средствами эффективность образовательного, воспитательного, учебно-тренировочного процессов. Целью работы психолога является психологическое сопровождение подготовки спортсменов и других участников образовательного процесса.
{mosregread} Задачи психологического сопровождения спортсменов
Задачи психологической работы с тренерами-преподавателями:
Задачи психологической работы с родителями учащихся:
Задачи психологической работы с администрацией учреждения:
Деятельность психолога также направлена на достижение оптимальной психологической адаптации спортсменов к учебно-тренировочному процессу. Большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в командах. Применяется личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Сочетаются индивидуальные и групповые формы работы. Практикуются различные коррекционно-развивающие программы для личностного развития детей. Формы проведения занятий:
За время функционирования психологической службы Краевой СДЮСШОР были проведены различные психологические мероприятия:
На данный момент психологическое сопровождение спортивной деятельности КСДЮСШОР включает в себя следующие направления:
В 2005-2008 г.г. в КСДЮСШОР проводилась экспериментальная работа по теме «Инновационные процессы в организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся младших классов в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей». Данный эксперимент проводился 4 года и ставил перед собой следующие цели – создание комплексной системы подготовки учащихся специализированного спортивного класса, интеграция общего и дополнительного образования детей. Специалистами Краевой СДЮСШОР и Факультета Физической культуры Забайкальского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета отслеживались такие показатели, как физическое развитие детей, их функциональные особенности, динамика состояния здоровья. Результатами эксперимента явилось достоверное повышение уровня физического развития, физической и функциональной подготовленности, результативности спортивной деятельности учащихся специализированного класса по сравнению с контрольной группой. Дети физически более развиты, показывают лучшие результаты в технико-тактической подготовке и в соревновательной деятельности. На протяжении всего эксперимента с учащимися спортивного класса проводилась и психологическая работа. Была разработана программа психологического сопровождения, включающая в себя диагностику и развитие личности юных спортсменов. Результаты психологической работы показали, что данное направление является перспективным и значимым. Таким образом, у педагогического коллектива КСДЮСШОР возникла идея продолжения экспериментальной работы в направлении психологического сопровождения. Проанализировав научно-методическую литературу, можно прийти к выводу, что у нас в регионе отсутствует комплексная, отлаженная система психологического сопровождения спортсменов. Учащиеся ДЮСШ, СДЮСШОР остаются без качественной психологической подготовки. А ведь начальный этап спортивной подготовки является наиболее значимым, важным и определяющим для становления личности ребёнка, для становления его как спортсмена, для его реализации в спортивной деятельности. И от того, как ребёнок адаптируется к условиям учебно-тренировочного процесса, насколько будет психологически подготовлен к спортивной деятельности, зависят его дальнейшие успехи в спорте. Исходя из всего вышеперечисленного, в ГОУДОД КСДЮСШОР был разработан проект по теме «Психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса как фактор повышения качества подготовки спортсменов». По итогам защиты данного проекта в феврале 2009г. учреждению присвоен статус Краевой экспериментально-педагогической площадки. Актуальность экспериментальной работы в КСДЮСШОР обусловлена необходимостью создания системы психологического сопровождения юных спортсменов. Система психологического сопровождения спортсменов базируется на создании своеобразной «психологической модели спортсмена», которая заключается в мысленном представлении предполагаемого объекта. Модель личности спортсмена создаётся для того, чтобы представить тот комплекс качеств личности спортсмена, который будет способствовать успешности его спортивной деятельности. В КСДЮСШОР «психологическая модель спортсмена» заключается в наличии у него следующих спортивно важных качеств:
Наличие «психологической модели спортсмена» позволяет спроектировать тот оптимальный комплекс личностных качеств спортсменов, который обеспечит повышение уровня их психологической подготовки к спортивной деятельности и позволит им добиться успехов в спорте. Следовательно, критериями оценки разработанной программы психологического сопровождения будет соответствие психологической подготовленности спортсменов КСДЮСШОР представленной модели. Объект исследования – психологическое сопровождение учащихся специализированного спортивного класса. Предмет исследования – психологическая подготовленность учащихся специализированного спортивного класса. Цель исследования состоит в повышении эффективности подготовки спортсменов посредством психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса в условиях углубленного учебно-тренировочного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Эмпирическая база: специализированный спортивный класс, ГОУДОД КСДЮСШОР, МОУ СОШ № 26, ФФК ЗабГГПУ. В качестве рабочей гипотезы предполагается, что разработка системы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса будет способствовать повышению уровня психологической подготовленности спортсменов, а следовательно – повышению качества спортивной подготовки. Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной программы психологического сопровождения учащихся специализированного спортивного класса. Практическая значимость. Результаты эксперимента могут быть применены при организации учебно-воспитательного процесса в специализированных спортивных классах, а также при разработке и составлении программ психологического сопровождения спортсменов. Данные экспериментальной работы могут быть использованы в области спортивной психологии, при психологической подготовке спортсменов и тренеров, при разработке учебно-тренировочных занятий в учреждениях физкультурно-спортивной направленности. Результаты работы представляют практическую значимость и интерес для тренеров-преподавателей, педагогов, психологов и могут способствовать усовершенствованию работы со спортсменами, созданию оптимальных условий для развития личностных качеств спортсменов.
Прогноз ожидаемых положительных результатовПоложительные результаты экспериментальной работы заключаются в эффективности созданной программы психологического сопровождения спортсменов, в оптимальном внедрении системы психологического сопровождения в образовательный процесс спортивной школы. Так как Краевая СДЮСШОР является научно-методическим центром для учреждений физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края, то создание системы психологического сопровождения спортсменов является необходимым, целесообразным и перспективным направлением для развития, повышения качества и эффективности образовательного процесса в спортивных школах. При этом следует остановиться на проблемах, выявленных в ходе анализа работы психологической службы в КСДЮСШОР: 1. Отсутствие материальной базы для проведения психологических занятий. В учреждении имеется кабинет психолога, где психолог может проводить индивидуальные занятия со спортсменами, беседы с тренерами-преподавателями, родителями. Однако отсутствует специально отведённое и оборудованное помещение для проведения психологических занятий, тренингов. Важное место в психологической подготовке спортсменов занимает обучение навыкам правильного дыхания, релаксации, снятия мышечного напряжения; оптимизация эмоционального состояния, а также развитие личностных и спортивно важных качеств учащихся. С этими задачами поможет справиться наличие комнаты психологической разгрузки или тренингового зала. 2. Отсутствие оборудования, материала для проведения психологических занятий. Для проведения психологических занятий, тренингов часто необходимо дополнительное оборудование и материалы:
Отсутствие необходимого материала может повлиять на эффективность проведения психологических занятий. 3. Отсутствие психологической помощи, консультирования, просвещения тренеров-преподавателейи спортсменов УДОД физкультурно-спортивной направленности Забайкальского края. Таким образом, приоритетными направлениями развития психологической службы в настоящее время мы видим следующие:
{/mosregread} Проблема организации и качественного функционирования службы психологического сопровождения спортивной деятельности в настоящее время становится всё более очевидной и актуальной. В современном спорте спортсмены нуждаются в профессиональном и качественном психологическом сопровождении. Кондратьева Наталья Владимировна, |