TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Программа эксперимента PDF Печать E-mail
Добавил(а) Евстифеева О.В.   
24.02.08 01:20

Программа эксперимента по теме: «Создание модели индивидуализированного образовательного процесса, основанного на преимуществах малокомплектной школы»

Малокомплектные школы существовали и будут существовать всегда. Одна из них – «Эврика» – школа провинциального города Олекминска Республики Саха. Она существует пятый год и на протяжении этого времени ищет, как в условиях провинции обеспечить ребенку качественное образование, дающее ему уверенность и чувство равенства с выпускниками школ центральных районов.

Коллектив школы видит своих выпускников интеллектуальными, творческими людьми, обладающими навыками общей культуры, саморазвития, самообразования.

Решая эти задачи, мы стараемся создать условия, при которых каждый ученик находит сферу для удовлетворения своих познавательных интересов.

При стабильно высоких показателях качества обученности наши ученики имеют достижения и в других сферах:

  • дети являются участниками международной программы GLOBE с 1998 г.;
  • победили в международной игре «Великая охота за деревьями» (Австралийский проект, 1999 г.);
  • дипломанты Республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (2000 г.);
  • 8 учащихся награждены дипломами за участие во Всероссийском художественном конкурсе «Марш парков» - 1997г.
  • ученица школы стала дипломантом Международного художественного конкурса «Журавль – птица мира»;
  • школьная студия изобразительного искусства награждена дипломом за участие в Республиканском конкурсе «Зеркало природы» - 98 г., является участником сетевого конкурса «Интер-Арт-2000»(Воронеж);
  • хореографический ансамбль школы – дипломант Республиканского Фестиваля – ярмарки «ТYHYЛГЭ» – 97.
  • школа носит титул «Школа года-97» Республики Саха и России.

Педагогический коллектив школы небольшой. Школа работает в режиме развития, является центром, координирующим деятельность образовательных учреждений улуса по валеологизации образовательного процесса. На базе школы часто проходят улусные методические семинары для школ района.

Имея достаточный потенциал, мы решили разработать и апробировать проект перспективной модели образовательного процесса маленькой провинциальной школы, повышающей эффективность ее деятельности и обеспечивающей индивидуальное образование ее учащимся.

Постановка проблемы

Обострение социально-экономических проблем в России и, как следствие, ухудшение демографической ситуации приводят к увеличению числа мало-комплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. В глубокой, удаленной от крупных промышленных и административных центров провинции таких школ становится все больше и больше. В Республике Саха из 706 школ 486 (70%) – сельские. Образовательный процесс в этих школах, как правило, организован по традиционному образцу и не всегда учитывает особенности маленькой провинциальной школы. Качество образования в них, в большинстве своем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентноспособны, с точки зрения социализации, в обществе. Один из важных показателей создавшейся ситуации – число выпускников провинциальных школ, поступивших в ВУЗы, в два с лишним раза ниже. Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для провинции.

{mosregread}Вместе с тем, малокомплектная школа более гибкая и мобильная, имеет большие возможности в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса, осуществлении индивидуализации образования и направленности его на личность. Ее главными преимуществами являются:

  • небольшая наполняемость классов;
  • возможность более тесного общения детей и педагогов;
  • возможность постоянного разновозрастного общения детей;
  • осуществление непосредственной частой связи с родителями.

Именно в малокомплектной школе есть возможности для постоянного наблюдения за ребенком, изучения склонностей и индивидуальных особенностей каждого, и организации образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации. Малокомплектность и небольшая наполняемость классов позволяют легче регулировать расписание занятий, делать его более гибким, адаптировать его к образовательным потребностям учащихся, организовывать познавательную деятельность учащихся в малых группах.

Все это создает предпосылки для того, чтобы создать в школе атмосферу психологического комфорта, сделать образовательный процесс максимально индивидуализированным.

Основной замысел эксперимента направлен на организацию индивидуализированного образовательного процесса, основанного на использовании преимуществ малокомплектной школы, создание таких условий, при которых провинциальные дети смогут своевременно и нормально развиваться, получить индивидуальное образование, не уступающее по качеству уровню школ центральных районов страны и республики, станут более конкурентноспособными, приобретут качества, необходимые для успешной социализации в обществе. Индивидуализированный образовательный процесс будет строиться на основе изучения личностных особенностей и интересов ребенка, заказа родителей, возможностей школы и социума.

Преимущества малокомплектной школы позволяют организовать образовательный процесс без классно-урочной формы, основными формами познавательной деятельности будут индивидуальная и групповая, что позволит детям получить образование в соответствии с их индивидуальным темпом обучения, в объеме и на уровне, обусловленном индивидуальными особенностями личности.

Большую долю в образовательном процессе будет занимать организация разных видов деятельности, ориентированной на индивидуальные интересы и склонности ребенка.

Объект эксперимента – образовательный процесс в малокомплектной школе в совокупности его составляющих: обучение, воспитание, развитие.

Предмет эксперимента – технология индивидуализации образовательного процесса, создание условий для образования учащихся соответственно индивидуальным особенностям и самореализации в различных видах деятельности.

Педагогические цели эксперимента:

  • повысить эффективность образовательного процесса, качество образования и конкурентноспособность выпускника малокомплектной школы;
  • создать условия для образования детей, на основе учёта их индивидуальных особенностей;
  • апробировать разные технологические подходы, способствующие самообразованию и саморазвитию учащихся.

Цель эксперимента – создать модель индивидуализированного образовательного процесса, основываясь на преимуществах малокомплектной школы.

В ходе эксперимента нам предстоит ответить на вопросы:

  • Какой должна быть образовательная среда в малокомплектной школе?
  • Как ее создать?
  • Какова роль учителя в индивидуализированном образовательном процессе?
  • Какими профессиональными качествами он должен обладать?
  • Какими методами, в условиях малокомплектной школы, можно изучать личность ребенка для организации индивидуализированного образовательного процесса?
  • Каковы методы мотивации и привлечения родителей?
  • Каковы место и роль родителей в организации индивидуализированного образовательного процесса?

Задачи эксперимента:

  1. Разработать и апробировать содержание и технологию организации образовательной среды, обеспечивающей:
    • обогащение и расширение содержания образования новой информацией и формами приобретения знаний;
    • создание условий для выбора учащимися собственного пути в образовании (через применение, образовательных технологий, обеспечивающих индивидуальный характер образования, организацию значимых для учащихся видов деятельности в различных формах);
    • построение образовательного процесса, сочетающего на первых этапах классно-урочную систему с индивидуальными активными формами обучения при постепенном переходе к индивидуальным формам образования.
  2. Разработать и апробировать программу подготовки учителя, владеющего методами организации индивидуализированного образовательного процесса:
    • освоение технологий, форм и методов организации активной индивидуальной образовательной деятельности учащихся;
    • овладение смежными специальностями (через дистанционное образование, курсы повышения квалификации), т.к. в малокомплектной школе нужны широкие специалисты;
    • изучение методов диагностики личности ребенка, мониторинга качества образования;
  3. Определить комплекс методов изучения личности ученика в ходе образовательного процесса в условиях малокомплектной школы:
    • найти и освоить методы диагностических особенностей личности учащегося, направленности интересов;
    • разработать систему субъектного запроса мониторинга результатов индивидуализированного образования (обучения, развития, воспитания).
  4. Найти способы мотивации родителей, их привлечения к участию в образовательном процессе, планированию индивидуальной программы развития детей вне урока.

Гипотеза

Если образовательный процесс будет построен на основе:

  • систематического изучения индивидуальных особенностей личности ребёнка,
  • планирования, совместно с родителями, образовательного процесса на основе учёта данных ребёнка,
  • создания индивидуализированной образовательной среды,

то образование приобретет индивидуальный характер, значительно увеличится его эффективность и, как следствие, повысится качество образования и конкурентноспособность выпускников малокомплектной школы.

 

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты эксперимента можно подразделить на две группы:

  • педагогические результаты
  • собственно результаты экспериментирования.

В педагогических результатах тоже можно выделить две группы:

  • результаты, которые может получить ученик;
  • результаты, которые может получить учитель.

Образовательная среда, созданная в ходе эксперимента позволит ученику:

  • чувствовать себя психологически защищенным, что в большой степени способствует сохранению здоровья учащихся;
  • максимально приблизить соответствие результатов образования к его возможностям;
  • раскрыть свои способности и возможности;
  • самоутвердиться в значимых для него сферах жизнедеятельности,
  • приобрести навыки самообразования.

Учитель:

  • овладеет методами изучения личности ребенка;
  • овладеет приемами организации образовательной деятельности учащихся, на основе учёта их индивидуальным особенностям (планирование и реализация индивидуальных программ образования учащихся);

Главным результатом эксперимента станет создание модели индивидуализированного образовательного процесса; будет найден способ, как в условиях маленькой провинциальной школы, не сдерживать «сильных»,создать условия действовать в зоне ближайшего развития.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Результаты эксперимента можно будет оценить по следующим критериям:

  • повышение качества образования учащихся;
  • соответствие результатов образования индивидуальным возможностям учащихся и зоне их ближайшего развития;
  • увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником;
  • тенденция роста положительного отношения к познавательной деятельности и роста компетенции учителя;
  • успешность учащегося.

Сроки эксперимента

Проект рассчитан на шесть лет.{/mosregread}

Этапы эксперимента и их основное содержание

Подготовительный этап

  • осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения
  • изучение литературы, имеющегося опыта по данной теме других школ республики и России
  • разработка программы реализации целей и задач эксперимента

Организационно-практический этап

  • Повышение психолого-педагогической подготовки кадров:
    • освоение диагностик и методик изучения личности ребенка;
    • изучение и освоение новых технологий: обучения чтению и письму по технологии Кушнира А.М., системы обучения – Дьяченко В.К. в малых группах;
    • освоение и применение активных форм обучения детей;
  • Организация образовательного процесса, отвечающего поставленным целям и задачам:
    • изучение личности ребенка (определение зоны ближайшего развития, интересов каждого ребенка) на основе наблюдения;
    • составление индивидуальных программ для учащихся;
    • формирование способов познавательной деятельности школьников, по индивидуальным планам;
    • разработка индивидуализированных дидактических материалов к общеобразовательным программам; освоение образовательных технологий, форм организации деятельности учащихся, учитывающих поставленные цели;
    • конструирование оптимального режима школы «полного дня»:
      • а) на начальном этапе - сочетание урочной и индивидуальной учебной деятельности; деятельности, ориентированной на интересы, потребности, развитие индивидуальных способностей детей,
      • б) на продвинутом этапе - переход на индивидуальные формы занятий;
  • разработка системы мониторинга и его осуществление.

Аналитический этап

  • сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка качеств, приобретенных учащимися, их достижений за время учебы и в первый год после окончания школы;
  • анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий, режима работы школы.

Методы эксперимента

Основные методы экспериментального исследования:

  • наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса,
  • тестирование,
  • анкетирование учащихся, родителей, педагогов,
  • изучение соответствующей литературы.

Научно-методическая обеспеченность и условия эксперимента

Школа продолжает освоение технологии Кушнира А.М. – обучение чтению и письму в начальной школе, системы обучения Дьяченко В.К., технологии осуществления мониторинга качества образования. В результате применения технологии обучения чтению и письму Кушнира А.М., значительно возросла скорость чтения учащихся (от 90 до 180 слов вслух, 302 – «про себя», во втором классе (конец года)), объем прочитанного материала за полтора года обучения возрос в пять раз. Применение КСО позволило некоторым учащимся окончить программу по математике (2 класс) и по английскому языку (6 класс) значительно раньше окончания учебного года и перейти по этим предметам в следующий класс. 45% второклассников справляются на хорошем уровне с заданиями по математике для 4 класса традиционной программы.

Все более ширится область интеграции предметов: действуют интегрированные модули «Познаю природу» – 1 класс, «История становления человека» – 3 класс, разработан цикл интегрированных уроков по географии и английскому языку в 6 классе, начата разработка интегрированных уроков по решению нестандартных задач по математике на английском языке.

Для осуществления эксперимента имеются следующие условия:

  • функционирующая малокомплектная школа, работающая в режиме полного дня;
  • педагогический коллектив, осознающий значимость проблемы и мотивированный на ее решение;
  • имеются штатные единицы психолога, валеолога, воспитателей;
  • научно-методическое обеспечение школы в значительной степени соответствует необходимым требованиям;
  • школа имеет компьютерный класс, доступ в Интернет;

Для реализации заявленных целей необходимо:

  • повышение квалификации кадров в области овладения личностно-ориентированными развивающими технологиями, системой мониторинга исследовательской работы;
  • полное укомплектование учебниками, методической литературой, регулярное пополнение библиотеки методической, научно-популярной, познавательной, справочной и художественной литературой;
  • штатная единица учителя информатики с расширенным функционалом (обеспечение работы с учащимися в Интернете, координация сетевых проектов, работа Web-мастерской и т.п.), так как в малокомплектной школе невозможно обеспечить полную нагрузку узкому специалисту;

Функциональные обязанности.

Поскольку исполнителями проекта являются все участники педагогического коллектива школы, в данной краткой программе перечисление их функциональных обязанностей представляется нецелесообразным. Ограничимся обобщением этих обязанностей (см. табл.).

Контроль за исполнением проекта и формы представления результатов

  1. Администрация школы в качестве промежуточного контроля в конце каждого учебного года будет производить анализ деятельности по реализации задач эксперимента и оценку её результативности по критериям в соответствии с целями и задачами проекта.
  2. По окончании проекта будет сделан полный отчет о деятельности и представлено описание технологии организации индивидуализированного образовательного процесса в малокомплектной школе с приложением описания найденных эффективных методов работы, индивидуализированных дидактических материалов.

Евстифеева О.В.,
Завуч школы «Эврика»
г.Олекминск
Республика Саха

Адрес школы: Саха, г.Олекминск, ул.Набережная, 2;
телефон 2-11-56, e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.