Инновации и эксперимент в образовании

«ШКОЛА – ЗДОРОВЬЕ – ГАРМОНИЯ – ЖИЗНЬ»
Добавил(а) Мазуренко Т.Б., Павлюк Ю.Н., Проскурин А.В.   
29.10.09 21:59

В статье рассматриваются вопросы создания и развития здоровьесберегающей среды в условиях школы, авторами обращается внимание на повышение уровня проявления агрессивности, конфликтности, деструктивных способов общения и предлагается обучение способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, приемам психической саморегуляции, расширению репертуара поведения в конфликте.

Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперимент" №4/2009
Раздел: Инновационные и исследовательские проекты

МазуренкоТатьяна Борисовна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ, № 43»

Павлюк Юлия Николаевна,
педагог-психолог МБОУ «СОШ № 13»,

Проскурин Антон Васильевич,
педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 7»
г. Норильск

«ШКОЛА – ЗДОРОВЬЕ – ГАРМОНИЯ – ЖИЗНЬ»

Как создать здоровьесберегающую среду в условиях школы?

 

Обращение к проблеме создания и развития здоровьесберегающей среды в условиях школы из года в год остаётся актуальной. Причём наряду с изучением вопросов о сохранении и поддержке физического здоровья, достаточно мало внимания уделяется сохранению и поддержке здоровья психологического, созданию полноценной среды обеспечивающей психоэмоциональный комфорт внутри классных коллективов, и школы в целом.

В современной психологии доказано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым, атеистом или верующим – он становится таким (Л.М. Семенюк). Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. А.С. Макаренко реально доказал, что даже самые запущенные подростки – обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами».

В этом убеждает и проведенное Д.И. Фельдштейном исследование поведения подростков-правонарушителей, объектом которого были психически и физически здоровые дети. Оно показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются не биологические свойства, а недостатки школьного и семейного воспитания: у этих подростков утрачен интерес к учебе, фактически утеряна связь со школой.

{mosregread}Практика работы и результаты разнообразных социально-психологических исследований (например, влияние компьютерных игр, влияние СМИ и т.д.), свидетельствует о том, что в настоящее время неуклонно растет уровень проявления агрессивности, конфликтности, деструктивных способов общения и разрешения конфликтных ситуаций практически во всех сферах взаимодействия участников образовательного процесса. Следовательно, можно говорить о том, что ситуация требует активной и многоплановой коррекции по всем перечисленным направлениям. Результаты проведенного нами исследования вывили, негативную тенденцию: за последние несколько лет подростковая агрессия из частной – семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему, участились факты проявления насилия среди сверстников.

По нашему мнению, данная ситуация прежде всего обусловлена рядом негативно влияющих факторов, в числе которых, духовно-нравственный кризис современного российского общества, недостатки семейного воспитания, содержание телевизионных программ, компьютерных игр, видеофильмов, пропагандирующих культ силы.

Таким образом, в нашем обществе за последние годы сформировалась устойчивая тенденция к деструктивному общению и поведению в ситуациях конфликта, эмоционально-психологической нестабильности и социальной дезадаптации, ведущей к получению травматического социального опыта.

Следовательно, в рамках здоровьесберегающих технологий необходимо обучать подрастающее поколение следующему: способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, приемам психической саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, расширению репертуара поведения в конфликте, умению конструктивного взаимодействия; формирования нравственного самосознания, ответственности как черты личности; расширению возможностей самопознания и саморазвития.

Не смотря на то, что конфликт и проявления агрессии как социально-психологический феномен является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений, достижение оптимального уровня сотрудничества детей и взрослых (учителей, социального педагога, психолога, родителей) возможно лишь при условии комплексной, системной работы, направленной на поддержание психического здоровья всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), осуществляемой не только специалистами школы, но и в ходе межшкольного и внешкольного взаимодействия.

Указанные причины и условия организации эффективной работы по здоровьесбережению и психологическому сопровождению образовательного процесса легли в основу и определили актуальность, уместность и востребованность разработки проекта, направленного на поддержание психоэмоционального здоровья, повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, овладение ими способами эффективного поведения в ситуациях конфликта и их конструктивного разрешения.

Актуальность проекта заключается в сохранении психофизиологического здоровья всех участников образовательной деятельности, создании и поддержании в учебном заведении оптимальной здоровьесбе-регающей среды – что по существу является важнейшими задачами системы образования, и особенно актуально в условиях современной информационной перегрузки.

Как всегда бывает при проектировании, построение образовательной программы начинается с анализа ситуации.

Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным участником не даст такого плодотворного эффекта, как совместная (групповая) деятельность.

Во-вторых, опрос, анкетирование для определения уровня агрессивности, анализа конфликтных ситуаций или случаев, когда усилия педагогов не получают желаемого результата, что позволяет выделить «болевые точки».

Цель нашего проекта – создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья всех участников образовательного процесса на основе повышения коммуникативной и социально-психологической компетентности, овладения способами эффективного поведения в различных ситуациях конфликта и их конструктивного разрешения, развития и совершенствования навыков психической саморегуляции. В рамках проекта нами были интегрированы различные формы работы, с учащимися, педагогами и родителями, необходимые для его эффективной реализации. Среди которых можно отметь следующие:

  • Психологические акции: «Неделя добра», «Сотвори добро» – мои хорошие дела, поступки. Оформление «Дерева добрых дел».
  • Конкурс плакатов, рисунков, объемных фигур – «Добрый знак».
  • Оформление фотоальбомов и стендов в каждом классе: «Радость в каждом дне», «Рисуем себя здоровыми», «Позитивное мышление».

Проводимые мероприятия способствуют созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формируют необходимые условия для успешной адаптации учащихся.

  • Тематические дни: «Звезда недели».
  • Тематические классные часы.
  • Тематические исследования.

Здесь, в первую очередь, достигается оптимальный уровень сотрудничества детей и взрослых, развиваются способности к конструктивному общению, самоанализу, аргументации оценки деятельности, развитию эмпатии, доверия к людям; формирование знаний о преобразовании «отрицательных» эмоций в «положительные».

  • Коллективные творческие дела, конкурсы, викторины.

Позволяют создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, необходимые условия для успешной адаптации учащихся, проявления творческой индивидуальности и самореализации; приобретения навыков самоуправления через накопление жизненного опыта; умения бесконфликтного общения в классе; формирование умения конструктивных навыков взаимодействия.

  • Выпуск газет, информационных листов, памяток.
  • Тренинговая работа.
  • Родительский клуб.

Данные формы работы позволяют решать просветительские задачи, тем самым, повышая информированность всех участников образовательного процесса по сохранению психологического здоровья, своевременно освещая мероприятия в ходе реализации проекта. Кроме того, происходит практическое освоение приёмов саморегуляции; знакомство с арт-терапевтическими методами коррекции и гармонизации эмоциональных характеристик личности; трансформация негативных эмоций в позитивные. Весьма важный аспект – психопрофилактика в семье, формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, также не остается без внимания.

  • Психологические пятиминутки.

Позволяют регулярно без привлечения специалиста осуществлять снятие чрезмерного физического и психического напряжения во время учебного дня.{/mosregread}

При условии качественной реализации проекта гарантированно достижимы следующие результаты:

  1. Формирование в учебном заведении оптимальной здоровьесберегающей среды.
  2. Улучшение межличностных отношений всех участников образовательного процесса.
  3. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса психологической атмосферой в образовательном учреждении.
  4. Высокий уровень развития способности к сотрудничеству и компромиссу, а также развитие способности к избеганию и предотвращению конфликтных, стрессовых ситуаций.
  5. Умение находить оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций, снижение уровня социального напряжения.
  6. Использование полученных результатов и методических наработок после завершение сроков проекта.
  7. Включение работы по проекту в систему учебно-воспитательного процесса как средство психопрофилактики, профилактики агрессивного поведения и социального напряжения в образовательном учреждении.

Литература

  1. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  2. Екимова В.И., Золотова Т.В. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста. – М.: АРКТИ, 2008.
  3. Картушина Е.П. Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. - Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Прикуль Л.В. Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Шкуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. – Волгоград: Учитель, 2009.