TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Консолидация сельских школ при профильной дифференциации старшеклассников ... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Винокуров А.К.   
30.10.09 01:23

В статье рассматривается организация профильного обучения путем консолидации малокомплектных школ посредством очно-заочного, дистанционного обучения с использованием интернет-технологий. Для эффективной организации профильного обучения автор предлагает использование интегральной технологии.

Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 4/2009
Раздел: Экспериментальные площадки

Винокуров Александр Кимович,
к.п.н., зам. директора по УВР 
МОУ Техтюрская СОШ МР «Хангаласский улус» 
Республика Саха (Якутия)

Консолидация сельских школ при профильной дифференциации старшеклассников посредством очно-заочного дистанционного обучения

Как организовать профильную дифференциацию старшеклассников в сельской малокомплектной школе в условиях модернизации образования?

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривается введение на старшей ступени обучения общеобразовательной школы системы специализированной подготовки (профильного обучения). Основной замысел модернизации заключается в ориентации образования на индивидуализацию обучения, соединенного с процессом социализации обучающихся в реальных условиях рыночных отношений. Все это должно повысить конкурентоспособность на рынке труда выпускников общеобразовательных учреждений. В связи с этим должна быть создана гибкая сетевая система кооперации старшей ступени школы с системой дистанционного образования. Данная кооперация обеспечит взаимосвязь профильного обучения с последующей профессиональной подготовкой выпускников школы.

{mosregread}На основе анализа научной литературы и педагогической практики мы определили, что в условиях малокомплектной школы организация профильного обучения связана с необходимостью преодоления ряда существующих противоречий, а именно:

  • между необходимостью введения профильного обучения с целью дифференциации и индивидуализации обучения в системе школьного образования и недостаточной разработанностью и апробированностью учебных планов для сельской малокомплектной школы;
  • между необходимостью использования возможностей уровневой дифференциации обучения при подготовке старшеклассников к выбору будущей профессии и недостаточной разработанностью педагогических путей и средств её реализации в условиях сельских школ;
  • между существующими формами, методами и технологиями профильного обучения для одновозрастных классов и разновозрастных профильных групп.

Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему данного исследования: какие организационно-педагогические условия достаточны и необходимы для научно-педагогического и практического обеспечения малокомплектных школ системы образования профильного обучения на старшей ступени?

Существующее противоречие между запросами практики создания профильной школы в сельских малокомплектных школах и уровнем развития педагогической теории по этой проблеме и определило выбор темы исследования «Профильная дифференциация в старшеклассников средствами интегральной технологии и сетевого дистанционного обучения».

 

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить на практике модель педагогического обеспечения профильной дифференциации в старших классах сельских малокомплектных школ средствами интегральной технологии.

Объект исследования – процесс профильной дифференциации в старших классах средствами интегральной технологии.

Предмет исследования – содержание, формы, способы педагогического обеспечения профильной дифференциации в старших классах средствами интегральной технологии в условиях реализации сетевого дистанционного обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что профильная дифференциация в старших классах может быть успешно осуществлена, если:

  • реализуются возможности уровневой дифференциации обучения, способствующие своевременному выявлению индивидуальных особенностей старших школьников для развития профессионально важных качеств;
  • определены содержание, формы и методы профильной дифференциации в старших классах для обеспечения и реализации механизма сетевого дистанционного обучения в сельских школах с опорой на средства интегральной технологии;
  • комплектование профильных классов осуществляется на основе объективной оценки степени готовности учащихся к обучению по избранному профилю;

В соответствии с проблемой исследования, целью, объектом, предметом и гипотезой, сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить предпосылки и проанализировать теоретические подходы к проблеме профильной дифференциации в старших классах в условиях модернизации образования.
  2. Исследовать сущность и компоненты готовности старшеклассников к профильной дифференциации в условиях введения сетевого дистанционного обучения в сельской школе.
  3. Разработать модель педагогического обеспечения профильной дифференциации в старших классах средствами интегральной технологии.
  4. Определить педагогические пути и средства подготовки старшеклассников к выбору профессии в условиях уровневой дифференциации обучения, критерии и уровни её сформированности.
  5. Разработать научно-практические рекомендации по использованию интегральной технологии для реализации сетевого дистанционного очно-заочного обучения в разновозрастных профильных группах.

Этапы исследования.

На первом этапе (2004-2006 гг.) был осуществлен теоретический анализ философской, психологической литературы по теме исследования. Проводилось наблюдение за деятельностью участников образовательного процесса (учителей, родителей и обучающихся) с целью выявления особенностей реальной практики образования; осуществлен констатирующий эксперимент, с помощью которого выявлены актуальные организационно-педагогические условия профильного обучения в малокомплектной школе.

На втором этапе (2007-2009 гг.) проводились опытно-экспериментальная проверка и уточнение теоретической основы модели организационной структуры содержания, форм и методов, технологии обучения, программ и индивидуальных учебных планов, организация разновозрастных профильных групп в сельской малокомплектной школе; определялись педагогические условия, обеспечивающие эффективную организацию профильного обучения по индивидуальным учебным планам в сельской школе; апробировались варианты организации профильного обучения посредством интегральной технологии и разновозрастного обучения.

Динамика снижения многопредметности при модульной организации учебного процесса

Уч. предметы Регулярность в неделю
Год А В А (чет.н) В (неч.н) А (чет.н) В (неч.н)
Нац.культура 1 2 - - 4 - -
Родной язык 2 2 2 4 - 4 -
Родная лит-ра 2 2 2 4 - 4 -
Иностр. язык 3 3 3 - 6 - 6
Русский язык 3 3 3 - 6 - 6
Русская лит-ра 2 2 2 - 4 - 4
Алгебра 3 3 3 6 - 6 -
Геометрия 2 2 2 4 - 4 -
Информатика 1 1 1 2 - 2 -
История 2 2 2 - 4 - 4
Обществознание 1 - 2 - - - 4
Биология 2 2 2 4 - 4 -
Физика 2 2 2 - 4 - 4
Химия 2 2 2 4 - 4 -
География 2 2 2 - 4 - 4
Технология 2 2 2 4 - 4 -
Физкультура 4 4 4 4 4 4 4
Всего 36 36 36 36 36 36 36
Число предметов в неделю 17 16 16 9 8 9 8

 

На третьем этапе (2009-2011 гг.) Организовать сетевое дистанционное обучение сельских школ через Интернет-технологии - консолидация школ по профильным предметам. Обобщить и систематизировать материал эксперимента по обеспечению многопрофильного обучения в сельской малокомплектной школе по индивидуальным учебным планом (ИУП). С помощью методов математической статистики проведены обработка и анализ результатов экспериментальной деятельности, подтвердивших гипотезу исследования.

Данная стратегия позволяет организовать профильное обучение в малокомплектных школах, удовлетворяя потребности каждой личности. Условиями профильного обучения в малокомплектных сельских школах является модульная организация учебно-воспитательного процесса с использованием интегральной технологии при очно-заочном сетевом дистанционном обучении (схема 1)

Image

Одночасовые предметы – национальная культура и обществознание по учебному плану изучаются по полугодиям, разделяясь по четным и нечетным неделям. Тогда часы данных предметов не 1 час в неделю, а 4 часа в неделю. Это дает возможность укрупнять дидактические единицы. Данный метод позволяет организовать практические занятия по национальной культуре, например, при прохождении темы изучения занятий коренных народов Севера, посещать музеи, театры.

Рассмотрим учебный план 10 и 11 классов по созданию базового (одновозрастного класса) и профильного (разновозрастных групп) уровней (табл. 1).

Учебный план при организации разновозрастных профильных групп

Предметы Базовый уровень 10/11 Профильный уровень для разновозрастных групп
Пр. курсы Эл. курсы
Якутский язык, лит. 2 / 2
Культура народов РС (Я) 1 / 1
Русский язык 1 / 1 2 1
Русская литература 3 / 3 2 1
Иностранный язык 3 / 3 2 1
Математика 4 / 4 2 2
История 2 / 2 1 1
Обществознание 2 / 2 1 1
Физика 2 / 2 2 1
Химия 2 / 2 2 1
Биология 2 / 2 2 1
География 1 / 1 1 1
Физкультура 2 / 2
ОВС 1 / 1
Информатика 1 / 1 1 1
Всего б/у 29 / 29
Уч. предм. для п/о 5-6 / 5-6 18
Элективные курсы 4 – 3 / 4-3 12
Итого 38 / 38
Внеаудиторная нагрузка
Физк.-озд. занятие 1 / 1
Проектная деятельность 4 / 4

 

Предлагаемый учебный план является примерным и охватывает основные фундаментальные учебные предметы. В силу того, что выбор учебных предметов на профильном уровне обучающимися может охватить не все учебные предметы, то часы невыбранных учебных предметов можно передать на элективные курсы по предметам, в зависимости от желания обучающихся.

Рассмотрим модель профильного обучения с созданием разновозрастных профильных групп в малокомплектной школе (схема.2).

Image

Указанные на рисунке профили являются лишь условными, так как обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану и обучающиеся могут выбрать те предметы, которые необходимы им в проектируемых профессиях. Элективные курсы проводятся по модулям, при этом учитывается нагрузка каждого обучающегося и учителя. Обучение в разновозрастных группах организуется с использованием интегральной технологии. При этом учитывается уровень обученности обучающихся при выборе варианта обучения разновозрастных групп (технологии составления учебных программ).

Значимость информатизации сельской школы объясняется территориальными, географическими, демографическими, социально-экономическими особенностями России, которые определяют структурную специфику отечественной системы общего образования.

А использование очно-заочного, дистанционного обучения через Интернет-технологии при эффективном сочетании интегральной технологии позволяет, во-первых, преодолеть неравный доступ сельских школьников к образовательным услугам. Во-вторых, становится возможным повысить качество образования сельских школьников, укрепить их способности, позволяющие жить в мире информационных технологий, и таким образом поднять конкурентоспособность при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. В-третьих, такой подход позволит защитить сельских школьников от перекосов периода перехода к капита-лизму, дегуманизирующих личность, и, в-четвертых, усилить высокими технологиями и продвинутыми методиками сельскую малокомплектную школу. А главное сохранить «социокультурную вселенную» сельских школьников – деревню и за сет этого от всеобщей унификации жизни.

Опытно-экспериментальное исследование по внедрению сетевого дистанционного обучения проводится на базе Техтюрской, Улах-Анской и Октемской средних школ Хангаласского улуса.

Особенность проектирования модели организационно-педагогического обеспечения профильного обучения в условиях сельской малокомплектной школы состояла в том, что оно осуществлялось на основе разработанного нами алгоритма, включающего следующие этапы:

  • формулировка целей и задач на основе анализа потребностей социума, учащихся, ресурсного обеспечения образовательного учреждения;
  • планирование и реализация диагностических процедур;
  • реализация двухуровневых учебных программ (на основе осознанного выбора учащимися уровня изучения программы предмета) посредством:

а) открытия соответствующих профильных классов;

б) проектирование динамических групп на основе индивидуальных учебных планов;

в) организации сетевого дистанционного обучения;

  • проектирование интегральной технологии;
  • рганизация и осуществление социально-психологического, методического сопровождения;
  • планирование диагностики и коррекции (в случае необходимости) образовательных маршрутов.

Обучение на базовом уровне осуществлялось на базе школ, а обучение на профильном уровне – по интегральной технологии с использованием сетевого дистанционного обучения. Из числа 10-11 классов Октемского куста были созданы разновозрастные профильные группы. И каждая школа, в зависимости от кадрового потенциала, предлагает профильные предметы. Старшеклассники обучаются по профильным предметам, используя возможности сетевого дистанционного обучения и Интернет. Распре-деление профильных предметов по школам: Техтюрская СОШ – математика, черчение, английский язык, Октемская СОШ – биология, история, обществозна-ние, география, Улах-Анская СОШ – русский язык, физика, химия, якутский язык. Результатом деятельности сети является 100% поступление выпускников в ВУЗы и ССУЗы.

Работа данной модели является примером консолидации малокомплектных школ. Одной из возможных областей эффективного применения Интернет-технологий в общем среднем образовании может стать внедряемое профильное обучение старшеклассников. Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специалисты-профессионалы, которыми по вполне понятным причинам каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов, говорящих о необходимости создания и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов при решении задач, связанных с предоставлением всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. В условиях, когда в стране начат переход к обучению учащихся старшей школы по основным общеобразовательным предметам на профильном уровне, роль информа-ционных технологий становится еще более значимой.

Опыт работы общеобразовательных школ Октемского куста показывает эффективность работы с применением Интернет-технологий. Одним из оценочных критериев при реализации внедрения профильного обучения по индивидуальным учебным планам в сельской малокомплектной школе является качество сдачи ЕГЭ. Средний балл сдачи ЕГЭ, например, по математике повысился с 45 до 69 баллов (диаграмма).

Эффективность внедрения данной модели обучения подтверждается еще и фактами поступления выпускников в учебные заведения, т.е. послешкольного самоопределения выпускников. Цель нашей опытно-экспериментальной работы заключается не в том, чтобы выпускники продолжали свое образование в ВУЗах, а также в ССУЗах и начальных профессиональных учебных заведениях. Цель заключается в том, чтобы выпускники правильно самоопределились при выборе будущей профессии, соответственно выбранному профилю обучения в школе.

В школах, работавших по профильным предметам в рамках сетевого дистанционного обучения, уровень поступлений в учебные заведения увеличивается. Анализируя факты поступления выпускников трех школ, можно прийти к выводу, что учащиеся продолжают свое образование именно по выбранным им профилям (табл. 2). Таким образом, количество поступивших учащихся в послешкольные учебные заведения свидетельствует о конкурентоспособности выпускников общеобразовательной школы.

 

Динамика роста социальной успешности выпускников школ

Школы

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

 

ВУЗ (%)

ССУЗ (%)

ВУЗ (%)

ССУЗ (%)

ВУЗ (%)

ССУЗ (%)

ВУЗ (%)

ССУЗ (%)

ВУЗ (%)

ССУЗ (%)

ВУЗ (%)

ССУЗ (%)

ВУЗ (%)

ССУЗ (%)

Техтюрская

15

20

32

34

35

45

41

59

53

47

57

43

60

40

Октемская

20

34

43

24

45

37

45

55

60

40

68

32

72

28

Улах-Анская

23

5

21

16

41

23

42

58

45

55

44

56

45

55

 

Таким образом, использование интегральной технологии, а вместе с ним входящие в него технологии и организация сетевого дистанционного обучения по профильным предметам в образовательном процессе профильной школы являются организационно-педагогическими условиями профильной дифференциации в сельской малокомплектной школе, учитывающие географическую особенность Республики Саха (Якутия). Это позволяет осуществить индивидуализацию обучения и добиться у обучающихся требуемого уровня образованности, что создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных ситуациях меняющегося общества.{/mosregread}

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Проведение подготовительной работы по организации дистанционного обучения.
  2. Подготовка компьютерных оборудований и материалов.
  3. Укрепление материально-технической базы.
  4. Разработка, коррекция программы дистанционного обучения.
  5. Заключение договоров с социальными партнерами по реализации проекта.
  6. Подключение к сети Интернет.
  7. Создание сайта.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:

  • Максимальный охват детей;
  • Предоставление учащимся старших классов праве выбора тех или иных программ профильных предметов;
  • Содействие через индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, самореализации учащихся;
  • Повышение по ИКТ- компетенции учащихся;
  • Итоги сдачи ЕГЭ;
  • Социализация выпускников.

 

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Срок

ответственные

1.

Разработка программы дистанционного обучения по профильным предметам

2008-2009

Заместители директоров УВР ОУ

2.

Подготовка компьютерного класса

2009

Директора ОУ

3.

Создание сайта

2009

Директора ОУ

4.

Подписание договоров со школами для сетевого взаимодействия

2009

Директора ОУ

5.

Набор учащихся для дистанционного обучения

2009-2012

Заместители директоров УВР ОУ

6.

Обучение детей к компьютерным технологиям через спецкурс «Основы компьютерной грамотности»

2009-2012

Заместители директоров УВР ОУ

7.

Обучение учащихся через дистанционное обучение

2008-2012

Заместители директоров УВР ОУ

8.

Организация очного обучения по профильным предметам

2009-2012

Заместители директоров УВР ОУ

9.

Обучение у преподавателей Факультета довузовского образования

В весенние каникулы

Заместители директоров УВР ОУ

10.

Обучение учащихся через дистанционное образование

2009-2012

Заместители директоров УВР ОУ

11 .

Постоянно-действующий семинар «Роль дистанционного обучения в обучении и воспитании детей»

В год 2 раза

Заместители директоров УВР ОУ