Организация образовательного процесса в гимназии на основе классно-групповой модели обучения |
Добавил(а) Шпетная Н.М. |
24.02.08 01:32 |
Базовая линия образования – выработка обучающимся своих индивидуальных (образовательных, социальных, профессиональных) перспектив. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. Поэтому, содержание образовательного процесса становится процессом обучения новому типу образовательной активности, создает определенные условия, действуя в которых, обучающийся учится анализировать и осознавать свои возможности и образовательные перспективы, делать осознанный заказ к обучению. Передача потоков знаний перестает быть главной задачей учебного процесса. Перед каждым творчески работающим педагогическим коллективом непременно возникает множество вопросов, на которые педагоги ищут ответы. Сегодня, несомненно, к таковым относятся следующие: «Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении?», «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?», «Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта?» Мы считаем необходимым полностью изменить организацию учебно-воспитательного процесса и перейти на классно - групповое обучение, комплектуя не классы, а группы учеников с учетом их индивидуальных учебных планов. Но есть и вопрос вопросов: «Как организовать образовательный процесс для всех обучающихся вместе и одновременно для каждого учащегося индивидуально?» Разрешение этого противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, мы видим в дифференцированном подходе к обучению, но осуществляемом на индивидуальном (субъектном) уровне. Задача учителей при осуществлении данного подхода к обучению и воспитанию - создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Воспитательный процессориентируется на формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность творчески и самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека. Для этого нами разработана программа воспитания. Программа воспитания1 1 ступень (1- 4 класс) Приучение к социальным нормам культурной жизни. Анализ исходной ситуации. ПроблемаПрограмма развития, по которой уже работает гимназия, позволила нам качественно изменить образовательный процесс и выйти на модель сопровождения высокомотивированных обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту в рамках городской экспериментальной площадки «Система работы учителя - предметника в старшей профильной школе». {mosregread}В ходе контрольно - аналитической работы администрации гимназии определилась концепция профильного обучения на старшей ступени, ориентированной на индивидуализацию обучения и успешную социализацию обучающихся. При этом существенно расширились возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Гимназия использовала резерв базисного учебного плана, взаимодействуя с кафедрами высших учебных заведений (ТУСУР, НИИ, СПГУП), с учреждениями района Кайеркан. Создано открытое образовательное пространство в профильной старшей школе. Деятельность в этом пространстве осуществляется через проведение форумов на сайте «СИнОУК» в локальной сети района Кайеркан, участие родителей, учащихся в работе педагогических советов, семинарах, творческих отчетах. Взаимодействие всех участников открытого образовательного пространства стало традиционным. Это проявляется в тенденциях:
Полученные гранты позволили гимназии создать школьный сайт «СИнОУК», для своевременного информирования родителей и учащихся. В рамках сетевого взаимодействия начал свою работу Форум педагогов, который отмечен Сертификатом победителя в открытом благотворительном конкурсе проектов в сфере образования. Программный блок «Наука, образование, просвещение» за представленный Интернет-форум: «Обучаем по индивидуальному образовательному маршруту» награжден в 2006г. Результаты экспериментальной работы по обучению высокомотивированных детей по индивидуальным учебным планам позволяют гимназии выйти на классно – групповую систему обучения учащихся. Объект исследования: Процесс обучения и воспитания гимназистов. Предмет преобразования: Организация образовательного процесса на основе классно – групповой модели обучения по индивидуальным учебным планам. Цель проекта: Построить классно-групповую модель образовательного процесса, обеспечивающую включение старшеклассников в разработку их собственных индивидуальных учебных планов и программ, позволяющую сформировать у учащихся социальный интеллект (умения самоопределения, прогнозирования, успешность, планирования без педагогического принуждения и опеки). Гипотеза:Мы предполагаем, что образовательный процесс на основе классно – группового способа обучения и индивидуального учебного плана обучающегося позволит изменить существующие формы и методы работы, что будет способствовать успешности каждого обучающегося. Такой подход позволит учащемуся стать субъектом образовательного процесса. Ресурсное обеспечение:
Ограничения и риски:
Этапы эксперимента (2007-2010 уч. г.)1 этап. ПодготовительныйПодготовка к проведению эксперимента:
2 этап. ПрактическийПереход от классно-урочных форм обучения к классно-групповым в 10-х классах; переход от классно-урочных форм обучения к классно-групповым в 9-х классах. 3 этап. АналитическийПроведение анализа результатов эксперимента и выработка практических рекомендаций 4 этап. ВнедренческийОтработка рекомендаций, внедрение результатов, диссеминация опыта Ожидаемые результаты:
В рамках персонализации образования применение индивидуального учебного плана потребует от обучающегося умений не только выбирать предметы и курсы, организовывать свою образовательную деятельность, но и строить собственное личностное самоопределение к типам и содержанию образования. Здесь план оказывается инструментом коммуникации и прямого диалога образовательного коллектива с личностью учащегося. Результатом работы по данному направлению должны стать заметные эффекты личностного роста и развития. Данное направление является предельным для технологии индивидуального учебного плана. Следующий шаг – переход от индивидуального учебного плана к личным образовательным программам. Система классно-группового обучения направлена на развитие коммуникативной компетенции, что в свою очередь будет способствовать формированию не только базовых, но и надпредметных компетентностей у обучающихся по индивидуальным учебным планам. Предполагается, что классно-групповая система обучения должна заменить классно-урочную систему. Обучающиеся одной параллели окажутся членами нескольких учебных коллективов (групп). Индивидуализация образовательного процесса будет реализована с применением информационных технологий. Произойдут изменения в работе классных руководителей, отвечающих за общее руководство работой обучающихся. Если раньше стоял вопрос об организации класса, то при индивидуальном учебном плане задача дифференцируется: работа проходит и по параллели, и по группам, и по индивидуальному сопровождению учащихся.{/mosregread} РезюмеАнализ современного социального заказа, в котором такие качества как способность к самоопределению, адаптации к динамично меняющемуся социуму занимают приоритетные позиции, актуализировал использование принципов свободного индивидуального обучения для проектирования и организации образовательного пространства. Включение старшеклассников в разработку их собственных образовательных учебных программ позволит сформировать у них умения самоопределения, прогнозирования, планирования. Новая логика организации образовательного процесса позволяет более эффективно решать вопросы социализации обучающихся, обеспечивать условия для роста самостоятельности и самоорганизации каждого ученика. Немного о себе
Н.М. Шпетная, Гимн гимназии создали ее педагогиСлова Чернявской Н.В. Музыка Борисова А.В.
Ты многие годы слывешь колыбелью наук.
Припев:
Пускай бушует метель и пурга,
Припев.
Нельзя в этом мире пройти, не оставив следа.
1 Автор И.Ф. Голубоцкий, норильский художник, при участии Н.М.Шпетной |