TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Организация образовательного процесса в гимназии на основе классно-групповой модели обучения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Шпетная Н.М.   
24.02.08 01:32

Шпетная Н.М. Директор МОУ «Гимназия № 11»

Базовая линия образования – выработка обучающимся своих индивидуальных (образовательных, социальных, профессиональных) перспектив. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. Поэтому, содержание образовательного процесса становится процессом обучения новому типу образовательной активности, создает определенные условия, действуя в которых, обучающийся учится анализировать и осознавать свои возможности и образовательные перспективы, делать осознанный заказ к обучению. Передача потоков знаний перестает быть главной задачей учебного процесса.

Перед каждым творчески работающим педагогическим коллективом непременно возникает множество вопросов, на которые педагоги ищут ответы. Сегодня, несомненно, к таковым относятся следующие: «Как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении?», «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?», «Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта?»

Герб гимназии

Мы считаем необходимым полностью изменить организацию учебно-воспитательного процесса и перейти на классно - групповое обучение, комплектуя не классы, а группы учеников с учетом их индивидуальных учебных планов.

Но есть и вопрос вопросов: «Как организовать образовательный процесс для всех обучающихся вместе и одновременно для каждого учащегося индивидуально?» Разрешение этого противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, мы видим в дифференцированном подходе к обучению, но осуществляемом на индивидуальном (субъектном) уровне.

Задача учителей при осуществлении данного подхода к обучению и воспитанию - создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Воспитательный процессориентируется на формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность творчески и самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека. Для этого нами разработана программа воспитания.

Программа воспитания1

1 ступень (1- 4 класс) Приучение к социальным нормам культурной жизни.
2 ступень (5, 6 класс) Формирование образа своего «Я».
3 ступень (7, 8 класс) Формирование представлений о социальном устройстве жизни общества.
(4 ступень) (9, 10 класс) Формирование образа жизни достойного человека.
(5 ступень) (10, 11 класс) Формирование жизненной позиции.

Анализ исходной ситуации. Проблема

Программа развития, по которой уже работает гимназия, позволила нам качественно изменить образовательный процесс и выйти на модель сопровождения высокомотивированных обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту в рамках городской экспериментальной площадки «Система работы учителя - предметника в старшей профильной школе».

{mosregread}В ходе контрольно - аналитической работы администрации гимназии определилась концепция профильного обучения на старшей ступени, ориентированной на индивидуализацию обучения и успешную социализацию обучающихся. При этом существенно расширились возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Гимназия использовала резерв базисного учебного плана, взаимодействуя с кафедрами высших учебных заведений (ТУСУР, НИИ, СПГУП), с учреждениями района Кайеркан. Создано открытое образовательное пространство в профильной старшей школе. Деятельность в этом пространстве осуществляется через проведение форумов на сайте «СИнОУК» в локальной сети района Кайеркан, участие родителей, учащихся в работе педагогических советов, семинарах, творческих отчетах. Взаимодействие всех участников открытого образовательного пространства стало традиционным. Это проявляется в тенденциях:

  1. Ориентированности педагогов на новую модель старшей школы («Школа самоопределения» для создания пространства профильного самоопределения)
  2. Появления новых видов и форм педагогического сообщества, работая в которых, педагог может повышать свой профессионализм (Академическая гимназия, мастер - классы).
  3. Создания творческих групп педагогов, реализующих практику формирования социальных компетенций (план - график отслеживания результатов ОУУН, анкетирование, «Пирамида успехов и неудач»).
  4. Создания и апробирования новой модели управления старшей школой, отвечающей требованиям профильности (администрация, МТО «Шанс», Управляющий Совет).
  5. Расширения базы социальной практики обучающихся профильных классов через заключение договоров с КГУ, ГОВД Кайеркана, МУЗ «Поликлиника №3» района Кайеркан, студией «Перемена».
  6. Сотрудничества в рамках эксперимента с Фондом культурных инициатив М.Прохорова.

Полученные гранты позволили гимназии создать школьный сайт «СИнОУК», для своевременного информирования родителей и учащихся. В рамках сетевого взаимодействия начал свою работу Форум педагогов, который отмечен Сертификатом победителя в открытом благотворительном конкурсе проектов в сфере образования. Программный блок «Наука, образование, просвещение» за представленный Интернет-форум: «Обучаем по индивидуальному образовательному маршруту» награжден в 2006г.

Результаты экспериментальной работы по обучению высокомотивированных детей по индивидуальным учебным планам позволяют гимназии выйти на классно – групповую систему обучения учащихся.

Объект исследования: Процесс обучения и воспитания гимназистов.

Предмет преобразования: Организация образовательного процесса на основе классно – групповой модели обучения по индивидуальным учебным планам.

Цель проекта: Построить классно-групповую модель образовательного процесса, обеспечивающую включение старшеклассников в разработку их собственных индивидуальных учебных планов и программ, позволяющую сформировать у учащихся социальный интеллект (умения самоопределения, прогнозирования, успешность, планирования без педагогического принуждения и опеки).

Гипотеза:

Мы предполагаем, что образовательный процесс на основе классно – группового способа обучения и индивидуального учебного плана обучающегося позволит изменить существующие формы и методы работы, что будет способствовать успешности каждого обучающегося. Такой подход позволит учащемуся стать субъектом образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение:

  1. Профессиональная компетентность педагогов-новаторов.
  2. Возможности сетевого профессионального взаимодействия в районе Кайеркан.
  3. Информационно-коммуникативные технологии.
  4. Дистанционное обучение.
  5. Городская экспериментальная площадка.

Ограничения и риски:

  1. Сохранить за учителем право отказа от участия в эксперименте.
  2. Предусмотреть систему мер по оказанию помощи учителям в самостоятельной разработке и освоении новых видов работ в эксперименте.
  3. Учитывать возможность возникновения напряжения в коллективе между участниками эксперимента и учителями, не участвующими в данной работе.
  4. Сохранять разумный баланс между режимом экспериментирования и традиционными формами организации образовательного процесса в данной школе.

Этапы эксперимента (2007-2010 уч. г.)

1 этап. Подготовительный

Подготовка к проведению эксперимента:

  • организация и проведение теоретических семинаров;
  • формирование временных творческих учителей, команд (учителя и обучающиеся);
  • подготовка программно-методического, ма­те­риально?технического обеспечения и психо­лого?педагогического сопровождения.

2 этап. Практический

Переход от классно-урочных форм обучения к классно-групповым в 10-х классах; переход от классно-урочных форм обучения к классно-групповым в 9-х классах.

3 этап. Аналитический

Проведение анализа результатов эксперимента и выработка практических рекомендаций

4 этап. Внедренческий

Отработка рекомендаций, внедрение результатов, диссеминация опыта

Ожидаемые результаты:

  1. Оптимизация общей учебной нагрузки на учащегося при сохранении уровня качества персонального образования.
  2. Повышение заинтересованности и творческой включенности учителей-предметников в учебный процесс.
  3. Обеспечение модульного подхода в предметном преподавании, формирование системы поддерживающих и дополнительных учебных курсов.
  4. Создание условий для роста мотивации учащихся, подготовки их к сознательному профессиональному и жизненному выбору и поступлению в высшие учебные заведения.
  5. Соответствие общим тенденциям развития и модернизации образования, в том числе, к изменениям в форме аттестации учащихся (единый государственный экзамен).
  6. Доступность для учащихся всех объединенных ресурсов образовательных учреждений района Кайеркан через сетевое взаимодействие, возможность получать более разнообразный спектр образовательных услуг для построения и реализации своих индивидуальных учебных планов.
  7. Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся, более полного удовлетворения социального запроса на образовательные услуги.
  8. Значительное повышение субъектности обучающегося, т.е. способности выбирать и ставить цель деятельности, планировать средства, пути и способы ее достижения, критерии оценки достижимости цели.
  9. Изменение позиций всех участников и субъектов образовательного процесса может привести к новой форме образования, при которой на смену старой системе классно-урочного преподавания, приходит классно – групповая система обучения, что позволит создавать новую динамику образовательного процесса, снизить учебные нагрузки, более эффективно распределять учебное время и занятость как обучающихся, так и учителей.

В рамках персонализации образования применение индивидуального учебного плана потребует от обучающегося умений не только выбирать предметы и курсы, организовывать свою образовательную деятельность, но и строить собственное личностное самоопределение к типам и содержанию образования. Здесь план оказывается инструментом коммуникации и прямого диалога образовательного коллектива с личностью учащегося. Результатом работы по данному направлению должны стать заметные эффекты личностного роста и развития. Данное направление является предельным для технологии индивидуального учебного плана. Следующий шаг – переход от индивидуального учебного плана к личным образовательным программам.

Система классно-группового обучения направлена на развитие коммуникативной компетенции, что в свою очередь будет способствовать формированию не только базовых, но и надпредметных компетентностей у обучающихся по индивидуальным учебным планам. Предполагается, что классно-групповая система обучения должна заменить классно-урочную систему. Обучающиеся одной параллели окажутся членами нескольких учебных коллективов (групп). Индивидуализация образовательного процесса будет реализована с применением информационных технологий.

Произойдут изменения в работе классных руководителей, отвечающих за общее руководство работой обучающихся. Если раньше стоял вопрос об организации класса, то при индивидуальном учебном плане задача дифференцируется: работа проходит и по параллели, и по группам, и по индивидуальному сопровождению учащихся.{/mosregread}

Резюме

 Анализ современного социального заказа, в котором такие качества как способность к самоопределению, адаптации к динамично меняющемуся социуму занимают приоритетные позиции, актуализировал использование принципов свободного индивидуального обучения для проектирования и организации образовательного пространства. Включение старшеклассников в разработку их собственных образовательных учебных программ позволит сформировать у них умения самоопределения, прогнозирования, планирования.

Новая логика организации образовательного процесса позволяет более эффективно решать вопросы социализации обучающихся, обеспечивать условия для роста самостоятельности и самоорганизации каждого ученика.

Немного о себе

  • Дата основания 12 сентября 1953 года
  • Рождение гимназии 29 апреля 2002 года
  • Особые приметы: ровесница города Норильска
  • Коллектив учащихся: 580 человек
  • Коллектив работников - 80 человек
  • Коллектив родителей 1123 человека
  • Коллектив шефов ПЦ-1 завода «Надежда» 890 человек
  • Совет гимназии, Педагогический совет, Управляющий совет, Молодежный совет, Административный совет, Совет НОУ, Научно-методический совет
  • Состояние: Вера в преобразующую силу обучения и воспитания, любовь к детям, искренняя и светлая, глубокий профессионализм педагогического коллектива, преданность учительскому делу
  • За 53 года школа выпустила около 3000 учеников одиннадцатых классов, 53 медалиста.
  • Многие выпускники школы сегодня стали директорами и завучами, администраторами, педагогами и психологами школ города, работниками Администрации города Норильска, возглавляют профсоюзы и структурные подразделения Норильского никеля. Учатся и работают во многих городах России и странах мира.
  • Лауреат конкурса «Школа года 2002»
  • Лауреат конкурса «Школа года 2003»
  • Лауреат юбилейной премии посвященной 50-летию города Норильска
  • Школа высшей категории 2005г.
  • Школа 21 века, 2005г.
  • Лауреат юбилейной премии посвященной 50-летию города Норильска
  • 8 педагогов имеют государственные и отраслевые награды.

Н.М. Шпетная,
директор МОУ «Гимназия № 11»
г. Кайеркан, герб гимназии

Гимн гимназии создали ее педагоги

Слова Чернявской Н.В.

Музыка Борисова А.В.

 

Ты многие годы слывешь колыбелью наук.
Войдя в твои двери, в себя мы поверили вдруг!
И здесь каждый год мы к открытиям новым идем.
Любимой гимназии славуи гимны поем.

 

Припев:
Виват, гимназия! На сотни лет!
Неси потомкам познаний свет!
Ты – наша гордость, ты – отчий дом!
Виват, гимназия! Тебе поем!

 

Пускай бушует метель и пурга,
Но в классах и залах твоих наступает весна!
И вновь слышен голос бессмертной и гордой любви,
Что схожа с планетой еще не открытой людьми.

 

Припев.

 

Нельзя в этом мире пройти, не оставив следа.
И стены родные запомнятся нам навсегда!
И новые люди в далекой прекрасной стране,
Когда нас не будет, напишут на классной доске!

 


1 Автор И.Ф. Голубоцкий, норильский художник, при участии Н.М.Шпетной