Рекомендации направленные на повышение качества публичных докладов |
Добавил(а) Administrator | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.12.09 10:10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В этой статье предложены рекомендации, которые могут быть полезны образовательным учреждениям для преодоления существующих трудностей и недостатков в подготовке публичных докладов. Эти рекомендации базируются на наиболее успешном российском и международном опыте информирования общественности. Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 5 (2009)
Вальдман Игорь Александрович, директор, Косарецкий Сергей Геннадьевич, к.психол.н., руководитель Мерцалова Татьяна Анатольевна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Рекомендации направленные на повышение качества публичных докладовКак можно совершенствовать публичный доклад школы?Соответствие информационным потребностямГлавным признаком «публичности» школьного доклада является его ориентация на целевую аудиторию. Это означает, что представляемые в докладе данные должны соответствовать существующим у общественности потребностям в информации о деятельности образовательного учреждения. Ведь во многих случаях на основе такой информации принимаются конкретные решения. Например, родители нуждаются в объективной информации об учебном заведении для принятия решений: о выборе школы для своего ребёнка; об оставлении школы, если она не устраивает семью; о влиянии на принимаемые администрацией школы решения с целью изменения сложившейся в образовательном учреждении ситуации или, наоборот, её поддержки. Поэтому выявление информационных потребностей родителей и других представителей общественности является ключевым элементом подготовки публичного доклада. Рекомендуется проводить его с максимальным охватом родителей и партнеров школы. С этой целью целесообразно организовать опрос с использованием анкеты для родителей и представителей иных общественных групп. Подготовленные анкеты должны содержать перечень информационных показателей о деятельности школы, степень Соответствие информационным потребностям. Главным признаком «публичности» школьного доклада является его ориентация на целевую аудиторию. Это означает, что представляемые в докладе данные должны соответствовать существующим у общественности потребностям в информации о деятельности образовательного учреждения. Ведь во многих случаях на основе такой информации принимаются конкретные решения. Например, родители нуждаются в объективной информации об учебном заведении для принятия решений:
Поэтому выявление информационных потребностей родителей и других представителей общественности является ключевым элементом подготовки публичного доклада. Рекомендуется проводить его с максимальным охватом родителей и партнеров школы. С этой целью целесообразно организовать опрос с использованием анкеты для родителей и представителей иных общественных групп. Подготовленные анкеты должны содержать перечень информационных показателей о деятельности школы, степень выми группами. Они также разнообразны, зависят от особенностей школы, стратегии развития, имеющегося опыта отношений с партнерами. Например, «Привлечь внимание фондов к социальным проектам, осуществляемым в школе…»; «Разъяснить родителям необходимость изменения режима занятий». Определив актуальные задачи взаимодействия с целевыми группами, для решения которых школа планирует использовать доклад, авторам доклада необходимо сформулировать послание («месседж»), которое образовательное учреждение стремится донести до партнеров. Например, «У нас есть интересный проект, и мы хотим привлечь вас к его реализации» или «Мы готовы предложить свою инфраструктуру для занятий спортом всей семьей». {mosregread}Четкое определение посланий, которые школа хочет донести до своих партнёров, и адекватное их представление в тексте доклада позволит не только удовлетворить информационные потребности аудитории, но и обеспечить получение таких эффектов, как:
Вставка 1. Выявление информационного запроса. Лицей №1 г. Нефтеюганска (Ханты-Мансийский автономный округ) использует очень простой и действенный способ выявления информационных потребностей школьного сообщества. На сайте имеется возможность проголосовать за информационные разделы, которые, по мнению голосующих, целесообразно представить на сайте1. Имеется возможность сразу же увидеть результаты опроса. Наш сайт находится на стадии заполнения. С чем Вы хотели бы познакомиться в первую очередь?
Источник: http://ugansk16.ru Доступность изложенияПроблема использования в школьных докладах формального и наукообразного педагогического языка является, как указывалось ранее, является одной из самых серьёзных в процессе информирования общественности. Она может быть устранена со временем, за счёт накопления опыта написания «доступных» для внешнего читателя текстов. Чтобы путь накопления такого опыта был наименее тернистым, целесообразно использовать некоторые полезные приёмы. Вот некоторые из возможных и достаточно эффективных приёмов.
Адекватный объем документаВ случае неадекватного размера доклада – слишком короткого или чрезмерно объёмного – можно дать только одну рекомендацию – стараться писать текст, который укладывается в наиболее естественные нормы 15 – 30 страниц. Это достигается с опытом. В ситуации излишнего объёма текста нужно стараться отказываться от наименее актуальной и востребованной информации. Здесь поможет привлечение родителей и представителей школьного сообщества к редактированию и экспертизе доклада до его публикации. Кроме того, не следует включать в доклад разделы из других школьных документов – программа развития школы, устав школы и т.п. Достаточно просто дать необходимые ссылки на эти документы. Все желающие всегда смогут их прочитать. Можно «облегчить» текст и за счёт невключения информации, актуальной для конкретных целевых групп, например, для родителей будущих первоклассников или родителей, чьи дети придут в 10 класс. Для таких клиентов школе целесообразно готовить отдельные адресные информационные продукты (короткие записки, брошюры, очные встречи и т.д.). Наиболее успешные примеры из зарубежного опыта показывают, что продуктивным является наличие двух версий доклада - короткой (2-3 страницы) и полной (15 страниц). Вставка 2. Система информирования о результатах деятельности школ на уровне штата (штат Калифорния, США). Государственные школы по всей Калифорнии с ноября 1988 года обязаны предоставлять сообществу информацию о себе в форме ежегодного школьного доклада SARC – School Accountability Report Cards. Этот доклад включает разнообразные данные, позволяющие оценивать и сравнивать школы по семи основным областям:
Выпускаются доклады в 2-х версиях – краткая (2-3 стр.) и полная (до 14 стр.) Пример структуры краткой версии доклада школы Roosevelt International Middle School, школьный округ СанДиего:
Полная версия доклада доступна в Интернет и также может быть получена в школе. Источник: San Diego United School District web-site (http://www.sandi.net/indices/parents). Целостность текстаФрагментарность является типичной характеристикой любого текста, в котором осуществляется попытка описать сложную систему без учета взаимосвязей всех ее частей. Но описать в рамках одного небольшого текста все взаимосвязи невозможно, их слишком много. Поэтому наиболее продуктивным, с точки зрения создания целостного текста, является выбор приоритетов (базовых идей), в соответствии с которыми и будет строиться содержание публичного доклада. Такой «стержневой» идеей может стать, например, новая программа развития образовательного учреждения, какой-либо масштабный проект, реализуемый в школе, или проблемный вопрос школьной политики, который был определён с участием родителей в предыдущем учебном году. В таком случае при создании текста будет важно описать максимально возможное количество взаимосвязей, существующих вокруг выбранной идеи. Описывая любой элемент школьной действительности, необходимо будет рассматривать его с точки зрения реализации данной идеи. В этом случае целостность текста будет гарантирована. По каждому рассматриваемому приоритету (теме) в конце фрагмента текста целесообразно делать выводы. Обобщенные выводы следует представить в заключении доклада. Они должно являться логическим завершением всего текста. Логическая связность и цельность текста, ясные и хорошо обоснованные выводы, убедительность аргументации – вот главные факторы, способные сделать доклад школы понятным и актуальным документом. Качественный анализОчевидно, что проведение глубокого анализа с выявлением причинно-следственных связей, с оценочными характеристиками и построением прогнозов будущего развития представляет для авторов публичных докладов определенную сложность. Такая аналитическая работа не является привычным делом для работников школы, поэтому, как и в случае выработки понятного языка, требуется время для приобретения необходимого опыта. Здесь можно дать следующие рекомендации. Крайне важно, кроме констатации конкретных фактов, проблем или достижений указывать и причины их возникновения (когда это возможно). При этом любые утверждения должны подтверждаться достоверными данными – нужно избегать голословных утверждений. Необходимо использовать сравнительные данные. Представление данных в динамике по годам (сравнение с собой) позволит школе увидеть, является ли зафиксированный факт тенденцией или это пока только отдельный случай. Также динамические данные ясно показывают, удаётся ли образовательному учреждению постепенно справляться с негативной тенденцией (например, с заболеваемостью учащихся) или поддерживать наметившийся ранее прогресс. Сравнение с другими образовательными учреждениями (например, расположенными в одном районе со школой) и средними значениями по муниципалитету, региону (сравнение с другими) также позволяют показать, как образовательное учреждение выглядит на внешнем фоне. В случае, когда соответствующий показатель у школы гораздо ниже среднего по муниципалитету или региону, ей будет необходимо проводить более детальный анализ возможных причин такой ситуации (например, школа расположена в отдалённом районе и испытывает потребность в квалифицированных педагогах или среди учащихся значительна доля детей из семей с невысоким социальноэкономическим статусом). Таким образом, интерпретация данных, описание и обоснование причинно-следственных связей являются важнейшей частью аналитического обеспечения публичного доклада. Здесь также важно привлекать к экспертизе доклада как представителей общественности, так и специалистов системы образования (педагогов, администраторов, управленцев, методистов и учёных). Первые выскажутся относительно того, насколько ясны и убедительны сделанные в тексте интерпретации и объяснения, а вторые дадут компетентную оценку их правдоподобности с позиции профессионалов. Вставка 3. Схема проведения анализа в тексте публичного доклада (Лицей №2, г . Протвино Московской области). Для усиления аналитической составляющей текста Публичного доклада Лицея авторами был разработан и принят за основу представленный ниже алгоритм:
Источник: Выступление директора Лицея №2 г . Протвино Московской области Иващенко Л.И. на зональном семинаре по обмену опытом (февраль 2008г.). Оформление и дизайнОчень важно, чтобы доклад не был перенасыщен монотонными описательными текстами, что не способствует пробуждения интереса у потенциального читателя. Для привлечения внимания к тексту и улучшения его восприятия используются специальные средства работы с текстом: заголовки и подзаголовки; колонтитулы; врезки; «плашки» (фрагменты текста или краткие самостоятельные тексты, располагаемые на фоне или в рамке внутри основного текста); различные размеры шрифта, выделения шрифта. Привлекательность доклада такжеможно повысить за счёт использования различных визуальных объектов (картинок, фотографий, графических схем и т.п.) и единого стиля дизайна документа – оформление титульной страницы, выбор единого графического решения для колонтитулов и заголовков, использование определённой цветовой гаммы и т.п. И в этом вопросе школа всегда может рассчитывать на многочисленных помощников – детей и взрослых, кто имеет опыт оформительского дела (художники, журналисты, фотографы, специалисты по рекламе и т.д.). Дополнительные возможности улучшения восприятия текста возникают на стадии верстки издания. При возможности целесообразно заказать в издательстве несколько возможных вариантов верстки и сделать выбор после их сравнительного анализа. Не стоит забывать и о возможностях информационных технологий, что особенно актуально при размещении доклада в сети Интернет на сайте школы. В этом случае целесообразно использовать в тексте гиперссылки, которые помогут осуществлять навигацию внутри доклада и будут полезны для отсылки к другим ресурсам и документам школы, которые нет возможности включать в сам доклад. Кроме того, украсят документ различные движущиеся объекты, реализованные с использованием флэш-анимации. Ещё одним эффективным решением является размещение в соответствующих разделах небольших аудио и видео фрагментов событий школьной жизни (например, на базе возможностей You Tube). Вставка 4. Пример удачного оформления публичного доклада (гимназия №19, г . Липецк). Публичный отчёт липецкой гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой является показательным примером очень удачного оформления и дизайна публичного документа, ориентированного на внешнюю целевую аудиторию. При подготовке доклада школьная команда руководствуется следующими принципами, выраженными в виде простых и привлекательных слоганов:
Источник: Выступление директора гимназии №19 Пиндюриной Р.Е. на всероссийской конференции «Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования», 15-16.05.09. Распространение докладаЧтобы доклад дошёл до своего читателя, необходимо использовать различные способы презентации и распространения документа. Отметим, что многие российские школы довольно успешно справляются с этой задачей. Какие же способы доставки информации до потенциальных читателей могут быть использованы? Отметим следующие способы:
В случае если органы управления образованием активно поддерживают практику публикации школьных докладов, то информирование общественности может проводиться через муниципальные информационнометодические центры (службы, кабинеты). На их сайтах могут размещаться доклады школ, а также сравнительные данные по ключевым направлениям деятельности школ (на основе опубликованной в докладах информации). Получение обратной связиПосле публикации доклада очень важно выяснить мнение читателей и понять, насколько язык доклада, его оформление и представленные данные соответствуют ожиданиям и потребностям целевой аудитории. Это позволит значительно улучшить последующие версии документа. Вместе с электронной или бумажной версией текста доклада необходимо предложить анкету для добровольного заполнения, которая позволит выяснить мнение родителей (а также учащихся, членов Совета школы и представителей местного сообщества) о результатах работы школы в текущем учебном году на основе опубликованных данных. Ясно, что не все родители сочтут нужным отвечать на поставленные вопросы, но всегда найдутся семьи, которые отнесутся к этой деятельности с пониманием и интересом. В состав анкеты могут войти самые разные вопросы. Вот примеры наиболее важных из них.
Кроме вопросов в анкете необходимо предусмотреть раздел, в котором можно было бы высказать предложения, замечания и комментарии относительно представленного доклада. Получение обратной связи от представителей целевой аудитории следует организовывать не только после публикации доклада. Крайне важно проводить согласование структуры и содержания доклада на всех основных этапах его подготовки: разработка макета (структура и основное вопросы) доклада; подготовка проекта текста; подготовка окончательной версии текста; дизайн-макета доклада. Формы согласования могут быть различными: публичные обсуждения, опросы (в том числе на сайте), интервью, фокус-группы и т.д. Оптимальным вариантом является проведение согласования в форме публичного обсуждения на заседании органа государственно-общественного управления школой. Окончательную версию доклада целесообразно утвердить его решением. Что нам говорит международный опытМногие страны имеют длительный опыт информирования общественности в образовании. Он может быть полезен российским школам, которые начали свой путь диалога и неформального сотрудничества с общественностью относительно недавно. Одним из существенных элементов подотчётности в децентрализованных образовательных системах является прозрачность информации, которая должна быть доступна и понятна родителям, общественности и представителям различных заинтересованных групп. Школы обязаны систематически информировать государственные органы и общественность о достигнутых результатах и планируемых действиях. На практике содержание такой информации широко варьируется от простых отчётов по результатам тестирования до более всеобъемлющих отчётов, содержащих информацию о социальноэкономических характеристиках учащихся, финансировании, квалификации учителей и разных измерениях академических достижений. Во многих странах такого рода информационные источники носят название информационная карта школы (School Report card). Вставка 5. Информационная карта школы (штат Парана, Бразилия). Основные цели Информационной карты школы в штате Парана заключаются в предоставлении инструмента управления для лучшего принятия решений и для усиления подотчётности перед общественности. Другими целями данного информационного продукта являются мониторинг качества образования, обеспечение прозрачности и стимулирование вовлечения родителей и сообщества в деятельность школы. Информационные карты включают результаты оценки учащихся в рамках тестирования (тестовый балл по португальскому языку, математике и естественным наукам в 4 и 8 классах), а также более широкие результаты, движение учащихся и характеристики школы (например, процент учителей, имеющих университетское образование), результаты оценки школьной эффективности и индикаторы родительской/общественной вовлечённости. Уникальной особенностью Информационных карт являются включение мнений родителей, учащихся, учителей и директоров о школе. Другая особенность состоит в том, что каждая карта представляет достижения школы в сравнении со средним значением по муниципалитету или штату. Источник: Sevilla, Maribel, and Don Winkler. 2003. “Information for Accountability in Decentralized Education: Implementation of Report Cards.” Draft EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED. Наиболее удачные международные образцы школьных публичных докладов обладают следующими характеристиками2 :
Вместо заключенияПредставленные в статье проблемные вопросы подготовки публичных докладов общеобразовательных учреждений отражают положение дел в этой области и фиксируют позитивную тенденцию на информационную открытость российской школы. Наиболее удачный российский и международный опыт, отражённый в рекомендациях по повышению качества школьных посланий, поможет сделать эту тенденцию устойчивым процессом и естественным элементом школьной политики. Авторы надеются, что данные материалы будут полезны образовательным учреждениям, которые ориентированы на организацию неформального и честного диалога с общественностью и своими внешними партнёрами. Приложение 1 Информация об исследовании «Сайт школы как инструмент обеспечения общественного участия в образовании»Автор исследованияВальдман Игорь Александрович – Master of Education, директор Центра международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Период проведения исследованияАвгуст-сентябрь 2008 года Цель исследованияЦелью исследования является качественный анализ информационного наполнения школьных сайтов и выявление на этой основе реальностей общественного участия в образовании. Ключевой вопрос для анализа «Насколько информация, представленная на сайтах школ, ориентирована на внешнего потребителя, на поддержку участия заинтересованных сторон в деятельности школы?». МетодикаИсследование проводилось путём анализа информации сайтов 100 образовательных учреждений. Контент-анализ строился на основе списка из 13 вопросов, которые можно разделить на три группы: 1) наличие информации об органах общественного управления, а также информации для родителей и учащихся; 2) наличие своевременно обновляемой информации о результатах работы школы (наличие ежегодного доклада школы, информации по некоторым направлениям работы школы, обновляемость новостей); 3) представление информации в удобном для пользователя виде (ориентация на информационные потребности родителей и представителей местного сообщества, представление данных в динамике и сравнении, использование графических схем, ясный язык изложения). Выборку исследования составили 100 школ из 6 регионов Российской Федерации – по 20 школ из Республики Карелия, Красноярского края, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО), по 10 школ из Москвы и Петербурга. Из них 62 школы являются городскими (крупные мегаполисы – 20 школ, города – 42 школы) и 38 – сельскими (посёлки/районные центры – 16 школ, сёла/деревни – 22 школы). По видам ОУ распределились следующим образом: 29 – учебные заведения с повышенным статусом (лицеи – 9, гимназии – 12, школы с углублённым изучением отдельных предметов – 7, центр образования - 1) и 71 – общеобразовательные школы (основные или средние). Выборку по каждому региону составили случайно отобранные школы, имеющие сайты в Интернет. Республика Карелия, Красноярский край, Чувашская Республика – это регионы КПМО. Для них тема общественного участия - один из важных приоритетов. Ханты-Мансийский автономный округ имеет свой региональный закон о государственном управлении в образовании3 и также ориентирован на поддержку общественного участия. Кроме того, Республика Карелия и Красноярский край являлись регионами проекта «Информатизация системы образования»4 (ИСО), и использование информационных технологий на уровне школы (включая использование Интернет) - одно из актуальных направлений регионального образования. То же можно сказать о ХМАО и Чувашской Республике как о грантовых регионах проекта ИСО. Москва и Петербург – крупнейшие мегаполисы с наиболее развитой инфраструктурой и реальной конкурентной средой. Таким образом, в выборку исследования попали школы не из самых типичных регионов страны. В этом смысле будет некорректно распространять полученные результаты на все школы России. Но в задачу исследования и не входит подобное обобщение. Нам было важнее оценить ситуацию в наиболее благополучных и мотивированных на обеспечение общественного участия регионах страны. Ведь если и для них окажется, что вовлечение общественности находится в состоянии далёком от желаемого, то можно выдвигать гипотезу о реальном состоянии дел по всей стране. Именно фиксация реальных прецедентов и постановка гипотез, а не получение доказательных выводов, является главной задачей исследования. Основные выводыОбобщая результаты, можно дать следующую характеристику обеспеченности школьных сайтов информацией, ориентированной на внешнего потребителя:
Приложение 2 Информация о методике экспертизы качества подготовки публичных докладов (отчетов) общеобразовательных учреждений Московской области за 2007–2008 г.В рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования в Московской области общеобразовательные учреждения Московской области должны были подготовить и разместить на официальных сайтах школ публичные доклады (отчеты) за 2007-2008 г. По заказу Министерства образования Московской области Академией социального управления в 2008 году была организована и проведена детальная экспертиза качества публичных докладов 1542 общеобразовательных учреждений за 2007-2008 учебный год, подготовленных в рамках реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» Комплексного проекта модернизации образования в Московской области и опубликованных на официальных интернет-сайтах школ. Для проведения экспертизы был разработан экспертный инструментарий, включающий: основные критерии оценки публичных докладов общеобразовательных учреждений и бланки экспертных оценок. При разработке критериальной базы было учтено, что:
Учитывая эти особенности, было решено при экспертизе публичных докладов определять их соответствие минимальным требованиям, с тем, чтобы в дальнейшем, по мере совершенствования технологии подготовки публичной отчетности и накопления опыа, углублять и расширять уровень этих требований. Критерии экспертизы публичных докладов общеобразовательных учреждений Московской областиДоклады образовательных учреждений оценивались по следующим шкалам:
Общий вывод о Публичном докладе делался на основании оценок по предложенным шкалам и с учетом того, что его содержание должно давать более или менее полное и конкретизированное представление об образовательном учреждении (представлены, в той или иной мере, различные аспекты образовательной деятельности; есть отчет о достижениях схемы, диаграммы, выводы и заключения). Общая оценка имела трехмерную шкалу: «доклад соответствует минимальным требованиям» – «доклад условно соответствует минимальным требованиям» (т.е. требует некоторой доработки по наименее принципиальным позициям) – «доклад не соответствует минимальным требованиям». {/mosregread} В состав экспертной группы вошли сотрудники Центра стратегических разработок под общим руководством С.Г. Косарецкого. В процессе работы экспертной группы были проанализированы 1542 доклада общеобразовательных учреждений Московской области. В результате была выявлена необходимость многоэтапной деятельности, включающей, помимо непосредственной экспертизы, выполнение консультационной и контрольной функций. Схема экспертной работы, таким образом, носила циклический характер (схема 1). По итогам работы экспертной группы были:
Рекомендации были использованы школами для доработки докладов и подготовке докладов следующего учебного года. В текущем 2009 году планируется проведение исследования, направленного на выявление динамики качества подготовки докладов. Комментарий: По данной методике в 2008 году была проведена экспертиза публичных докладов школ Ханты-Мансийского автономного округа. Экспертиза проводилась в рамках РКПМО по заказу Департамента образования и науки ХМАО. В процессе работы экспертной группы были проанализированы 74 доклада общеобразовательных учреждений округа. 1 Очевидно, что большая часть такой информации будет полезна и для подготовки публичного доклада. 2 Ключевые аспекты качества образования: обзор международных тенденций // Приложение к журналу «Методист», Библиотека журнала «Методист», №9, 2008. 3Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 октября 2006г . N104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». 4 Федеральный проект «Информатизация системы образования» реализовывался в 2005-2008 гг . Правительством РФ на средства займа Всемирного банка. |