Инновации и эксперимент в образовании

Образовательные стандарты второго поколения и преподавание правоведения в средней школе
Добавил(а) Минашкин А.В.   
31.12.09 00:00

Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 6 (2009)
Раздел: Вопросы права в образовании, стр. 10-17

Минашкин Андрей Владимирович,
канд. юридических наук
руководитель структурного подразделения
по правовому воспитанию
и юридическим вопросам
ГБОУ г. Москвы СОШ
«Школа здоровья» № 64

Образовательные стандарты второго поколения и преподавание правоведения в средней школе

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями.

{mosregread}В ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации признается право каждого человека на образование. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом.

В ч. 2 ст. 43 Основного закона гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации понимается совокупность:

  • системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
  • системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации за 2009 год Президент страны особо отметил, что «школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным». А также подчеркнул, что «инициатива («Наша новая школа») станет не просто очередным ведомственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества. Это нам всем очень нужно».

Ряд шагов в этом направлении уже сделан. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 были утверждены Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, которые определяют порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, представляющих собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Таким образом, принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системо-образующий компонент конструкции стандартов.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992г. №32661 «Об образовании», Законом города Москвы от 20 июля 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве» (в редакции законов города Москвы от 10 октября 2001 г. № 46, от 29 октября 2003 г. № 63, от 22 декабря 2004 г. № 91), в целях определения политики Правительства Москвы в области образования на 20092011 годы, дальнейшей консолидации усилий органов государственной власти, научной и педагогической общественности в повышении роли образования Правительство Москвы утвердило городскую целевую программу развития образования «Столичное образование – 5» на 20092011 годы. В соответствии с ее основными положениями, задачами по достижению целей Программы применительно к общему образованию являются:

  • построение современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики;
  • обеспечение перехода общеобразовательной школы (начальной школы) на новые федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на внедрение компетентностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся;
  • развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
  • максимальное приближение к москвичам различных видов образовательных учреждений в соответствии с возможностями и способностями ребёнка через развитие вариативной сети учреждений и образовательных программ;
  • проектирование и внедрение механизмов реализации принципа преемственности при переходе из начальной в основную школу;
  • внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
  • внедрение различных моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и дистантная формы организации;
  • создание внутришкольных систем управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством (программы развития, публичные отчёты, общественно-государственное управление);
  • обеспечение в образовательных учреждениях современных условий образовательного процесса в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты;
  • регулярное обеспечение общеобразовательными учреждениями информацией о своей деятельности потребителей и общественность,включая размещение такой информации насайте.
  • 28 мая 2009 года в Большом зале Департамента образования города Москвы прошла Городская научно-практическая конференция «Современная школа сегодня и завтра». В ее резолюции применительно к содержанию образования (переходу на новые Федеральные государственные образовательные стандарты среди прочих мер рекомендовали:
  • предложить руководителям образовательных учреждений определить систему мер по запуску Федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени обучения и обеспечению преемственности между ступенями обучения для реализация деятельностно-компетентностной образовательной модели как основы современной московской школы и Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
  • предложить Московскому институту открытого образования, окружным методическим центрам оказать методическую поддержку образовательным учреждениям по запуску Федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечению преемственности между ступенями обучения для реализации деятельностно-компетентностной образовательной модели;
  • предложить Московскому городскому педагогическому университету, Московскому институту открытого образования, Московскому педагогическому гуманитарному институту разработать программу запуска Федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени обучения;
  • предложить окружным методическим центрами Московскому институту открытого образования обобщить опыт работы по переходу старшей школы на профильное обучение и элективные курсы.

Таким образом, на различных уровнях ведется активная работа, направленная на переход к образовательным стандартам второго поколения. Напомним,что по своей социально-педагогической сути стандарт – это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

До 15 декабря 2009 г. Правительству Российской Федерации поручено Президентом представить на рассмотрение очередного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике план первоочередных действий на 2010 год по модернизации основного общего образования.

Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению.

Современное образование должно быть ориентированным не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Задачами воспитания являются формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решению этих задач способствует преподавание курса «Правоведение» в общеобразовательной школе, так как право является одним из важнейших социальных институтом и неотъемлемым элементом гражданского общества.

Напомним, что статья 1 Конституции Российской Федерации формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В этом акте понятие «высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что так не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

Статья 2 Конституции Российской Федерации впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Это означает, что источник и основа этих прав находятся вне государства. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции.

Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа.

Таким образом, изучение этих фундаментальных основ конституционного строя является неотъемлемой частью развития правовой культуры гражданина.

Правоведение является одной из отраслей, входящих в систему гуманитарных (общественных) наук. Ее предметом является такое важное для жизни общества социальное явление, как право в качестве регулятора отношений между людьми и их коллективами, взаимоотношений государства и личности. Она изучает этапы становления и развития права, социальное назначение и роль в жизни общества в целом и отдельной личности в частности, содержание и направление совершенствования отдельных составных частей права (отраслей, юридических институтов, конкретных норм и т.д.).

В юридическую науку включаются также те проблемы теории государства, которые непосредственно связаны с правом, без которых право не может быть глубоко и всесторонне понято и проанализировано как эффективный инструмент государственного руководства обществом.

Учение о государстве в целом включается в особую науку политологию, но изучать многие основные закономерности создания и развития государства признано также и правоведение, учитывая тесную и непосредственную связь между этими общественными явлениями, тот факт, что государство является тем инструментом, который создает право, организует и обеспечивает исполнение юридических норм. Правоведение изучает правовые свойства государства, что ее предмет это понятие права и соответствующее правовое понятие государства.

Юридическая наука эффективный инструмент познания права и его роли в жизни общества, а также совершенствование правовой системы в целом и отдельных ее элементов, ее изменения в соответствии с динамикой, постоянного преобразования общественной жизни. При этом эффективность юридической науки во многом зависит от установления тесных связей и взаимодействия с другими отраслями гуманитарной, а также и естественной науки в творческом познании государственно-правовой действительности.

В современных условиях и в западных странах, и в нашей стране продолжаются серьезные исследования по общим вопросам правоведения, а также по отдельным его дисциплинам. Изучаются философские проблемы права, практические аспекты его развития и совершенствования, вопросы право-понимания, правового государства, гражданского общества, национальной безопасности, охраны природы и др. Бесспорно, эти вопросы должны рассматриваться и в процессе преподавания курса «Правоведение» в школе.

Изучение курса «Правоведение» базируется на законах логического мышления. Предмет, явление, процесс, обладающий бесконечным множеством свойств – внешних проявлений своей сущности, отражается непорядочным множеством фактов. Каждый факт отражает предмет односторонне. Полное отражение предмета могло бы быть получено только с помощью бесконечного множества фактов. Но научное познание не стремится изучать бесконечные ряды фактов; оно выявляет наиболее существенные связи между ними и выводит через них внутренние закономерности развития предметов, явлений, процессов. Углубление в сущности достигается средствами теоретического мышления по мере раскрытия связей между фактами и выявления в этих связях существенных, необходимых взаимодействий отражаемых предметов, явлений, процессов.

Логической формой новых знаний о предмете служит умозаключение. В процессе изучения курса «Правоведение» используются дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Теоретической основой логических методов выступают основные свойства причиной связи как важнейшей формы объективной зависимости между явлениями. Для причинной связи характерны свойства всеобщности, последовательности во времени, необходимого характера связи, однозначной зависимости между причиной и следствием.

Обычно выделяют три основные функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права. Это гносеологическая (познавательная), прогностическая и идейно-воспитательная (идеологическая).

Гносеологическая функция – это выработка и оформление научных знаний о государстве и праве. Правоведение аккумулирует и приводит в систему идеи о государственно-правовой надстройке, объясняет, когда и почему возникли те или иные юридические категории, явления, факты, каково их социальное назначение, структура, в какой связи они находятся между собой, создавая тем самым научную основу для формирования политической идеологии, правосознания и юридической куль туры. Эта функция направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, о состоянии борьбы с правонарушениями и обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Научное познание помогает выработать понятийный аппарат категорий государственно-правовой действительности, обеспечивает высокий профессионализм работников правотворческих, судебных и иных правоприменительных органов, взаимодействие между различными отраслями юриспруденции, единообразие в понимании и оценке правовых фактов, процессов, отдельных норм и способов их реализации. Такой понятийный аппарат используется не только для объяснения тех или иных юридических процессов, явлений, но и для выработки общих теоретических выводов, обобщающих закономерностей функционирования всей государственно-правовой надстройки, а также отдельных отраслей права и конкретных юридических институтов. Правоведение не только анализирует и обобщает проблемы государства и права, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и социальную роль.

На основе познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовой действительности юридическая наука призвана давать глубокую и обоснованную оценку изучаемых явлений, определять их положительные и негативные черты, обосновывать степень демократизма форм правления и политических режимов в той или иной стране, степень обеспеченности и защиты прав и свобод личности, справедливости права и отдельных его институтов и т.д.

Изучение курса «Правоведение» базируется на законах логического мышления. Предмет, явление, процесс, обладающий бесконечным множеством свойств – внешних проявлений своей сущности, отражается непорядочным множеством фактов. Каждый факт отражает предмет односторонне. Полное отражение предмета могло бы быть получено только с помощью бесконечного множества фактов. Но научное познание не стремится изучать бесконечные ряды фактов; оно выявляет наиболее существенные связи между ними и выводит через них внутренние закономерности развития предметов, явлений, процессов. Углубление в сущности достигается средствами теоретического мышления по мере раскрытия связей между фактами и выявления в этих связях существенных, необходимых взаимодействий отражаемых предметов, явлений, процессов.

Логической формой новых знаний о предмете служит умозаключение. В процессе изучения курса «Правоведение» используются дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Теоретической основой логических методов выступают основные свойства причиной связи как важнейшей формы объективной зависимости между явлениями. Для причинной связи характерны свойства всеобщности, последовательности во времени, необходимого характера связи, однозначной зависимости между причиной и следствием.

Гносеологические функции, как правило, служат основой для определения недостатков в работе государственного аппарата, своевременного выявления малоэффективных и устаревших правовых положений, пробелов и противоречий в действующем законодательстве, определения эффективности работы государственного аппарата и правового регулирования. Творчески-критический характер научной деятельности в сфере юриспруденции необходимая ее черта, способствующая определению путей дальнейшего совершенствования государственно-правовых институтов, формирования гражданского общества и правового государства.

Вторая основная функция правоведения прогностическая, определяющая в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, их будущую судьбу, формирующая научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования.

Научное предвидение распространяется как на усовершенствование отдельных государственно-правовых институтов, актов, норм, так и на общие тенденции развития политической и правовой жизни. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в законах принципов народовластия, основ рыночной экономики, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д. Они являются непременными участниками подготовки всех наиболее значительных законов и иных правовых актов, осуществляют научную экспертизу разрабатываемых право-творческих решений, участвуют в работах по упорядочению, систематизации законодательства, являются авторами разработки многих инициативных законопроектов.

Наконец, третья основная функция идейно-воспитательная (идеологическая). Правоведение воздействует на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, поведение людей не только через посредство тех или других государственно-правовых институтов, но и прямо, непосредственно, как важный идеологический фактор, пропагандирующий идеи справедливости, демократии, гуманизма, правового государства, естественных, необъемлемых прав личности, которые должны найти отражение в практике государственной жизни, действующем законодательстве. Юридическая наука активно воздействует на правосознание должностных лиц и отдельных граждан, создает научную основу для формирования в стране политической и правовой культуры.

Эта функция призвана обеспечивать глубокое знание обучающимися основных понятий юриспруденции, принципов права, действующих норм, пропаганду правовых знаний среди населения, повышение квалификации работников правоохранительных органов и иных звеньев государственного аппарата, предпринимательских структур. Она способствует также повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формирования высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Правоведение обосновывает идеи законопослушания граждан и должностных лиц, необходимость строго соблюдения и исполнения правовых норм, активного участия в общественно-политической жизни, вырабатывает правила научного толкования юридических предписаний, формирования психологических установок на правомерное поведение и активную жизненную позицию.

Главная цель предлагаемого курса – дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить обучающимся навыки правильного ориентирования в системе законодательства, умение соотносить их юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни, без чего не возможна выработка элементарных навыков юридического мышления.

Необходимым условием для достижения поставленной цели является работа с нормативными источниками Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и др.

Признание закона основным источником права – ключ к пониманию высокой роли законодательства в общем объеме правоведения и правовой системы. Обеспечение научных и демократических принципов разработки, принятия и действия законов в России является важнейшим условием их эффективного влияния на развитие экономики и социальной сферы, на стабилизацию общества и укрепления государства. Формирование правового государства, провозглашенного в Конституции РФ, неразрывно связано с правовым образованием и просвещением граждан, повышением их правовой культуры. Проблема эта общегосударственная. Задачи курса в широком смысле – научить студентов правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, видеть различия между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты своих прав и интересов; целенаправленно формировать гражданскую позицию, уважения к закону и правопорядку, сознание личной ответственности перед обществом за свое поведение.

Изучение права в школе на базовом уровне должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности учащегося, осознающего себя полноправным членом гражданского общества, знающего свои права и свободы, умеющего ими пользоваться и защищать их; уважающего закон и правопорядок, добровольно исполняющего свои обязанности;
  • формирование его представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам и правопорядку;
  • освоение знаний об основных институтах, принципах и нормах права, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав и охраняемых законом интересов, исполнения гражданских обязанностей, правомерного поведения в социуме;
  • овладение навыками, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в повседневной жизни, умением использовать возможности правовой системы России; умениями соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом, прогнозировать возможную меру ответственности; содействовать правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
  • решать практические задачи в социально-правовой сфере, а также учебные задачи в образовательном процессе;
  • развитие основ правовой культуры; культуры поведения в рамках закона и общепринятых правил; формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции.

Важным элементом обучения является раскрытие базового понятия «правовое государство». Основой для этого является конституирование Российской Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых демократических государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе дальнейшего реформирования России и создания подлинно гражданского общества.В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать:

  • базовые понятия правовой науки, порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России;
  • содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты;
  • механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав;
  • органы и способы международноправовой защиты прав человека;

уметь:

  • правильно применять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права и охраняемые законом интересы, решение суда);

характеризовать:

  • систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях;
  • права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус предпринимателя без образования юридического лица; порядок получения платных образовательных услуг;
  • права абитуриента;

объяснять:

  • содержание права на благоприятную экологическую среду;
  • основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;

различать:

  • способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства;
  • порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации;
  • обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов отмечается, что в основе стандарта лежит общественный договор новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей). С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт – средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Таким образом, впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства. Более того, в новых стандартах нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для развития российского образования. Вместе с тем в образовательных стандартах второго поколения сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, связанных со стратегической трактовкой стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу; обществу, основанному на знаниях. Главные факторы, влияющие на развитие образования сегодня – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования), и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества – это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования. Но не стоит забывать и о развитии Российской Федерации как социального государства и развитии элементов отечественного гражданского общества. Эти немаловажные элементы должны повлиять на разработку стандартов гуманитарных дисциплин, в частности «Правоведения».

Как известно, разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения идет поэтапно. В 2009/2010 году планируется подготовить материалы для основной школы. Полагаем, что при разработке стандарта по курсу правоведения необходимо учитывать достижения отечественной и зарубежной правовой науки. Должна проводиться совместная работа ученых-педагогов и юристов по разработке этого документа.

Развитию права в нашей стране в настоящее время придается весьма важное значение. Напомним, что в своём выступлении на церемонии вступления в должность Президента России Дмитрий Медведев заявил: «Особое внимание придаю фундаментальной роли права, на котором основывается и наше государство, и наше гражданское общество. Мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьёзно мешает современному развитию». Без развития правового образования достижение этих целей невозможно. Крайне необходим системный подход к его развитию.

Проводимые в настоящее время реформы государственного управления направлены на решение следующих задач:

  • модернизация исполнительной власти в целом. Структура исполнительной власти должна быть логично устроена, а госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики;
  • эффективная и четкая технология разработки и принятия управленческих решений;
  • анализ реализуемых государственных функций с целью ликвидации избыточного государственного регулирования.

Эти положения также должны быть донесены до учащихся.

Считаем, что необходимо строгое нормирование содержания учебной программы и организации учебной деятельности по такой учебной дисциплине, как «Правоведение», определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного мате риала.{/mosregread}

Наряду с фундаментальным знанием в рамках разработки стандарта по «Правоведению» необходимо четко определить основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности. Воспитание правовой культуры должно стать привычной базовой национальной ценностью.

Представляется, что на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования необходима разработка и новой Примерной программы по курсу «Правоведение». Она должна конкретизировать содержание предметных тем образовательного стандарта, составленных с учетом достижений отечественной и зарубежной юридической науки, давать примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определять минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

  • информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
  • организационно-планирующая функция пред усматривает выделение этапов обучения правоведению, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Решение этих вопросов отвечает современным потребностям развития отечественного государства, его правовой и образовательной систем, воспитанию всесторонне развитых членов гражданского общества. Способствовать этому будет разработка новых стандартов с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы, а также реализация в них принципа общекультурной направленности и гуманизации содержания образования.