TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Корпоративное обучение как одна из форм методической работы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Алдакаева Н.Г.   
31.12.09 00:00

Автор статьи рассматривает преимущества организации методической работы в форме корпоративного методического обучения, описывает один из вариантов реализации корпоративного обучения в рамках развития муниципальной методической службы.

Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 6 (2009)
Раздел: Экспериментальные площадки, стр. 43-44

Алдакаева Наталья Георгиевна,
заместитель директора
информационно-методического центра
департамента образования
администрации муниципального образования
г. Салехард  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Корпоративное обучение как одна из форм методической работы

Каким образом можно внедрить систему корпоративного методического обучения в систему работы муниципальной методической службы?

Сегодня в методической работе появился новое понятие «корпоративное обучение». Что представляет собой корпоративное обучение? Во-первых, корпоративное обучение – это обучение, которое организуется и проводится только для одной организации. Во-вторых, корпоративное обучение представляет собой процесс, конечной целью которого является достижение профессионализма работы команды и каждого сотрудника в отдельности. В-третьих, корпоративное обучение – это подготовка и развитие навыков персонала для эффективной работы организации.

Каким образом можно внедрить систему корпоративного методического обучения в систему работы муниципальной методической службы?

Для начала рассмотрим возможные формы организации корпоративного обучения.

  1. Обучение, построенное на использовании внутренних ресурсов, например, корпоративного методиста, деятельность которого направлена на решение вопросов образования и развития сотрудников учреждения.
  2. Обучение, построенное на привлечении группы специалистов для обучения сотрудников в форме или краткосрочных или долгосрочных программ, призванных решать наиболее актуальные проблемы в учреждении.
  3. Обучение, построенное на привлечении группы специалистов для обучения в форме долгосрочных программ, направленных на решение масштабных, в том числе и управленческих, проблем.

Главная задача корпоративного методического обучения управление знаниями, разработка эффективных методик повышения профессионального мастерства педагогических работников, а также формирование единого подхода к решению проблем образовательного учреждения.

{mosregread}Существующие виды корпоративного обучения активно используются в методической работе:

  • корпоративные семинары;
  • корпоративные тренинги;
  • корпоративные программы личностного роста сотрудников;
  • корпоративное дистанционное обучение.

Информационно-методическим центром города Салехарда сделана попытка внедрить систему корпоративного обучения в систему методической работы. Так, в рамках проекта «Мобильная методическая служба» разработана система так называемых выездных семинаров, это не что иное, как обучение, построенное на привлечении группы специалистов для обучения сотрудников в форме краткосрочных программ. Реконструкция методической работы в корпоративное обучение приведёт к осознанному выбору пути решения существующих в учреждении проблем.

Методисты ИМЦ подготовили ряд выездных или другими словами корпоративных семинаров и предложили тематику администрации образовательных учреждений. Особенно популярным стал двухдневный семинар-практикум под названием «Традиционные и инновационные формы обобщения и распространения передового и инновационного опыта работы педагога». Для отработки программы семинар был предложен как традиционное методическое мероприятие, где присутствовали педагоги из различных образовательных учреждений, в том числе и заместители директоров по научно-методической работе. Оценив качество проведения мероприятия, административные работники ряда школ пришли к выводу, что те знания и умения, которые получили они, необходимы всем работникам их учреждения. Помимо того, что содержательная часть семинара предполагала рассмотрение различных форм обобщения и распространения опыта, практическая часть позволяла создать буклет, рекламный лист, презентацию, составить педагогическое портфолио, написать методическую статью, оформить проект. Таким образом, семинар перешёл в разряд корпоративных. Преимущества корпоративного методического обучения очевидны:

  • по определённой теме прошли обучение все педагоги образовательного учреждения;
  • педагоги получили необходимые теоретические и практические знания в полном объеме;
  • семинар-практикум был организован в удобное для педагогического коллектива время;
  • семинар проводился в психологически комфортной знакомой всем участником обстановке образовательного учреждения;
  • организаторы семинара в образовательном учреждении не тратили время на подготовку методического мероприятия;
  • теоретическая и практическая части семинара были профессионально подготовлены и отработаны группой специалистов с использованием ресурсов учреждения (если ресурсное обеспечение в учреждении отсутствует, например, количество компьютеров недостаточно для организации мероприятия, то методисты берут на себя ответственность за создание необходимых для проведения семинара условий);
  • отмечается высокий уровень эффективность корпоративных методических мероприятий, подготовленных и отработанных специалистами.

Данный семинар был востребован как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного и дошкольного образования. Одной особенностью в организации подобных мероприятий является взаимозаменяемость методистов в ходе проведения семинара в различных учреждениях. Содержание семинара остаётся неизменным, а состав группы специалистов, выезжающих для проведения мероприятия, может быть сменным, несмотря на то, что каждый методист владеет определённым набором техник и методик. Это является необходимым условием, когда методическая служба немногочисленна, но каждый методист должен отвечать высоким требованиям, предъявляемым к специалистам корпоративного методического обучения.

Возможность реализации корпоративного методического обучения связано ещё и особенностями небольшого северного города и, соответственно, небольшим количеством образовательных учреждений, когда методическая служба может выполнить все методические запросы.

На этапе внедрения корпоративного методического обучения тематика корпоративных мероприятий предлагается извне, так как методическая служба знает круг проблем, существующих в образовательных учреждениях города. Однако развитие корпоративного методического обучения предполагает определение проблемного поля непосредственно в образовательном учреждении и оформление методического запроса на проведение обучающего корпоративного методического мероприятия определёнными специалистами.{/mosregread}

Таким образом, построение системы корпоративного обучения на муниципальном уровне в данный момент находится на этапе своего становления, но уже определены пути дальнейшего совершенствования корпоративного обучения. С одной стороны, для педагогических работников города через систему дистанционного обучения, с другой через систему мероприятий по развитию профессионализма непосредственно сотрудников информационно-методического центра, т.е. через корпоративного методиста, способного организовать работу по самосовершенствования и самообразованию методистов ИМЦ.