Инновации и эксперимент в образовании

Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность
Добавил(а) Ермакова С.Д.   
26.02.08 02:56

Нам предстоит поговорить о практике создания эффективной команды для решения проблемы при вхождении в инновационную деятельность. предложенные в этой статье рекомендации и упражнения могут стать хорошим подспорьем для кураторов и руководителей группового вида занятий. Их использование способствует развитию группового процесса и повышению результативности групповой работы.

Как известно, развитие группового вида деятельности характеризуется следующими параметрами:

  • наличием общих целей и совместной работой по продвижению к ним;
  • доверием и уважением участников друг к другу;
  • взаимной поддержкой участников;
  • принятием участниками ответственности за свою работу в группе;
  • сочетанием внутренней сплоченности и ее открытости внешнему миру;
  • установлением гласных и негласных правил, способствующих эффективной работе группы;
  • выработкой оптимального рабочего ритма;
  • отношением участников к удачам и неудачам, преодолением ошибок для дальнейшего продвижения вперед.

Поведение ведущего является для участников группы образцом. От того, как работает руководитель, с какими собственными проблемами он пришел, зависит психологический настрой в группе. Существует ряд правил, которыми, целесообразно руководствоваться при организации групповой работы.

Правило 1.

«Мы вместе, я и группа, группа и я, нам интересно!»

Правило 2.

«Я принимаю всех, всех замечаю, они мне помогают, а я помогаю им».

Правило 3.

«Есть разные группы: «доверчивые» и «осторожные», «открытые» и «закрытые». Я знаю – вместе мы – сила».

Правило 4.

Многообразие позиций возможно и все должно быть направлено на конструктив.

Правило 5.

«Умение вести себя нестандартно – одно из важнейших для человека».

Теперь правила нам известны, перейдем к ориентирам:

  1. Задача ведущего – помочь группе эффективнее использовать имеющиеся у неё ресурсы.
  2. Эффективность групповой работы повышается, если ведущий сам проявляет живой интерес и воспринимает своё вмешательство как увлекательную игру, в которой каждый может чему-то научиться.
  3. Очень хорошо, если участники время от времени отклоняют предложения ведущего, тем самым, беря на себя больше ответственности.
  4. Успешная работа в группе – скорее искусство, чем наука.
  5. Полезно видоизменять знакомые упражнения и вносить что-то новое, чтобы и у группы и у ведущего сохранялся живой интерес к происходящему.

Работа над активизацией сознания участников группы

Предлагаю «сочинить жизнь» проектного варианта, разработанного в группе, и объединиться для решения поставленных целей и задач.

{mosregread}Поэтому начну с небольшой сказки.

…Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро, Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступивший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным богам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказанности он разрушал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до людей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней.

Заметили Волшебники, что сердца людей открываются в светлых снах и желают они радости и света. Задумались Волшебники, как же наяву помочь людям ощутить Радость, возродить желание Творить и Созидать? Долго размышляли Волшебники и решили они поведать Миру обо всем, что знали сами о Добре, Жизни, Чистоте. Понеслись слова Волшебников к людям, сплетаясь в удивительные истории.

Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего тела и каждой чудесной струной своей души. И те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называться сказками или притчами. В них душа человека черпала силы для созидания, открывала и познавала заново мудрость человеческого духа. Люди научились сочинять сказки сами и так стали Волшебниками…

Итак, скрытая миссия сказки – воздействие на целостную структуру личности, активизацию созидательных возможностей человека.

Работа над психологической атмосферой в группе

Теперь расскажу историю для объединения всех участников группы, создания благоприятной психологической атмосферы.

В одной стране жил мудрец. Нет, просто человек, которого многие называли мудрецом, так как был он стар, о чем свидетельствовали его седые волосы. А некоторые люди говорили о том, что человек этот молод, так как замечали яркий блеск его глаз. Так доподлинно неизвестно, стар он был или молод. Но известно одно: этот мудрец был знаком со многими людьми. Разными они были и по внешнему виду, и по голосу, и по цвету волос. Объединяло их всех одно – он называл их людьми. Однажды решил мудрый человек обойти весь мир и посмотреть, встретит ли он на пути таких же разных людей или же они будут какими–то другими. Взял он с собой нити невидимые, чтобы помечать этими нитями людей, которых он уже встречал. Так и тянулась ниточка от одного человека к другому.

Некоторые люди брали в руки тонкую нить, хранили, оберегали ее и передавали бережно нить своим детям и внукам. Другие бесконечно спорили и пытались отвоевать себе большую часть нити и тянули ее на себя (и такие отношения стали называть «натянутыми»). А были и такие, кто тянул нить до тех пор, пока она не порвется, и приходилось делать узел, чтобы нить стала неразрывной (и такие отношения стали называть «узловатыми»). А мудрец всё шел и шел. Вскоре все люди мира были объединены невидимыми нитями. Мы с вами не исключение.

Какими будут нити, зависит только от нас. Сможем ли мы сохранить волшебные нити, дарованные мудрецом? Это покажет тот стиль общения, который сложится в нашей команде.

Начало в отношениях между членами команды (группы) определено: доброжелательность и принятие всех членов группы.

Упражнения, обеспечивающие работоспособность группы

Их можно разделить на два вида: первые - на концентрацию внимания, вторые - на расслабление, если нужна минутка отдыха.

1. «Договоримся без слов».

Цель: рефлексия группы в поиске взаимопонимания;

Правила игры:

По сигналу все участники группы выбрасывают на пальцах числа от 1 до 5.

Задача: показать одинаковое число всеми членами группы.

Договориться с помощью слов в игре запрещено!

2. «Король-шут».

Цель: рефлексия группы в поиске взаимопонимания;

Правила игры:

1) все участники группы получают номерки с цифрами, в уголке которых цветной квадратик:
Image

2) показывать другому участнику команды свой номерок нельзя, надо запомнить цифру и цвет.

3) по сигналу ведущего все члены группы должны выстроиться за королем в определенном порядке до Шута включительно.

4) ни цвет, ни номер называть нельзя, надо договориться без слов.

Эту игру можно провести и как соревнование между несколькими группами. Цель игры: выявить уровень взаимопонимания между участниками команды.

3. «Зеркало».

Цель игры: показать трудности построения взаимоотношений в группе, нахождение взаимопонимания между людьми.

Ход игры: участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга в зеркальном отражении.

4. Групповой портрет.

Играют две команды.

Цель игры: сосредоточение внимания на проблеме.

Ход игры: 1) внимательно рассмотреть другую команду. 2) Закрыть глаза на 30 сек. В это время вторая команда меняет участников местами или изменяет позы участников. 3) Необходимо выявить изменения на «портрете» второй команды.

5. «Комплименты».

Цель игры: обучение искусству говорить, слушать и слышать.

Ход игры: условие – искренность комплимента.

адресат – все участники группы.

Резюме: игры можно интерпретировать по-разному, но то, что они производят положительный эффект на участников групповой работы - очевидно! Существует множество рецептов, но нет ни одного универсального. Выбор за вами! Главное – соблюдение правил.

Работа над формированием команды.

Нам предстоит освоить обязательные шаги по созданию группы как команды.

Шаг 1. Определение группой собственных осознанных и неосознанных целей.

Шаг 2. Подбор или отбор вариантов решения поставленной задачи.

Шаг 3. Работа всех членов группы над собственными целями для объединения и выработки совместной цели.

Шаг 4. Исследование предпочтений группы ее куратором или организатором работы.

Шаг 5. Целенаправленное формирование единства в достижении цели.

Шаг 6. Формирование ценностей в работе по достижению цели.

Шаг 7. Анализ собственной деятельности, направленной на создание проекта.

Шаг 8. Создание имиджа группы.

Шаг 9. Усиление «командного духа».

Шаг 10. Сопровождение деятельности группы.

{/mosregread}Именно десятый шаг по созданию группы и эффективной ее жизнедеятельности представляет собой процесс, развернутый во времени. Поддержание продуктивной работы групп – задача ее руководителя. И для этого нужны «Спасательные мероприятия».

Работа по повышению продуктивности деятельности группы (психологическое сопровождение)

Тексты для карточек

Мысли

Создавайте только положительные мысли, поскольку любая мысль достигает других. Наполняйте свои мысли силой любви, а иначе они будут сухими. Мысль – это семя, а любовь – это вода, которая питает его. Если вы не добиваетесь успеха, погрузитесь в безмолвие, поразмышляйте об этом, и вы увидите причину. Овладейте искусством создания хороших мыслей, и вы сможете навсегда избавиться от пустого. Осознайте ценность своих мыслей.

Сотрудничество

Сотрудничество основывается на вере, любви, понимании и доверии. Это не сделка, в которой успех одного достигается за счет другого. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу.

Единство

Единство – это внутренняя гармония и гармония с окружающими. Единство строится на общем представлении о всеобщем благе. Единство – это, значит признавать ценность каждого и его уникальный вклад. Единство расцветает, когда есть внутреннее желание принять других такими, какие они есть. Когда я делаю первый шаг, чтобы сломать преграды, другие тоже изменяются.

Это была попытка организации тренинга мышления, воображения. Эти упражнения открывают путь, вхождения в инновационную деятельность.

Ермакова С.Д.
канд. пед. наук


Литература

  1. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003. 168 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. СПб.: Речь, 2003. 128 с.
  3. Черняева С.П. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2003. 168 с.
  4. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. 160 с