Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность |
Добавил(а) Ермакова С.Д. |
26.02.08 02:56 |
Нам предстоит поговорить о практике создания эффективной команды для решения проблемы при вхождении в инновационную деятельность. предложенные в этой статье рекомендации и упражнения могут стать хорошим подспорьем для кураторов и руководителей группового вида занятий. Их использование способствует развитию группового процесса и повышению результативности групповой работы. Как известно, развитие группового вида деятельности характеризуется следующими параметрами:
Поведение ведущего является для участников группы образцом. От того, как работает руководитель, с какими собственными проблемами он пришел, зависит психологический настрой в группе. Существует ряд правил, которыми, целесообразно руководствоваться при организации групповой работы. Правило 1. «Мы вместе, я и группа, группа и я, нам интересно!» Правило 2. «Я принимаю всех, всех замечаю, они мне помогают, а я помогаю им». Правило 3. «Есть разные группы: «доверчивые» и «осторожные», «открытые» и «закрытые». Я знаю – вместе мы – сила». Правило 4. Многообразие позиций возможно и все должно быть направлено на конструктив. Правило 5. «Умение вести себя нестандартно – одно из важнейших для человека». Теперь правила нам известны, перейдем к ориентирам:
Работа над активизацией сознания участников группыПредлагаю «сочинить жизнь» проектного варианта, разработанного в группе, и объединиться для решения поставленных целей и задач. {mosregread}Поэтому начну с небольшой сказки. …Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро, Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступивший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным богам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказанности он разрушал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до людей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней. Заметили Волшебники, что сердца людей открываются в светлых снах и желают они радости и света. Задумались Волшебники, как же наяву помочь людям ощутить Радость, возродить желание Творить и Созидать? Долго размышляли Волшебники и решили они поведать Миру обо всем, что знали сами о Добре, Жизни, Чистоте. Понеслись слова Волшебников к людям, сплетаясь в удивительные истории. Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего тела и каждой чудесной струной своей души. И те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называться сказками или притчами. В них душа человека черпала силы для созидания, открывала и познавала заново мудрость человеческого духа. Люди научились сочинять сказки сами и так стали Волшебниками… Итак, скрытая миссия сказки – воздействие на целостную структуру личности, активизацию созидательных возможностей человека. Работа над психологической атмосферой в группеТеперь расскажу историю для объединения всех участников группы, создания благоприятной психологической атмосферы. В одной стране жил мудрец. Нет, просто человек, которого многие называли мудрецом, так как был он стар, о чем свидетельствовали его седые волосы. А некоторые люди говорили о том, что человек этот молод, так как замечали яркий блеск его глаз. Так доподлинно неизвестно, стар он был или молод. Но известно одно: этот мудрец был знаком со многими людьми. Разными они были и по внешнему виду, и по голосу, и по цвету волос. Объединяло их всех одно – он называл их людьми. Однажды решил мудрый человек обойти весь мир и посмотреть, встретит ли он на пути таких же разных людей или же они будут какими–то другими. Взял он с собой нити невидимые, чтобы помечать этими нитями людей, которых он уже встречал. Так и тянулась ниточка от одного человека к другому. Некоторые люди брали в руки тонкую нить, хранили, оберегали ее и передавали бережно нить своим детям и внукам. Другие бесконечно спорили и пытались отвоевать себе большую часть нити и тянули ее на себя (и такие отношения стали называть «натянутыми»). А были и такие, кто тянул нить до тех пор, пока она не порвется, и приходилось делать узел, чтобы нить стала неразрывной (и такие отношения стали называть «узловатыми»). А мудрец всё шел и шел. Вскоре все люди мира были объединены невидимыми нитями. Мы с вами не исключение. Какими будут нити, зависит только от нас. Сможем ли мы сохранить волшебные нити, дарованные мудрецом? Это покажет тот стиль общения, который сложится в нашей команде. Начало в отношениях между членами команды (группы) определено: доброжелательность и принятие всех членов группы. Упражнения, обеспечивающие работоспособность группыИх можно разделить на два вида: первые - на концентрацию внимания, вторые - на расслабление, если нужна минутка отдыха. 1. «Договоримся без слов». Цель: рефлексия группы в поиске взаимопонимания; Правила игры: По сигналу все участники группы выбрасывают на пальцах числа от 1 до 5. Задача: показать одинаковое число всеми членами группы. Договориться с помощью слов в игре запрещено! 2. «Король-шут». Цель: рефлексия группы в поиске взаимопонимания; Правила игры: 1) все участники группы получают номерки с цифрами, в уголке которых цветной квадратик: 2) показывать другому участнику команды свой номерок нельзя, надо запомнить цифру и цвет. 3) по сигналу ведущего все члены группы должны выстроиться за королем в определенном порядке до Шута включительно. 4) ни цвет, ни номер называть нельзя, надо договориться без слов. Эту игру можно провести и как соревнование между несколькими группами. Цель игры: выявить уровень взаимопонимания между участниками команды. 3. «Зеркало». Цель игры: показать трудности построения взаимоотношений в группе, нахождение взаимопонимания между людьми. Ход игры: участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга в зеркальном отражении. 4. Групповой портрет. Играют две команды. Цель игры: сосредоточение внимания на проблеме. Ход игры: 1) внимательно рассмотреть другую команду. 2) Закрыть глаза на 30 сек. В это время вторая команда меняет участников местами или изменяет позы участников. 3) Необходимо выявить изменения на «портрете» второй команды. 5. «Комплименты». Цель игры: обучение искусству говорить, слушать и слышать. Ход игры: условие – искренность комплимента. адресат – все участники группы. Резюме: игры можно интерпретировать по-разному, но то, что они производят положительный эффект на участников групповой работы - очевидно! Существует множество рецептов, но нет ни одного универсального. Выбор за вами! Главное – соблюдение правил. Работа над формированием команды. Нам предстоит освоить обязательные шаги по созданию группы как команды. Шаг 1. Определение группой собственных осознанных и неосознанных целей. Шаг 2. Подбор или отбор вариантов решения поставленной задачи. Шаг 3. Работа всех членов группы над собственными целями для объединения и выработки совместной цели. Шаг 4. Исследование предпочтений группы ее куратором или организатором работы. Шаг 5. Целенаправленное формирование единства в достижении цели. Шаг 6. Формирование ценностей в работе по достижению цели. Шаг 7. Анализ собственной деятельности, направленной на создание проекта. Шаг 8. Создание имиджа группы. Шаг 9. Усиление «командного духа». Шаг 10. Сопровождение деятельности группы. {/mosregread}Именно десятый шаг по созданию группы и эффективной ее жизнедеятельности представляет собой процесс, развернутый во времени. Поддержание продуктивной работы групп – задача ее руководителя. И для этого нужны «Спасательные мероприятия». Работа по повышению продуктивности деятельности группы (психологическое сопровождение)Тексты для карточекМыслиСоздавайте только положительные мысли, поскольку любая мысль достигает других. Наполняйте свои мысли силой любви, а иначе они будут сухими. Мысль – это семя, а любовь – это вода, которая питает его. Если вы не добиваетесь успеха, погрузитесь в безмолвие, поразмышляйте об этом, и вы увидите причину. Овладейте искусством создания хороших мыслей, и вы сможете навсегда избавиться от пустого. Осознайте ценность своих мыслей. СотрудничествоСотрудничество основывается на вере, любви, понимании и доверии. Это не сделка, в которой успех одного достигается за счет другого. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу. ЕдинствоЕдинство – это внутренняя гармония и гармония с окружающими. Единство строится на общем представлении о всеобщем благе. Единство – это, значит признавать ценность каждого и его уникальный вклад. Единство расцветает, когда есть внутреннее желание принять других такими, какие они есть. Когда я делаю первый шаг, чтобы сломать преграды, другие тоже изменяются. Это была попытка организации тренинга мышления, воображения. Эти упражнения открывают путь, вхождения в инновационную деятельность. Ермакова С.Д. Литература
|