Инновации и эксперимент в образовании

Языковое образование в гимназии
Добавил(а) Моисеева Н.С.   
01.03.08 00:49

«Главная цель обучения –
это счастливый человек»

В. Караковский

ImageСоздание современной эффективной образовательной среды при обучении иностранному языку - главная цель методического объединения учителей иностранных языков нашей гимназии. Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем.

Основные принципы нашей работы: уважать личность ученика; видеть в ученике, прежде всего, партнера; не бояться трудностей, новизны и изменений.

На своих уроках, согласно образовательным программам и стандартам образования, мы учитываем возрастные особенности учащихся, развиваем у них фонетические, лексико-грамматические навыки, навыки аудирования и чтения, письма и говорения, прививаем им умение учиться, самостоятельно добывать знания, работать в коллективе, ценить чужой труд, уважать иное мнение, быть терпимым.

Считаем важным, вызывать у ребенка чувство здорового любопытства, ибо оно является средством для постижения языковой культуры.

Наши ученики – это дети от 7 до 17 лет с разными лингвистическими способностями, разным уровнем обученности.

На наш взгляд, иностранный язык - один из самых интересных предметов в школьном курсе. Он дает возможность не только обучать языку и культуре страны изучаемого языка, но позволяет раскрепостить человека, сделать его свободным. Наша задача – помочь ребенку заглянуть в себя, полюбить себя, повысить свою самооценку, поверить в свои силы.

Как известно, основная форма обучения - это урок, но смотреть на него можно по-разному. Согласно данным социологического опроса, урок иностранного языка – это произведение искусства; встреча с любимым учителем; приятное сопереживание учеников и учителя; зеркало культуры учителя и др.

Наше кредо можно выразить словами известного британского методиста и автора учебников по английскому языку Льюка Продромоу …«учитель должен начинать строить успех ученика на руинах его неуспеха, так как ошибка – это источник силы и роста». Подробнее это можно сформулировать так:

  • учитель на уроке - организатор и вдохновитель учебного процесса;
  • учитель - первый помощник тому, кому трудно;
  • учитель старается осуществлять гуманистический подход к неудаче;
  • учитель стремится создать у детей ощущение комфорта и защищенности, мажорное настроение, атмосферу, располагающую к разговору;
  • ученик имеет право на ошибку;
  • залог успешного обучения - мотивация учащихся;
  • общение начинается с желания сказать что-либо; нет ничего важнее внутреннего желания ученика изучать язык и общаться на нем.

В своей работе руководствуемся принципом единства коллектива: это – единение его составляющих УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛИ.

Образовательная модель обучения английскому языку, которая официально введена в России с 2006 года, в нашей гимназии существует с 1997 года: 1–4 классы – 2 часа в неделю; 5–7 классы – 3 часа в неделю; 8–11 классы – 3 + 2 часа в неделю.

В условиях модернизации структуры и содержания языкового образования, совершенствования обучения и образовательного процесса по английскому языку учителями нашей школы при методической поддержке издательства Маклмиллан в 2006 году была разработана рабочая программа по английскому языку для учащихся 1-9 классов (УМК «Way in to English», «Way Ahead» и «Laser»). Она была утверждена Институтом повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Наш непродолжительный опыт работы по новой программе подтверждает правильность нашего выбора.

Профильное обучение было первоначально введено в нашей гимназии в форме спецкурсов по страноведению и практической грамматике. Учителями гимназии были разработаны (на базе пособий В.В. Ощепковой) программы по страноведению Великобритании для 8 класса, США для 9 класса, Австралии и новой Зеландии для 10 класса.

На наш взгляд, мы успешно осуществляем интеграцию отечественных и зарубежных пособий и УМК.

Для профильного обучения учащихся 10-11 классов мы разработали программу элективного курса «Тонкости английской грамматики» на базе пособий издательства LONGMAN «ROUND UP», «Подготовка к ЕГЭ» на базе УМК «RISING STAR» автора Льюка Продромов, издательство Макмиллан.

С 1995 года в гимназии введено раннее обучение английскому языку детей с 1-го класса. За это время накоплен немалый опыт в этом направлении. Основные приемы, используемые нами в начальной школе, это: игры, наглядность, музыка, песни, рифмовки, рисование и раскрашивание, рассказывание историй.

Image     Image

Учителя иностранных языков находятся в постоянном поиске решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс и создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей гимназистов. Мы широко используем методику интерактивого обучения.

Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению иностранному языку, используя личный жизненный опыт учеников, практикуем групповые и парные формы работы, создаем ситуации, приближенные к реальности.

Особое место в обучении отводим так называемому методу «Увлекательные истории» («storytelling», дословно – «пересказ историй»). Рассказы имеют универсальную привлекательность, и дети способны их понять, даже если они не знают отдельные слова. Рассказы открывают колоссальные возможности вовлечения детей в языковую деятельность.

Использование метода Общего физического ответа, в основе которого лежит мысль о более легком усвоении материала учащимися во время их активного движения, помогает разнообразить их деятельность, одновременно являясь одной из здо­ровье сберегающей технологий.

Большую помощь в развитии разговорных навыков, закреплении грамматических структур оказывает работа над так называемыми «джазовками», джазовыми сказками «Jazz Chants Fairy Tales» и «Small Talks» (разговоры по пустякам), созданными Кэрэлайн Грэхэм.

Все активнее применяем в работе метод проектов, который помогает организовать коллективную деятельность и полнее раскрыть способности каждого ученика. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Он дает возможность применять полученные знания на практике. В своей работе мы используем исследовательские, творческие, ролево-игровые и информационные типы проектов. Метод проектов используем в рамках программного материала практически по любой теме.

По теме «Образование» школьники представляли нашу гимназию на «Дне Открытых Дверей».

Особый интерес вызвала у детей проектная работа по теме «Семья». Это создание родословного древа семьи.

Мы не представляем свои уроки без аудио – видео средств. Все кабинеты английского языка оснащены соответствующей техникой. Использование аутентичных видеоматериалов способствует постижению «живого» языка, помогает развитию внимания, памяти и фонематического слуха.

Мы, при активном содействии представительства издательства Макмиллан в Москве, создали ресурсный центр для преподавания английского языка, включающий УМК для преподавателей, фонотеку и мультимедийное сопровождение; делаются первые попытки создания языковых портфелей учеников.

Одним из действенных способов мотивации является внеклассная работа по предмету, которая во всем своем разнообразии совместно с учебной деятельностью является благодатной почвой для развития творческих способностей учащихся. Для этого в нашей гимназии есть большие возможности. Это наличие музыкально-хоровых классов, музыкальных инструментов, хорошо оборудованный актовый зал, аудио и видеотехника, мультимедийные средства.

Развитие творческих способностей осуществляется на занятиях кружков по иностранным языкам: «Юный полиглот», «Совершенствуем разговорный английский», «Наш друг - английский», где дети, не зависимо от уровня языковой подготовки, разносторонне проявляют себя. На занятиях кружков дети готовятся к различным конкурсам, праздникам, спектаклям.

Одним из важнейших приемов при изучении иностранных языков является игра. Факторы, сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости облегчают обучение. Игра, как одна из форм внеклассной работы, очень популярна в гимназии. Каждый год в рамках декады иностранных языков проводятся разнообразные по содержанию и тематике развлекательные и интеллектуальные игры («Интеллектуальный полет», «Восхождение на Олимп», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы» и другие).

Очень популярны среди учащихся викторины, которые обладают большими возможностями создания благоприятных условий для раскрытия личности и раскрытия потенциала учащихся, развития умения сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию. Викторины «Знаешь ли ты Англию?», «Что ты знаешь о США?», брейнринг «Открой для себя Америку», «Счастливая звезда» и другие отличались эмоциональной активностью, как участников, так и зрителей. Полученные положительные эмоции дают детям толчок в преодолении трудностей, связанных с постижением изучаемого языка, а также повышают их познавательный интерес. На таких мероприятиях учащиеся готовы рисковать, способны увлечься, проявляя при этом оригинальность и точность суждений. Мероприятия, основанные на технологии интерактивного общения, дают учащимся возможность проявить свою индивидуальность, полностью ощутить самореализацию, получить заслуженное признание своих сверстников.

Многие учителя нашей гимназии удачно используют во внеклассной работе такую форму работы как постановка ученического спектакля на английском или немецком языках.

ImageЗа последние годы гимназисты могли увидеть такие постановки, как «Спящая красавица», «Том Сойер», «Золушка», «Златовласка», «Рыбак и его жена», «Замечательная маленькая варежка», «Три поросенка», «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят» и другие. Как правило, в постановках задействованы учащиеся с разной языковой подготовкой. Участвуя в постановке спектакля, ребенок улучшает свои разговорные навыки, беглость речи, развивает память, повышает свою самооценку, приобретает уверенность в своих силах и возможностях. Кроме того, школьные спектакли способствуют развитию творческих способностей учащихся, инициативы, ответственности, толерантности. Путь от идеи до воплощения постановки спектакля на иностранном языке не простой, но непременно захватывающий всех.

Еще одна форма работы, которая пользуется большим успехом в нашей гимназии (для учащихся 5-7 кл.) - джазовые сказки. Джазовая сказка - одна из оригинальных форм драматизации и представляет собой ритмизованные напевы и речитативы, используемые для заучивания разговорных клише и грамматических структур. Действие спектакля сопровождается фонетическим хором. Музыкальное сопровождение в стиле рэп очень импонирует учащимся, они с радостью воспроизводят большие по объему тексты и охотно двигаются под музыку.

Работа над джазовыми сказками ведется на каждом уроке в виде фонетической зарядки, а также во внеурочное время в течение шести месяцев, поэтому каждый ученик знает текст сказки наизусть и способен воспроизвести его полностью, имитируя интонацию и ритмический рисунок. Основной принцип работы над сказкой - к знаниям и творчеству с радостью и желанием. Костюмы и музыкальное сопровождение готовятся детьми и их родителями. Такое сотрудничество детей, учителя и родителей приносит большую пользу всем. Совместное творчество обогащает и разнообразит повседневную рутину школьного труда, а яркий результат и положительные эмоции окупают физические и моральные затраты.

Литературно-музыкальные салоны стали настоящим интеллектуальным источником для гимназистов - старшеклассников. Они дают возможность познакомить учащихся с литературным наследием стран изучаемого языка, с материалом, не входящим в школьную программу. Литературно-музыкальные салоны - «Этот чудный мир шекспировских сонетов», «Пушкин и Байрон», «Роберт Бернс», «Киплинг- знакомый незнакомец», «Биттлз – легенда навсегда» стали значимым событием в культурной жизни гимназии. Такие мероприятия призваны развивать художественный вкус, воспитывать чувство прекрасного посредством поэтического слова и музыки.

Подготовка литературно-музыкального салона занимает много времени. Она начинается с создания сценария, в котором ведущую роль играет учитель. Учитель организует инициативную группу по сбору и обработке материала, создает основную команду исполнителей музыкальных и литературных номеров, художников оформителей. Кропотливая, неторопливая работа над произносимым словом дает возможность учащимся глубже вникнуть в содержание. Тема добра и зла, любви и ненависти, вечного бытия в сонетах У.Шекспира не перестает волновать многие поколения. Не оставили они равнодушными и наших старшеклассников, которые стали участниками музыкально-литературного салона «Этот чудный мир шекспировских сонетов». Сонеты в исполнении А. Пугачевой, М. Таривердиева, учителей и учащихся гимназии были удивительным открытием для гимназистов.

При подготовке к литературно- музыкальному салону «Киплинг – знакомый незнакомец» велась трудная, но интересная работа по озвучиванию фрагмента мультфильма «Маугли». Сначала это многократный просмотр фрагмента мультфильма, запись, а затем разучивание ролей и работа по озвучиванию, которая вызвала массу положительных эмоций учащихся. Новизна этого вида работы, динамичность сюжета фрагмента, великолепное музыкальное сопровождение сделали эту часть вечера впечатляющей. Литературно-музыкальные салоны дают возможность по-новому взглянуть на уже известные вещи.

В нашей гимназии существует традиция проведения конкурса ”Поэтические переводы”. Этот конкурс проводится в рамках декады иностранных языков. В конкурсе принимают участие все желающие. За семь лет накопилось много работ учащихся, достаточно серьезных и интересных. Поэтические перевод как вид творчества считается наиболее сложным, ведь выдержать форму, сохранить содержание – не простая задача. Опыт подсказал, что более раннее раскрытие творческих способностей учащихся, особенно при работе над поэтической формой произведения, способствует их более полной самореализации. Конкурс ”Поэтические переводы” дает ученикам возможность познакомиться с поэтическим творчеством поэтов страны изучаемого языка, освоить азы стихосложения, выразить свои чувства. Результаты самостоятельной деятельности школьников решено объединить в литературный альманах.

Гимназисты с 3 по 11 классы принимают участие в фонетических конкурсах, которые стали традиционными в нашей гимназии. Их цель – приобщить школьников к поэтическому творчеству, выявить учащихся с лучшими фонетическими навыками.

За последние семь лет 50 учащихся гимназии стали участниками обучающе-экскурсионных поездок в Англию, организованных учителями гимназии совместно с агентством «TRINITY TRAVEL». Цель поездок – расширение знаний учащихся о стране, преодоление языкового барьера, развитие навыков разговорной речи. Города Лондон, Дувр, Маргейт, Рамсгейт, Кентербери, Гастингс, Кембридж, Брайтон, которые посетили школьники, оставили у них неизгладимые воспоминания.

Считаем очень важной работу с одаренными детьми. Во внеурочное время ведем подготовку к олимпиадам, конкурсам. Наши ученики являются участниками и победителями городских олимпиад, двое учащихся стали призерами областной олимпиады 2005года.

Учащимися гимназии ведется научно-исследовательская работа по английскому языку, итоги которой подводятся на ежегодной научно-практической конференции гимназии. Исследовательские работы: «Мода и форма», «Уэльс», «Народные танцы Англии и России» были признаны лучшими на научной конференции. Доклады: «Московский Кремль и Лондонский Тауэр», «Экстремальные виды спорта» заинтересовали учащихся своей оригинальностью.

Ученик школы успешно выступил на третьей Всероссийской практической конференции старшеклассников ЛИНГВА со своей исследовательской работой на английском языке «История развития футбола». Ученица школы была активным участником и вышла в финал программы для средних школ, проводимой под эгидой правительства США, «FREEDOM SUPPORT ACT»

Наши выпускники успешно сдают вступительные экзамены по английскому языку, учатся в престижных ВУЗах страны, таких, как: МГУ, Дипломатическая академия, Институт иностранных языков, Высшая школа экономики, Финансовая академия им. Плеханова, Государственный лингвистический университет им. Мориса Тереза, Институт военных переводчиков, Институт США и Канады, Коломенский педагогический институт, МГПУ им. Ленина, МПУ им. Крупской.

Мы придерживаемся мнения, что учитель, оснащенный необходимыми профессиональными умениями, может помочь школьнику в формировании своего «Я» в этом мире, в развитии адекватной самооценки и достоинства ученика через успех в деятельности. И такой ученик будет непременно обладать потенциальной способностью создавать свое счастье, быть счастливым в этом мире.

Image 

Моисеева Н.С.,
учитель гимназии №1
г. Краснознаменска
Московской области