Инновации и эксперимент в образовании

Мультимедиа технологии в повышении качества образования
Добавил(а) Сологуб В.А.   
01.03.08 01:14

В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной и система образования.

На повышающиеся требования к знаниям и навыкам система организации обучения отвечает новыми образовательными технологиями.

Особое место в обучении с использованием компьютерных технологий занимают мультимедийные обучающие программы, использование которых способствует получению новых знаний и повышению квалификации педагогических кадров.

Основной задачей образования является подготовка специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства обучения в определенных областях знаний, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях.

Мультимедиа-программы позволяют преподавателям и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной интерактивной форме и добиваться при этом наилучших показателей.

Сегодня с помощью компьютера можно создавать в рамках учебного пособия целостную реальную обучающую среду, которая предполагает выбор и индивидуальное познание в обучении, что не может не влиять на его качество.

Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучаемыми определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:

  • необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач,
  • нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого);
  • научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс,
  • следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

Признаки совершенствования качества образования:

  • новые формы представления информации

Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая

  •  
    • не только текст,
    • но и графические изображения,
    • анимацию,
    • звук и видеофрагменты передается с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски.
  • новые библиотеки

Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации.

Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени.

  • новые формы учебных занятий

В настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной, но в то же время совместной работы обучаемых в режиме виртуальных семинаров и лабораторий. Для многих обучаемых такие формы работы более благоприятны, чем традиционные, поскольку позволяют им лучше раскрыть свои возможности, работая по удобному для них графику и не сталкиваясь с лишними замечаниями.

Основные проблемы информатизации образования:

  • Изучение возможностей средств новых информационных технологий, педагогическая целесообразность их использования,
  • Психолого-педагогические требования, предъявляемые к информационным технологиям, оптимальные условия их применения

Существовавшая ранее система обучения с множеством носителей, представленных в виде экранных, звуковых и экранно-звуковых средств, предъявляемых, с помощью довольно большого количества аппаратуры технических средств сегодня, преобразована в мощную, по своим возможностям, поисковую систему с хорошей технической поддержкой. Речь идет об использовании компьютера в организации учебного процесса.

А синтез компьютерных технологий, позволяющих объединять в компьютере звук, информацию, неподвижные и движущиеся изображения получил название мультимедиа.

{mosregread}При этом обеспечивается хранение огромных объемов информации, произвольный интерактивный доступ к ее элементам и на экране компьютера могут воспроизводиться видео сюжеты со звуковым сопровождением.

MULTIMEDIA – комплексное представление информации, мультимедийная система (буквально - множество носителей).

В концепции модернизации обращено внимание:

  • на развитие интеллектуального потенциала обучаемого,
  • на формирование умений самостоятельно приобретать знания,
  • осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации
  • на создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

В такое понимание базовых компетентностей включается не только традиционное умение читать, писать и считать, но и расширение этих умений, в следующих направлениях:

  • Работа со всеми видами информации
  • Использование для этой работы различных технологий
  • Расширение способов работы с информацией и повышение самостоятельной роли методистов и учителей в этой работе

Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные условия для преподавателя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения учебному предмету в условиях урочной системы.

Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

Компьютерная информационная среда открывает перед обучаемым возможность манипулировать изучаемым материалом в соответствии с поставленной задачей и индивидуальными предпочтениями.

Обучаемому одновременно доступны различные источники информации по теме занятия, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала, общего развития.

Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно с использованием возможностей компьютерной программы

Таким образом, совместная деятельность учащегося и преподавателя в режиме автономной работы происходит по схеме обучаемый > мультимедийный материал и тестирующие задания > преподаватель

Автономная работа с мультимедийным материалом может сочетаться с любыми формами учебных занятий, включаться в различные части урока.

Логика занятия с использованием мультимедийных средств предполагает:

  • соответствие мультимедийных программ учебному содержанию, цели занятия;
  • взаимосвязь всех частей занятия;
  • цельность;
  • обоснованность приемов, методов, средств, ведущих к цели;
  • динамику учебного процесса, развития обучаемых на пути к цели;
  • результативность учебной деятельности обучаемых на каждом этапе занятия.

Работа обучаемых с материалами мультимедийной программы будет способствовать:

  • формированию элементарного теоретического анализа и последующей логической оценки;
  • пониманию сущности явлений в процессе анализа учебной информации;
  • различению рациональных и нерациональных способов деятельности;
  • выделению главного в практической и самостоятельной работе;
  • формированию умений простейшей аргументации, выраженной в словесной и письменной формах;
  • развитию умений классификации учебного материала (группировка, сравнение, сопоставление, выделение отличий) и обобщения (делать умозаключения, выводы).
  • формированию умений и навыков исследовательской деятельности.

Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных аудиовизуальных средств обучения, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, эффективность учебного процесса в целом. Мультимедийные программы сочетают в себе:

  • Моделирование целостной картины мира через целостность его отражения в звуке, цвете, слове, движении
  • Динамичность.
  • Возможность выбора материала
  • Возможность остановки, возврата, фиксации
  • Яркость иллюстративного материала
  • Сюжетное развитие
  • Погружение в проблему, возможность самообразования

К мультимедийной программе должна быть составлена пояснительная записка, в которой указывается, на кого рассчитана данная программа. Необходимо обозначить виды умений, которые вырабатываются с ее помощью, примерное время работы, место данной программы в учебном процессе, методика применения ее на конкретном занятии.

Мультимедийные презентации - самый современный и универсальный способ организации и демонстрации деловой и учебной информации.

PRESENTATION – латинское – представление, предъявление. Буклеты и прочая бумажная продукция остались в прошлом. Им на смену пришли мультимедийные презентации - красочные интерактивные шоу, интегрирующие в себе фотографии и тексты, анимацию и видео, музыкальное сопровождение и дикторский текст.

Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей процесс обучения становится более интересным и эффективным, а учебные заведения переходят на качественно новый уровень преподавания.

Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся:

  • осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами,
  • прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мыслительных операций обучаемых в процессе самостоятельной работы по плану преподавателя,
  • выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной программы с традиционными средствами обучения,
  • создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: обучаемые самостоятельно индивидуально и в группах будут искать ответы на поставленные вопросы,
  • удовлетворять познавательный интерес к изучаемому предмету.

Работу с мультимедийными программами следует отнести к интерактивным формам. Этот вид работы:

  • Развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся,
  • Формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке,
  • Повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность.

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся:

  • все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом,
  • обмениваются информацией,
  • совместно решают проблемы,
  • моделируют ситуации,
  • оценивают действия коллег и свое собственное поведение,
  • погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Мультимедийные программы могут быть использованы для:

  • самообразования,
  • обеспечения учебного процесса при чтении лекций, подготовке и проведении деловых игр, решении ситуативных задач и т.п.
  • создания самостоятельного фрагмента занятия к части курса или лекции на повторение или контроль,
  • создания приложений к изданным материалам,
  • разработки и создания спецкурсов,
  • представления материалов научно – исследовательской работы, подготовки к поступлению в аспирантуру,
  • подготовки фрагментов материалов Педагогического Совета, конференций, симпозиумов и др.
  • разработки телекоммуникационных проектов для дистанционного обучения,
  • разработки телекоммуникационных проектов совместно с другими учреждениями образования.

Технология мультимедиа прекрасно зарекомендовала себя в лучших образовательных компакт-дисках:

  • высокой интерактивностью,
  • богатством и разнообразием материала,
  • глубокой методической проработанностью,
  • возможностью использования материала компакт-дисков для самостоятельной работы учащихся.

Создание интерактивных мультимедийных учебных пособий требует самых новых методов и инструментальных средств, нестандартного подхода, соответствующих специалистов.

В образовательных учреждениях, муниципальных методических центрах, институтах повышения квалификации необходимо создавать «методические копилки».

Творчески работающий преподаватель, выбирая и используя электронные материалы, создает собственные вариации на заданную тему. Созданное одним педагогом может быть с успехом использовано его коллегами, каждый может поделиться своими находками и познакомиться с уже накопленным опытом своих коллег.

При создании мультимедийного материала должны учитываться не только особенности самой программы, но и композиция изображения и динамика. Можно из простых объектов создавать сложные, учитывая перспективу изображения; немаловажную роль играет выбор цветовой гаммы использованных объектов, выбор фона, учет параметров шрифта. Все это требует ознакомления с принципами компьютерного дизайна.

Значительная роль в создании мультимедийной программы принадлежит работе с гиперссылками, которые используются для перехода

  • к определенному слайду в данной презентации,
  • к совершенно другой презентации
  • документу Microsoft Word или листу Microsoft Excel,
  • локальной сети или к редактированию сообщения для определенного адреса
  • адресу в Интернете

Гиперссылку можно представить любым объектом, включая текст, фигуры, таблицы, графики и рисунки.

Технология поиска информации в Интернет

Есть несколько способов поиска в сети нужной информации :

  1. По известным адресам
  2. Используя поисковые системы по ключевым словам
  3. Используя тематические каталоги
  4. Последовательно по гиперссылкам сайтов интересующей тематики
  5. Комбинируя все способы.

Самыми популярными русскоязычными поисковыми машинами считаются yandex.ru и rambler.ru можно использовать системы google.com и aport.ru. (altavista.com)

Яндекс Рамблер Google Апорт

В качестве гиперссылок в электронном средстве обучения могут выступать:

  • ссылки на словарь терминов и понятий;
  • ссылки на персоналии (портреты и краткие биографические сведения);
  • ссылки на статические иллюстрации (изобразительные и условно-графические);
  • ссылки на элементы мультимедийной информации (анимационные фрагменты, аудиозаписи и видеофрагменты);
  • ссылки на хрестоматийный или дополнительный материалы;
  • ссылки на структурные элементы текста (оглавление, номер темы, пункт и подпункт, список вопросов для закрепления и устных развернутых ответов и др.);
  • ссылки на список монографий, учебной и научной литературы (приводится в конце темы или всего курса);
  • ссылки на список организаций;
  • ссылки на список исторических событий или дат (хронологический указатель);
  • ссылки на список географических названий;
  • ссылки на сайты в сети Интернет.

Следует отметить, что в качестве ссылок гипертекста в электронном мультимедийном средстве обучения могут выступать не только слова, фразы и числа, но и графические элементы. В электронных мультимедиа документах гиперссылки являются активными элементами страницы (документа), т.е. пользователь с помощью гиперссылок может перемещаться по ресурсу, с которым он работает, переходить к другому документу, находящемуся на локальном компьютере или в сети Интернет.

Например, при подготовке материала на учебное занятие по истории, литературе, мировой художественной культуре или в помощь классному руководителю могут потребоваться картины по русской истории.

http://petrov-gallery.narod.ru/ или http://petrov-gallery.narod.ru/main.html

Image

На этой же странице сайта имеется информация:

  • вход в галерею,
  • о нашей галерее
  • новости сайта
  • напишите нам.

В последнее время в галерее размещена 17 691 картина, кроме того, основные страницы сопровождаются музыкальными произведениями.

Все картины систематизированы по отдельным блокам:

  • обнаженная натура,
  • картины по русской истории,
  • советская живопись,
  • русская религиозная живопись,
  • смерть в мировой живописи,
  • русский портрет,
  • русский пейзаж,
  • русская жанровая живопись,
  • неоклассицизм в живописи,
  • живопись третьего рейха,
  • 60 лет великой победы,
  • мир русской иконы,
  • натюрморт,
  • кулинарная живопись и другие

Начинает звучать музыка, а при щелчке на заголовок открывается страница «Религиозные сюжеты в русской живописи».

Image Image

Необходимо помнить, что во время обновления залов галереи произведениями искусства WEB – страница может какое-то время не открываться.

Например, для подготовки материала к педагогическому совету, совещанию, конференции, самостоятельного повышения квалификации в поисковую систему вводим запрос: http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html и открывается страница «Педагогическая психология», где представлены следующие блоки:

Image

Почти в каждом блоке программы курса предложены словарь терминов, вопросы для самопроверки, список литературы, вопросы к экзамену или зачету, интернет-ресурсы, литература.

При создании мультимедийной программы текстовая информация может быть переведена на язык схем, таблиц, рисунков. Стрелки на экране условно показывают, что внутри каждой темы размещены еще блоки. Так в теме 8 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИПОВ ОБУЧЕНИЯ» представлены разделы и подразделы

8.1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки
8.1.1. Сущность традиционного обучения
8.1.2. Достоинства и недостатки традиционного обучения
8.1.3. Основные противоречия традиционного обучения
8.2. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки
8.2.1. Исторические аспекты проблемного обучения
8.2.2. Сущность проблемного обучения
8.2.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения
8.2.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения
8.3. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки
8.3.1. Сущность программированного обучения
8.3.2. Типы обучающих программ
8.3.3. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
8.3.4. Достоинства и недостатки программированного обучения.

По ссылкам можно найти довольно интересные звуковые файлы. Если выйти на страницу http://www.biografia.ru/golosa/lunacharskiy.html , то можно услышать голос первого наркома просвещения А.В. Луначарского. Его «Речь о многообразных задачах культурной революции» предоставляет возможность по-новому узнать о задачах образования и просвещения в первые годы советской власти.

Если необходимо найти и вставить в презентацию классическую музыку, например, Рахманинова, то это можно сделать, используя адрес http://www.classic-music.ru/mp3-rachmaninov.html

Image

На этом же сайте на левой полосе перечислены имена и фамилии многих композиторов. Кликните фамилию композитора и вашему вниманию предстанут многие его произведения.{/mosregread}

Сеть интернет – это всего лишь открытая информационная среда для образовательных технологий. Когда мы говорим о качественном образовании по большому счету, то необходимо сконцентрировать усилия на развитии творческих способностей обучаемых, на раскрытии творческого потенциала личности.

Обучаемые должны иметь ясное представление о том, что требуется для получения качественного образования именно от них. Преподавателю необходимо: помочь изменить у обучаемых установку слушать и запоминать, сориентировать и даже научить активному отношению к учебе. Без соблюдения этого требования никакие усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных результатов.

Обучаемый становится не только «получателем», но и «распространителем» знаний, поскольку качественное образование предполагает у него возможность и потребность в формировании по результатам познавательной деятельности собственного индивидуального образовательного пространства, которое может быть реализовано в виде электронных ресурсов на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий (Web-страницы, базы данных и т.д.)

Самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны.

Подведя итоги, хочется предложить читателю ряд статей, которые будут публиковаться в следующих номерах журнала, и в совокупности представляют собой практикум по работе с Интернет-ресурсами.

Сологуб В.А.,
зав. УМК мультимедиа технологий
АПК и ППРО