Мультимедиа технологии в повышении качества образования |
Добавил(а) Сологуб В.А. |
01.03.08 01:14 |
В настоящее время, с развитием новых информационных технологий, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной и система образования. На повышающиеся требования к знаниям и навыкам система организации обучения отвечает новыми образовательными технологиями. Особое место в обучении с использованием компьютерных технологий занимают мультимедийные обучающие программы, использование которых способствует получению новых знаний и повышению квалификации педагогических кадров. Основной задачей образования является подготовка специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства обучения в определенных областях знаний, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях. Мультимедиа-программы позволяют преподавателям и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной интерактивной форме и добиваться при этом наилучших показателей. Сегодня с помощью компьютера можно создавать в рамках учебного пособия целостную реальную обучающую среду, которая предполагает выбор и индивидуальное познание в обучении, что не может не влиять на его качество. Качество образования – есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучаемыми определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:
Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения. Признаки совершенствования качества образования:
Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая
Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени.
В настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной, но в то же время совместной работы обучаемых в режиме виртуальных семинаров и лабораторий. Для многих обучаемых такие формы работы более благоприятны, чем традиционные, поскольку позволяют им лучше раскрыть свои возможности, работая по удобному для них графику и не сталкиваясь с лишними замечаниями. Основные проблемы информатизации образования:
Существовавшая ранее система обучения с множеством носителей, представленных в виде экранных, звуковых и экранно-звуковых средств, предъявляемых, с помощью довольно большого количества аппаратуры технических средств сегодня, преобразована в мощную, по своим возможностям, поисковую систему с хорошей технической поддержкой. Речь идет об использовании компьютера в организации учебного процесса. А синтез компьютерных технологий, позволяющих объединять в компьютере звук, информацию, неподвижные и движущиеся изображения получил название мультимедиа. {mosregread}При этом обеспечивается хранение огромных объемов информации, произвольный интерактивный доступ к ее элементам и на экране компьютера могут воспроизводиться видео сюжеты со звуковым сопровождением. MULTIMEDIA – комплексное представление информации, мультимедийная система (буквально - множество носителей). В концепции модернизации обращено внимание:
В такое понимание базовых компетентностей включается не только традиционное умение читать, писать и считать, но и расширение этих умений, в следующих направлениях:
Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные условия для преподавателя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения учебному предмету в условиях урочной системы. Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Компьютерная информационная среда открывает перед обучаемым возможность манипулировать изучаемым материалом в соответствии с поставленной задачей и индивидуальными предпочтениями. Обучаемому одновременно доступны различные источники информации по теме занятия, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала, общего развития. Учащийся управляет собственной учебно-познавательной деятельностью самостоятельно с использованием возможностей компьютерной программы Таким образом, совместная деятельность учащегося и преподавателя в режиме автономной работы происходит по схеме обучаемый > мультимедийный материал и тестирующие задания > преподаватель Автономная работа с мультимедийным материалом может сочетаться с любыми формами учебных занятий, включаться в различные части урока. Логика занятия с использованием мультимедийных средств предполагает:
Работа обучаемых с материалами мультимедийной программы будет способствовать:
Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных аудиовизуальных средств обучения, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, эффективность учебного процесса в целом. Мультимедийные программы сочетают в себе:
К мультимедийной программе должна быть составлена пояснительная записка, в которой указывается, на кого рассчитана данная программа. Необходимо обозначить виды умений, которые вырабатываются с ее помощью, примерное время работы, место данной программы в учебном процессе, методика применения ее на конкретном занятии. Мультимедийные презентации - самый современный и универсальный способ организации и демонстрации деловой и учебной информации. PRESENTATION – латинское – представление, предъявление. Буклеты и прочая бумажная продукция остались в прошлом. Им на смену пришли мультимедийные презентации - красочные интерактивные шоу, интегрирующие в себе фотографии и тексты, анимацию и видео, музыкальное сопровождение и дикторский текст. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей процесс обучения становится более интересным и эффективным, а учебные заведения переходят на качественно новый уровень преподавания. Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся:
Работу с мультимедийными программами следует отнести к интерактивным формам. Этот вид работы:
Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся:
Мультимедийные программы могут быть использованы для:
Технология мультимедиа прекрасно зарекомендовала себя в лучших образовательных компакт-дисках:
Создание интерактивных мультимедийных учебных пособий требует самых новых методов и инструментальных средств, нестандартного подхода, соответствующих специалистов. В образовательных учреждениях, муниципальных методических центрах, институтах повышения квалификации необходимо создавать «методические копилки». Творчески работающий преподаватель, выбирая и используя электронные материалы, создает собственные вариации на заданную тему. Созданное одним педагогом может быть с успехом использовано его коллегами, каждый может поделиться своими находками и познакомиться с уже накопленным опытом своих коллег. При создании мультимедийного материала должны учитываться не только особенности самой программы, но и композиция изображения и динамика. Можно из простых объектов создавать сложные, учитывая перспективу изображения; немаловажную роль играет выбор цветовой гаммы использованных объектов, выбор фона, учет параметров шрифта. Все это требует ознакомления с принципами компьютерного дизайна. Значительная роль в создании мультимедийной программы принадлежит работе с гиперссылками, которые используются для перехода
Гиперссылку можно представить любым объектом, включая текст, фигуры, таблицы, графики и рисунки. Технология поиска информации в ИнтернетЕсть несколько способов поиска в сети нужной информации :
Самыми популярными русскоязычными поисковыми машинами считаются yandex.ru и rambler.ru можно использовать системы google.com и aport.ru. (altavista.com)
В качестве гиперссылок в электронном средстве обучения могут выступать:
Следует отметить, что в качестве ссылок гипертекста в электронном мультимедийном средстве обучения могут выступать не только слова, фразы и числа, но и графические элементы. В электронных мультимедиа документах гиперссылки являются активными элементами страницы (документа), т.е. пользователь с помощью гиперссылок может перемещаться по ресурсу, с которым он работает, переходить к другому документу, находящемуся на локальном компьютере или в сети Интернет. Например, при подготовке материала на учебное занятие по истории, литературе, мировой художественной культуре или в помощь классному руководителю могут потребоваться картины по русской истории. http://petrov-gallery.narod.ru/ или http://petrov-gallery.narod.ru/main.html На этой же странице сайта имеется информация:
В последнее время в галерее размещена 17 691 картина, кроме того, основные страницы сопровождаются музыкальными произведениями. Все картины систематизированы по отдельным блокам:
Начинает звучать музыка, а при щелчке на заголовок открывается страница «Религиозные сюжеты в русской живописи».
Необходимо помнить, что во время обновления залов галереи произведениями искусства WEB – страница может какое-то время не открываться. Например, для подготовки материала к педагогическому совету, совещанию, конференции, самостоятельного повышения квалификации в поисковую систему вводим запрос: http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html и открывается страница «Педагогическая психология», где представлены следующие блоки: Почти в каждом блоке программы курса предложены словарь терминов, вопросы для самопроверки, список литературы, вопросы к экзамену или зачету, интернет-ресурсы, литература. При создании мультимедийной программы текстовая информация может быть переведена на язык схем, таблиц, рисунков. Стрелки на экране условно показывают, что внутри каждой темы размещены еще блоки. Так в теме 8 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИПОВ ОБУЧЕНИЯ» представлены разделы и подразделы 8.1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки По ссылкам можно найти довольно интересные звуковые файлы. Если выйти на страницу http://www.biografia.ru/golosa/lunacharskiy.html , то можно услышать голос первого наркома просвещения А.В. Луначарского. Его «Речь о многообразных задачах культурной революции» предоставляет возможность по-новому узнать о задачах образования и просвещения в первые годы советской власти. Если необходимо найти и вставить в презентацию классическую музыку, например, Рахманинова, то это можно сделать, используя адрес http://www.classic-music.ru/mp3-rachmaninov.html На этом же сайте на левой полосе перечислены имена и фамилии многих композиторов. Кликните фамилию композитора и вашему вниманию предстанут многие его произведения.{/mosregread} Сеть интернет – это всего лишь открытая информационная среда для образовательных технологий. Когда мы говорим о качественном образовании по большому счету, то необходимо сконцентрировать усилия на развитии творческих способностей обучаемых, на раскрытии творческого потенциала личности. Обучаемые должны иметь ясное представление о том, что требуется для получения качественного образования именно от них. Преподавателю необходимо: помочь изменить у обучаемых установку слушать и запоминать, сориентировать и даже научить активному отношению к учебе. Без соблюдения этого требования никакие усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных результатов. Обучаемый становится не только «получателем», но и «распространителем» знаний, поскольку качественное образование предполагает у него возможность и потребность в формировании по результатам познавательной деятельности собственного индивидуального образовательного пространства, которое может быть реализовано в виде электронных ресурсов на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий (Web-страницы, базы данных и т.д.) Самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. Подведя итоги, хочется предложить читателю ряд статей, которые будут публиковаться в следующих номерах журнала, и в совокупности представляют собой практикум по работе с Интернет-ресурсами. Сологуб В.А., |