TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

О школьных стандартах второго поколения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Кузнецов А.А.   
05.04.08 17:06

Государственные образовательные стандарты были введены в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Разработка стандартов первого поколения была инициирована, прежде всего, потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х годов ситуации многообразия образовательных систем. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но, надо отметить, что решение приоритетной для того времени задачи стабилизации школьного образования иногда воспринималось, чуть ли ни как «тормоз» в развитии инновационных процессов в школьном образовании. Безусловно, это не так. Стандарт – средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Однако следует подчеркнуть, что, будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт, в то же время, динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

В настоящее время все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

Иначе говоря, образовательный стандарт предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Следует иметь в виду, что существуют разные подходы к постановке проблемы качества. Отметим, прежде всего, что качество образовательного процесса и качество образовательных результатов, безусловно, связаны между собой, но это не одно и то же.

Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантирует качества образования в целом, т.к. его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества.

Для обеспечения качественного обновления образования необходимо четко определить сущность и основные составляющие современных результатов образования. Это станет методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.

В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты».

Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные - инструментальных, предметные – когнитивных.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, приобретаемого в рамках отдельных учебных предметов.

{mosregread}Таким образом, первым отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Второе отличие новых стандартов – это отличие в структуре. Все три версии стандартов первого поколения имели структуру, состоящую из двух компонентов: минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Эти компоненты в несколько видоизмененной форме сохранились и в новом стандарте. Теперь они называются «Требования к структуре основных общеобразовательных программ» и «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ».

Всякий образовательный процесс осуществляется в определенной образовательной среде и его результат во многом зависит от этой среды, ее возможностей. Например, если в школе нет кабинета физики или химии, то эти дисциплины, в основе которых лежат эксперименты, невозможно полноценно освоить. Значит, государство должно взять на себя обязательство по оснащению кабинетов физики или химии. В противном случае требовать от выпускников высокого уровня знаний по этим предметам, по меньшей мере, некорректно. Если школа не обладает квалифицированными педагогическими кадрами, то невозможно ставить вопрос о переходе на профильное обучение на старшей ступени и т.д.

Иначе говоря, чтобы гарантировать достижение уровня образования, задаваемого стандартом, необходимо, чтобы в структуре стандарта появился еще один компонент – «Требования к условиям осуществления образовательного процесса». Это требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению школы, квалификации педагогических кадров, уровню финансирования, соблюдению СанПиНов и т.п. Ответственность за выполнение этих требований должно взять на себя государство.

Включение в содержание стандарта требований к обеспечению образовательного процесса приводит к изменению его структуры. Согласно п.4 статьи 7 «Закона об образовании» (с поправками и дополнениями, принятыми в 2007 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Еще одно отличие новых стандартов также, в известной мере, связано с их структурой. Точнее говоря, с формой их представления. Для того чтобы пояснить это, надо подчеркнуть, что у образовательных стандартов много разных «потребителей». Это и родители, и школьники, и учителя, и вузы, и общественность, и работодатели, и законодательная и исполнительная власти и т.д. Каждый потребитель хочет увидеть в образовательных результатах то, что наиболее важно, значимо для него, и требует, чтобы это было представлено в понятной для него форме и сформулировано на доступном языке. Совместить в одном документе потребности столь разных потребителей очень трудно. В самом деле, маме или бабушке какого-либо учащегося важно, чтобы результаты образования давали возможность быть успешным в жизни и профессиональной деятельности. А нужно ли для этого изучать в школе закон Ома для полной цепи или для участка цепи – это их мало интересует. Наоборот, для учителя, методиста важны детали содержания образования, указания на уровни его усвоения и т.д. Обществу важно, чтобы в результате полученного образования у подрастающего поколения были сформированы качества личности, адекватные ценностям этого общества. А на базе какого конкретно исторического материала или литературного произведения это будет сделано – пусть решают профессионалы в области методики.

Уровень представления образовательных результатов должен быть дифференцирован, исходя из потребностей и уровня подготовки различных категорий потребителей стандартов. В противном случае, новое поколение стандартов ждет участь их предшественников. Ведь одна из главных причин того, что предыдущие версии стандартов так и не были утверждены, как раз и заключалась в том, что развернутые и детализированные образовательные результаты были предметом рассмотрения не только в профессиональной среде, но и общества в целом. И достичь здесь единогласия (на уровне детального описания того, что должен изучать и усвоить школьник) очень трудно.

Именно поэтому содержание примерных программ по отдельным учебным предметам ориентируется на так называемое «Фундаментальное ядро» содержания образования, которое было определено в основном нашими коллегами из Российской академии наук. В отличие от «Минимума содержания», который был главным компонентом прежних стандартов и имел многостраничный объем, «Фундаментальное ядро» - только ориентир, только абрис того набора знаний, способов деятельности, без которого невозможно представить себе сегодня полноценного человека.

Необходимо отметить, что одних и тех же (или весьма близких) образовательных результатов можно достичь, изучая разное содержание образования. Например, какова самая важная функция школьного предмета «математика»? Конечно, развитие интеллекта, логического мышления. Еще Ломоносов говорил, что математику нужно изучать только потому, что она «ум в порядок приводит». Ученик ведь не запомнит на всю жизнь все изученные в школе геометрические аксиомы и теоремы. Даже профессиональные математики далеко не обязательно используют в своей работе весь учебный материал по предмету «математика», который изучается в школе. Это означает, что для школы нет жестко фиксированного перечня теорем или набора уравнений и неравенств, которые должны быть освоены всеми школьниками. То есть при наличии четких требований к уровню развития интеллекта и логического мышления выпускника содержание даже обязательного образования по математике может быть, в определенной мере, вариативным!

Исходя из этого, результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы и конкретны.

Важнейшей составной частью государственных стандартов общего образования являются требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Эти требования, по сути, представляют собой описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

Все варианты образовательных стандартов первого поколения были ориентированы в основном только на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника. Другие оценочные процедуры, направленные на аттестацию образовательного учреждения или оценку работы системы образования на муниципальном, региональном или федеральном уровнях только декларировались. Реально никаких механизмов и средств для этого не предлагалось и не было разработано. В отличие от стандартов первого поколения, предлагаемый вариант второго поколения стандартов ориентирован не только на анализ и оценку индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ, но и на анализ и оценку состояния системы образования на всех уровнях.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться:

  • ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса (в части его обеспечения средствами обучения и определения санитарно-гигиенических норм и правил);
  • основой для аттестации учреждений общего образования;
  • основой для аттестации учителей учреждений общего образования;
  • основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования.

При таком расширении функций требований к образовательным результатам существенно дополняется и область результатов образования, для которых в стандарте должны быть заданы соответствующие требования. Ясно, что различные результаты требуют для своего задания (описания) в стандарте различных форм, способов и средств. Эти формы и средства, с одной стороны, отражают возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, с другой стороны, во многом зависят от назначения анализа и оценки образовательных результатов при принятии управленческих решений.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе – обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной идентичности, обеспечения объективности оценивания результатов образования, нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.

Эти функции стандарта реализуются не только в содержании требований к образовательным результатам, но в содержании всего комплекса документов, составляющих содержание стандарта общего образования.

Результаты освоения образовательных программ выделяются и представляются в стандарте на основе деятельностного подхода к формированию содержания образования и оценки освоения. С точки зрения современной педагогики, обученность – это готовность к определенной деятельности, в процессе которой учащиеся должны проявить знания и умения, усвоенные ими в процессе обучения.

Образовательные результаты, в когнитивной области не могут быть измерены и оценены непосредственно. Их уровень проверяется опосредованно через оценку самостоятельной деятельности, при выполнении контрольных заданий. Выявление уровня достижения стандарта к другим результатам образования требует других средств проверки (мониторинг, социологические опросы и т.д.). При этом ряд из этих требований будет носить характер ориентиров для обеспечения необходимых условий осуществления образовательного процесса, нацеленного на достижения заданных образовательных результатов.

Таким образом, требования к освоению основных образовательных программ, в силу различий в их содержании и назначении, должны быть дифференцированы по степени детализации, формам и способам задания, средствам проверки их достижения. Для ряда требований это сделано в других документах, составляющих неотъемлемую часть настоящего стандарта. Например, требования к результатам освоения основных образовательных программ в когнитивной сфере (предметные, метапредметные и др.) получат конкретизацию в примерных программах по каждому предмету, в программе формирования универсальных учебных действий. В рассматриваемом разделе стандарта все важнейшие требования к образовательным результатам в целях единообразия их представления описаны в основном как декомпозиция, конкретизация целей образования.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования. Указанная совокупность требований должна обеспечить возможность:

  • оптимизировать соотношения инвариантного и вариативного компонентов в содержании образования;
  • осваивать различные предметы на разном уровне в зависимости от интересов, образовательных и жизненных планов обучающихся;
  • перейти к критериально-ориентированной оценке достижения требований стандарта, что значительно повысит уровень объективности оценки учебных достижений.

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать:

  • проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием);
  • представления выпускниками учреждений общего образования портфолио - пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

По результатам итоговой аттестации учащиеся получают сертификат о завершении определенной ступени общего образования, в котором должен быть оценен уровень подготовленности к продолжению образования в системе общего или профессионального образования и должны быть отражены достижения учащегося в каких-либо видах социально значимой деятельности.

Система оценивания образовательных достижений учащихся должна способствовать реализации права учащихся на выбор образовательного маршрута и стимулировать образовательные достижения учащихся.

Важной характеристикой требований является возможность (невозможность) проверки результатов образования с помощью соответствующих контрольно-измерительных материалов. С этой точки зрения одни требования отражают планируемые результаты общего образования, которые должны быть достигнуты каждым выпускником школы и подлежат соответствующей аттестации, а другие – прогнозируемые результаты образования, соответствующие общим целям – ориентирам.{/mosregread}

Исходя из этого, требования к результатам образования можно разделить на два типа: 1) требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации; 2) требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

1) К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации итоговой аттестации, относятся следующие:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные психологические характеристики личности.

Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

2) К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
  • коммуникативные и информационные умения;
  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Кузнецов А.А.
Член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук