TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Программа развития ученического самоуправления PDF Печать E-mail
Добавил(а) Артемьева Л.Н., Ведунова Г.В., Капустина Н.Г.   
05.04.08 17:43

Предлагаем Вашему вниманию работу, которая стала плодом совместных усилий (что подтверждает мысль о продуктивности развития систем со- и самоуправления) администрации, педагогов, обучающихся и родителей нашей гимназии. Деятельность по развитию систем со- и самоуправления осуществляется в стенах гимназии давно. Опыт отслеживается и обобщается, что позволяет своевременно корректировать и совершенствовать работу, которая основана на системном подходе. Это означает, что со- и самоуправление не предусматривает анархии в управлении гимназией, а предполагает существование строгой ее системы, в которой принимают участие все субъекты образовательного процесса. С нашей точки зрения, со- и самоуправление – необходимое условие успешной социализации детей.

1. Концептуальные основы программы

Настоящая Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательных учреждениях, «Концепции развития со- и самоуправления в гимназии».

Ученическое самоуправление (УС) – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности обучающихся.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.{mosregread}

Задачи:

  1. Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося.
  2. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей.
  3. Представление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении гимназией (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).
  4. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
  5. Обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с обучающимися.

2. Сроки и этапы реализации Программы

1 этап - аналитический:

  • анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах.

2 этап – организационный:

  • формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов УС;
  • изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
  • организация учебы актива и педагогов.

3 этап – реализация и развитие системы ученического самоуправления:

  • отработка механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «УС – педагогический коллектив»;
  • участие органов УС в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических, благотворительных и других мероприятиях;
  • создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.

4 этап – мониторинг реализации и развития Программы:

  • оценка личностного роста обучающихся;
  • уровень сформированности ученического коллектива.

3. Основные направления деятельности

  • Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов УС.
  • Стимулирование социально значимой направленности деятельности УС.
  • Обновление содержания воспитательной работы.

Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов УС предполагает:

  • Формирование демократической культуры отношений педагогов и обучающихся. Каждый обучающийся, учитель четко должен осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
  • Подготовку педагогов и актива к управленческой и организаторской деятельности.
  • Предоставление обучающимся, согласно Закону РФ «Об образовании», права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществления деятельности, определяющей динамику позитивного развития гимназии, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.
  • Формирование единого коллектива учителей, родителей и обучающихся.

Стимулирование социально значимой направленности деятельности УС предполагает:

  • Участие органов ученического самоуправления в реализации социально значимых проектов: «Школа», «Здоровый образ жизни», «Память», «Внимание, дети!», «Милосердие», «Книга», направленных на позитивные изменения в жизни общества.
  • Использование в работе действующих в гимназии воспитательных программ: «Отечество», «Традиции», «Здоровье», «Интеллект», «семья», «Педагогическое образование родителей», «Воспитание цивилизованной личности». Работа по этим программам предполагает совершенствование деятельности всего коллектива гимназии в ходе реализации данных программ, внесение дополнений и изменений.

Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

  • Создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности обучающихся.
  • Повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования.
  • Повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с обучающимися на уроках и после них.
  • Изменение позиции обучающегося и педагога в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной.
  • Создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности обучающегося и преодоления его социальной пассивности.

4. Субъекты ученического самоуправления

Реализация данной Программы включает в себя:

  • Работу с ученическим коллективом.
  • Работу с педагогическим коллективом.
  • Работу с коллективом родителей.

По всем направлением разрабатывается годовой план деятельности, который прилагается к данной Программе.

Высшим органом ученического самоуправления гимназии является – ученическая конференция обучающихся 4–11 классов.

Ученическая конференция заслушивает отчеты органов самоуправления: ученического Совета (5–11 класс), Совета старост, детских объединений «Мы – вместе», «Республика Радости», Совета коллектива физкультуры, решает вопросы организации обучающихся, участия обучающихся в общегимназических мероприятиях, утверждает кандидатуры в ученический Совет гимназии, вносит предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса гимназии.

Общая ученическая конференция собирается не реже одного раза в год.

Программа развития ученического самоуправления

Главным координирующим органом является ученический Совет гимназии, действующий в период между Собранием старшеклассников, собранием коллектива физической культуры, собранием научного ученического общества, сборами детских объединений «Мы – вместе», «Республика Радости» и между ученической конференцией.

Ученический Совет гимназии осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ученическом Совете гимназии.

Совет детского объединения «Республика Радости» (5-7 класс), Совет лидеров детского объединения «Мы – вместе» (1-4 класс) подчиняются непосредственно сборам этих объединений, осуществляют свою деятельность в соответствии с их Уставом.

Высшим органом Совета коллектива физической культуры, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете коллектива физкультуры, является Собрание коллектива физической культуры.

Высшим органом Совета научного ученического общества, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете Научного ученического общества, является собрание научного ученического общества.

Высшим органом ученического Совета класса, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об ученическом Совете класса, является собрание коллектива класса, которое, в свою очередь, подчиняется Ученическому Совету гимназии.

Пресс-центр гимназии, в состав которого входят: редакция газеты ШИК, редакция газеты «На старт», редакция радио «Фарватер успеха», подотчетны Собранию старшеклассников. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Пресс-центре.

Между всеми структурами УС гимназии устанавливается взаимовыгодное сотрудничество.

5. Ожидаемые результаты

Результативность данной Программы будет подтверждаться результатами мониторинга развития ученического самоуправления, а также исследования, направленные на изучение комплекса знаний, умений и навыков, которыми обладают выпускники нашей гимназии.

Развитие ученического самоуправления должно решить следующие задачи:

  • Развитие и сплочение классных ученических коллективов.
  • Формирование чувства товарищества и взаимопомощи.
  • Овладение обучающимися навыками организаторской работы.
  • Формирование культуры деловых взаимоотношений.
  • Развитие навыков публичных выступлений.
  • Формирование умения конструктивно решать возникающие проблемы.
  • Самораскрытие и самореализация личности обучающихся.
  • Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда.
  • Формирование готовности участвовать в различных проектах.
  • Активное участие в организации жизнедеятельности гимназии.
  • Осознание обучающимися своих прав и обязанностей.

План подготовки актива ученического самоуправления

п\п

Мероприятие

Сроки

Методы и формы

Ответственные

1

Выявление лидерской одаренности и наиболее активных обучающихся в классах

сентябрь

Наблюдение, анкетирование, тестирование

Классные руководители, педагог-психолог

2

Выборы в классные ученические Советы и в ученический Совет гимназии

сентябрь

Ролевая игра

Классные руководители

3

Утверждение Состава Ученического Совета гимназии

сентябрь

Ученическая конференция

Зам. директора по ВР

4

Обучающие занятия для председателей органов УС.

сентябрь

Семинар

Зам. директора по ВР

5

Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Планирование, организация и проведение мероприятий»

октябрь

Ролевая игра

Зам. директора по ВР
Педагог-организатор

6

Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Коллективные творческие дела: методика организации»

ноябрь

Ролевая игра, тестирование

Зам. директора по ВР
Педагог-организатор

7

Участие в городских гражданско-патриотических акциях

В течение года

Участие в акциях

Зам. директора по ВР
Председатель ученического Совета

8

Учеба членов ученического Совета гимназии по теме: «Я – лидер»

Декабрь

Социально-психологические тренинги

Зам. директора по ВР
Педагог-психолог

9

Мастерская «Разрешение конфликтов»

январь

Тренинг

Педагог-психолог

10

Сбор разновозрастного актива с целью выявления характера взаимодействия между классами

февраль

Тренинг

Зам. директора по ВР
Педагог-психолог

11

Мастерская «Кто управляет государством?»

март

Ролевая игра

Зам. директора по ВР, комитет по молодежной политике

12

Мастерская «Навыки выступления перед публикой»

апрель

Тренинг

Педагог-психолог

13

Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью

май

Анкетирование тестирование

Классные руководители,
Педагог-психолог

14

Итоговый сбор разновозрастного актива

май

Ролевая игра

Зам. директора по ВР

{/mosregread}

Артемьева Л.Н.,
Ведунова Г.В.,
Оплетаева Л.М.

МОУ «Гимназия № 9»
г. Шадринск Курганской обл.