Инновации и эксперимент в образовании

Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока
Добавил(а) Охрименко Е.А.   
06.04.08 02:00

На определенном этапе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что не получаю удовлетворения от традиционного урока. На традиционном уроке доминирует учитель. Он преподносит ученикам готовые знания, тем самым, подавляя их мыслительную и творческую инициативу и порождая отстраненное отношение учащихся к предмету в частности и к процессу обучения в целом. Я задумалась, как сделать так, чтобы и мне – учителю, и учащимся был интересен процесс урока; чтобы урок максимально раскрывал интеллектуальные, творческие, организаторские способности учащихся, тем самым, создавая возможности для их самореализации. У меня возникла потребность выйти из существующей образовательной модели и попытаться найти ту среду, в которой и учащиеся, и я сможем себя реализовать.

Познакомившись с опытом работы учителей нашей школы, изучив теорию вопроса, я вышла на возможность использования элементов проектной технологии в совместной образовательной деятельности.

Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока

Что мне понравилось в данной технологии?

  1. Практика проектирования довольно разнообразна, поэтому догматов нет.
  2. Проектировочная деятельность содержит в себе принцип саморазвития – решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проявления данной деятельности.
  3. Участие в проектировании ставит участников образовательного процесса в активную позицию. Ученик в данной ситуации не объект деятельности педагога, он, как и учитель, полноправный субъект творческой деятельности.
  4. Проектирование, с одной стороны, индивидуально - творческий процесс, с другой – процесс коллективного творчества, поэтому в ходе деятельности формируются умения индивидуальной и коллективной работы.

{mosregread}Из существующих подходов к проектированию1 я выбрала такой, при котором педагоги совместно с детьми и родителями разрабатывают свой проект, учитывающий индивидуальные условия, к которым относятся: возраст учащихся, особенность классного коллектива; склонности и творческие способности учащихся; условия внешней среды – социума города; специфика предмета, при которой литература – это не просто общеобразовательный предмет, это – часть культуры, которую, на мой взгляд, нельзя изучать в отрыве от других составляющих: музыки, изобразительного и театрального искусств.

Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока

Следует отметить, что при таком подходе изменяется не только технология, изменяется и содержание предмета, в которое входят направления: «искусство в литературе» и «региональный компонент». Считаю это важным, так как учащиеся должны видеть, чувствовать прекрасное, но не абстрактное, а конкретное, связанное с жизнью нашего города, его природными, культурно-эстетическими условиями.

Так появился проект «Удивительное рядом», который состоит из отдельных подпроектов: музыкальный салон «Русский романс», спектакли по литературным произведениям, «В мастерской художника», «Искусство иллюстрации», «Изобразительное творчество учащихся», «Поэтическое творчество геленджикских поэтов» и др.

Проектная идея урока: литература – через призму искусства. Замысел реализации идеи можно представить следующим образом: средствами музыки, театра, изобразительного искусства, поэтического творчества изучается литература, но не сама по себе как предмет, а через искусство, связанное с жизнью родного города.

Как реализуется замысел урока? Совместная деятельность учащихся и учителя осуществляется поэтапно. Рассмотрим их.

Подготовительный этап.

Учитель создает мотивацию учащихся; организует изучение программы и определяет возможности использования метода проектов в учебной деятельности на уроке; осуществляет общее планирование данной деятельности, прогнозирование результатов; определяет состав творческих групп, ответственных в группах; планирует совместно с учащимися деятельность групп (по срокам, по содержанию); определяет совместно с учащимися формы представления результата.

Учащиеся знакомятся с программой; определяются с той сферой (ми) деятельности, в которой (которых) хотели бы себя реализовать

Деятельностный этап.

Учитель осуществляет при необходимости корректировку деятельности групп, организационное сопровождение.

Учащиеся осуществляют деятельность по определенному, разработанному ими маршруту.

Оценочно-прогностический этап.

Учитель в совместной с учащимися деятельности осуществляет представление результата проектной деятельности (театральная постановка, организация и проведение поэтического вечера, творческой выставки, литературно-музыкального салона и др.); оценку и прогнозирование развития проектной деятельности в рамках выбранной темы.{/mosregread}

Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока

Что дает данный проект участникам образовательного процесса?

У учащихся появляется возможность: 1) реализовать себя в различных направлениях: театр, музыка, изобразительное искусство, поэзия, организаторская деятельность; 2) ближе познакомиться с социально- культурной средой города; 3) развить коммуникативные качества.

У педагога появляется возможность: 1) по-новому «увидеть» учащегося; 2) иметь более широкую возможность оценивания учащихся, выйдя за рамки привычных стереотипов оценивания; 3) эмоционального удовлетворения; стимула к дальнейшей деятельности, ведь в настоящее время страшнее не то, что учащиеся не хотят учиться, а то, что учитель не хочет работать.

Результатом данного проекта являются не количественные показатели, а создание творческого продукта, а именно: театральные постановки, встречи «в мастерской художника», литературно-музыкальный салон и пр. и, что самое важное, учащиеся приобретают опыт индивидуальной и коллективной, поисковой и творческой работы в команде; опыт поиска, анализа, обработки и презентации информации; делового общения; работы с информационно-компьютерными и другими техническими средствами.

Проектная деятельность очень интересна для участников образовательного процесса: для учителя, учащихся и их родителей, которые также включаются в проектирование.

Однако есть и объективные трудности:

  • в условиях классно-урочной системы (неизбежны затраты времени помимо уроков и школьных внеурочных видов деятельности);
  • в рамках содержания программы (необходимо соблюсти минимальные требования к содержанию образования);
  • в рамках школы, которую невозможно целиком «развернуть» в данную сторону в силу объективных и субъективных причин (сложившийся стереотип поведения и работы учительского коллектива);
  • в существующей системе оценивания (проблема измерения или фиксации увеличения интереса к предмету, раскрытия творческого потенциала, выявления уровня самоактуализации и самореализации личности). Все это нам предстоит решать в дальнейшем.

Охрименко Е.А.,
учитель русского языка и литературы
СОШ №2
г. Геленджик


1 Бедерханова В.П. Проектировочная деятельность как средство развития образовательного процесса и его субъектов. Теория и практика педагогического проектирования. Выпуск первый. Сочи - 2004, С.27