TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Народная культура и познание Мира PDF Печать E-mail
Добавил(а) Каршинова Л.В.   
06.04.08 02:00

Как устроена Вселенная? Для чего Человек появился на Земле? Как возникла жизнь? Где находится «начало всех начал»? Каковы взаимосвязи Человека и Вселенной? Эти и другие вопросы волнуют сегодня не только взрослого человека, но и ребенка. И, чем больше мы узнаём, тем больше возникает новых вопросов. Есть много подходов к познанию Мира - научный, исторический, археологический, языковой, символический, образный, религиозный, изотерический, игровой и др. Появилось множество мировоззренческих систем, которые осмысливают Мир и Человека по-разному и отстаивают лишь свою точку зрения, не считаясь с остальными. Научные деятели отрицают бога, религиозные - науку. Человек стал смотреть на Мир, находясь внутри собственного «мирка», созданного им самим. И, даже культуру человечество умудрилось поделить на духовную и материальную. Но, ведь МИР ЕДИН в своем многообразии. И, чтобы понять его целостность, может стоит попробовать объединить в одно целое и логически осмыслить разные версии и точки зрения? Быть может, тогда появится некоторая ясность, приоткроются тайны Мироустроения, Мироздания, и Человек вновь обретет утраченные нравственные законы. Да и само понятие нравственности обретется человеком как необходимая внутренняя составляющая, а не свод правил, на которые нужно опираться.

Народная педагогика и народная культура во все времена успешно решали вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения без особых на то усилий, естественным, ненавязчивым путем. Еще полтора столетья назад приоритетом обладали внутренние духовные качества человека, а сегодня ставка делается исключительно на его тело. Наверное, пора признаться самим себе, что что-то не так, что в потоке экономических проблем нам пытаются навязать и чужую культуру, и чужие мысли, и чужой образ жизни, пытаются уничтожить наши собственные культурные достижения, собственную историю, подменить ценности. Народная педагогика на Руси отшлифовывалась веками и выработала свои собственные законы и правила. Мудрость народная передавалась в быту от старших к младшим через личный пример. Ребёнок рос в атмосфере высокой духовности и нравственности, осознания разумом окружающего Мира и с молоком матери впитывал вселенское мироощущение, что сказывалось впоследствии на неповторимых чертах русского характера. И, если сегодня семья не в состоянии восстановить утраченное, то в системе образования возможно нравственное воспитание через познание и признание культуры русского народа. Народная культура - это кладезь народной мудрости. Обратившись к ней, можно заинтересовать, и не только заинтересовать, но и восхитить человека опытом наших отцов и праотцов. Речь идет не о бытовании в той, «старой», культуре русской деревни, а о логическом анализе и синтезе путей познания мира, которые были присущи Человеку и Человечеству во все времена. И именно русская народная культура может выступить средством познания Мира в его целостности. Традиционная народная культура сохранила в себе глубинные пласты знаний культуры общечеловеческой, во все времена воспитывающей ЧЕЛОВЕКА НРАВСТВЕННОГО. Именно освоение русской народной культуры в логическом анализе её явлений и фактов через хорошо знакомые всем нам источники: мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, игры, игрушки, предметы быта, обряды и обычаи приведёт к формированию того индивидуального, что впоследствии сформирует личность.

{mosregread}Обряды и обычаи, традиции русского народа в историческом пути их становления уходят в глубину тысячелетий, в древнейшую культуру человечества, когда Человек смотрел на Мир целостно, не выделяя себя из общей, единой системы бытия Природы. Так, может быть и нам, живущим сегодня, стоит поучиться целостному видению Мира у наших предков?! А ведь это так просто! И первое, на что сегодня необходимо обратить внимание – это звездное Небо над головой. Древние всегда считали, что звездное Небо и Человек неразрывно связаны. Мудрость народная насквозь пронизана космическим миропониманием и мироощущением, что подтверждает этнография и фольклористика. Космическое мировоззрение эволюционировало по мере расширения человечеством знаний о Мире. Интерес к Небу и Земле расширял кругозор Человека, стимулировал его развитие. Интуитивно и незримо Человек ощущал и могущественную силу Природы и Космоса, от них зависела его судьба, судьба его потомков и всего рода человеческого. Такое мировоззрение поддерживали и мудрейшие умы древности и современности: Мох, Моисей, Анаксогор, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, Платон, Аристотель, Максим Исповедник, Парацельс, Коперник, Кеплер, Локк, Спиноза, Кант, Вундт, Блавадская, Оствальд, Циолковский, Леруа, Вернадский, Картман, Чижевский, Федоров и др. Уже в древности появились учения об атоме и мировой гармонии, было введено понятие «Космос как упорядоченный мир», понятие о неделимости материи и духа, выдвигались идеи о целостности природы Человека и Космоса. Фольклор как вид устойчивой родовой памяти дает сотни образцов космического миропонимания человека, начиная от рождения ребенка и привязки его рождения к звёздам и к Небу, заканчивая смертью человека и путешествием его души в загробном мире.

Гармоничную цельность Человека и Природы утверждали и мифы древнего мира. Поэтому мифологию также необходимо принять как один из путей познания бытия Человека и Природы. Миф – это история, сохраненная в народных воспоминаниях о прошлых событиях, история, преодолевающая рамки внешнего, объективного мира, открывающая человеку мир идеальный. Понимание мифа является важным шагом к пониманию самого себя. И сегодня миф повсюду вокруг нас, только нужно научиться распознавать его. Именно мифология и народная мудрость сохранили в устойчивых символических образах исторические традиции и представляют их сегодня нам для воспоминания той внутренней жизни, в которой человек может приблизиться к познанию самого себя. В мифологии коренятся те старые «табу», которые разрушены сегодня. От разрушения старого в обществе стало гораздо больше пороков. А миф всегда был основой общественной нравственности. В настоящее время возник разрыв между Человеком и историей, так как историю русской культуры стремятся свести ко времени принятия христианства на Руси. Глубина времён и собственной культуры оторвана от русского человека.

Чем дальше сегодня в своем познании Мира мы уходим в глубь веков, тем больше и лучше понимаем, что происходит сегодня, происходило вчера, произойдёт завтра. Связь поколений должна быть восстановлена ради нашего же будущего. Жизнь человеческая - лишь миг в масштабе Вселенной. Каждое «сегодня» мгновенно и должно, просто обязано, опираться на «вчера», чтобы было «завтра». Об этом и говорит русская народная сказка «Репка». Связь поколений – вот сокрытый в ней смысл, ведь среди героев сказки нет «настоящего», а есть «прошлое» (бабка, дедка) и «будущее» (внучка).

В народной культуре представлены и удивительные, накопленные этносом, знания, которые хранит русский язык. В языковых формулах народа отражаются и мировидение, и стереотип поведения, и система оценок бытия. Язык заключает в себе ключ к видению мира. Слово устное сохраняет не только знания и мысли, но и добавляет к нему чувства и эмоции, выражает систему оценок, выработанную в прежние эпохи. Ведь каждому слову отвечает определенная, строго закрепленная за ним семантика, т.е. каждое слово имеет своё смысловое поле! А это ещё один путь к познанию Мира! С помощь языка можно охарактеризовать не только одного человека, но и целый народ! Археологические находки и современные исследования в области языка показывают, что у славян задолго до Кирилла и Мефодия была своя оригинальная, слоговая письменность и это есть ещё одно доказательство древнейшего наследия русской народной культуры. В современной науке имеются различные подходы к изучению русского алфавита. Есть и гипотеза о том, что «кириллица» - это знание о структуре Мироздания, зашифрованное через название и порядковые номера букв. Это знание включает в себя 10 заповедей, которые древние называли ПРАВОСЛАВИЕМ, и которые впоследствии нашли свое отражение во всех мировых религиях. Вот и ещё один увлекательный и интересный путь к познанию Мироустроения, который в свою очередь связан и с Пифагорейской теорией чисел и с нумерологией. Нумерология утверждает возможность представления любого многозначного числа упрощенным, в виде однозначного, полученного суммированием цифр. На этой же основе можно вычислить и числовое значение каждого слова, называемое «матрицей». «Матрица слова» представляет собой сумму порядковых номеров букв в современном русском алфавите и дает еще один путь к разгадке смыслового поля. И буквы русского алфавита и цифры имеют свои частотные, вибрационные характеристики. Поскольку эти вибрационные характеристики одинаковы и у букв и у цифр, то наш русский алфавит дает широкую возможность перехода буквенного кода в код цифровой, высокочастотный, вибрации которого пронизывают весь Космос. Это и есть ключ к разгадке русской народной пословицы «Что написано пером – не вырубишь топором». Мысль материальна, т.е. имеет свои вибрационные характеристики; звук, слово – это в свою очередь мысль, облеченная в форму, а если она ещё и написана, то увековечена навсегда! Таким образом, появляется огромное поле деятельности по раскрытию смысла бытия человека через слово, которое также поможет восстановлению утраченной исторической памяти о прошлом.

Ещё одним интереснейшим путем для познания Мира является символизм. Именно народная мудрость сохранила в устойчивых символических образах исторические традиции бытия. Познание Мира заключено в единении с Миром, во вселении в Мир. И само слово «мир» в первоначальном смысле означало «Вселенная». Смысл познания – выявление символов, т.к. последние имеют и чувственно-физическое и духовное содержание. Посредством символов Человек может соприкоснуться с тем, что в процессе развития цивилизации было вырвано из его сознания. А именно: это ощущение пространства и времени, ощущение Мира в себе и себя в Мире, единение с Миром. Научить ребенка философии бытия посредством погружения в символы очень просто! До сих пор в народе и в религии бытуют «сакральные» числа, объяснение которым можно дать путем логического анализа и синтеза древнейших воззрений славян, понятий «Сефирот», «дерево Сефирот», каббалистической космогонии, пифагорейской теории числового символизма, современных изотерических взглядов. Есть точка зрения, что, Мир сотворен Богом с помощью чисел. Библейский миф также утверждает творение Мира Богом в течение шести дней. Современные научные изыскания тоже дают различные трактовки сотворения Мира и возникновения Жизни на Земле, показывают глубину астрального мифа, пытаются расшифровать тайны Слов-Чисел-Символов, которые оставлены нам в зашифрованном виде мудрецами древних цивилизаций. На примере базисных символов: круг, кольцо, точка, линия, крест можно объяснить возникновение множества образов, предметов поклонения, культов, которые устойчиво передавались из поколения в поколение и имеют место и сегодня. С помощью символов и образов, космических мифологем возможно воссоздание картины Мироздания, без которой воспитание Человека нравственного просто невозможно. Человек должен наконец-то понять, что он и «есть сумма Мира, сокращенный конспект его» (П.А.Флоренский), или как гласит Библия – Человек создан по образу и подобию Божьему! И именно русская народная культура, сохранившая в своих образах, обрядах, сказках древнейшие символы и мифологемы, есть образец космического миропонимания, космического отношения к Миру как единому вселенскому организму, образец взаимодействия Макрокосма и Микрокосма.

Часто в условиях современного образования, усвоение народной культуры сводится к изучению народного календаря, воспроизведению календарных обрядов. Мы же наблюдаем сегодня процесс глобальных изменений в Природе, в Солнечной системе, на нашей планете. Поэтому, задачей каждого из нас должно стать не усвоение опыта закономерных связей народного бытия и природных процессов, а его анализ и синтез. Рассмотрение обрядов и обычаев необходимо лишь как способ выражения связей Человека и Космоса в их исторической последовательности, но в обратном порядке: от сегодняшнего дня в глубину тысячелетий. Главное внимание в усвоении этих тем должно быть обращено на глобальные космические события – солнцевороты, которые не зависят от человеческого бытия. Солнцевороты (а их четыре) – это важнейшие переходные моменты, положенные в основу жизненно важных циклов и календарей. Каждый такой «переход» тщательно рассчитывался древними жрецами, ожидался и сопровождался определенными обрядовыми действиями. В древности Боги были персонификацией различных явлений природы, которые рассматривались народом как реальные духовные силы. Знакомство с древнейшими календарными системами приведет к объяснению возникновения множества мифологических персонажей. Например: до настоящего времени в народе бытует понятие «Святки». Есть множество легенд, связанных с его возникновением, но, углубляясь исторически в глубину тысячелетий, рассматривая этимологию слова, смысл самого события рождества, возможен и совершенно новый подход к трактовке этого понятия. Первый день Библейского мифа творения гласит: …«3. И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет. 4. И увидел Бог Свет, что он хорош; и отделил Бог Свет от Тьмы»… Анализируя этот текст видно, что «начало начал» заключается в появлении Света. Календарная система – это цикл непрерывно переходящих и обусловливающих друг друга событий, цикл чередования рождений и смертей, света и тьмы. Началом годового цикла явилось рождество Света, которое и было персонифицировано у славян в Бога Световита. Свет распространялся в пространстве на все четыре стороны: окрест. На этом основании можно предположить, что символом Бога Световита мог быть крест. Слово «Световит» состоит из двух корней: «свет» и «вит». Современные исследователи свели корень «вит» к греческому «вита», что означает жизнь. Но, жизнь есть вращение. Каждая клеточка любого живого организма существует за счет вращения, витков. Смысл славянского слова «Световит» и есть «вращение света, виток света». Виток света рождается в период зимнего солнцеворота, и, если представить себе крест, вращающийся, завивающийся вокруг центра-точки, то и получается виток света, распространяемого на все четыре стороны. Концы вращающегося символа света – креста образуют позади себя следы, т.е. рисуют Свастику. Свастика – это вселенский символ Света. Позже образ Бога Световита был персонифицирован и представлял собой человека с четырьмя ликами, находящимися на одной шее, смотрящими на все четыре стороны света. В христианстве его заменила церковь, ориентированная на четыре стороны света. Таким образом, возможно рассмотрение всех четырех персонификаций света в процессе его усиления и ослабления в круговом календарном цикле. В период развитого язычества, когда Солнце почиталось как главное божество, дающее свет, жизнь и тепло, на имя божества накладывалось табу. Поэтому Свет в момент его рождества называли Коляда. Точка–единица-кол-свет и есть жизнь в ее первоначальной форме. А, поскольку длительный период времени человечество принимало Небо как женскую ипостась Бога, как прародительницу всего сущего, то и в моменты солнцеворотов умирали и рождались персонифицированные образы женских божеств: Коляда, Жива, Кострома, Оусень, то есть на зимний солнцеворот рождалась Коляда, которую в момент весеннего равноденствия сжигали на костре как Масляницу, а на смену ей рождалась Жива – богиня возрождения природы; Живу в образе Костромы сжигали или трепали, разбрасывая части в воду, а на смену ей приходила Купала. С момента летнего солнцеворота свет начинал убывать, увядать, умирать. Осенью на момент осеннего равноденствия Купала превращалась в дородную старую женщину – Оусень, которая в свою очередь умирала и возрождалась на рождество. Эти персонифицированные образы Неба и небесного Света позже были представлены как мужские ипостаси: Хорс – молодое нарождающееся солнце, Ярило – ипостась Солнца от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния, Дажьбог – светоносный, урожайный бог в момент летнего солнцестояния, Овсень (Таусень) – ипостась бога Солнца во время осеннего равноденствия.{/mosregread}

Таким образом, рассматривая Мир системно во взаимосвязи всех его явлений, не исключая и не отбрасывая никаких гипотез, а наоборот логически анализируя их, возможно получение целостной картины Мироздания. Системное познание Мира, начиная именно с древних культур, поможет раскрыть в человеке человеческое, т.к. именно логика древних культур была и остается самой Жизнью!

Каршинова Л.В.,
канд. пед. наук, доцент